Урок математики, 3 класс. ЭКОДОМ — изучаем с увлеченьем ресурсосбережение








Действия с многозначными числами. Закрепление рациональных приёмов вычислений

Математика
3 класс




Малиновская Наталья Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории





«ЭКОДОМ: изучаем с увлеченьем ресурсосбережение»

Тема урока: «Действия с многозначными числами. Закрепление рациональных приёмов
вычислений»

Цели: Отработать рациональные способы действий с двух- и трёхзначными числами при решении примеров и задач изученных видов.

Планируемый результат: готовность учащихся на завершающем этапе урока ответить на проблемный вопрос «Кто богаче всех живёт?», поставленный перед ними на организационно-мотивационном этапе.

Задачи:
Обеспечить:
формирование представлений об экономном отношении к водным, тепловым, энергоресурсам нашей страны;
закрепление учащимися способов умножения, деления, сложения и вычитания двух- и трехзначных чисел с использованием материалов темы «Экономия и бережливость – забота каждого»;
осознанное использование учащимися рациональных приёмов вычислений в процессе решения частных задач;
вариативность взаимодействия учителя и учащихся.
Организовать ситуации:
для осмысления способов выполнения заданий;
выбора учащимися рациональных способов действий;
усвоения учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Создать условия:
Для развития коммуникативных способностей учащихся;
Формирования навыков группового взаимодействия;
Развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный, решение частных исследовательских задач.


Используемые технологии элементы технологий развивающего обучения Д. Б. Эльклнина - В. В. Давыдова и исследовательской технологии «Обучение через открытие».


Форма проведения урока: «Экодом» (экономичный дом)


Оборудование:

Макеты домов с номерами от 1 до 6 (по количеству групп), пословицы на тему ресурсосбережения, индивидуальные листки самооценки «Мощность моей лампочки знаний», кусочки янтаря и шерстяной ткани для опыта, выставка литературы об экономии ресурсов (энциклопедии, «Азбука бережливости» Н. М. Жилинского, памятки самооценки, плакаты на тему «Экономия воды, тепла, газа, электроэнергии», фигурки Экономика и его помощников Берегош, исследовательские проекты учащихся «Изучаем с увлеченьем ресурсосбережение. Школа Берегоши», таблицы беглого счета с кодированной информацией, портреты Александра Вольта, Стефана Грея, Майкла Фарадея, задачи на карточках, составленные учащимися, карточки индивидуальных заданий.



Схема рассадки учащихся:


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения об использовании человеком энергии воды, солнца, ветра; подбирают пословицы и поговорки о бережливости и экономии; составляют бытовые задачи на тему «Азбука бережливости» (рациональное использование электроэнергии, воды, газа), сочиняют стихи «Школа Берегоши»; рисуют плакаты на эту же тему.
Итогом этой работы станет классный час «Изучаем с увлеченьем ресурсосбереженье», предшествующий уроку математики.

Организационно-мотивационный этап

Пробуждение заинтересованности
-Вы обратили внимание на оформление класса? Догадайтесь, как зовут героев, которые пришли к вам на этот урок и хотят предложить интересные задания? (Предположения ребят).
- Не можете догадаться? Помогу немного:
Я не просто гномик, Я – Гномик-(экономик).
Я ужасно скромный и очень экономный.
Немножечко болтливый, но очень бережливый.
Свет, тепло, вода и газ просто так не льются,
И природой нам они даром не даются.
Среди множества проблем в нашем поколении
Предстоит решить вопрос ресурсосбережения!

Гномик-экономик и его братья и сёстры Берегоши помогут нам сегодня провести урок.

