Рабочая программа — обществознание 8 класс

Учебно-тематическое планирование
по предмету «Обществознание».
Класс: 7
Учитель: Халилова Лариса Ринатовна
Количество часов: Всего: 35 ч. В неделю: 1 ч.

Планирование составлено на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /-13-е изд. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

Дополнительная литература:
Е.А.Певцова Обществознание: книга для учителя – М.: Русское слово, 2008
Н.С.Кочетов. Поурочные планы. Обществознание. 7 класс.: Волгоград: Учитель, 2008
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. сост. А.В.Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.


















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 г. №4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования» Примерной программы по обществознании среднего (полного) общего образования. Учебного плана школы за 2013-14 учебного года. Положения «О порядке разработке учебных программ, реализуемых школой», утвержденное приказом МБОУ-Большенырсинской средней общеобразовательной школы от 31.08.2011 №77-42. Федерального перечня учебников рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-14 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования; базисного учебного плана Примерной программы основного общего образования по обществознании М.: Дрофа, 2008.
Реализация данной рабочей программы способствует:
- развитию личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
- освоению системы знаний, для социальной адаптации; социальных знаний и ролях; позитивных качествах личности; сферах человеческой деятельности; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладению деятельностной, межкультурной, ценностно-смысловой, информационно-коммуникативной, познавательно-смысловой, учебно-познавательной компетенциями;
- формированию опыта применения полученных знаний для решения задач в социальной, экономической, гражданско-общественных, межличностных, познавательной, семейно-бытовых сферах.
Цель: содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом. Задачи: 1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление». 2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе. 3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей 4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора. В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове. Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей. Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников: литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников); художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.); публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные; научно-теоретические (фрагменты из научных текстов); опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.
Предполагаемые результаты: развиваются личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом. появляется и закрепляется познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом. развивается критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта. осуществляется «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом; происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности; происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами; осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции. Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.




Темы, совпадающие с праздничными днями, уплотняются и интегрируются с последующим уроком. Учитель может внести корректировку в календарно – тематическое планирование.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения обществознания ученик должен: Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь: описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по обществознании
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни; Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности; Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки; Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Примерное календарно – тематическое планирование курса «Обществознание».


Раздел
Тема
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся
или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее
задание
Дата
проведения
Примечание







по плану
фактически


1
Раздел 1. Личность подростка.
Переходный возраст
Изучение нового материала
Работа с текстом учебника, со словарем. Поисковое чтение. Ознакомительное чтение. Выделение главного в тексте. Определение границ подросткового возраста.
Характеристика понятия подросткового возраста.
Знать: все понятия темы; границы подросткового возраста.

§1, ответить на вопросы .
Практикум, стр. 19.




2
Задачи и трудности подросткового возраста
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника, со словарем, доп. материалом.
Выяснение задач и трудностей подросткового возраста.
Рефлексия . Тест-анкета «Хороший ли ты психолог»

Знать: значение понятий темы.
Уметь: охарактеризовать проблемы подросткового возраста; объяснить их причины.
§2, практикум




3
Быть взрослым
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника, со словарем.
Составление обобщенной характеристики подростка. Выделение самых ярких черт подростка.
Уметь описать характерные черты личности подростка, объяснить их причины.
§3, ответить на вопросы .




4
Физические изменения у подростков
Комбинированный урок
Работа в малых группах с текстом учебника, со словарем. Характеристика физических изменений у подростка.
Работа в малых группах. Ролевая игра.
Знать: какие изменения происходят в организме подростка, их влияние на поведение подростка.

§4, ответить на вопросы ..




5
Психологический портрет личности: темперамент и характер
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника, со словарем. Поисковое чтение. Определение сущности понятий « индивид», «личность». Характеристика видов темперамента, их классификация. Ролевая игра.
Знать: термины темы, виды темперамента
Уметь: объяснять различия между индивидом и личностью; характеризовать виды темперамента, оценивать свой темперамент и характер.
§5, ответить на вопросы .





6
Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Комбинированный урок
Беседа. Объяснение сущности понятия «Чувство». Классификация чувств.
Групповая работа с текстом учебника, со словарем. Комментированное чтение. Определение различий и сходства между чувствами и эмоциями. Определение своих способностей.
Знать: понятия темы.
Уметь: объяснить выражение «Талант –это трудолюбие»; различать способности и знания; характеризовать виды способностей.
§6, ответить на вопросы . Практикум,стр.44




7
Самооценка подростка
Урок-практикум
Вводная беседа. Индивидуальная работа учащихся с текстом учебника (Правила, стр.44).

Знать: все понятия темы.
Учиться объективно оценивать свою личность, развивать навыки самокритичности и самоконтроля.
§7, ответить на вопросы, практикум.




