Программа дополнительного образования Патриот для учащихся 5-11 классов


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»




Утверждена на методическом совете №___
Директор _______________Н.И. Кодинцева
Дата утверждения «___»___________2013г.









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
военно-спортивного объединения «ПАТРИОТ».





Срок реализации – 3 года
Автор составитель:
Асулханов Ю.М., педагог дополнительного образования










С. Салемал

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа разработана для учащейся молоде6жи, занимающейся в ВСО «Патриот». Она обеспечивает определенный уровень готовности к службе в армии и позволяет реализовать интересы юношей и девушек.
Программа обеспечивает:
Повышение умственной и физической работоспособности.
Воспитание психологической устойчивости.
Развитие стремления самосовершенствованию
Приобретение военно-прикладных умений и навыков.
Воспитание чувства гражданского долга, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Освоение программы обеспечивается через:
Развитие у юношей и девушек интереса к изучаемым дисциплинам;
Поддержание чувства ответственности за предоставленную возможность стать сильным, смелым, выносливым и решительным;
Наличие большого количества практических занятий по различным дисциплинам, туристских походов, участия в соревнованиях, посещение воинской части и др.
Каждый юный патриот, занимаясь в ВСО «Патриот» от 1 до 3 лет изучает и осваивает теоретический материал, овладевает практическими умениями и навыками по следующим дисциплинам:
Общая физическая подготовка.
Специальная физическая подготовка.
Основы подготовки к военной службе.
Альпинизм, пешеходный туризм и ориентирование.
История вооруженных сил РФ (СССР) и казачества.
Основы медицинских знаний.
Пожарно-прикладная подготовка.













СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ

I. Общефизическая подготовка.

Общефизическая подготовка осуществляется на всех тренировочных занятиях.
Ей может быть посвящено или все тренировочное занятие, или элементы ОФП могут быть использованы на занятиях по любой дисциплине.
Занятия по ОФП проводятся как на свежем воздухе так в спортивном зале в течение всего года, что благоприятно влияет на укрепление здоровья, закаливание организма и воспитание устойчивости к воздействию неблагоприятных погодных условий.
Перечень основных упражнений, используемых для ОФП.
Кросс
Для воспитания общей выносливости кросс проводится пот пересеченной местности. В зависимости от возраста и уровня подготовленности кросс может быть различной продолжительности по времени, расстоянию и интенсивности.
Задачи кроссовой подготовки:
Воспитывать общую выносливость;
Подготовить юношей и девушек к совершению многокилометровых марш-бросков;
Подготовиться к кроссу на 1000, 3000, 5000 м. часовому кроссу.

Дистанция
кросса, км
13-15 лет
(1-2-й год занятий)
16-17 лет
(3-й год занятий)


отл.
хор.
уд.
отл.
хор.
уд.

1
3.40
3.50
4.10
3.30
3.40
3.50

3
13.50
14.30
16.00
13.00
13.30
14.10

5
25.30
27.00
28.00
24.30
25.30
26.30

часовой кросс
11,5 км
11 км
10 км
13 км
12 км
11 км


Спортивные игры
При проведении тренировочных занятий используются такие спортивные игры, как футбол, баскетбол, регби, которые позволяют развивать такие качества, как ориентирование в быстро меняющейся обстановке, умение действовать коллективно, смелость, решительность, настойчивость, дерзость, что необходимо для будущего защитника Отечества, бойца, а также воспитывается общая и скоростно-силовая выносливость.
Плавание
Используется как элемент ОФП во время летнего купального сезона. А также проводятся соревнования в бассейне на игре «Зарница».
ЦЕЛЬ:
Уметь плавать различными способами(кролем на груди, на спине, брассом, на боку);
Уметь нырять в глубину и на расстояние;
Уметь оказать помощь утопающему.

