Урок-игра по истории на тему: «Эпоха Петра Первого» 10 класс.

Урок-игра по истории на тему: «Эпоха Петра Первого»
10 класс.

Игра для учащихся по образцу телеигры «Счастливый случай». В игре участвуют две команды из разных классов (10а, 10б классы). Каждая команда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы «Лучшей команде», «Лучшему игроку» (призами могут служить книги).
Цели игры:
обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Эпоха Петра I»;
развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
развитие умения учащихся работать в группе;
воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;
реализация межпредметных связей.
Оформление:
Портрет или портреты Петра I.
Выставка рисунков учащихся по данной теме.
Книжная выставка, посвящённая ПетруI и его времени.
Эпиграф:
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной :
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А. С. Пушкин).

I. Разминка.
1. Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)
2. Как фамилия Петра I? (Романов)
3. Против какой страны был создан «Северный союз»? (Швеции)
4. Как назывался первый естественно-научный музей? (Кунсткамера)
5. Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)
6. Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)
7. Что такое галеры? (Лёгкие гребные суда)
8. Сколько лет шла Северная война? (21 год)
9. Какую битву назвали «Матерью Полтавской баталии»? (У деревни Лесной)
10. Какой род войск называли инфантерией? (Пехота)
11. С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)
12. Как называлась первая печатная газета? («Ведомости»)
13. Что такое Синод? (Духовная коллегия)
14. Где была построена первая вервь? ( В Воронеже)
15. Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
16. Что такое «ревизия»? (Правильность проверки переписи мужского населения)
17. Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)
18. В каком году была Полтавская битва? (1709 году)
19. Что такое «верфь»? (Мануфактура по строительству кораблей)
20. Кто стоял во главе коллегии? (Президент)
21. Вместо чего появился Сенат? (Боярской Думы)
22. Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (В десять)
23. Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)
24. С каким шведским королём воевал Пётр I? (Карлом XII)
25. Как назывался первый русский корабль? («Штандарт»)
26. что такое ассамблеи? (Общественные собрания)
27. «Зло», пришедшее на Русь при Петре (Табакокурение, винопитие)
28. С какой постройки начался Санкт-Петербург? (С Петропавловской крепости)
29. Какая школа находилась в Сухаревской башне В Москве? (Навигацкая)
30. Какой новый налог был введён при Петре? (Подушная подать)

I гейм.
«Географические названия».

1 команде:
* Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?
Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово «бург» (крепость) немецкого происхождения. После смерти
В. И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.
2 команде:
* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.
Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове, отсюда и его русское название – Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно «ключ-замок, ключ-крепость»).
Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города – Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

II гейм
«Чьи это строки?».
Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):
1 команде:
1. «Покажи на деле, что ты русский» (А. В. Суворов).
2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек» (А. С. Пушкин).














2 команде:
1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!» (М. В. Ломоносов).
2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх»
(А. С. Пушкин).

















III гейм.
«Птенцы гнезда Петрова».
(Конкурс капитанов).
По данной характеристике узнать историческое лицо.
1 команде:
Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:
сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трёхлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
участие в заговоре против Меньшикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.
(Пётр Андреевич Толстой)

2 команде:
Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:
в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.
(Андрей Иванович Остерман)

1 команде:
О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:
* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;
* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;
* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.
(Александр Данилович Меншиков)

2 команде:
До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:
он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;
современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;
в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;
позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее к царю окружение и сам Пётр отдавали царские почести.
(Фёдор Юрьевич Ромодановский).

IV гейм.
«Даты и события».
1 команде:
Соотнесите даты и события:
А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;
Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I;
В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;
Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;
Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством
Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;
Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;
З) 1696 г. 7. Северная война;
8. Башкирское восстание.
Ответы: А- 4; Б-5; В-7; Г-8; Д-6; Е-2; Ж-3; З-1.






2 команде:
Назовите даты соответствующие следующим событиям:
Гангутский бой.
Полтавская битва.
Битва под Нарвой.
Основание Санкт-Петербурга.
Создание флота.
Битва при Лесной.
Сражение у о. Гренгам.
Прутский поход.
Ответы: (1.1714 г.; 2) 1709 г.; 3) 1700 г.; 4) 1703 г.; 5) 1696 г.; 6) 1708 г.;
7) 1720 г.; 8) 1711 г.).

Конкурс болельщиков.
Болельщикам 1-й команды:
Выберите государственные реформы, проведённые Петром I.
Создание Государственного Совета
Учреждение Боярской Думы
Роспуск магистратов
Организация коллегий
Создание Сената
Введение губернского административного деления
«Жалованная грамота дворянству»
Провозглашение империи
Уничтожение патриаршества
Уничтожение Синода
Ответы: (4,5,6,8,9).
Болельщикам 2 команды:
Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.
Празднование Нового года 1 января
Летоисчисление с сотворения мира
Летоисчисление с рождения Иисуса Христа
Короткий кафтан
Проведение ассамблей
Хорошие манеры при поведении в обществе
Празднование Нового года 1 сентября
Длинные рукава у одежды
Обязательность бороды
Недопущение женщин в мужское общество.
Ответы: (Введённые Петром – 1, 4, 5, 6; существовавшие до Петра –
2, 3, 7, 8, 9, 10).




