Урок с групповой формой работы — содружество Тема урока: Разбор, очистка, сортировка и фасовка семян в бумажные пакеты.


Открытый урок по цветоводству 6 класс
Урок с групповой формой работы - содружество
Тема урока: Разбор, очистка, сортировка и фасовка семян в бумажные
пакеты.
Урок повторения.
Цели урока:
Закрепить знания и умения выполнять разбор, очистку, сортировку и фасовку семян в бумажные пакеты.
Способствовать коррекции и развитию восприятия на основе упражнений по ориентации в заданиях, умение выделять главное, расширить кругозор учащихся, развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировки.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: спецодежда (фартуки, косынки для девочек), технологическая карта «Сортировка семян», бумажные пакеты для семян, палочки для разбора семян, бумага, коробочки для семян, семена, мешочки с семенами,Ход урока
1.Организационный момент.
- проверка готовности класса к уроку;
- отчет дежурного по классу;
Дети сидят полукругом, за столом покрытым клеенкой. На столах лежат тетради, ручки, карандаши. В центре стоят коробки с семенами цветов бархатцев.
У: Наш урок пройдет в форме содружества, будем работать группами. Девизом урока будет: «Научился сам – научи другого». Слайд № 2
Каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания других.
Поэтому вы должны помогать друг другу.
II. Этап проверки домашнего задания – вопросы на повторение по цветоводству:
Прежде, чем приступить к работе, мы должны повторить пройденный материал.
Задание: Найди лишнее. Слайд № 3
1). Кактус, молочай, папоротник.
Какое растение нужно поливать редко?
2). Розан китайский, тюльпан, аспидистра.
Все ли это комнатные растения?
3). Герань, амариллис, традесканция.
Все ли эти растения размножаются черенками? ( Амариллис – луковицами).
4). Бальзамин, бегония, аспарагус.
Все ли эти растения красиво цветущие? (аспарагус выпускает мелкие цветочки).
Коррекционное задание:
На доске построена схема со словом «Астра».
Образец:
Астра – белые астры – букет белых астр.
По этому образцу составьте схему на следующие слова:
ромашка, хризантема, роза.

