Рабочая программа кружка Юный актёр (1-4 классы)

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Цветниковская средняя общеобразовательная школа


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ Цветниковской
средней общеобразовательной школы
__________/Н.Д.Неучёсова/

«___» ___________2015 г
«Утверждаю»
Директор МКОУ Цветниковской средней общеобразовательной школы
__________/Ю.В.Фалина/

«___» ____________2015 г
Приказ №______ от ________






Рабочая программа
внеурочной деятельности
театрального кружка «Юный Актёр»










Адресность: начальная школа.
Срок реализации: 2015- 2016 учебный год.
Составитель: Ананьев Максим Владимирович, учитель начальных классов.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы театрального кружка «Юный Актёр» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

Цели: 1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. 2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи кружковой деятельности:
 Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
 Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
6 Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспи-
тывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстни-
ками.
7. Развивать чувство ритма и координацию движения.
8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на мате
риале скороговорок и стихов.
9. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального
искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Ценностные ориентиры содержания программы.
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

Регулятивные универсальные учебные действия
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.
Планируемые результаты реализации программы:
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
Результаты третьего уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
 
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы: - принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; - принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям; - принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;  - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Содержание программы.

Занятия в кружке «Юный Актёр» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке. В конце занятия - игра «Театр – экспромт».

1 тема «Пластичность».
Содержание
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».

2 тема «Речевая гимнастика».
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.
3 тема «Развитие речи».
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4 тема «Фольклор».
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

5 тема «Театр».
Содержание
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6 тема «Творчество».
Содержание
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.

7 тема «Постановка спектакля».
Содержание
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
Формы и виды контроля.
участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов;
постановка спектаклей на каждом году обучения;
подготовка миниатюр для показа на школьных мероприятиях и родительских собраниях.

Методические рекомендации.
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.
Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
игрового самочувствия;
от простого к сложному;
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.
Примеры театральных игр.
«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Этюдный тренаж включает в себя:
этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
этюды на выразительность жеста;
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Мультимедиа.
Музыкальная аппаратура.
Музыка.
Видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей.
Аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.
Презентации: История театра. Виды театра. Мир театральных профессий. Правила поведения в театре. Кукольный театр. Виды кукол. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки. Декорации и оформление афиш. Миниатюра. Театр малых форм. Построение сценарного плана по системе Станиславского К.С.


Тематический план занятий

Nп/п
Тема занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Примечание

1
Вводное занятие. Особенности организации работы театра.
Групповая игра.
1
История театра. Виды театра.

2
Основы театральной культуры.
Групповая игра.
1
Мир театральных профессий.

3
Культура поведения в театре. Беседа.

1
Правила поведения в театре.

4
Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими.

1
Кукольный театр. Виды кукол. Особенности изготовления кукол.

5
Речевая гимнастика. Скороговорки.

1
Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.


6
Речевая гимнастика. Скороговорки.



1


7

Развитие речи. Игры со словом.
«Чтение»- игра.
1
Занятие в классе.


8
Игры с рифмами.
Парная и индивидуальная деятельность.
1
Занятие в классе.

9
Упражнения на развитие дыхания.

1
Занятие в классе.

10
Упражнения на развитие дыхания.

1


11
Знакомство с играми русского народа.

1


12
Групповые сюжетно- ролевые игры.
Работа в парах.

1


13
Театр миниатюр.

1
Миниатюра.

14
Культура и техника речи.

1


15
Культура и техника речи.

1


16
Сценическая речь.

1


17
Актерское мастерство.

1


18
Актерское мастерство.

1


19
Умение слушать партнёра.
Групповая игра.
1


20
Работа в парах. Составление рассказов.
Групповая игра.
1


21
Создание образов с помощью движений.
Парная деятельность.

1


22
Ритмопластика.

1


23
Ритмопластика.

1


24
Просмотр сказки «Волк и семеро козлят», беседа по содержанию.

1


25
Чтение пьесы «Теремок».
Знакомство с персонажами.

1
Театр малых форм.

26
Создание декораций к спектаклю.

1


27
Создание декораций к спектаклю.

1
Декорации и оформление афиш.

28

Работа над сказкой-пьесой «Теремок». Репетиция.


1
Построение сценарного плана по системе Станиславского К.С.

29
Работа над сказкой-пьесой «Теремок». Репетиция.


1


30
Работа над сказкой-пьесой «Теремок». Репетиция.
Индивидуальная деятельность.
1
Выбор макета для декорации.

31
Сдача спектакля.


Коллективное выступление.
1
Выбор главных героев.

32
Постановка спектакля для подготовительной группы.
Коллективное выступление.
1
Поход в детский сад

33
Постановка спектакля для родителей.
Коллективное выступление.
1
Показ спектакля в школе.

34
Коллективный анализ работы кружка.
Коллективная работа.
1



Словарь
Театр – вид искусства, искусство коллективное.
Фольклор- устное народное творчество.




Литература

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
Сборник сценариев для театрального кружка Олеси Емельяновой.

15