8
Выдающаяся личность
Комбинированный урок
Прослушивание докладов о выдающихся людях. Дискуссия «Кого можно назвать выдающейся личностью»
Уметь объяснить различия между гениальной и выдающейся личностью; иметь представление о том, как можно стать выдающейся личностью.
§8, ответить на вопросы Сочинение-рассуждение « Кого я считаю выдающейся личностью»




9
Лидер и его качества
Комбинированный урок
Беседа. Работа с текстом учебника, со словарем. Выборочное чтение. Определение понятия «лидер». Характеристика основных качеств лидера.
Знать: определение понятий темы.
Уметь: называть основные качества лидера и характеризовать их.
§9, ответить на вопросы, практикум.




10
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Личность подростка».
Урок систематизации и повторения
Работа в малых группах: выполнение практических заданий.
Знать: все понятия раздела.
Уметь: давать обобщенную характеристику подростка; различать виды темперамента, иметь представление о способах самосовершенствования; применять на практике полученные знания о правилах общения

Повторить пройденный материал





Раздел II. Подросток в социальной среде








11
Раздел II. Подросток в социальной среде


Социальная среда подростка
Комбинированный урок
Беседа. Определение понятия «Социальная среда». Анализ взаимовлияния подростка и окружающей среды.
Самостоятельная работа с текстом учебника. Письменные ответы на вопросы.
Уметь замечать и анализировать то влияние, которое оказывают на подростков те или иные люди; избегать плохого влияния; правильно реагировать на реакцию окружающих.
§10, ответить на вопросы




12
Юношеский пессимизм.
Комбинированный урок
Беседа. Определение сущности понятий «оптимизм», «пессимизм». Заполнение словаря..

Подготовиться по конспекту.





13
Подросток в группе
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника. Поисковое чтение. Выделение главного. Составление тезисного плана ответа « Развитие личности в группе» Классификация социальных групп. Составление таблицы «Социальные группы».
Знать: определение понятий темы, названия социальных групп и их характеристики; фазы развития личности в группе.
Уметь:объяснять важность и значение общепринятых норм и последствий их нарушений;
§11, ответить на вопросы . Оформить проекты.




14
Межличностные отношения
Урок-практикум.
Работа в малых группах . Выполнение практических заданий.
Уметь: моделировать жизненные ситуации; принимать решения и делать вывод в конкретной ситуации.
§12, ответить на вопросы .




15
«Мы» и «они»
Комбинированный урок
Групповая работа с учебником. Ознакомительное чтение. Дополнение примерами из жизни.
Уметь объяснить критерии деления на «МЫ» и «Они»; необходимость находить общий язык с людьми.
§13, ответить на вопросы .




16
Мир знакомых и незнакомых людей
Комбинированный урок
Беседа. Работа с текстом учебника. Определение понятий . Обсуждение и оценка советов психолога. Практические задания.
Знать правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Уметь применять знания на практике.
§14
Проект «Сформулиро
вать правила поведения с незнакомыми людьми».




17
Социальный портрет молодежи
Комбинированный урок
Работа в группах с текстом учебника, со словарем. Поисковое чтение. Выделение главного. «Мозговой штурм».Работа с понятиями.
Определение шкалы ценностей.
Знать: понятия и термины темы.
Уметь работать в группе; анализировать полученную информацию, выделять в ней главное, делать выводы.
§15, ответить на вопросы .




18
Повторительно-обобщающий урок «Социальная среда и подросток»
Урок систематизации и повторения
Индивидуальная работа учащихся.

Знать весь материал раздела.
Повторить пройденный материал.




19
Раздел III. Подросток и закон


Юридические границы подросткового возраста
Изучение нового материала
Работа в группах с документами: Конституция РФ, УК и ГК (выдержки)Комментированное чтение статей. Определение юридических границ подросткового возраста. Меры правового воздействия на подростков.
Знать юридические границы подросткового возраста; основные виды юридической ответственности подростков.
Уметь: аргументированно объяснить значение правового поведения и правовой культуры.
§16, ответить на вопросы .




20
Подросток как гражданин

Работа с текстом учебника, Конституцией РФ, РТ «Законом о гражданстве». Поисковое чтение. Определение сущности понятий «гражданин» и «гражданство».
Знать: признаки государства, схему получения гражданства в РФ; права и обязанности гражданина РФ.
Уметь: классифицировать социальные объекты, оценивать их значение.
§17, ответить на вопросы




21
Подросток и его права
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника. Выделение главного. Составление тезисного плана ответа «Права подростков» Создание проектов «Права подростка»
Знать:, правовые источники, регулирующие права подростков

Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, документами, выделять главное, составлять план.
§18, ответить на вопросы . Проект «Права и обязанности подростка РФ» с опорой на текст Конституции




22
Опасный путь преступной жизни
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника. Выборочное чтение. Определение сущности понятия «преступление», классификация понятий.
Определение сущности понятия «юридическая ответственность», классификация видов
Беседа. Выполнение творческих заданий.