Учитель. Многие декоративные растения мы с вами изучили, и сейчас многими интересуются садовыми цветами. А для чего человек выращивает цветы?
Дети. Для украшения дома, квартиры, помещения.
Учитель. Из каких частей состоят растения?
Дети. Из корня, стебля, листьев, цветков, плодов и семян.
Учитель: Семена некоторых растений мы научились различать.
Попробуем определить семена на ощупь.
Игра «Волшебный мешочек».
Ученикам необходимо в мешочке на ощупь определить семечко, какого растения в мешочке. Каждому предлагается отдельный мешочек.
Учитель с каждым ребенком ведет диалог.
Какие это семена?
Циннии.
Молодец! Как ты определил, семечко того растения в мешочке?
- Крупные, плоские.
Хорошо, покажи всем семена.
III. Этап подготовки к усвоению материала сообщение темы, формулировка целей и задач, практическая значимость изученного материала;
У: Зимой есть время для того, чтобы подготовить посадочный материал к посеву. Многие цветоводы заготавливают семена цветов у себя на участке. Но в разгар сезона вплотную заниматься этим времени, как правило, нет, поэтому к осени собранное нередко становится ворохом, в котором кроме семян еще и масса сухих листьев, остатки корзинок и стеблей.
Бывает, часто так и оставляют эту кучу до весны. А зря. Некоторым семенам такой способ хранения может повредить. В плотном, непросушенном ворохе семена отсыревают и загнивают. Но самое плохое то, что на плодах, оставшихся веточках и листьях может сохраниться инфекция, которая впоследствии перейдет на семена и вызовет заболевание сеянцев. Сейчас еще не поздно навести порядок.
IV. Этап закрепление знаний:
Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания и выполним работу по разбору, очистке, сортировке и фасовке семян цветочных растений.
(Написано на доске)
Тема урока: Разбор, очистка, сортировка и фасовка семян в бумажные пакеты.
Посмотрите на слайд. Слайд № 4
Семена цветов, как вы уже сказали, по размеру бывают разные: мелкие, средние и крупные.
Трудно разбирать, чистить и сортировать семена.
Но, если мы будем работать дружно, сплоченно, то у нас все получится.
Основная часть урока.
Учитель: Мы сегодня закрепим знания по пройденной теме. Определим несколько этапов.
Первый этап: Разбор семян. Слайд № 5
Если семена сами не высыпаются или трудно извлекаются из коробочек, то нужно разобрать ворох: перетрите в ладонях, откатайте скалкой или отбейте палкой. У некоторых культур семенники удобнее не перетирать, а аккуратно разбирать, вынимая семена из коробочек (как, например, у бархатцев) или стручков (у душистого горошка, люпина, фасоли).
Чтобы не нахватать заноз, делать нужно в перчатках.
Следующий этап - очистка. Слайд № 6
Крупные примеси легко убрать вручную. А вот с мелкими придется повозиться. Мелкие семена от легких примесей можно отдуть, а крупные проще провеять на ветру. Круглые семена хорошо очищаются, если их осторожно ссыпать по наклонному листу плотной бумаги или стеклу. Семена скатятся, а мусор останется на листе.
В домашних условиях, конечно, необязательно очищать семена до идеальной чистоты, но желательно максимально удалить мусор, так как он иногда бывает источником инфекции и способствует появлению гнилей при проращивании.
Порой семян получается очень много. В таком случае можно разделить их по размеру и оставить самые крупные. Считается, что из них получаются лучшие растения. К сожалению, разделить можно лишь крупные семена.
Слайд № 7
Сортировка семян — важный этап. Ведь использовать для этого нужно не все семена, которые есть, а только самые жизнеспособные. А слабые и поврежденные нужно удалить.
Слайд № 8
После сортировки семена разложите по бумажным пакетикам или матерчатым мешочкам, снабдив их этикетками или стикерами, на которых должны быть обозначены вид, сорт и срок сбора семян. Храните семена в бумажных пакетах в сухом нежарком месте. На пакете не забудьте написать название культуры, сорт и год, в котором они были собраны. Я сегодня хочу познакомить с новым словом – стикер.
Работа в тетрадях: записать новое слово – стикер. (Вывешивается на доску)
Словарная работа: стикер- это бумажная этикетка, наклейка с клеевым слоем, на которой размещается информация. На стикере указывается название растения, сорт и дата сбора.
Хранить семена полагается в условиях, противоположных тем, которые нужны для их прорастания, то есть в прохладном и сухом месте.
Бумажные пакетики можно поместить в стеклянную банку. Для того, чтобы влага не накапливалась в банке, хорошо бы туда же положить пакетики с силикагелем, которыми иногда снабжают обувные коробки. Плотно закрытую банку можем отправить на хранение в холодильник.
Работа в тетрадях: записать новое слово - силикагель. (Вывешивается на доску).
Словарная работа: силикагель - высушенный гель. (Показать)
V. Физкультминутка.
Прежде, чем приступить к работе, нашим пальчикам надо размяться. Они должны быть быстрыми, ловкими. Нам надо соединить сжатые кулаки, большие пальцы вверх. Смотрим на пальцы, затем ладонями прикрываем глаза, открываем глаза. Представили восьмерку, обводим глазами эту восьмерку.
Пальчиковая гимнастика.
(Прижатые ладони вверх)
Вырос высокий цветок на поляне
(Развести пальцы и округлить)
Утром красиво раскрыл лепестки
(Пальцы ритмично вместе врозь)
Всем лепесткам красоту и питание
(Сцепленные пальцы рук разводятся внизу)
Дружно дают под землей корешки.
Практическая работа.
Повторение последовательности выполнения практической работы
по технологической карте.
Повторение правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Оказание индивидуальной помощи учащимся.
V. Закрепление новых знаний.
Работа с карточками «Семена».
Нужно определить семена и написать их название в тетрадях.
Проверка задания.
Загадки.
Учитель описывает внешний вид семян, а дети по этим описаниям должны узнать и назвать растение.
Семена крупные горошины, толстая оболочка, по форме напоминает орехи. (Настурция).
Короткие черно-белые палочки, похожие на перо или на иголки. (Бархатцы).
Семена мелкие, изогнутые дугой, похожи на колечки. (Календула).

