Программа внеурочной деятельности Юный патриот


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок
«Юный патриот»
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Составитель: Ю.А. Смолина

1. Пояснительная записка.
Настоящая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования (стандарты второго поколения).
Программа курса разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, для реализации духовно-нравственного направления (ФГОС), возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в соответствии с ФГОС начального образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.
В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Цель и задачи программы
Цель: формирование основ патриотизма, а именно воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории родного края, страны.
Задачи:
- создание условий для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по  патриотическому воспитанию, обеспечение оптимальных условий развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышение качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Основные содержательные линии:
Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить!
Преумножать наследие отцов.
Этих дней далёких позабыть нельзя!
День героев Отечества
Мужество, выносливость, слава!
Славе Российской сиять без конца!
Каждое сердце хранит память поколений!
Подвигу всегда есть место на земле!
Вечной памятью живём!
Ценностные ориентиры:
Кружок “Юные патриоты ” выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. В данном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Форма и режим занятий:
Формы проведения занятий по данному курсу могут быть различны: коллективно-групповая игра, беседа, творческий конкурс, защита проектов, экскурсия, поход выходного дня, практикум в соответствии с основными разделами программы.
Участники программы: дети 9-10 лет, ветераны ВОВ, воины-интернационалисты, учитель и родители учащихся.
Сроки реализации:
Предусмотрено проведение занятий во внеурочной деятельности на 1 год обучения по 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение. Наиболее оптимальная продолжительность занятий 40 минут.
2. Учебно -тематический план
№ Наименование
раздела, темы Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяАудиторные Внеаудиторные 1. Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить! 4 2 2 Знакомство с понятием «историческая дата», прослеживание связей поколей, встреча с ветеранами ВОВ, обработка и передача информации через сообщения, доклады, знакомство и историей образования советской гвардии.
2. Преумножать наследие отцов. 4 2 2 Знакомство с теоретическим материалом, обработка и передача информации через сообщения, доклады, экскурсионные занятия, участие в интеллектуальных играх.

