Хаос может быть ступенькой к порядку

Рассмотрено на заседании
кафедры учителей начальных классов.
Руководитель МО: Яблоновская Татьяна Александровна

ФИО учителя: Леньшина Ирина Викторовна,
Черникова Надежда Викторовна
Название ОУ: МБОУ СОШ№33
Название занятия: междисциплинарное обучение (2часа)
Класс: 4 класс
Образовательная система: «Одарённый ребёнок: особенности обучения» Автор Шумакова Н.Б.
Тема занятия: Хаос может быть ступенькой к порядку (дедуктивное эмпирическое исследование).
Цель:
Доказать гипотезу о том, что хаос может быть ступенькой к порядку. Установить роль человека в движении от хаоса к порядку (и наоборот).
Изучить разнообразные исторические, научные, художественные иллюстративные источники.
Представить результаты в виде сочинений, рисунков, таблиц.


Обобщение: Хаос может быть ступенькой к порядку. Человек преобразует беспорядок, создавая из него порядок.

Оборудование:1) белые листы бумаги форматом А-3;
облачка;
свитки;
звёзды в конвертах;
листы с изображением дерева (по числу групп);
фигурки листиков, цветочков, яблочек;
краски, кисти, баночки для воды;
клей, ножницы;
презентация;
10) карта звёздного неба;
11) легенды о созвездиях.

Ход занятия.
Повторение.
Что вы знаете о порядке?
Порядок это наличие особой организации чего-то, кого-то (в чём-то или в ком-то) в отличие от её отсутствия.
Порядок можно измерить.
Хаос и порядок относительны.
Когда порядок изменяется, то хаос возрастает и наоборот.
Порядок выполняет какие-то функции одновременно.
Порядок может помогать или мешать.
Существует порядок внутри порядка.
Порядок может иметь разные формы:
классификация (деление на группы, наличие общего признака)
последовательность (следование одного за другим, смена событий, явлений)
иерархия (подчинение нижнего уровня высшему, взаимодействие между всеми уровнями)
система (все элементы взаимосвязаны, нарушение «работы» одного из элементов приводит к изменению целого).
Порядок позволяет объяснить неизвестное любая наука пользуется определёнными формами порядка.
Люди разных профессий могут видеть разный порядок в одних и тех же вещах.
Хаос и порядок взаимосвязаны.
Установление порядка ведёт к возникновению нового.
Для того чтобы из беспорядка возник порядок необходимо совершить определённую работу.
Мотивация.
С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Поэтому звёзды всегда притягивали, вдохновляли, побуждали мечтать, раздумывать.
Ещё в древние времена люди заметили, что причудливые узоры, которые составляют огоньки звёзд, неизменны. Эти группы они назвали созвездиями. Им казалось, что они видят не простые фигурки, а картины с изображением героев своих любимых мифов, зверей, птиц и рыб. О возникновении созвездий рассказывают легенды. Послушайте одну из них.
Когда-то, в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды она имела неосторожность похвастаться своей красотой в присутствии нереид морских нимф, и те, обидевшись, пожаловались богу моря Посейдону. Они хотели, чтобы Посейдон наказал земную гордячку. Тогда он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище кита. Чтобы откупиться от кита, опустошавшего страну, Цефею надо было или отдать стадо белых быков или послать на верную смерть свою дочь прекрасную Андромеду. Цефею было жаль отдавать быков, поэтому Андромеду приковали к скале. Каждую минуту девушка ожидала, что из морской пучины вынырнет кит и проглотит её.
Над Эфиопией на крылатом коне Пегасе пролетал Персей. Он заметил прикованную к скалам Андромеду. Герой вступил в смертельный бой с чудовищем. Персей направил на него леденящий взгляд мёртвой головы горгоны Медузы. Кит окаменел и превратился в небольшой остров, а Персей освободил Андромеду.
Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса.
Задание: Покажите на карте импровизированного звёздного неба созвездие Кассиопеи.
Несколько человек пытаются показать созвездие.
Вы показываете разные ансамбли звёзд.
Возникает проблема: Почему вы не можете точно показать, где находится это созвездие? Древние люди видели это изображение, а мы нет? Почему?
Свои варианты ответов дети записывают на облачках и размещают на доске. После объяснений детей сформулировать заключение.
Заключение: звёзды на небе на самом деле расположены беспорядочно, человек же по принципу сходства (по ассоциации) находит знакомые изображения и даёт им названия.
Показать на карте созвездие Кассиопеи.
Из предложенных версий выдвигаем гипотезу.
Что такое гипотеза? ( Гипотеза это предположение, требующее доказательства.)
На доску прикрепить гипотезу: «Хаос может стать основой для создания человеком порядка, то есть хаос может быть ступенькой к порядку».
Что мы делаем с гипотезой? (Опровергаем или доказываем.)
Что значит доказать гипотезу? ( Надо подобрать факты.)
Что такое факт? (Это событие или явление, то, что действительно произошло.)
Где можно найти факты? (Нам помогу источники информации: книги, опыты, наблюдения...)
Для доказательства этой гипотезы необходимо провести исследование.
Это будет необычное исследование, исследование на основе изучения собственного опыта. Объектом исследования будет созвездие.
Что такое созвездие?
Звёздный рисунок ночного неба очень красив. Глаз наблюдателя легко соединяет яркие соседние звёзды во всевозможные фигуры. Человеческая мысль давно отобрала и закрепила названиями наиболее заметные из этих фигур, которые были названы созвездиями.
В разных странах и в разные времена звёзды объединялись в созвездия по - разному. На протяжении веков карты звёздного неба неоднократно переиначивались. Астрономы меняли очертания созвездий, некоторые из них вовсе упраздняли, придумывали новые.
В 1919 году был организован Международный Астрономический Союз высший законодательный орган астрономов. Он привёл в порядок карты звёздного неба и навсегда утвердил список из 88 созвездий. Границы между созвездиями были проведены заново.
В понимании созвездий произошло важное изменение. Если раньше так называли группы ярких особо заметных звёзд, то в настоящее время астрономы созвездиями считают определённые участки неба со всеми небесными объектами, что на них находятся, видимые как невооружённым взглядом, так и в мощные телескопы. Каждая звезда в «небесной географии» имеет свой адрес и закреплена за определённым созвездием.
Какие созвездия вы знаете?
После ответов предложить детям послушать легенды о созвездиях и рассмотреть их изображение на небе двумя подготовленными учениками.
Легенды докладчики выбирают по желанию и готовят выступление самостоятельно.