Ориентировка в теме предстоящего урока, актуализация уже имеющихся ЗУН
- Ребята, мы на протяжении второго триместра работали в рамках проекта «Изучаем с увлечением ресурсосбережение». Почему так много внимания мы уделяем этой теме?(Проблема экономии энерго- и других природных ресурсов особенно актуальна для Беларуси, поскольку мы зависим от поставок нефти и газа из других стран)
Наш президент, А. Г. Лукашенко, сказал: «Быть бережливым – значит жить в богатой стране». За это время вами было собрано очень много интересных материалов из истории использования человеком огня, ветра, солнца, воды. Вы подготовили плакаты и рисунки, выписали много пословиц и поговорок (на стенде представлена лишь часть из них), подобрали загадки на тему ресурсосбережения. Учились составлять задачи, вели исследовательскую работу по экономии электрической энергии, сбережении воды и тепла в своих квартирах. Классный час провели, где вы поделились своими находками, собственные стихи прочли, некоторые задачи рассказывали.

Постановка целей и задач. Мотивация работы на уроке.
-Сегодня вы – жители ЭКОДОМОВ (экономичных домов), будете решать задачи и выполнять различные задания наших друзей Экономиков, утверждающих:

«Экономия ресурсов – экономия твоих денег!» (плакат)

При этом отработаем рациональные способы действий с трехзначными числами. Узнаем новые сведения из истории электричества. Вам представиться возможность проявить себя, продемонстрировать свои знания и опыт и по математике, и по теме ресурсосбережения, накопленные за этот триместр. При этом от вас потребуются не только знания, но и смекалка.

О чём бы вы хотели узнать на этом уроке? Чему научиться?.. (Кто придумал электричество? Как его получают? Хочется послушать, какие задачи составили ребята. Хотим научиться беречь электричество, воду, тепло, чтобы в семье на это тратилось меньше денег)

А я хочу, чтобы к концу урока вы, работая дружно в коллективе, помогая друг другу, делясь знаниями и при этом, получив новые знания, приобретя новые умения, смогли ответить на проблемный вопрос:

«Кто богаче всех живёт?» (плакат)

и получить за работу на этом уроке хорошие отметки (утверждение возможностей учащихся).

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Устный счёт.

Цель: повторение табличного и внетабличного умножения и деления, изученных действий с трёхзначными числами, «Беглый счет».

- Перед вами карточка беглого счета (на Экодомах прикреплены). Посмотрите на неё.

19


56


350


49


490


34


* 4
76

- 49
7

: 5
70

+14
63

: 7
70

+56
90

- 22
54

* 9
63

+25
95

: 3
21

* 4
280

: 5
18

: 6
9

+45
108

: 19
5

+39
60

: 10
28

* 7
126

* 8
72

: 36
3

* 20
100

: 4
15

- 19
9

- 27
99

: 12
6

* 34
102

- 28
72

*1
15

* 9
81

: 11
9


Я


Ь


А


Н


Р


Т

Экодом №1 №2 №3 №4 №5 у доски 3
ученика
Прогностическая самооценка:
- На мой взгляд, вы хорошо усвоили приёмы табличного и внетабличного умножения и деления. А как вы сами оцените своё умение выполнять эти действия? Перед каждым из вас лист самооценки «Мощность моей лампочки знаний». Как ярко светит ваша лампочка знаний темы ресурсосбережения и умения выполнять табличное и особенно внетабличное умножение и деление двух- и трёхзначных чисел? У кого-то 100, 80, 60, 50 ватт – экономим силы или горим в полную силу. Нарисуйте кружок напротив выбранного балла на шкале.
- Вы оценили свои возможности на данном этапе, а теперь за работу!
Вам необходимо определить ключ к шифру и прочитать получившееся слово:

6
15
9
72
81
102








Работать будете следующим образом:
- Решив примеры, найдите свой результат на плакате и впишите букву, соответствующую этому результату. (Ответ: ЯНТАРЬ).
- Молодцы! Вы сами проверили своё умение производить вычисления, расшифровав закодированное слово ЯНТАРЬ.
- Интересно, совпала ли ваша прогностическая оценка с реальной после выполнения этого упражнения? Если у кого-то не совпала (стала выше или ниже), отметьте это в вашем Листке самооценки.

