Из опыта работы Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС


Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе?
Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Современные подростки. Какие они? С одной стороны, более информированы, интеллектуальны. С другой стороны, социологи и социальные психологи констатируют бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Острый ум и глухое сердце - вот что приводит к деформации личностного развития подростков. Исключительное значение для её преодоления, на мой взгляд, приобретает учитель, вводящий ученика в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время создающий условия для открытия им уникального и неповторимого собственного «Я».
Создание таких условий начинается с предоставления подростку права и возможностей для выбора собственных образовательных целей и содержания образования. Этому способствует реализация в лицее инновационной организационно-содержательной модели «Основная школа – пространство выбора», предусматривающей деление параллели на учебные группы по предметам с целью индивидуализации образования в основной школе как стратегического направления повышения его качества в процессе внедрения ФГОС нового поколения. Деление на группы осуществляется по выбору учеников. Основанием для деления на группы являются образовательные интересы подростков: они выбирают не уровень изучения, а специфику предмета. «Подросток в мире права», «Социальные роли подростка», «Социологические исследования», «Подросток в экономической сфере» - это тот же курс обществознания, но со своими акцентами. Поточно-групповое обучение даёт и учителю возможность реализовать собственные смыслы педагогической деятельности. Для меня это – выстраивание образовательного процесса для достижения таких личностных результатов в соответствии с ФГОС как «формирование развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, способности к нравственному самосовершенствованию».
Целью работы в данном направлении является создание системы духовно-нравственного развития средствами предмета обществознание.
Для реализации цели решались следующие задачи:
Изучить литературу с целью выявления психологических и методических основ использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения обществознанию.
Разработать модифицированную программу курса обществознания для 6-7 классов со специфическим компонентом «Духовная культура подростка» в рамках поточно-группового обучения.
Определить методические условия эффективности использования педагогических технологий для достижения личностных результатов духовно-нравственного развития при обучении обществознанию.
Разработать серию сценариев уроков с духовно-нравственной воспитывающей компонентой.
Разработать систему внеурочной деятельности, интегративно решающую проблему формирования духовной культуры подростка.
Для обучения групп учащихся на параллелях 6-7-х классов была разработана модифицированная программа «Духовная культура подростка», спецификой содержания которой является углубление важного аспекта формирования в младшем подростковом возрасте жизненных смыслов и духовных ценностей, формирование ценностно-мировоззренческой компетенции личности.
Главным при решении проблемы отбора технологий для реализации этого содержания был вопрос: какие приёмы и методы будут способствовать превращению предмета обществознание в личностно-значимый для младшего подростка?
Использование игровой, проектной, кейс-технологии, технологии развития критического мышления показало свою эффективность.
Актуален и метод моделирования социального опыта. На уроке по теме «Семья» обучающиеся создают модели авторитарной, либеральной, индифферентной, демократической семьи, делают выбор той или иной модели и аргументируют его. В заключение в синквейне осмысливают функции семьи, особенности семейных отношений, роль семьи в своей жизни. В итоге формируется умение соотносить свои и чужие поступки с идеальной моделью, с тем, как должно быть.
Воспитывающие ситуации – метод организации деятельности и поведения обучающихся в специально созданных условиях. При изучении темы «Межличностные отношения» обучающиеся предлагают способы разрешения межличностных конфликтов, возникающих в ходе учебного процесса, что способствует воспитанию толерантности и укреплению межличностных отношений в классном коллективе.
Метод проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Продуктами проектной деятельности в рамках темы «Человек, общество, природа» могут быть «Правила экологического поведения школьников», «Социальный портрет молодежи», презентация «Ценности современной молодежи». В процессе реализации проекта приобретается опыт, который становится бесценным достоянием обучающихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
А вот пример удачного использования игровой технологии для работы с понятиями «справедливость» и «несправедливость»: делю учащихся на группы. Каждая группа получает конверт с заданием: в течение нескольких минут найти фишки, находящиеся в классной комнате (количество и цвет фишек для каждой группы разные). Поздравляю победителей, нашедших большее количество фишек, но приз вручаю проигравшим группам.
Анализ игры помогает осмыслить, что такое справедливость и несправедливость и сформулировать понятия. Оценив игру как несправедливую, ученики создают правила справедливой игры. Используя метод ситуационного анализа, подвожу обучающихся к пониманию того, что является причинами несправедливости и что можно сделать, чтобы несправедливости стало меньше.
С целью рефлексии использую тесты «Хороший ли ты психолог?», тест «Самооценка», тест «Умеете ли вы слушать?», тест «Приятно ли с вами общаться?», тест «Способны ли вы отстаивать свои права?», анкету «Познай себя» (прилагаются).
Данные приёмы, методы и технологии складываются в единую методическую стратегию, которую я бы назвала стратегией открытия, главной ценностью которой является самостоятельная исследовательская деятельность ученика, выводящая его за рамки учебного времени. Так, для организации исследования по теме «Что такое предпринимательство и бизнес» на уроке предлагаю фрагменты книги Дж. Рокфеллера «Мемуары» (воспоминания самого богатого человека в мире), а поиск ответов на вопросы «Почему люди занимаются бизнесом?», «Каждый ли человек может быть успешным бизнесменом?» продолжается во внеурочное время. В соответствии со спецификой программы обращаю внимание на нравственную составляющую предпринимательства.
Уровень развития исследовательской компетенции оценивается по готовому продукту. Например, в результате исследования «Влияние мультфильмов на младших школьников» обучающейся сделан сопоставительный анализ влияния на младших школьников советских и американских мультфильмов.
Во внеурочном компоненте системы духовно-нравственного воспитания большую роль играют краткосрочные курсы по выбору. Программа краткосрочного курса «История Великой Отечественной войны в названиях улиц Перми» ориентирована на конкретный практический результат, продукт - электронную презентацию, содержит критерии и показатели результативности, объекты оценивания и критерии оценивания деятельности обучающихся. Реализуется с использованием проектной технологии с целью приобщения к российской истории, воспитания любви к Отечеству, сохранения памяти о людях фронтового поколения.
Встречи с интересными людьми способствуют не только профессиональному, но и нравственному самоопределению.
В чём главный смысл моей деятельности?
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.-Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».
Результаты диагностики нравственной воспитанности учащихся Н.Е. Щурковой.
Класс Достаточная нр.
воспитанность Недостаточная
нр. воспитанность Несформир-ть
нр. отношений
6 класс Группа
«Духовная культура подростка» 77 23 0
Остальные группы 68 33 0
7 класс Группа
«Духовная культура подростка» 86 14 0
Остальные группы 70 30 0