3. Этих дней далёких позабыть нельзя 5 2 3 Знакомство с теоретическим материалом, обработка и передача информации через сообщения, доклады,
организация и участие в викторинах, фотовыставке, экскурсионные занятия.
4. День героев Отечества. 3 1 2 Знакомство с теоретическим материалом, разучивание стихотворений, встреча с интересными людьми, экскурсионные занятия.
5. Мужество, выносливость, слава 4 2 2 Знакомство с теоретическим материалом, разучивание стихотворений, встреча с интересными людьми, экскурсионные занятия.
6. Славе российской сиять без конца 3 1 2 Знакомство с теоретическим материалом, разучивание стихотворений, встреча с интересными людьми, экскурсионные занятия, создание поздравительных открыток.
7. Каждое сердце хранит память поколений
4 2 2 Знакомство с теоретическим материалом,
экскурсионные занятия.
8. Подвигу всегда есть место на земле 3 1 2 Участие в викторине, конкурсе рисунков.
9.
Вечной памятью живём! 4 1 3 Разучивание стихотворений, песен, участие в литературно - музыкальном часе, создание проектов; встреча с ветеранами ВОВ, экскурсионные занятия.
Всего 34 14 20 3. Содержание программы:
Содержание программы обучения отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1.Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить!(4ч.)
Тематическая беседа «Прошлое рядом». Вторая мировая война - начало окончание. День памяти жертв фашизма. Встреча с ветеранами ВОВ «Земной поклон Вам – ветераны!» Виртуальная экскурсия « Города - герои». 75 лет со дня начала блокады Ленинграда. 75 лет со дня начала битвы под Москвой. Освобождение Новороссийска. Час истории «День рождения советской гвардии».
2. Преумножать наследие отцов(4ч.)
Моя малая Родина – Краснодарский край. Освобождение Краснодарского края. Викторина «Государственные символы: герб, флаг, гимн». Россия – морская держава. Царь Петр I. Интеллектуальная игра «Военные забавы юного Петра». Экскурсия в городской музей «История   военной  символики  и  формы (мундира).
3. Этих дней далёких позабыть нельзя… (5 ч.)
Литературный час «По Красной площади парадом». Спортивно-патриотическая игра «Потешные бои». Фотовыставка «Мы против фашизма». Экскурсия в городской парк «Стена славы».
4. День героев Отечества(3 ч)
Устный журнал «День воинской славы России». Великие полководцы России. П. С. Нахимов. К. К. Рокоссовский. Литературный час «Герои, герои, мы вас не забудем!» Встреча с поэтом - земляком. Проект «Герои – земляки».
5. Мужество, выносливость, слава (4ч.)
Устный журнал « Ленинград в дни блокады». Встреча с людьми отважных профессий (полицейские, МЧС ). Экскурсия в городской музей «История   военной  символики  и  формы (мундира).
6. Славе российской сиять без конца (3 ч.)
Афганистан – боль моей души. Встреча с воинами - интернационалистами. Экскурсия к памятнику воинам - интернационалистам. «Подари частичку доброты» поздравление ветеранов ВОВ.
7. Каждое сердце хранит память поколений (4 ч)
Заочная экскурсия «Именем Екатерины наречённый…». Музыкальный час «Казачьему роду нет переводу». Экскурсия в городскую библиотеку « История одного памятника».
8. Подвигу всегда есть место на земле (3 ч)
Интеллектуальная викторина «Покоряя небо». Конкурс рисунков «Космическая эстафета. Проект «Через тернии к звёздам».
9. Вечной памятью живём!(4 ч)
Литературно-музыкальный час «Этот День Победы!» Встреча с ветеранами ВОВ «Помнят люди». Проект «Я помню, я горжусь!». Экскурсия в городской парк к Вечному огню.
4. Предполагаемые результаты реализации программы:
К концу курса обучения учащиеся знать:
1 уровень:
значимые страницы истории страны, края, в котором живут, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурные достояния своего края;
моральные нормы и правила поведения, этические нормы взаимоотношений между поколениями.
2 уровень:
обладать опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения; 
осознавать ответственность за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
3 уровень:
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
самостоятельно выбирать тему для проекта;
выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
презентовать свою работу.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, родного края, осознание ценности , единства многонационального российского общества;           
-формирование знаний о значимых страницах истории страны, края;                -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.                  
Метапредметные - это  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные УУД:
-  учиться наблюдать и осознавать происходящие изменения;
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
-    учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информации
-   строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные  УУД:
 -   уметь планировать, прогнозировать свои действия;
 -   учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
 -  реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
 -  уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
 - адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
Коммуникативные УУД:
 -  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
  -  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
-  формулировать собственное мнение и позицию;
-  учиться самостоятельно решать проблемы в общении;       
-  уметь  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге;
- уметь  понимать чувства других людей и сопереживать им;                                    Предметные: 
     - усвоение первоначальных сведений об истории страны, края;                        
  - понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы;                               
 - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных задач;                                  
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории России;                                                                                       
 - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;                                                                                        
5. Формы и виды контроля:
Формы отслеживания результатов:
презентации
практическая направленность
игры
викторины
соревнования
литературные и музыкальные часы
6. Методические рекомендации:
Преподаватель может самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. На отдельных занятиях возможно привлечение представителей МВД и МЧС России – спасателей, пожарных и др.
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как практикумы, экскурсии, соревнования, беседы, литературные и музыкальные часы
Используются методы обучения:
- репродуктивный;
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В проведении занятий рекомендуется использовать формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. С целью проверки усвоения материала рекомендуем проводить игры, викторины, а в качестве психологической разгрузки – физминутки. Новые формы и методы организации занятий позволяют сделать работу разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка любой деятельности ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, рекомендуем взглянуть на ребенка с точки зрения его личностного развития. Акцент ставим на воспитание активной гражданской позиции и патриотического сознания, как основы личности гражданина России.
7. Описание материально-технического обеспечения программы:
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
Для учителя: Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.
1 шт.
2. Печатные пособия
3. Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска 4. Оборудование кабинета
Ученические столы двухместные
Стулья
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения книг и пособий 16 шт.
32 шт.
1 шт.
5 шт.