Урок истории: «Эпоха Петра Первого»


Открытый урок по истории в 7 классе
Тема: «Эпоха Петра Первого» (повторительно – обобщающий) в 7 классе
Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их
систематизация – приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Образовательные цели:
Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;
вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
Развивающие цели:
развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
повторить понятийный аппарат, хронологию;
Воспитательная цель:
через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;
способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности
Задачи:
повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию;
формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;
расширить представления о роли и значении личности в истории
Оборудование: Фрагмент видеофильма «Петр I» компьютер, мультипроектор, презентация в MS Power Point, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный, повторительно-обобщающий
Форма урока: групповая работа с элементами игры и использованием компьютерных технологий.
Обоснование применения компьютера: подготовительная работа состояла в наборе текстов заданий,
подготовке мультимедийной презентации и использовании ее в процессе урока
развиваются коммуникативные навыки и умения, повышается мотивация учащихся через визуальное восприятие и своеобразие применяемых технологий;
развивается творческий потенциал учащихся, их умение экспериментально-исследовательской деятельности, повышается мотивация обучения.
Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» А.С. Пушкин
Ход урока:
Класс распределён на 3 группы. Просмотр отрывка из фильма «Петр Первый» (2 мин)
Вступительное слово учителя. ( 3мин.) Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников). Да, вы правы, наша задача: повторить материал о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты). И ответить на вопрос: Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого? Обращение к эпиграфу.
Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Он резко отличался от предшествующих правителей, поскольку был склонен к новаторству и был уверен, что правитель не обладает высшей мудростью и должен непрерывно учиться на опыте своём и чужом
Когда, Петр пришел к власти, перед ним стояло множество задач, которые ему необходимо было решить. Давайте их вспомним. (1 мин)
Ученики называют:
борьба со Швецией за восточный балтийский берег,
завершение переустройства войска в регулярную армию,
развитие промышленности, торговли.
И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
Задание. Выбрать из списка прилагательные, которые охарактеризовали бы личность Петра I. Продолжить список (1 мин)
- сильный
- умалишенный
- любознательный
- трудолюбивый
- …
(Энергичный, дальновидный, решительный, волевой и др.)
Петру I было посвящено много произведений литературы. Русские писатели возвеличивали Петра, одним из них был А. С. Пушкин.
Работа с отрывком из стихотворения
Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, который так отозвался о Петре в стихотворении «Стансы»:
То академик, то герой,То мореплаватель, то плотник,Он всеобъемлющей душойНа троне вечный был работник.
А. С. Пушкин
Прокомментируйте строки этого стихотворения. (1 мин)
Перед вами историческая путаница, ветер времени перемешал события прошлого. Под номерами события Северной войны в хронологической последовательности. Однако в хронологии допущена ошибка, вам нужно восстановить. (2 мин)
Начало Северной войны                     
Поражение под Нарвой
Овладение крепостью    Орешек  
Полтавская битва                                      
«Устав воинский»                                   
«Устав Морской»
Основание Санкт-Петербурга                                      
Сражение у острова Гренгам    
Сражение у мыса Гангут                         
Ништадский мир
Ответ: неправильно расположены 8 и 9 ; 4 и 7
1703 год – основание Санкт-Петербурга     
27 июня 1709 год – Полтавская битва, где русская армия одержала победу над шведами.
27 июля 1714 г. русский галерный флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут.
27 июля 1720 г. у острова Гренгам  русская эскадра одержала еще одну победу над шведским флотом.
Эпоха Петра внесла много новых слов и понятий в жизнь, люди часто не могут их объяснить, давайте им поможем.
4. Соотнести понятие и определение (работа по карточкам) (2 мин)
а)рекрут;
б)коллегии;
в)губернии;
г)подушная подать;
д)генеральное сражение.
сражение главных сил воюющих сторон, решавшее исход войны, кампании или создавшее коренной перелом в ходе военных действий на суше или на море;
административно-территориальная единица, установленная в России по указу Петра I от 18 декабря 1708 г.;
центральные государственные учреждения в России XVIII в., учрежденные Петром I вместо приказов;
лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности;
налог, который обязано было платить все мужское население тяглых категорий: крестьяне, посадские и т. д.
а-4; б-З; в-2; г-5; д-1.
28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: “Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни им восхищаются. Еще при жизни Петр I получил титулы: “Отец Отечества”, “Петр Великий”. А. С. Пушкин о Петре I писал: “… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…. ”; “чудотворец-исполин”; “царь-просветитель”. Другие же его ругают. Называют его злодеем, деспотом, тираном за то, что исказил путь развития России, призвал иностранцев. Ваша задача за 3 минуты работы с текстом документов, ответить на вопросы.
Работа с текстами в группах, по заданиям: выскажите свою оценку. (3мин)
Историки о Петре I
"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
1)  На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
4) Что привлекает историков в личности Петра I?
5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
Последствиями петровских преобразований были народные восстания
6. Народные потрясения. Перед вами 5 выступлений XVIII века. Определить, какое восстание здесь лишнее и почему (объяснить устно) (1мин)
1.     Астраханское восстание
2.     Восстание Кондратия Булавина
3.     Башкирское восстание
4.     Восстание Степана Разина
  5.     Выступление раскольников
6.     Выступление «работных людей»
 Ответ: 4. Восстание Степана Разина. Это восстание XVII века, все остальные – это выступления XVIII века.
А сейчас я предлагаю вам восстановить историческую справедливость, т.к. в тексте были допущены ошибки.
Исправьте не менее пяти ошибок в тексте. (1мин)
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую одежду.
Правильный ответ:
Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского (западноевропейского) покроя. Горожанам (всем) было запрещено (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую одежду.
Подведение итогов жюри. Проведение физкультминутки.
А сейчас  мы с  вами проведём аукцион знаний. /Игра/
(20 мин)
И в заключении мы с вами должны ответить на вопрос, который поставили вначале урока «Какое историческое значение имели преобразования Петра Великого?» Ответы учащихся (1 мин.)
А теперь, чтобы подвести итог урока, я предлагаю вспомнить все, о чем мы говорили, и составить синквейн к теме урока «Эпоха Петра Великого»
Благодаря реформам Петра I преодолена  экономическая и  культурная   отсталость России.  Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России  в  мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора. 
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
Подведение итогов жюри. Подведение итогов урока.