Конспект урока по математике на тему Задачи на движение в противоположных направлениях.

Дата: 1.03.2016
Предмет: Математика
Класс: 4 В
Учитель: Татаренкова Светлана Дмитриевна
Руководитель практики: Карачевцева Алла Павловна
Тема: Задачи на движение в противоположных направлениях.
Тип урока: ОНЗ
Цель: ввести понятие « скорость удаления», учить решать задачи на движение в противоположном направлении.
Задачи:
Образовательные: распознавать задачи на движение в противоположном направлении, уметь решать их двумя способами.
Развивающие: развивать приемы логического мышления: аналогию, сравнение, анализ и синтез.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
научиться самостоятельно решать и составлять задачи на движение в противоположном направлении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: постановка учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, аналогия, анализ и синтез; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


Средства обучения: Учебник Математика. 4 класс. Моро М.И., Бантова М.А, компьютер, презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, дети.
-Скажите, как вы понимаете пословицу?
 Математику учить-ум точить.


Размышляют.
Рассуждают
- математика тренирует мышление, как спортсмен накачивает мышцы.
Комментируют.
Объясняют.

2. Актуализация знаний.

-Начнём урок с устного счёта.
Слайд
-Составьте выражение по чертежу



























-Что нужно узнать в задаче?
-Можем ли мы сразу узнать время?
-Что нам нужно узнать для этого?
-Теперь мы можем узнать время?
-Как называются такие задачи?
-О каком виде движения идёт речь в этих задачах?
-Сформулируйте задачи урока


-Чем похожи эти задачи?
-Чем отличаются?

-Вы догадались, задачи какого вида мы будем рассматривать?

Составляют выражение




-360: (100+80)





-360:2-80





-( 80+100)
·2





-360: (100+80)




Размышляют.
-Время
-Нет
-скорость общую.
-Да
-Задачи на движение.
-Задачи на движение в противоположном направлении.
-Поупражняться в решении задач на движение противоположных направлениях, научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам
-Эти задачи на движение, одинаковыми величинами
-Искомыми величинами .Последняя задача на другое движение
-Задачи на движение в противоположные стороны

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Откройте учебник на странице 33.№ 125 ,задача 1




-Что известно в задаче? Что нужно найти?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Как узнаем расстояние?
Моделируют скорость удаления, как расстояние , на которое удалятся друг от друга объекты в единицу времени
-Расскажите, что такое скорость удаления?

-Запишите решение задачи выражением.
-Каким еще способом можно решить задачу?

-Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж



-Что известно в этой задаче? Что нужно найти?
-Как найти время?
-Запишите решение задачи выражением
-Прочитайте задачу 3. Рассмотрите чертёж






- Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

-Как найти общую скорость?

-Как узнать скорость второго пешехода?

-Запишите решение задачи выражением.
-Прочитайте все три задачи . Похожи ли они? Чем?
-Чем они отличаются?


-Как называют такие задачи?
-№126
-Составьте задачу, начертите чертёж
-От вокзала отошли одновременно в противоположных направлениях грузовой и пассажирский поезд. Скорость пассажирского поезда 70 км/ч, а грузового-50 км/ч. На каком расстоянии они будут друг от друга через 2 часа?
Физминутка
Читают текст задачи
Из посёлка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа.
-Известно скорость и время. Нужно узнать расстояние.
-Нет, потому что не знаем общую скорость.
-Скорость удаления умножим на время
Моделируют процесс движения


-Расстояние , на которое удалятся друг от друга объекты в единицу времени
-(5+4)
·3=27 км\ч
-Узнать, какое расстояние пройдут один и другой пешеходы и сложить 5
·3+4
·3=15+12=27
Из посёлка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого- 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
-Известно расстояние и скорость. Нужно найти время.
-Расстояние разделить на скорость.
-27: (4+5)=3 ч.
Из посёлка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шёл со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шёл второй пешеход?


-Известно время, расстояние и скорость первого пешехода. Нужно найти скорость второго пешехода.
-Сложить скорость первого и скорость второго пешеходов
-Расстояние поделим на время и отнимем скорость первого пешехода.
-27:3-5=4 км/ч.
-Задачи на движении в противоположном направлении.
-Если в первой задаче неизвестно расстояние, то во второй и в третьей задачах оно дано, но неизвестным во второй задаче становится время, а в третьей- скорость.
-Взаимообратные


-(50+70)
·2 =240 км.



Выполняют физические упражнения

4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Решите 2 задачи в парах.
1)От вокзала отошли одновременно в противоположных направлениях грузовой и пассажирский поезд. Через 2 часа расстояние между ними было 240 км. Скорость пассажирского поезда 70 км/ч..Какова скорость грузового поезда?
2) От вокзала отошли одновременно в противоположных направлениях грузовой и пассажирский поезд. Скорость пассажирского поезда 70 км/ ч, а грузового- 50 км/ч. Через какое время расстояние между ними будет 240 км?
Оценивает пару учащихся
Размышляют. Рассуждают.
-(240:2)-70=50км/ч





-240: (50+70)=2ч






5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд
-Решите задачу самостоятельно по схеме



-Проверка по эталону.
Слайд
-Поднимите руки, кто решил правильно.
-Молодцы.
Оценивает самостоятельное и правильное выполнение задания
Выполняют самостоятельно.

-(12+14)
·3=78


Осуществляют проверку по эталону.
Исправляют ошибки




6. Включение в систему знаний и повторение.

-Организовывает выполнение задания № 128
1)10000-2178
·6:4+267












2)240
·3+4540:20







Оценивает работу учащихся

Слайд
-Вычислите удобным способом
45
·(2
·7) 720: (9
·2) 67
· (4
·25) 17
·2
·8
·125
-Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными :
75+20:5-1=18
75+20:5-1=78
75+20:5-1=80


2178 13068
·4 10000 6733+267=7000
Ч 6 12 3267 3267

13068 10 6733
8

26
24

28
28

0
240 4540
·20 720+227=947
Ч 3 40 227

720 54
40

140
140

0


-630,40, 6700,34000

(75+20):5-1=18
75+(20:5)-1=18
75+20: (5-1)=18


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Д/з: Учебник №127, рабочая тетрадь стр.35, №29
Организует рефлексию учебной деятельности.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Молодцы!
-Поднимите руки те, кто сегодня всё понял и теперь сможет применять полученные знания.
-Поднимите руки те, кто всё понял, но ещё есть то, что не получается.
Молодцы, вы хорошо поработали!
-Урок окончен.


Участвуют в рефлексии.
- Скорость удаления
Вспоминают пройденный на уроке материал.
Осуществляют самооценку.



Учитель:
Руководитель практики:
Отметка:

















Заголовок 115