Расширение знаний об электричестве.
- Что такое ЯНТАРЬ? Я просила вас поинтересоваться в справочниках.
- А какое отношение имеет янтарь к электричеству? (Предположения учеников).
- Я попросила одного из ваших одноклассников подготовить справку для вас.
Рассказ ученицы
Я узнала, что слово «электричество» имеет греческие корни и обозначает ЯНТАРЬ. Уже в древности греческий математик Фалес имел представление об электричестве. Потерев янтарную полоску о шерсть, можно зарядить её электричеством. Такая палочка притягивает волосы, мелкие бумажки и тому подобное.
-Проверим?

Практическая работа (одновременно – разминка для рук)
У вас на партах есть конверт «Опыт». Выньте его содержимое на стол. Что в конверте? (кусочки янтара, шерсть, мелкие бумажки) .Порвите полоски бумаги на мелкие кусочки. Потрите хорошенько янтарь о шерсть и понаблюдайте, как бумажки притягиваются к янтарю. (Сама показываю).

Самостоятельная работа.
Цель: применение знаний способов действий при нахождении значений числовых выражений.

- Предлагаю вам задание, выполнив которое, вы познакомитесь с информацией об ученых, имеющих непосредственное отношение к открытиям в области электричества.

Познавательная головоломка №1

- Найдите значение числовых выражений. Затем соедините таблички с равными значениями.
Это задание выполнят Экодома №2, 3, 4.

16*5 – (20 +40 : 8)
Английский физик, открывший способ получения электричества
12 + 27 : 3 * 8
Александр Вольт

4 * (29 – 24 : 3 )
В 1800 году этот учёный изобрёл первую батарею – источник энергии

270 : (30 * 3)
Стефан Грэй

75 – 27 : 3 * 8
В 1729 году этим ученым было обнаружено, что некоторые вещества могут проводить ток

36 : 2 + 37
Майкл Фарадей

А два других Экодома (№1, 5) тоже будут выполнять аналогичное задание, но только им предстоит собрать пословицы, подготовленные вами, ребята, в процессе работы над проектом «Изучаем с увлеченьем ресурсосбережение»

·
Познавательная головоломка №2


(36 : 6 + 49 : 7) *5
Копейка к копейке

36 * 2 + 7
бережливость да разум

(40 – 31) * 4
Из крошек кучка

21 : 3 + 63 : 7 * 4 + 22
проживет и семейка

72 : 9 * 3 + 55
Не деньги богатство

27 : 3 * 8 – 36
из капель - море


- В карточках по 6 выражений. У вас в домах разное количество «жителей»: лишь в домах №2 и №4 по 6 человек (они и решат по 1 выражению), а как поступить другим экодомам? (тому, кто быстрее справиться со своим выражением, решить второе).
- Помогайте друг другу, ведь вы – жители одного дома! (Соблюдение положительного микроклимата. Развитие коммуникативных функций)

Проверка (самоконтроль): если вы правильно ответите на вопросы, значит, верно вычислили значение выражений:
Кто открыл способ получения электричества? (Майкл Фарадей)
Что изобрел Александр Вольт? (Батарею – источник энергии)
Какое открытие сделал Стефан Грэй? (Некоторые вещества могут проводить ток)
Какие пословицы подобрали ваши одноклассники?

6. Зрительная физкультминутка: отыщите глазами портреты названных ученых (размещены на разных стенах классной комнаты).

Взаимооценка: оцените работу друг друга на этом этапе в Листке самооценки (зеленым цветом) в соответствии с памяткой «Классные и домашние работы» (имеется у каждого ученика).

- Заинтересовались сведениями из истории электричества? Получить новые знания об этом вы сможете из справочной литературы и детских энциклопедий (обращение к выставке), а также на уроках физики в старшей школе.

7.Физкультминутка «Буду – не буду». (Дети кивают головой, руки на поясе)
Буду делать уроки и читать при слабом освещении.
Выключу из сети электроприборы, которые в данный момент не используются.
В жаркие дни открою дверцу холодильника, чтобы охладить воздух в квартире.
Утеплю окна, чтобы сохранить тепло в квартире и. тем самым, сэкономить на отоплении.
Подогрею себе воды на чашку чая, вскипятив при этом полный чайник: вдруг кому-то еще понадобиться!
Заставлю батарею в комнате мебелью, чтобы было красивее.

8 Решение бытовых задач о ресурсосбережении.
- Мы проиграли свое поведение в конкретных бытовых ситуациях. Я рада, что вы будете поступать правильно. А вот, сколько материальных средств при этом вы сэкономите, мы узнаем, решив задачи, которые вы подготовили дома.
- Пользовались ли вы «Руководством по эксплуатации» бытовых приборов?
- Какие задачи получились? (Заслушать несколько).
В большинстве случаев экономия заключается в изменении наших привычек. Решив задачи, вы поймете, КТО ЖЕ БОГАЧЕ ВСЕХ ЖИВЕТ? И возможно уже сумеете ответить на этот вопрос, поставленный в начале урока.
- Предлагаю обменяться текстами задач Экодомам №1, 3, 4 и решить их.
А в это время Экодом №5 выполнит индивидуальные задания, выбрав их в соответствии со своими возможностями на данном этапе, а «жителям» Экодома №2 представится возможность улучшить умение решать задачи выражением. (Задачи может читать один из учеников группы или сам учитель, можно подготовить карточки каждому ученику)
Рефлексивная проверка
- Верните задачу «владельцу» вместе со своей тетрадью – он проверит и оценит ваше умение решать задачи;
- Сколько денег можно сэкономить, бережливо относясь к воде и электроэнергии
Индивидуальные задания.
№1 Реши уравнения, расположи решения в порядке возрастания их значений и из букв, соответствующих им, составь фразу.

И
55 – Х = 47
Е
Х + 19 = 23

Е
Х * 3 = 18
У
Х – 37 = 29

Д
61 – Х = 17
В
Х * 7 = 77

Р
46 + Х = 51
О
63 + Х = 85

Б
81 – Х = 78
Г
21 : Х = 3


3
4
5
6
7
8
11
22
44
66












Закрывай плотнее кран,чтоб не вытек океан.
ОТВЕТ: «Береги воду».
№2 Восстанови цепочку вычислений «История света» и прочти слова


- 7 С * 5 : 15 + 19

Л А
: 7 - 18 * 3 - 7

В А

* 30 : 4 +16 * 4

Е Ч П М

: 6 *5 : 9 + 13



35, 4, 120, 100, 25 75, 24, 68, 9, 25

№3
Помоги Берегоше: поставь числа в геометрические фигуры, чтобы получились верные равенства. Одинаковые фигуры – одни и те же числа.
- 30 = : 9 =

+ = 36 + = 84

- 5 = 4 * = 162


4 * = 100 90 - =


№4 Реши задачи выражением.

60 кг макулатуры заменяют при производстве бумаги одно дерево. Сколько деревьев можно сохранить, если использовать 240кг макулатуры?
В январе семья израсходовала 480 Ватт электроэнергии, а в феврале – 180 Ватт. Сколько денег сэкономила семья при тарифе 12 рублей за 1Ватт?
При пользовании душем в минуту выливается 15 литров воды. Сергей был в душе 20 минут. Сколько воды он использовал?
Если в каждой семье выключить лампочку в 40 Ватт на 1 час, то сэкономленной электроэнергии хватит на выпуск 24 миллионов тонн стали. Сколько стали можно выплавить, если лампочки погаснут на 3 часа?

9. Итоговая рефлексия.