VI. Этап подведения итога урока.
- Что вы сегодня выполняли?
- Какие новые слова вы услышали на уроке?
- Что использовали на уроке?
- Почему нужны растениям семена?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
6. Выставление отметок, анализ работы
Дети получают отметки, учитель комментирует, почему именно такую отметку получил ученик.
7. Домашнее задание.
Учитель: Домашним заданием будет написать рассказ «Путешествие семечка» в приготовленных книжках-малышках.
2012 год
Учитель цветоводства и декоративного садоводства I категории
Рыбакова Ирина Аркадьевна
Урок цветоводства и декоративного садоводства
Класс: 5
Тема урока: Приемы составления смесей.
Цель урока: Научить детей самостоятельно составлять земельную смесь.
Задачи урока:
Познакомить с приемами составления земельных смесей;
Формировать понятие о составных частях земельных смесей, Способствовать коррекции и развитию логического мышления на основе анализа и сравнения земельных смесей по составу земельных смесей;
Воспитывать мотивацию к учению;
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма: урок ярмарка знаний.
Оборудование: презентация, составные части земельной смеси: огородная земля, перегной, листовая земля, речной песок, емкости для смеси, совочки, клеенки.Спецодежда для учащихся: фартуки,перчатки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
«Отчего зацвёл цветок?» -
Мальчик спрашивает мать.
«Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!»
Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!
Наш урок называется «Ярмарка знаний».
Наш урок называется Ярмарка знаний.
Почему наш урок так называется? Урок- Ярмарка знаний?
Что такое ярмарка?
Словарная работа.
Ярмарка.
Это - большой торг. Обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте в одно и то же время. Самое главное на ярмарке - это торг и товар. Я покупатель, а вы - купцы. Ваш товар-это знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно сохраняют в банке / раздаются картонные коробки./

2.Повторение пройденного материала.

Торговый ряд "Аукцион"
Проверить знания учащихся по пройденной теме «Заготовка перегноя.
Смешивание перегноя».
Тест: "Проверь себя":
Ответьте на вопросы и отметьте буквы с правильными ответами:
1.Перегной – это:
А) Легкая, рыхлая масса темно-коричневого цвета.
Б) Рыхлая масса желтого цвета.
В) легкая, рыхлая масса зеленоватого цвета.
2. Отметьте, что не относится к составной части земельной смеси:
А) огородная земля.
Б) Навоз.
В) Перегной.
3. Чтобы получить перегной, нужно навоз оставить:
А) На месяц.
Б) На несколько лет.
В) На 10 лет.
4. Навоз собирают:
А) На улице.
Б) На животноводческой ферме.
В) На болотах.
Устный опрос.
1. Можно ли представить жилище современного человека без комнатных растений?
2. Почему сейчас стали больше выращивать комнатные растения?
3. Является ли перегной составной частью для земляной смеси?
4. Из чего получают перегной?
За правильный ответ получают жетоны, которые складывают в коробки.

Новая тема.
Торговый ряд «Цветочный ералаш» .
3.Актуализация знаний учащихся.
Хотите узнать, о чем пойдёт речь сегодня на уроке?
Тогда вычеркните буквы, которые повторяются три раза и у вас должно получиться слово, которое будет в названии темы урока.
УС Л З Д М У Д Л УД З Е С З Ь Л
С М Е С Ь
О чем мы будем говорить? О смеси.
4.Основная часть урока.
В рабочих тетрадях записывают тему урока:
Приемы составления смесей.
У: Сейчас в магазинах можно видеть много различных смесей, которые упакованы в красивые пакеты. Однако горький опыт убеждает в том, что содержимое явно не обладает обещанными достоинствами - в пакетах порой обнаруживается торф или перегной с неразложившимися остатками растений. Удачный опыт - тот, что приносит хорошие результаты, - состоит в том, что в собственноручно приготовленной земляной смеси растения хорошо развиваются и не болеют.
Что необходимо каждому растению, чтобы оно могло расти, цвести? (уход и правильно подобранная почва).
Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли или огородной земли, перегноя или торфа, листовой земли и песка.
-Давайте посмотрим на слайд.
Виды почвенной смеси
Легкая
(для молодых растений, для рассады) Средняя
(для быстро растущих растений: герань, бальзамин) Тяжелая
(для растений с мощной корневой системой)
Папоротники Аспарагус Пальмы, лимон, апельсин
Вывод: для каждого растения необходимо подбирать соответствующую смесь.
ФИЗМИНУТКА .Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем,
Крылья сложили назад.