II. Специальная физическая подготовка.

Занятия по специальной физической подготовке (СФП) проводятся с целью овладения основными военно-прикладными навыками. Занятия по СФП отличаются прикладным характером, интенсивностью, требуют большого напряжения сил, преодоления страха. Многие упражнения связаны с риском.
Все это закаляет характер, воспитывает смелость, решительность, хладнокровие, умение действовать, принимать решения в нестандартных и экстремальных ситуациях.
Перечень основных упражнений, используемых для СФП.
1. Марш-бросок
При выполнении марш-броска не только совершенствуется общая выносливость, но и закаляется воля. Обычно марш-бросок отличается от кросса большей протяженностью дистанции, местность выбирается более пересеченная, т.е. приходится преодолевать крутые подъемы и спуски, различные препятствия. И все это воспитывает волю. Умение бежать «через не могу», «бежать столько сколько нужно» - вот необходимый уровень настоящего бойца-патриота.
Длительные интенсивные марш-броски помогают каждому почувствовать свои силы и возможности, поверить в себя.
2. Общеразвивающие упражнения
Включают в себя упражнения для всех групп мышц. Совершенствуется выполнение основных упражнений, используемых при выполнении утренней зарядки, разминки.
Упражнения с весом собственного тела, упражнения в парах, на гимнастических снарядах, упражнения с отягощениями, легкоатлетические упражнения, прыжки со скакалкой и др.
Задачи:
Владеть основами ОРУ;
Владеть спортивной терминологией
Уметь самостоятельно проводить качественную разминку;
Уверенно выполнять основные контрольные нормативы на уровне требований Наставления по физической подготовке ВС РФ.

норматив
13-15 лет
(1-2-й год занятий)
16-17 лет
(3-й год занятий)


отл.
хор.
уд.
отл.
хор.
уд.

Подтягивание
(раз за 1 мин.)
14
11
8
20
16
12

Отжимание
(раз за 1 мин.)
38
34
30
46
41
36

Упор присев-упор лежа
(раз за 1 мин.)
58
55
52
62
60
5
·7

Поднимание туловища (лежа руки за головой)
(раз за 1 мин.)
58
55
52
60
57
54

Прыжки вверх (из полного приседа руки за головой) (раз за 1 мин.)
56
54
52
58
56
54

Силовой комплекс
40
35
30
60
50
40

Метание гранаты
600 г.
36
33
31
38
35
32

Прыжок в длину с места
2.20
2.10
2.05
2.50
2.35
2.20

тройной прыжок в длину с места
5.00
4.80
4.60
6.50
6.00
5.50

Поднос прямых ног к перекладине
9
7
5
12
10
8


Полоса препятствий
Занятия на полосе проходят в осеннее-весенний период и начинаются с овладения техникой преодоления отдельных препятствий: ров, лабиринт, забор, разрушенный мост, разрушенная лестница, «фасад дома», подземный переход.
Следующий этап – преодоление отдельных препятствий в более высоком темпе.
И после освоения этого материала используются различные варианты преодоления всей полосы на время.

Варианты полосы препятствий
13-15 лет
(1-2-й год занятий)
16-17 лет
(3-й год занятий)


отл.
хор.
уд.
отл.
хор.
уд.

Вариант 1.
Прохождение полосы препятствий, обратно гладкий бег.

44,0

48,0

52,0

40,0

43,0

48,0

Вариант 2.
Прохождение полосы препятствий туда и обратно

1.16

1.20

1.24

1.10

1.14

1.16


Вариант 3.
400 – метровая полоса (старт из окопа – гладкий бег до начала полосы, прохождение полосы препятствий туда и обратно, до финиша гладкий бег)


2.00


2.05


2.10


1.50


1.55


2.00


III. Основы подготовки к военной службе.
Одной из задач работы ВСО «Патриот» является подготовка юношей и девушек к защите отечества, к службе в ВС РФ.
Основные направления:
Огневая подготовка
Материальная часть боевого оружия: автомат Калашникова, пистолет Макарова;
Практические нормативы по неполной разборке и сборке;
Стрельба и пневматического и газобаллонного оружия;
Строевая подготовка
Виды строя, построения;
Одиночная строевая подготовка;
Действия в стою.
Элементы строевой подготовки используются на построениях объединения, соревнованиях, парадах (9мая). При занятиях строевой подготовкой вырабатывается правильная осанка, воинская выправка.
Защита от оружия массового поражения.
Пользование индивидуальными средствами защиты (противогаз, ОЗК)
Работа с приборами радиационной и химической разведки (ДП-5В, ВПХР – 2).

IV. Альпинизм, пешеходный туризм и ориентирование.

Занятия по этому разделу программы проводятся с целью научить детей приемам и способам ориентирования на местности в любое время года и любое время суток, научить начальным навыкам преодоления препятствий, как в равнинной местности, так и в горной, используя специальное снаряжение так и без него. Умение человека оборудовать бивак в любое время года в любой местности не раз пригодится в будущей жизни детей, поэтому часть раздела посвящена обучению этим навыкам.

V. История вооруженных сил РФ и казачества России.
На занятиях история вооруженных сил РФ и казачества России проходит обучение по следующим темам:
основы обороны государства, Вооруженные силы РФ (предназначение, состав, традиции история и т.д.);
воинская обязанность и военная служба граждан (подготовка, прохождение службы по призыву и контракту);
общевоинские Уставы (права и обязанности военнослужащих, начальники и подчинённые, сущность воинской дисциплины, обязанности и практические действия лиц суточного наряда, обязанности и практические действия караула и т.п.);
государственная и военная символика - история и современность (сущность и значение государственных символов Российской Федерации - Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации, Знамени Победы, Знамен ВС РФ, ВВС РФ, ВМФ РФ и иных видов ВС РФ, Боевых Знамен, Военной Присяги); символика городов-Героев;
Северный Кавказ и Ставропольский край в военной истории XX века;
Зарождение и история казачества на Кавказе.

VI. Основы медицинских знаний.

1. Личная и общественная гигиена. Инфекционные заболевания и меры по их
предупреждению. Здоровый образ жизни.

2. Оказание первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях
и внезапных заболеваниях. Транспортировка больных и пострадавших.

3. Обучение навыкам и умениям оказывать первую медицинскую помощь при шоке, электротравмах; отравлениях бытовым газом, дымом; пищевых отравлениях; термических и химических ожогах; ранениях и переломах; кровотечениях; обмороках; обморожениях, а также правильно укладывать пострадавших на носилки и транспортировать их. Обучение умению комплектовать походную аптечку и умело применять фармакологические и другие средства для оказания первой доврачебной помощи.
Выполнение комплекса реанимации на роботе-тренажере «Гоша»
VII. Пожарно-прикладная подготовка.
Знания по противопожарной подготовке необходимы любому человеку. Умение правильно и быстро оценить обстановку на пожаре, правильно и оперативно принимать меры к эвакуации и пожаротушению, позволяет спасти много человеческих жизней и материальных ценностей, поэтому этот раздел включен в программу. Занятия по этому разделу позволяют обучать детей начальным навыкам обращения с первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, ведрами, ломами, баграми, песком. Обучение преодолевать препятствия на объекте возгорания позволяет моделировать реальные события на тренировках Используемая литература.
Уставы Вооруженных Сил РФ.
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» //Российская газета, 1998 г.
Учебники ОБЖ 7-11 кл. под ред. Ю.Л. Воробьева «Издательство Астрель» 2001-2006 г.
А.Е. Берман «Юный турист», М., 1977 г.
В.Г. Гниловской «Занимательное краеведение» 1974 г.
«Военно-патриотическое воспитание молодежи: проблемы и опыт». – М., Патриот, 1991 г.
Основы военно-патриотического воспитания. – Просвещение, 1988 г.
Газета «Казачий Терек».





15