Знать: понятия и термины темы.
Уметь: определять признаки преступления, объяснять опасность преступлений для человека и общества; выражать собственные взгляды, аргументированно вести дискуссию
§19, ответить на вопросы Написать эссе (на выбор).




23
Повторительно-обобщающий урок Подросток и закон
Урок обобщения и повторения.
Индивидуальная работа.
Работа у доски.

Знать: весь учебный материал темы.
Уметь: объяснять сущность и необходимость взаимосвязи прав и обязанностей граждан страны.





24
Раздел IVОбраз жизни подростка.

Подросток в обществе риска
Комбинированный урок
Беседа. Выяснение мотивов подростковых преступлений.
Работа в парах Ролевые ситуации. Заполнение словарей.
Знать: понятие юридическая ответственность, виды юрид. ответственности.
Уметь: анализировать причины преступлений, оценивать собственное поведение, воспитывать чувство самоконтроля и гражданской ответственности; работать в группе, вести дискуссию
§20, ответить на вопросы .




25
Проблема одиночества.

Комбинированный урок
Работа с текстом учебника. Выделение главного.
Знать: понятия и термины темы.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, документами, выделять главное, составлять план.
§21, практикум, пересказ.




26
Подростковая культура
Комбинированный урок
Работа с текстом учебника. Выделение главного. Определение сущности понятия «культура» Классификация видов и форм культуры Составление тезисного плана ответа «Уникальность подростковой культуры»»
Знать: понятия и термины темы.
Уметь: классифицировать виды культуры, объяснить значение культуры для общества; характеризовать особенности подростковой культуры.
Работать с текстом, выделять главное, составлять план ответа.

§22,
Опережающее задание: Подготовить сообщения об образе жизни разных народов.




27
Образ жизни
Комбинированный урок
Сообщения учащихся .
Дискуссия о причинах существования различного образа жизни.
Групповая работа. Заполнение сводной таблицы.
Знать: понятия и термины темы.
Уметь: объяснять , что влияет на образ жизни человека или народа; , учиться критически относиться к себе, объективно оценивать свой образ жизни, стремиться к самосовершенствованию
§23, ответить на вопросы . Творческие задания (на выбор)




28
Досуг и отдых
Комбинированный урок
Работа с учебником и словарем. Поисковое чтение. Определение сущности понятий.

Знать: понятия и термины темы.
Уметь: объяснить, каким образом досуг человека связан с его характером; вести дискуссию, выражать свое мнение, опираться на примеры.
§24, ответить на вопросы .
Подготовить рассказ о своем увлечении, о том, как проводит досуг семья.




29
Спорт.
Комбинированный урок
Самостоятельная работа с учебником. Оценка значения здорового образа жизни. Анализ взаимосвязи здорового образа жизни и формирования личности.
Творческие задания.
Уметь оценивать роль здорового образа жизни и спорта в формировании личности; объяснить выражение «О, спорт – ты жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух», стремиться к ведению здорового образа жизни.
§25, подгот. к обоб. уроку.




30
Мир наших увлечений.
Урок обобщения и повторения.
Оформление выставки поделок и рисунков.
Рассказы учащихся о своих увлечениях.
Практические задания.
Уметь рассказать о своих увлечениях в интересной форме; заинтересовать других учащихся.
Семейный проект «Наши семейные увлечения».





Раздел V. Подросток и его жилая среда








31-32
Город. Село.
Комбинированный урок.
Работа по группам с текстом учебника. Выделение главного. Составление плана ответа. Характеристика городов. Определение понятия мегаполис. Рассмотрение плюсов и минусов городской жизни. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан.
Знать историю возникновения городов.
Уметь охарактеризовать основные проблемы современных городов; рассмотреть различия в жизни горожан и сельчан.
§26-27, Творческое задание:
«Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков».





33-34
Мой дом, мое жилище
Комбинированный урок
Работа по группам с текстом учебника. Выделение главного. Составление плана ответа. Эволюция жилища в истории человечества.
Факторы, определяющие на выбор жилья. Современное жилище. Требования к современному жилищу
Уметь охарактеризовать особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения;
Рассказать о значении дома в жизни человека. Объяснить понятие «Мой дом - моя крепость».

Подгот. к контр.обоб. уроку.
§.28-29




35
Контрольно – обобщающий урок по курсу «Обществознание» 7 класс.
Урок систематизации и контроля знаний
Индивидуальная работа учащихся.
Знать: весь учебный материал курса.






15