Памятка Как написать сочинение


Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
1. Четко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать (позиция, мнение, конкретность, четкость, досказанность, отсутствие двусмысленности);
2. Основные элементы: тезис (позиция, требующая доказательства или более полного раскрытия в тексте), аргументы - 2/3 всего объема сочинения, оптимальное количество - 3 (доказательства, примеры из жизни или литературы, подходы, исторические справки, сравнения, сопоставления, личный опыт; это ответы на вопрос почему? относительно вашего тезиса), вывод (тезис, развернутый в более широкий ответ на поставленный вопрос,углубленный); Аргуиенты расставляем в порядке: весьма убедительный, достаточно убедительный, самый убедительный
Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
Формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
Комментарий к проблеме.
Позиция автора по проблеме.
Ваша позиция по затронутой проблеме.
5, 6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
Прочитайте текст (по которому пишите) или/и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор? Можно увидеть несколько проблем. Далее нужно поставить проблемный, риторический вопрос. Далее — комментарии к проблеме. Затем — позиция автора. Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рассуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
 
Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме 
Вывод
Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу). Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, подобно Льву Толстому, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.
Полезные советы для написания сочинения
1. Убедитесь, что вы хорошо поняли следующие вещи:
Какова цель сочинения?
Что является темой сочинения?
Каковы требования к объему?
Каким должен быть основной тон сочинения?
Требуется ли проводить исследования?
2. Пишите все, что вам придет в голову или ведите журнал, чтобы выразить некоторые идеи на бумаге.
3. Попробуйте упражнение «кластер» или «круги». Опорная схема хороша в случае, если вы сгенерировали много идей, и вы не знаете с чего начать. Это поможет вам перейти от общего к частному, что является важной частью любого сочинения. Возьмите чистый лист бумаги или используйте доску для мела, чтобы нарисовать схему. Не экономьте пространство.
Напишите тему в центре листа и обведите ее в круг. Предположим, что ваша тема «Ромео и Джульетта» или «Гражданская война». Напишите фразу на бумаге и обведите ее.
Вокруг центрального круга напишите свои основные идеи или мысли по теме. Вас могли заинтересовать «смерть Джульетты», «гнев Меркуцио» или «семейные распри». Напишите столько основных идей, сколько захотите.
Вокруг каждой главной идеи напишите более конкретные вопросы или замечания. Начните искать связи. Вы повторяете язык или идеи?[1]Соедините круги линиями там, где вы видите соответствующую связь. Хорошее сочинение организовано по принципу основных идей, а не в хронологическом или сюжетном порядке. Используйте эти связи, чтобы сформировать свои основные идеи.
4.Подумайте о написании плана, чтобы организовать свои мысли. Как только вы определились с вашими основными идеями и аргументами по теме, вы можете записать их в виде плана, чтобы начать писать черновик вашей работы. Используйте полные предложения, чтобы связать ваши основные компоненты сочинения вместе.
5. Не стесняйтесь показаться слишком умным.
6. Обязательно перечитайте. Будьте готовы вносить изменения. Проверяйте поэтапно: сначала прочитайте и посмотрите основной смысл: