статья Эргономика

Эргономика в интерьере
Наличие художественного вкуса, умение графически выражать свои идеи и знание архитектурных стилей, к сожалению, не дают возможности до конца познать все тайны интерьера. Одним из необходимых составляющих дизайна интерьера является знание основ эргономики.


Эргономика (от греческого слова «ergon»- работа, «nomos»- закон)- это дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности, создание оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности. Этот термин был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских ученых основала эргономическое исследовательское общество, решающее задачи по рациональной организации труда.
В настоящее время эргономика признается естественнонаучной базой дизайна. В силу схожести целей эргономики и дизайна: формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека, а также ориентация на выявление и проработку структурной связи функциональной и композиционной составляющих вещи дает основание представлять объекты эргономики и дизайна как единый объект.
Различия дизайна и эргономики как самостоятельных понятий заключаются в том, что в основе структуры дизайнерской деятельности лежит художественный образ, имеющий социальный характер, а в эргономическом моделировании - образ сенсомоторный, носящий психофизиологический, по сути, биологический характер.
Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек – мера всех вещей». Эта идея остается актуальной на протяжении всей истории цивилизации.
Относительно интерьера, - эргономика – это наука о «правильном» расположении мебели, осветительных приборов и предметов, окружающих человека по отношению к пропорциям его тела. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружающими предметами.
Эргономика – комплексная дисциплина, возникшая на стыке психологии и техники, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. Она представлена тремя составляющими:
- антропомерией, исследующей строение человеческого тела с учетом возрастных, половых и др. особенностей,
- инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий труда,
- психологией восприятия, изучающей особенности зрительного и тактильного (осязательного) восприятия окружающего предметного мира.
Форма и функциональные размеры всей предметной среды, её объёмно-пространственных структур, неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека. В основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Так, английский фут равен длине средней мужской ступни – 0,3048; русские пядь, локоть (45,5 – 47,5 см) Такие «универсальные» единицы измерения всегда находились под рукой (см. рис. 1).
Издавна и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны человеческого тела. Леонардо да Винчи, Дюрер, Микеланджело пытались найти закон идеальных пропорций человеческого тела. Среди архитекторов широко известен «Модулор» Ле Корбюзье - гармоническая система мер, основанная на законах «геометрии» человеческого тела. Она представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают основным требованиям:












- Находятся в определённых пропорциональных отношениях друг к другу, позволяя гармонизировать сооружения и его детали.
- Прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры.
- Отвечают задачам унификации строительных изделий.
Эргономический подход в решении задач, оптимизация жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов:
1. Социально-психологические факторы
Предполагают соответствие конструкций, оборудования и организацию рабочих мест по характеру и степени группового воздействия. Кроме того, они устанавливают межличностные отношения, возникающие при совместной деятельности.
2. Антропометрические факторы
Подразумевают соответствие формы, размеров оборудования, а также их элементов, форме, размерам. пластике и массе человеческого тела.
3. Психологические факторы
Предопределяют соответствие оборудования, технических процессов и среды возможностям, особенностям восприятия памяти, мышления и психомоторики человека, его навыкам в работе.
4. Психофизиологические факторы
Обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другими воздействиями возможности человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.
5. Физиологические факторы
Призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека его силовым, скоростным биомеханическим и энергетическим возможностям.
6. Гигиенические факторы
Предопределяют требования по освещённости, газовому составу воздушной среды, влажности, температуры, запылённости, токсичности, напряжённости электромагнитных полей, различного вида излучения, шуму (звуку, ультразвуку), вибрации, гравитационным перегрузкам и т.п.

***
В психологии труда и эргономике А.А. Ухтомский и Н.А. Бернштейн доказали, что исходным носителем психологической деятельности человека является его моторное поле, представляющее собой моторную активность звеньев опорно-двигательного аппарата. Ученые эргономисты на практике установили, что моторное поле геометрически определимо, в результате чего получает характеристики моторного пространства, которое может использоваться в качестве средства проектного моделирования оптимальных рабочих мест.
В разработке дизайн – проекта квартиры своеобразный рабочий полигон представляет кухня. Какой быв совершенной ни был набор оборудования кухни, без ручного труда, все же, не обойтись. Одна из проблем создания интерьера кухни заключается в правильном расположении мебели (стола, стульев, шкафов, полок), бытовых приборов (кухонных комбайнов, холодильников), осветительного оборудования (ламп, светильников, розеток, выключателей) (см. рис. 2).
Как правило, варианты планировки кухни диктуются расположением стен, - это может быть однорядная планировка, угловая ( L - образная), замкнутая (U - образная), островная или полуостровная. Однако, в любом случае рассматриваются требования эргономики с учетом так называемого рабочего треугольника, который образуют основные рабочие зоны: холодильник – раковина – плита.














***
 В ряде областей использования эргономики сегодня уже сложились определенные требования и нормативы. Для разработки проекта дизайна интерьера наибольшее значение представляют габаритные размеры помещения (особенно ограниченного в размерах (см. рис. 3)) и мебели.
В мебельном конструировании приняты определенные нормы, учитывающие антропометрические свойства среднестатистических данных человека (см. рис. 4). Так, высота рабочей плоскости письменного стола принимается - 750 мм, сидения стула – 450 мм, кресла для отдыха – 350 мм.










Многие из параметров мебели получены на основе экспериментов и исследований, в частности методом моделирования. При помощи саматографических моделей человека при выполнении определенных трудовых операций составляются нормы и габариты мебели, оборудования.
Соматология – раздел антропологии, в котором изучаются вариации человеческого тела в целом (рост, вес, пропорции и т.д.)
Соматография – это метод схематического изображения человеческого тела в технической, графической или другой документации.
С помощью соматографических изображений можно проверить:
- соотношение пропорций человеческой фигуры и размеров, формы рабочего
места,
- досягаемость органов управления и удобства их размещения,
- оптимальные и максимальные границы зоны досягаемости конечностей,
- обзор рабочего места и условия зрительного восприятия
- удобство формы рабочего места, пространство для маневрирования,
манипулирования, сидения и т.п.,
- удобство подхода к рабочему месту, оптимальные размеры проходов и
коммуникаций.
Ярким примером соматографического моделирования стало «анатомическое» кресло спортивных автомобилей.
Наряду с эргономическим проектированием существует эргономический анализ, который проводится как на стадии предпроектного исследования, так и при испытании готовых образцов мебели и оборудования.
Для создания гармоничной среды обитания человека, «идеального» интерьера, необходимо обеспечить полное взаимодействие свей системы «человек – предмет – среда».

Наталья Бирюкова, архитектор.










Рис 1Рис 2