5.Практическая работа.
Торговый ряд «Эврика».
Учитель объясняет и показывает особенности каждого приема составления смеси, напоминает правила техники безопасности.
Дает задания бригадам. (3 бригады).
Осуществляет промежуточный инструктаж, оказывает помощь учащимся, попавшим в затруднение.
Практическая работа « Составление почвенной смеси».
-С чего вы начнете практическую работу?
Устно прочитайте.
Прочитайте, что необходимо сделать, чтобы правильно составить почвенную смесь и выполнить практическую работу.
Выполнить составление почвенной смеси в следующем порядке:
Последовательность работы:
Подготовить посуду для готовой земельной смеси.
Подготовить части почвенной смеси.
Смешать части.
Заполнить горшки почвой.
Убрать рабочее место.
Тяжелая смесь составляется из:
3 частей огородной земли
1 части листовой или перегнойной
1 части песка.
Средняя смесь составляется из:
2 частей огородной земли,
2 частей листовой (или перегнойной, торфяной)
1 части песка.
Легкая смесь составляется из:
1 части огородной земли,
3 частей листовой (или перегнойной, торфяной)
1 части песка.
- Сравните почвенные смеси на ощупь. Какая из них самая пышная, мягкая?
6.Закрепление пройденного материала.
Торговый ряд «Светофор» - Закрепление пройденного материала.
Вопросы к кроссворду:

1.Составная часть почвы, которая хорошо удерживает воду (глина).
2. Часть почвы, которая является хорошим разрыхлителем (песок).
3.Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
4. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).
6.Вещество, которое помогает корням растений дышать (воздух).
по ч в а
1 2 3 4 5 о 6 и е Какое слово получилось? (Плодородие)
7.Полезные советы.
Торговый ряд «Советы цветоводам» - Письмо с полезными советами.
Коррекционное задание « Путаница».
Составить из слогов названия растений.
за – мин – баль бальзамин
э – ало алоэ
тус – как кактус
ра – ге – нь герань
бе – ни – го – я бегония
- Названия каких растений вы составили ?Где выращивают комнатные растения?
8.Итог урока:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что представляет собой почвенная смесь?
Какие практические навыки получили?
4.Где могут пригодиться полученные знания?
5.Где можно использовать полученные знания?

9.Домашнее задание.
Торговый ряд «Сюрприз» - Домашнее задание.
Нарисовать комнатные растения в интерьере.
Выбрать из книги
С.Я .Файзуллиной «Комнатное цветоводство» названия комнатных растений по видам смесей и выписать их в тетрадь.
Закон природы:
Человек, ты не царь,
Ты - частица!
Пусть любовью к земле
Твое сердце искрится!
2012 год
Урок: Цветоводство и декоративное садоводство 5 класс
Тема урока: Посев семян астры.
Форма урока: Урок-путешествие в Цветочное царство.
Цель: Научить сеять семена астр в ящики.
Задачи урока:
Формировать умение выполнять посев семян астры в закрытый грунт.
Способствовать коррекции и развитию памяти через выполнение
упражнений на запоминание.
Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: Семена астры, емкости для посева семян, почвенная смесь, клеёнка, спецодежда, пульверизатор, карточки – задания для домашней работы, техкарты .Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие в цветочное царство. (Слайд №1)
Прежде, чем отправиться, давайте проверим ваше настроение. У вас на партах лежат разные цветы. Вы должны из этих цветов составить букет.
( проверка букетов).
Учитель: Ребята, я сегодня получила загадочное письмо (показывает). Оно даже пахнет чем-то приятным. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах?
Дети: Пахнет какими-то цветами.
Учитель: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано?
Учитель: “ Ребята! Меня зовут Роза. Я королева цветов и приглашаю вас к себе в гости”.
Учитель: Нас приглашают в гости. А вы любите ходить в гости?
Учитель: Сама Королева Роза пригласила к себе. Только вот не написала, куда же нам идти. Что нам делать? А может быть, мы сами догадаемся, где живет Королева Роза?
Дети: Она живет в царстве цветов.
Учитель: Наверное, вы правы. Раз она королева цветов, то и царство у нее Цветочное. Ну что, отправляемся в путь?