V гейм.
«Гости из прошлого».
Входят переодетые Пётр I и Александр Данилович Меншиков.
Учитель: К нам пожаловали сам государь Пётр I со своим другом, президентом Военной коллегии, А. Д. Меншиковым. Что привело Вас сюда?
Пётр I:
Ведома нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.
Меншиков:
Сдаётся мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было, сонное царство. А как всё изменилось потом!
Пётр I:
Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают

Меншиков:
А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.


1 команде:
* Пётр I: «Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Пётр, отнестись к этому указу?
2 команде:
* Пётр I: «Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоёв населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплён?
1 команде:
Меншиков:
* «Иностранцев поражало, что наш государь занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?




2 команде:
Меншиков:
* В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?
Пётр I:
Довольно друг Алексашка, зело познаниями сих отроков, остался я доволен. Жаль, что в моё время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься Теперь нам пора идти

VI гейм.
«Эпоха Петра Первого в пословицах».
О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.
1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно
2. Не смигни, б) не видать
3. Быть делу так, в) он бы и через тын перерос
4. Царю из-за тына г) а один у каши загинет
5. Две головы в поле дымятся, д) как наметил дьяк
6. Дружно – не грузно, е) и одиноко, и немо
7. На чужбине, словно в домовине ж) а одна и в печи гаснет
Ответы: 1-в; 2-а; 3-д; 4-б; 5-ж; 6-г; 7-е.


Конкурс болельщиков.
Дайте ответы на вопросы.
Болельщикам 1 и 2 команды:
Сколько лет шла Северная война? (21 год)
Что такое Кунсткамера? (естественно-научный музей)
Какой орден был учреждён в 1699 году? (Андрея Первозванного)
Как в «детстве» назывались гвардейские полки? («Потешные»)
Как назывался высший церковный орган власти, созданный при
Петре I? В каком году он был создан? (Синод, 1720 г.).
Какие функции выполнял Сенат? В каком году он был создан? (Высший законодательный и распорядительный орган, 1711 год)
В каком году прошёл Гангутский бой? (1714 год)
Сколько рангов было в «Табели о рангах»? (14)
Какого роста был Пётр I? (2 м., 4 см.).
Как звали мать Петра I? (Наталья Нарышкина)
Орган городского самоуправления (Ратуша)
Высший законодательный, распорядительный орган при царе (Сенат)
Государственный чиновник, осуществлявший контроль над администрацией (Фискал)
Центральные органы власти (Коллегии)
Солдат петровской армии (Рекрут)
Крупнейший уральский заводчик, основатель династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX в. (Демидов)

VII гейм.
«Историческая лингвистика».
Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.
(Синод)
2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.
(Монархия)
3. Ура + факт+ мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.
(Мануфактура)
4. Герб + уния –новая административная единица.
(Губерния)
5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.
(Коллегии)
6. Ру + трек – солдат петровской армии.
(Рекрут)
7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.
(Сенат)
8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.
(Кунсткамера)
9. Рот + цинизм + понек – Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.
(Протекционизм)
10. Март + сагит – один из органов городского самоуправления.
(Магистрат)
11. Бас + мел + аси – собрание –бал с участием женщин в домах российской знати.
(Ассамблеи)
12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.
(Абсервотория)
13. Ген + рет – временный правитель.
(Регент)
14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.
(Посольство)
15. Ефор + мыр - перемены в той или иной области жизни страны.
(Реформы)
16. Рим + ия + пе – монархическое государство.
(Империя)
17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.
(Ревизия)
18. Метка + низ + лир - экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
(Меркантелизм).

Конкурс болельщиков.
Дайте ответы на вопросы:

1. Какое должностное лицо Пётр I называл «оком государевым»?
(Генерал-прокурор)
2. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)
3. Что запретил делать необразованным дворянам Пётр I? (Жениться)
4. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)
5. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)
6. Под каким именем в составе Великого посольства ехал Пётр I?
(Пётр Михайлов)
7. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчинённый патриарху, где покоятся останки одного из известных защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)
8. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)
9. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
10. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы?
(Навигацкая школа)
11. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловской крепости)
12. Автор памятника Петру I на Сенатской площади? (Э. Фальконе)
13. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)
14. Назовите рост Петра I. (2 метра, 4 сантиметра)
15. Сколькими ремёслами владел Пётр I? (14)
16. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I (Цитадель)
17. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)
18. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии?
(Гвардии).







VIII гейм.
«Вычеркни лишнее.
1 команде:
1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин «бояре», т. к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами).
2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало).
2 команде:
1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т. к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало).
2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь «Великого посольства». Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть).