Практическая работа (исследование в малых группах).
Мы попробуем взглянуть на звёздное небо так, как это делали наши предки. Вы найдёте среди множества звёзд своё созвездие, дадите ему название и придумаете легенду. В конце исследования сделайте вывод: может ли хаос стать основой для создания человеком порядка или нет.
Каждая группа получает рабочие листы с планом работы, лист форматом А-3, звёздочки. На подготовку отводится 20 минут. Работой в группе руководят капитаны.
Обмен информацией. Представление работ.
Каждая группа получает возможность не только показать свои созвездия и рассказать легенды о них, но и задать вопросы выступающей группе.

Оценивание работ.
Как можно оценить ваши работы? (По критериям)
Что такое критерий? (Критерий это основание или позиция, по отношению к которой мы можем оценивать работы.)
По каким критериям (основаниям) можно оценить работы в данном случае?
Предложить детям выбрать три критерия из предложенных:
Экономичность
Содержание
Доброта
Оригинальность
Экологичность
Оформление
Какие из критериев нам подойдут?
Выбираются следующие критерии:
замечательно (зелёный листочек)
содержание
хорошо (белый листочек)

замечательно (жёлтый цветочек)
оригинальность
хорошо (белый цветочек)

замечательно (красное яблоко)
оформление
хорошо (белое яблоко)
Каждая группа получает конверты с листочками, цветочками, яблоками, лист формата А-3 с деревом и номером группы, клей по количеству участников.
В конце выступления группы каждый участник другой группы самостоятельно принимает решение в оценивании: какого цвета взять листок, цветок и яблоко.
После выступления всех групп дети приклеивают фигурки на дерево в течение 2 минут и прикрепляют деревья на доску.
Давайте посмотрим, как вы оценили работы других групп (обратить внимание на сильные и слабые стороны).
Подведение итогов. Рефлексия.
Попросить детей вспомнить, какую работу они выполняли и зачем. Сделать заключение о том, подтверждают ли работы каждой группы детей гипотезу, сформулированную в начале исследования.

15