Конспект урока по математике на тему: «Движение тел навстречу друг другу. Скорость сближения».


Конспект пробного урока Практикантка: Турышева Е.А.

Предмет: математика
Дата проведения: 15.09.16
Класс: 4 «А»
Тема: «Движение тел навстречу друг другу. Скорость сближения».
Тип урока: урок закрепления.
Создать условие для реализации целей:
Предметные (П.):
- формировать умение классифицировать треугольники;
- выполнять вычисление площадей прямоугольных треугольников;
- формировать умение решать задачи на встречное движение, соотносить чертежи и текст задачи, осуществлять поиск разных способ решения;
- формировать умение устанавливать истинность или ложность числовых неравенств на основе знаний свойств действий.
Метапредметные:
Регулятивные (Р.):
- контролировать и оценивать свою деятельность;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- формулировать цель урока;
- осуществлять контроль деятельности партнеров;
- планировать собственную деятельность;
- осознавать возникшие трудности и искать способы их преодоления;
- адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассника.
Познавательные (П.):
- развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление у обучающихся;
- поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений;
- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;
- оформлять мысли в устной форме;
- формирование двигательных умений.
Коммуникативные (К.):
- умение слушать и слышать учителя;
- умение использовать речь для регуляции своих действий;
- умение формулировать собственное мнение;
- умение понимать задаваемые вопросы;
- умение выражать и обосновывать свою точку зрения;
- умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные (Л.):
- иметь желание учиться, проявлять интерес к предмету (учебному материалу);
- развивать математическую речь, память, логическое мышление;
- уметь слышать и слушать собеседника;
- обосновывать свою позицию, понимать значение знаний для человека;
- формировать умения самостоятельно оценивать свои достижения и достижения одноклассников;
- умение организовать себя и свое учебное место.
Методы: словесный (беседа, объяснение, разъяснение), наглядные (демонстрация, презентация), объяснительно – иллюстративный, практические (упражнения). Средства обучения:
Для учителя: компьютер, доска, экран, презентация, учебник И.И. Аргинская. «Математика» 4 класс 1 часть.
Для учащихся: учебник И.И Аргинская «Математика» 4 класс 1 часть, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Коммуникативная Регулятивная Познавательная
Осуществляемые действия Формируемые
умения
Мотивационный этап.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1мин. Приветствие
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь!
Проверка готовности к уроку
- Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, тетрадь, ручка, карандаш и линейка.
Эмоциональный настрой.
–Ребята, с каждым днём вы поднимаетесь всё выше и выше по ступенькам лестницы знаний. Вы уже много знаете и много умеете. Сколько трудных ступенек вы уже преодолели! Ваши знания, ваше старание, трудолюбие и любознательность помогут вам подняться ещё на одну ступеньку. Приветствуют учителя.
Высказывают свое мнение.
Осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов, формирование своей жизненной позиции в отношении самого себя и своего будущего (Л).
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
6 мин. - Откройте тетради, запишите число (15 сентября), классная работа.
- Ребята, а как вы понимаете слово смекалка??? Объясните своими словами. (Смекалка – это способность человека мыслить нестандартно, позитивно и стремительно).
- А важна ли в жизни смекалка, как вы думаете? Почему? (Да, важна. Чтобы мыслить быстро и нестандартно в разных ситуациях). - Записывать ничего не нужно. Работаем устно.
1) Есть дорога, по которой может проехать только одна машина. По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору. Как им разъехаться? (А зачем им разъезжаться?Они же обе вниз (под гору и с горы) едут.) (Если дети не могу ответить на вопрос, то читаю повторно, выделяя интонационно С ГОРЫ и ПОД ГОРУ).
2) Школьники 3-го класса одной московской школы совершили автобусную экскурсию в Волоколамск. Один из них, рассказывая дома об этой поездке, нарисовал следующую картинку:

(Показываю картинку на доске формата А4).
- Можно ли по этой картинке определить, куда идёт автобус, в Москву или в Волоколамск? (Да).
- Как? (Двери у автобуса находятся с правой стороны. Значит, автобус движется в направлении Москвы). (Если ребята затрудняются, то описываю жизненную ситуацию, когда они заходят в автобус и задаю вопрос: -Представьте, вы зашли в автобус и смотрите в сторону водителя? С какой стороны от вас двери? (С правой стороны).
- Значит куда едет в автобус. В Москву или Волоколамск?
- Как вы уже заметили на столах у вас лежат листы само оценивания. Напишите вверху своё имя и фамилию. (Дальше объясняю, как нужно заполнять лист самооценки). Отметьте на них нужный вариант. Работают устно.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с задачами на смекалку.
Работа с листами самооценки.
Умение слушать и слышать учителя (К);
Формировать навык логики и смекалки (Пр.);
Оформлять мысли в устной форме (П);
Развивать наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление у обучающихся (П);
Умение слушать и слышать учителя (К);
Контролировать и оценивать свою деятельность (Р);
Уметь слышать и слушать собеседника (Л);
Постановка темы и целей занятия.