Повторение пройденного материала.
- И чтобы не попасть в Царство сорняков вместо Цветочного царства, необходимо пройти испытания и показать свои знания.
Проверка домашнего задания.
Нужно было дорисовать садовое растение.
Проверим, какие работы у вас получились. (Учащиеся демонстрируют свои рисунки).
Задание « Цветоводы». Слайд №2
- Вы должны распределить растения на 2 группы.
На столе лежат карточки с названием и изображением цветов, вы должны
заполнить таблицу, распределив правильно растения на 2 группы.
Карточки: кактус, астра, щучий хвост, георгин, герань, ноготки.
(Проверка). (Слайд №3)
Комнатные растения Садовые растения
Задание 2.
Учитель: Какой может быть расцветка садовых цветов? (Красная, розовая, белая и т.д.).
Упражнение с цветными кружочками – детям раздаются цветные кружочки, я называю садовое растение, они показывают кружок, соответствующий окраске цветка растения, опираясь на свой жизненный опыт.
Астра, бархатцы, сальвия, ноготки, роза, георгин,тюльпан,цинния.
Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Мне тоже очень хочется попасть в Цветочное королевство. А как вы думаете, какие цветы растут в Цветочном царстве?
Дети: Астра, незабудки, тюльпаны, колокольчики и т.д.
Учитель: Ну, вот мы и готовы отправиться дальше в Цветочное королевство.
Посмотрите, как здесь красиво! А вот какая красивая роза и здесь что-то есть. Это письмо. Прочитаем?
Учитель: “Помогите мне ребята, вырастить цветы для клумбы. Королева Роза”. Что будем делать?
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сеять семена цветковых растений для получения рассады.
Учитель: А вы не забыли, какие бывают цветы пока шли к дворцу?
Дети: Нет.
Учитель: Тогда назовите мне этот цветок (показывает астра). (Слайд №4)
Дети: Астра.

Учитель: Посмотрите, какие результаты мы получили в прошлом году. Все они выращены из семян. Это наши клумбы. (Показ фото клумб). Слайд № 5
Основная часть урока.
Работа в тетрадях.
Записать число, тему урока: Посев семян астры.
Учитель: Некоторые растения настолько привлекательны, что нам их хочется размножить. Мы знаем, что размножение может происходить разными способами. Есть семенное и вегетативное размножение. Семенное размножение – это просто посев семян. Сейчас во многих магазинах огромный выбор семян. (Показ пакетиков с семенами). Среди них есть семена растений для клумб. Многим очень нравится выращивать растения из семян. К примеру, сальвию, бархатцы, циннию. Они достаточно хорошо прорастают и хорошо растут. То есть, чем покупать рассаду, гораздо лучше его вырастить самому. Оно будет адаптировано к нашим условиям, будет хорошо расти.
Слайд № 6
Сегодня мы с вами будем размножать семенами растение астру, чтобы получить рассаду. Цветы Астры однолетние – необычно хороши. Астры бывают простые и махровые. Существуют десятки тысяч сортов астр, которые отличаются формой цветков, окраской и высотой растения. Соцветия астр бывают очень крупных размеров до 15 см в диаметре. Строение соцветий разное: простое, пионовидное, поммпонное, розовидное, страусовое перо, игольчатые и др. Цветки астр богаты разнообразием окраски: белые, красные, желтые, фиолетовые. Многие астры имеют сложную окраску цветка.
- Почему выращиваем астру через рассаду? Ведь наверно, проще посеять сразу на клумбу.
Чтобы семена взошли дружно, цветки были крупными, можно обработать семена соком растения алоэ. Слайд № 7
Сок алоэ, оказывается, может очень помочь при выращивании садовых цветов. Замачивание в соке алоэ посевного материала, семян и черенков, помогает растениям раньше зацветать, получать более крупные цветы и сами растения делать более развитыми и здоровыми. В частности, этот метод используется при посеве астр.
Как же это делать?
За 24 дня до посева семян астр надо срезать листья алоэ, завернуть их в тёмную светонепроницаемую бумагу и положить в шкаф, где температура не превышает 8-10 градусов. Затем выжать сок из листьев алоэ и замочить в нём семена астр в течение 10-12 часов.
Перед вами уже готовые замоченные в соке алоэ семена астры.
А так же я сегодня хочу познакомить ещё с одним приемом посева семян. Перед нами всегда стоит проблема с поливом. То мы забываем полить растения, то некогда. Есть один способ сохранения влаги. Можно сохранить влагу, добавив в почву гидрогель для цветов.
Словарная работа: гидрогель - вещество, позволяющее впитывать, отдавать воду корешкам. Помогает растениям выжить в жару. Это вещество поглощает влагу из почвы при ее избыточном количестве и отдает растению в необходимых объемах. Абсолютно безопасен для растений.
Мы попробуем провести опыт с добавлением геля в почву, с обработанными семенами соком алоэ и без обработки семян и без гидрогеля.
Посмотрим, где семена прорастут быстрее.
(Показ смешивания геля с почвой.)