- Изменилась ли ваша самооценка по сравнению с той, которая была в начале урока?
- Нарисуйте в «Листе самооценки» кружок напротив оценки, заработанной на этом уроке.

Как можно экономить воду, газ, электроэнергию, а значит и деньги?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
С какими заданиями справились легко, а какие вызвали затруднения?

Давайте вернемся к началу урока. Можете ли вы теперь ответить на вопрос: «Кто богаче всех живет?». Выскажите свое мнение, опираясь на сведения, полученные на уроке.

Кто экономит и бережет!


Что на уроке было главным?
Нефть и газ сжигают, чтобы производить тепло, электричество. Если меньше тратить природные ресурсы, то и загрязненность воздуха, воды и земли будет меньше, а значит и вы будете здоровее!

Домашнее задание:

Экодома №5 и №2 решают задачи друг друга;
Стр.43, №8 – решить выражения.
«Прояви себя!» - на основе этих выражений закодируйте свои пословицы, которые не прозвучали на этом уроке. Можно закодировать отгадку к своей загадке. Удачи вам в этой творческой работе!



Использованная литература:

«Школа Берегоши» (из опыта работы педколлектива СШ №4 г. Светлогорска, Минск, «Тэхналогия», 2001
«Школа Берегоши» (методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах, Минск, «Тэхналогия», 2001
«Бережливая математика для маленьких экономистов» Байда Н. Е. и др., 2007, Мозырь
«Пачатковая школа», 9. 2007г.
«Азбука бережливости» Н. М. Жилинский, Минск, «Юнацтва», 1988.

Дополнительные материалы к уроку

Пословицы и поговорки:
Не деньги богатство – бережливость да разум.
Копейка к копейке – проживет и семейка.
Всякий доход не живет без хлопот.
Где бережливость, там богатство.
Из крошек кучка, из капель – море.
Авось и как-нибудь до добра не доживут.
Всякий дом хозяином держится.
Не легко деньги нажить, а легко прожить.
Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.

Некоторые задачи, составленные учащимися:

За 1час работы наш фен потребляет 20 Вт электроэнергии, а холодильник в 3 раза больше за такой же промежуток времени. Сколько электроэнергии потребят фен и холодильник вместе?
Из 2тонн макулатуры получают столько бумаги, сколько при переработке 34 деревьев. Сколько деревьев можно сэкономить, если использовать 5 тонн бумаги?
Лестничные площадки в 3-х подъездном 9 этажном жилом доме освещаются электролампами по 20 Вт каждая, установленными по 2 на каждом этаже. Какое количество электроэнергии можно сэкономить, если бы питание этих ламп производилось от солнечных фотоэлементов, установленных на крыше дома?
Лева, вернувшись с тренировки, прилег отдохнуть и заснул, забыв выключить свет. Папа пришел только через 9 часов. Сколько электроэнергии было потрачено без необходимости, если в светильнике использовано 2 лампочки по 40 ватт?
В 3 комнатах моей квартиры висят люстры. В одной горит 5 ламп, а в двух других по 3 лампы. Рассчитайте общую мощность затрачиваемой электроэнергии, если мощность 1 лампы 60 Вт.
Фен потребляет 180 Вт электроэнергии в час. Сколько электроэнергии израсходуется, если феном мама пользовалась 20минут?
В нашем аквариуме работают: освещение, которое потребляет 15 Вт электроэнергии в час и работает 7 часов в сутки; обогреватель, который потребляет 5 Вт в час и работает 5 часов; компрессор, который потребляет 10 Вт и работает тоже 5 часов в сутки. Сколько энергии потребляет наш аквариум за сутки?
Если из водопроводного крана каждую секунду падает капля воды, за сутки вытекает 5 ведер воды. Сколько ведер воды выльется из 5 кранов в гигиенической комнате нашей школы, если за 1 секунду из каждого падает 2 капли?









13PAGE 15


13PAGE 14315




15