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
2 мин - Ребята, с каким понятием вы познакомились на прошлом уроке? (С понятием «Скорость сближения»).
- Что такое «скорость сближения?»(1-2 уч-ся). Расстояние, на которое сближаются движущиеся предметы в единицу времени, называют скоростью сближения.
- Ребята, посмотрите на доску. На доске не только перепутались слова темы урока, но и ещё и не хватает каких-то слов. Подумайте, какая же у нас тема урока? (На доске следующие слова: тел, навстречу, сближения). (Тема нашего урока: Движение тел навстречу друг другу. Скорость сближения).- Хорошо, совершенно верно.
- Как вы думаете, над чем следует поработать по теме урока? (Следует поработать над задачами на встречное движение и на скорость сближения).
- Откройте учебнике на странице 20-ой и 21-ой и рассмотрите номер 40-ой и 42-ой. Поставьте цели на урок. (Повторить виды треугольников, повторить нахождение площади прямоугольных треугольников, рассмотреть и решить задачу на движение разными способами). Отвечают на вопросы учителя.
Предполагают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Ставят цели урока. Закрепить понятие «скорость сближения» (П);
Формулировать цель урока (Р);
Принимать и сохранять учебную задачу (Р);
Умение понимать задаваемые вопросы (К);
Уметь слышать и слушать собеседника (Л);
4.Формирование умений.
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
13 мин.
- Начнем с номера 40-го. Прочитайте задание первое. (Один читает, остальные следят). (На какие группы можно разделить данные треугольники?). (Треугольники можно разделить на прямоугольные (5 и 8), остроугольные (2, 3 и 6) и тупоугольные (1,4 и 7).- Ребята, а какие треугольники называют прямоугольными? (Прямоугольные, у которых есть прямой угол ).
- А остроугольные? (Остроугольные, у которого все углы меньше прямого угла).- А тупоугольные? (Тупоугольные, у которого угол больше прямого угла).
- Ребята, посмотрите в учебник и скажите, какие треугольники будут прямоугольными? Остроугольными? Тупоугольными?
С обратной стороны доски записано:
Прямоуг. тр. - …….
Остроуг. тр. - …….
Тупоуг. тр. - ……...
- Пожалуйста, кто хочет записать группы треугольников? (По-очереди). Остальные записывают номера, дальше название треугольников и группы по которым вы их разделили.
- Площади треугольников какой группы вы учились определять?
- Как найти площадь прямоугольного треугольника? (На доске рисунок, где нужно детям подписать формулу и сформулировать). Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол.- Выполните измерения и определите их площади. вариант 1 находит площадь прямоугольного треугольника под номером 5, а вариант второй, под номером 8. Два человека у доски, остальные в тетрадях самостоятельно. Затем проверяем.
Сравните записи на доске и в тетрадях Замечания? Вопросы?
Возьмите листы самооценки и оцените свою работу. Работают устно; высказывают возможные варианты; записывают в тетрадь
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают у доски и в тетради.
Находят площадь.
Работают у доски и в тетради.
Работают с листами самооценки. Умение слушать и слышать учителя (К);
Применять умение находить площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника для вычисления площади сложной фигуры (П);
Уметь слышать и слушать собеседника (Л);
Контролировать и оценивать свою деятельность (Р);
5. Физкультминутка.
1 мин.
- А теперь давайте с вами отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт. И повторяйте движения за мной.На носочки встанем,
Руки вверх потянем.
Руки на пояс,
Наклоны вперед.
Теперь чуть-чуть попрыгаем,
И каждый отдохнет! Выполняют предложенные действия. Формирование двигательных умений.
6.Формирование умений (продолжение).
14 мин.
- Давайте прочитаем задание под номером 42 на стр. 20.
1) Прочитай задачу и сделай к ней чертёж.
Из двух городов навстречу друг другу одновременно вышли два поезда. Один шёл со скоростью 52км/ч, скорость другого была 67км/ч. Через 6 ч поезда встретились. Найди расстояние между городами.
Распечатать чертёж задачи на лист А4. (На доску).
1 этап. Восприятие и анализ содержания задачи.
- Давайте прочитаем второй раз, выделяя математические данные. (Читает один уч-ся).
- О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о двух поездах и времени, через которое они встретились).
- Что известно в задаче? (В задаче известна скорость двух поездов и время, через которое они встретились).
- Что требуется найти в задаче? (В задаче требуется найти расстояние, через которое они встретились).
- Что в задаче неизвестно? (В задаче неизвестна скорость сближения поездов и расстояние между городами).
- Давайте рассмотрим чертежи на стр. 21. Как вы считаете, какой чертёж верный и почему?(Первый чертёж, потому что поезда встретились в одной точке, а не в двух разных точках).