Для этого мы разделимся на 2 группы.
1-я группа будет сеять обработанные семена соком алоэ.
2 – я группа будет сеять в почву с добавлением гидрогеля.
3 – я группа будет сеять простые семена.
Для этого нам понадобится почва, ёмкости для посева семян, пульверизатор, пакетики с семенами.
Выполнять работу будем по технологической карте.
Работа по технологической карте. У каждого на парте – техкарты.
Один ученик составляет техкарту на доске.
5. Физкультминутка.

Мини – Этюд «Цветочек» (Слайд № 8)
Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Ребята, скоро наступит весна. Расцветут первые цветы. Хотите,
мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника?
Представьте, что вы – семена цветов, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)
Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)
Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).
Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)
Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)
И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)
Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)
И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца...
Вам понравилось быть живым семечком?
Выполнение практической работы.
Повторение правил техники безопасности.
Надеть спецодежду.
При работе с почвой не трогать глаза руками.
После работы вымыть руки с мылом, вытереть полотенцем.
Убрать рабочее место.
Снять спецодежду и убрать её на место.
Самостоятельное выполнение работы.
Ход работы.
а) инструктаж по технике безопасности при выполнении практической работы;
б) объяснение учителя о порядке выполнения работы, чтение инструктивных карт;
в) самостоятельная работа согласно инструктивной карте;
г) установка посеянного растения в отведенном месте;
д) уборка рабочего места; « Опрятно и людям приятно».
Анализ выполненной работы. Разбор допущенных ошибок.

Закрепление пройденного материала.
Учитель: Царица цветов подготовила нам задания. Мы их должны выполнить, чтобы вернуться в нашу школу.
Сложить тех. карту, чтобы получилась правильная последовательность выполнения посева.

а) Игра “Четвертый лишний”
Прочитайте слова: бальзамин, бархатцы, астра, настурция. Исключите одно слово и объясните почему. (Слайд № 9)
Проводится релаксация на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение:
“Закроем все глаза.
Представим, что мы в сказке.
Мы, словно цветы, на поляне лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силы дают”.
Во время чтения стихотворения учитель незаметно возле каждого ребенка кладет семена (бархатцы, астра, флокс и др.).
Учитель: Ребята, а ведь мы с вами уже дома, открывайте глаза. Вот какое чудо произошло с нами, и королева Цветочной страны каждому из вас подарила семена цветов, которые вы самостоятельно посеете, и они будет вам напоминать об этом волшебном путешествии. А вам понравилось в Цветочной стране?Учитель: Мы обязательно совершим еще одно путешествие в Цветочное царство. Я желаю вам удачи.
Итог работы.
- Закончилось наше путешествие в Царство цветов. Я думаю, что оно вам понравилось, т.к. после него остались выполненные работы.
Подведем итог урока.
- Чему вы научились сегодня?
- Перечислите как можно больше садовых растений (по цепочке).
- Для чего люди выращивают цветы?
- Как размножают садовые растения?
- Где могут пригодиться полученные знания с урока?

Домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Посеять семена цветов.
Составить названия садовых растений из двух половинок: (Слайд № 10)
бар ратумцинхатцы аге ния
Рефлексия
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
В заключение давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.
Перед вами начало предложений. Выберите предложение
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок: Цветоводство и декоративное садоводство 4 класс
Тема урока: Комнатное растение. Размножение семенами.
Форма урока: урок-путешествие в Цветочное царство.
Цель: научить размножать комнатные растения.
Задачи урока:
Формировать умение размножать комнатные растения семенами
на примере герани.
Способствовать коррекции и развитию памяти через выполнение
Коррекционных заданий.
Воспитание трудолюбия и умения работать в парах.
Оборудование: Семена герани, горшочки для посева семян, поддон, почвенная смесь,
клеёнка, спецодежда, пульверизатор, карточки – задания для домашней работы, разрезанные картинки – осколки.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в путешествие в цветочное царство. (Слайд №1)
Прежде, чем отправиться, давайте проверим ваше настроение. У вас на партах лежат цветы разных расцветок. Вы должны из этих цветов составить букет.
( проверка букетов).
Учитель: Ребята, я сегодня получила загадочное письмо (показывает). Оно даже пахнет чем-то приятным. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах?
Дети: Пахнет какими-то цветами.
Учитель: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано?
Учитель (читает): “Дорогие ребята! Меня зовут Роза. Я королева цветов и приглашаю вас к себе в гости”.
Учитель: Нас приглашают в гости. А вы любите ходить в гости?
Учитель: Сама Королева Роза пригласила к себе. Только вот не написала, куда же нам идти. Что нам делать? А может быть, мы сами догадаемся, где живет Королева Роза?
Дети: Она живет в царстве цветов.
Учитель: Наверное, вы правы. Раз она королева цветов, то и царство у нее Цветочное. Ну что отправляемся в путь?
Учитель: Молодцы! Очень много цветов знаете, а значит, можно отправляться в путь!
Повторение пройденного материала.
- Чтобы отправиться в путешествие, нужно проверить наш багаж, а багаж – это ваши знания.
Игра « Садовники».
- Поиграем в игру. Вы должны распределить растения на 2 группы. На столе лежат карточки с названием и изображением цветов, вы должны их заполнить таблицу.
(Проверка). (Слайд №2)
Задание 2.
Учитель: Какой может быть расцветка комнатных цветов? (Красная, розовая, белая и т.д.).
Упражнение с цветными кружочками – детям раздаются цветные кружочки, я называю комнатное растение, они показывают кружок, соответствующий окраске цветка растения, опираясь на свой жизненный опыт и используя образцы комнатных растений в кабинете.
Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Мне тоже очень хочется попасть в Цветочное королевство. А как вы думаете, какие цветы растут в Цветочном царстве?
Дети: Астра, незабудки, тюльпаны, колокольчики и т.д.
Учитель: Ну, вот мы и готовы отправиться дальше в Цветочное королевство.
Посмотрите, как здесь красиво! А вот какая красивая роза и здесь что-то есть. Это письмо. Прочитаем?
Учитель (читает): “Помогите мне ребята, вырастить цветы для комнат. Королева Роза”. Что будем делать?
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся размножать комнатные растения семенами.
Учитель А вы не забыли какие бывают цветы пока шли к дворцу?
Дети: Нет.
Учитель: Тогда назовите мне этот цветок (показывает герань).(Слайд №3)
Дети: Герань.
Показывает ещё несколько.
Основная часть урока.
Учитель: Некоторые растения настолько привлекательны, что нам их хочется размножить. Мы знаем, что размножение может происходить разными способами. Есть семенное и вегетативное размножение. Семенное размножение – это просто посев семян. Сейчас во многих магазинах огромный выбор семян. (Показ пакетиков с семенами). Среди них есть семена комнатных растений. Многим очень нравится выращивать комнатные растения из семян. К примеру, пальмы. Они достаточно хорошо прорастают и хорошо растут. То есть, чем покупать дорогое большое растение, гораздо лучше его вырастить самому. Оно будет адаптировано к нашим условиям, будет хорошо расти.
Сегодня мы с вами будем размножать семенами комнатное растение герань.
(Слайд № 4)
Для этого мы возьмем семена герани. (Слайд № 5)
Так же нам понадобится почва, горшочки для посева семян, пульверизатор, пакетики.
Выполнять будем по технологической карте.(Слайд №6)
Технологическая карта
1.Посев семян производят в небольшие ящики или обыкновенные цветочные горшки. Емкости заранее нужно тщательно вымыть, обдать изнутри кипятком . Они у нас уже подготовлены к посеву.
2.На дне емкости устраивают дренажный слой из керамзита, поверх которого насыпают кусочки древесного угля. Для того, чтобы в почве не было микробов.
3.На дренаж выкладывают легкую почву. Почва должна быть рыхлой и теплой. Чтобы почва равномерно и плотно заполнила емкость, горшок или ящик встряхивают, после чего поверхность грунта выравнивают и обильно поливают водой.
4.Теперь можно приступить к посеву.
Семена раскладывают по поверхности почвы и засыпают почвой слоем 1 сантиметр.
Почву смачивают водой из пульверизатора и накрывают полиэтиленовым пакетом.