Конкурс болельщиков.
Перечислите основные реформы Петра I и его начинания. За каждое названное мероприятие команда, за которую вы болеете, получает по одному очку.
(Назвать не мене семи)

Создал регулярную армию.
Установил обязательное обучение дворянских детей.
Ввёл массовое обучение дворян за границей.
Создал новый вид вооружённых сил – флот.
Введён гражданский шрифт.
Добился выхода в Балтийское море.
С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости».
Создан первый общедоступный театр.
Основан город Таганрог.
Созданы математические школы.
Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.
Созданы органы городского самоуправления.
Открыл Морскую академию.
1703 год – основание Санкт-Петербурга.
1711 год – основание Сената.
Создал «Табель о рангах».
Проведена губернская реформа.
Организовал поиск руд и полезных ископаемых.
Вместо приказов организованы коллегии.
Основал офицерские военные школы.
Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).
Учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного.
Учредил первый музей – кунсткамеру.
Основал первую публичную библиотеку.
Учредил Академию наук (1724).
Были введены ассамблеи.
Введена европейская одежда.

Пока жюри совещается, учитель обращает внимание на книжную выставку, характеризует домашнее задание учеников (кроссворды, рисунки), выделяет лучшие.
Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.
Вывод по уроку:
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С. М. Соловьёва о Петре I, произнесённые на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствием, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».




















Задания командам:

I гейм.
«Географические названия».


1 команде:
* Вы знаете, что Санкт- Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?





















I гейм.
«Географические названия».


2 команде:
* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименована в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.




















II гейм.
«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

1 команде:
1. « Покажи на деле, что ты русский».
2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек».


















II гейм.
«Чьи это строки?».
Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

2 команде:
1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!».
2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх».


















III гейм.
«Птенцы гнезда Петрова».
(Конкурс капитанов).
По данной характеристике узнать историческое лицо.
1 команде:
Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:
сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;
с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;
именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;
участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

1 команде:
О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:
* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;
* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем возможных титулов и званий;
* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;
* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.
III гейм.
«Птенцы гнезда Петрова».
(Конкурс капитанов).
По данной характеристике узнать историческое лицо.
2 команде:
Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:
в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;
выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;
был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;
пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.
2 команде:
До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:
он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;
современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видим как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;
в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;
позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее окружение и сам Петр отдавали царские почести.


IV гейм.
«Даты и события».

1 команде:
Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;
Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I;
В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;
Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;
Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством
Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;
Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;
З) 1696 г. 7. Северная война;
8. Башкирское восстание.


















IV гейм.
«Даты и события».

2 команде:
Назовите даты соответствующие следующим событиям:

Гангутский бой
Полтавская битва
Битва под Нарвой
Основание Санкт-Петербурга
Создание флота
Битва под Лесной
Сражение у о. Гренгам
Прутский поход























VI гейм.
«Эпоха Петра Первого в пословицах».

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.
1 команде:
1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно
2. Не смигни, б) не видать
3. Быть делу так, в) он бы и через
4. Царю из-за тына тын перерос
5. Две головы в поле дымятся, г) а один у каши
6. Дружно – не грузно, загинет
7. На чужбине, словно в домовине д) как наметил дьяк
е) и одиноко, и немо
ж) а одна и в печи гаснет























VI гейм.
«Эпоха Петра Первого в пословицах».

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.
2 команде:
1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно
2. Не смигни, б) не видать
3. Быть делу так, в) он бы и через
4. Царю из-за тына тын перерос
5. Две головы в поле дымятся, г) а один у каши
6. Дружно – не грузно, загинет
7. На чужбине, словно в домовине д) как наметил дьяк
е) и одиноко, и немо
ж) а одна и в печи гаснет
























VII гейм.
«Историческая лингвистика».
Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.
1 команде:
1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.
2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.
3. Ура + факт + мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.
4. Герб + уния – новая административная единица.
5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.
6. Ру + трек – солдат петровской армии.
7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.
8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.
9. Рот + цинизм + понек – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.
10. Март + сагит – один из органов городского самоуправления.
11. Бас + мел + аси – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.
12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.
13. Ген + рет – временный правитель.
14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.
15. Ефор + мыр – перемены в той или иной области жизни страны.
16. Рим + ия + пе – монархическое государство.
17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.
18. Метка + низ + лир – экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.














VII гейм.
«Историческая лингвистика».
Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.
2 команде:
1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.
2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.
3. Ура + факт + мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.
4. Герб + уния – новая административная единица.
5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.
6. Ру + трек – солдат петровской армии.
7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.
8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.
9. Рот + цинизм + понек – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.
10. Март + сагит – один из органов городского самоуправления.
11. Бас + мел + аси – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.
12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.
13. Ген + рет – временный правитель.
14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.
15. Ефор + мыр – перемены в той или иной области жизни страны.
16. Рим + ия + пе – монархическое государство.
17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.
18. Метка + низ + лир – экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.














VIII гейм.
«Вычеркни лишнее».

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.




2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия.




















VIII гейм.
«Вычеркни лишнее».

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.



2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена.




15