- Следует ли дополнить чертеж? (Да, не указано требование). Уч-ся отмечают на распечатанной схеме на доске.
- Прочитайте задание третье. Реши задачу разными способами, составив выражения.
2 этап. Поиск пути решения и составление плана её решения.
- Может быть, кто-то уже увидел способ решения и может его объяснить? Если да, то у доски объясняешь по чертежу.
- Во сколько действий решается задача, Сашиным способом? Запишите решение выражением. (На доске и в тетради).
- Какую величину находили в задаче, сложив 52 и 67? (Скорость сближения).
Замечание:
Поиск может быть проведен под руководством учителя, если ученики не увидели ни один способ:
- Какой главный вопрос задачи? (Найти расстояние между городами).
- Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно знать общую скорость, т.е скорость сближения двух поездов и время через, сколько они встретились).
- Что нам известно? (Нам известно время через, сколько они встретились).
- Какое это число? (Это число 6).
- Что неизвестно? (Нам неизвестна общая скорость поездов).
- Какие два числа нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Нужно знать скорость первого поезда и скорость второго поезда).
- Что нам известно? Какие это два числа? (52 и 67).
- Зная, общую скорость поездов и время через, сколько они встретились, что мы может найти? (Мы можем найти расстояние между городами). Каким действием? Почему?
- Кто может записать решение выражением?(Выражением).
-
(52+67)*6=119*6=714 (км) - …
Ответ: ….
Кто может предложить другой способ решения? (Учащиеся объясняют другой способ решения по чертежу. записывают решение выражением на доске и в тетради. )
Если не увидели другой способ, то обращаются и анализируют способ решения в учебнике:
- Посмотрите на 4 пункт номера. Кто из героев рассуждал как и мы?
- Правильно. А как рассуждала Полина? (Полина нашла путь, пройденный каждым до встречи и сложила результаты. Тем самым нашла расстояние между городами).-Т.е. какое понятие применил Лёша? (Лёша применил понятие скорости движения).
3 этап. Осуществление плана решения задачи и запись решения.
- Правильно. Теперь давайте запишем в тетрадь два способа решения этой задачи.
- Как можно изменить вопрос задачи, чтобы решение не менялось? (Какое расстояние прошли оба поезда до встречи?).
- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу.
РЕЗЕРВ:
- Продолжаем работу. Давайте откроем учебник на стр. 20 и выполним №41. Прочитайте задание.
Нужно ли выполнять действия, чтобы установить верность неравенств?
(13 824 + 7 839) * 9 < 13 824 + 7 839 * 9
800 700 – 32 415 : 3 > (800 700 – 32 415) :3
- Итак, давайте рассмотри первое неравенство. Прочитайте его. (Один ученик читает, остальные следят).
- Как вы считаете, верное ли первое неравенство? Почему? (Потому что в левой части неравенства мы умножаем два числа на девять, а в левой части, мы умножаем только одно число. Следовательно, первое неравенство будет неверным).- Хорошо. Давайте рассмотрим второе неравенство. Верно ли оно и почему? (Верно, потому что в левой части число будет намного больше, чем в правой. Потому что, в правой части мы сначала отнимаем, а потом делим, а в правой части, мы сначала делим).-Давайте оценим нашу деятельность на листах самооценки.
Работа с учебником.
Работают с учителем.
Учащийся у доски с опорой на чертеж, объясняет способ решения.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают с учителем.
Работают с учебником.
Умение делать выводы.
Записывают решение задачи.
Работают с учебником.
Сравнивают неравенства.
Анализируют и подтверждают свою точку зрения. Закрепление рассмотрения движения тел навстречу друг другу (Пр.);

Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений (П);
Закрепить понятие «скорость сближения» (П);
Умение понимать задаваемые вопросы (К);
Уметь слышать и слушать собеседника (Л);
Умение понимать задаваемые вопросы (К);
Уметь слышать и слушать собеседника (Л);
Контролировать и оценивать свою деятельность (Р);
Находить разные способы решения неравенств, устанавливать верность числовых неравенств на основе знаний свойств действий (П);
Контролировать и оценивать свою деятельность (Р);
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
2 мин. - Давайте подведем итог урока.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на урок.
- Можно ли сказать, что наш урок прошел продуктивно, с пользой?
- Было ли вам трудно?
- Пожалуйста, по каким критерия мы будем оценивать свою работу и работу одноклассников? (Активно работал на уроке, справился самостоятельно со всеми заданиями).
- Оцените своих одноклассников, кому можно поставить оценку и за что. Хорошо, я согласна (не согласна, потому что…).
- Спасибо за урок. До свидания. Самоанализ. Определение затруднений на уроке.
Взаимооценка.
Развитие умения анализировать свою деятельность, делать выводы (Р).
Принимать и сохранять учебную задачу (Р);
Учитель: _______________ Методист: _______________ Оценка: _____________