5.После посева, землю хорошо смачивают и накрывают полиэтиленовым пакетом , который натягивают на горшок и фиксируют вокруг него резинкой.
6.Посевы держат в теплом тенистом месте при постоянной температуре 22 – 25 С.
7.Как только семена прорастут, горшок переносят в светлое место, но не под прямые солнечные лучи. Снимают полиэтиленовый пакет, увлажняют поверхность почвы и регулярно поворачивают горшок, чтобы ростки не искривлялись.
8.Подросшие сеянцы, имеющие 2 — 3 пары молодых листочков, пикируют, то есть пересаживают в горшки или балконные ящики для цветов.
5. Физкультминутка.
Проводится комплекс гимнастики для глаз.
Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10-15 сек. Затем выполнить движения глазными яблоками поочередно вправо – влево, вверх – вниз, вправо – вверх, вправо – вниз, влево – вверх, влево – вниз. Выполнять 18-20 сек., темп медленный. Далее закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами, легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам в течение 20 сек. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10 сек.
Мини – Этюд «Цветочек» (Слайд № 7)
Учитель: Ребята, скоро наступит весна. Расцветут первые цветы. Хотите,
мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка-подснежника?
Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик. Этот бутончик каждый из вас. Он еще
закрыт.
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасным подснежником. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Подснежник все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветочек поворачивается.
Но вот раздались чьи-то шаги. Это идет человек.
Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошел дальше.
И вот подснежник снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.
Вот какая история произошла с маленьким подснежником. А теперь откроем глаза и превратимся в ребят: «Раз, два, три».
Выполнение практической работы.
Повторение правил техники безопасности.
Надеть спецодежду.
При работе с почвой не трогать глаза руками.
После работы вымыть руки с мылом, вытереть полотенцем.
Убрать рабочее место.
Снять спецодежду и убрать её на место.

Самостоятельное выполнение работы.
Анализ выполненной работы. Разбор допущенных ошибок.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: Царица цветов подготовила нам задания. Мы их должны выполнить, чтобы вернуться в нашу школу.
- Выкладывание осколочных картинок цветов, розданных учащимся в конвертах;
- Называние цветов, выложенных из осколков картинки и составление фраз
( например: это кактус. Он растет в комнате.) а) Игра “Четвертый лишний”
Прочитайте слова: бегония, бархатцы, алоэ, монстера. Исключите одно слово и объясните почему. (Слайд № 8)
б) Прочитайте вслух слова: георгин, традесканция, астра, фикус, фиалка, тюльпан. Распределите их на 2 группы и дайте название каждой группе. (Слайд № 9)
Проводится релаксация на фоне тихой спокойной музыки под стихотворение:
“Закроем все глаза.
Представим, что мы в сказке.
Мы, словно цветы, на поляне лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер нас тихо качает,
И нежные песни нам птицы поют,
И соки земные нам силы дают”.
Во время чтения стихотворения учитель незаметно возле каждого ребенка кладет цветок (алоэ, герань, бальзамин и др.).
Учитель: Ребята, а ведь мы с вами уже дома, открывайте глаза. Вот какое чудо произошло с нами, и королева Цветочной страны каждому из вас подарила цветок, который будет вам напоминать об этом волшебном путешествии. А вам понравилось в Цветочной стране?
Учитель: Мы обязательно совершим еще одно путешествие в Цветочное царство, а пока я прощаюсь с вами и желаю вам удачи.
Итог работы.
Дети помещают свои работы на поддон.
- Закончилось наше путешествие в царство цветов. Я думаю, что оно вам понравилось, т.к. после него остались такие прекрасные выполненные работы.
А теперь подведем итог урока.
- Чему вы научились сегодня?
- Перечислите как можно больше комнатных растений (по цепочке).
- Для чего люди выращивают комнатные растения?
- Как размножают комнатные растения?

В заключение давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.
Домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Составьте названия комнатных растений из двух половинок: (Слайд № 10)
бегофитумхлородистрааспиния


Ход работы.
а) инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ по биологии;
б) объяснение учителя о порядке выполнения работы, чтение инструктивных карт;
в) самостоятельная работа в парах согласно инструктивной карте;
г) установка высаженного растения в отведенном месте;
д) уборка рабочего места.
ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа-интернат»
Урок
путешествие
в цветочное царство
Посев семян
астры
5 класс
Провела: Рыбакова И.А.
2012 год