РЕФЕРАТ по дисциплине «Информационным и коммуникационным технологиям» Обучающие системы. Средства создания электронных учебников

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Информационным и коммуникационным технологиям»
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
очное обучение


Выполнила:
студентка 1 курса 103 А группы: Ледюкова Ксения Владимировна
Проверила:
преподаватель ОГБПОУ УПК Данилис Анна Викторовна





Ульяновск
2016
Содержание
Введение .................................................................................................................1
1. Технология создания электронных учебников.............................................2-5 2. Средства создания электронных учебников.................................................6-7
2.1 Язык разметки гипертекста HTML ................................................................8
2.2 Особенности языков программирования JavaScript, PHP ...........................9
2.3 Язык моделирования виртуальной реальности VRML ............................. 10
2.4 Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver....................... 11
2.5 Назначение и функциональные возможности пакета MS FrontPage ....... 12
2.6 Подготовка мультимедийных изданий в Macromedia Director ................ 13
Заключение .......................................................................................................... 14
Список литературы ............................................................................................. 15






















ВВЕДЕНИЕ



В настоящее время, в условиях стремительного проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему образования, актуальной становится задача внедрения и широкого использования электронных учебников как средства обучения. Высокая скорость появления новейших достижений в области науки, техники, информационных технологий требует от учителя применения в процессе обучения актуальной, передовой информации. Современный учитель, активно использующий ИКТ в своей профессиональной деятельности, не остаётся в стороне от разработки электронных средств обучения.
Электронные учебники (ЭУ), как и другие образовательные технологии, не
являются альтернативой формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний.
ЭУ расширяют возможности выбора для учителя при организации учебного
процесса, не исключая использования технологий совместно с традиционными учебниками, а также живого общения учителя с учениками.
ЭУ позволяют обогатить школьный курс обучения. Высокая степень наглядности материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, интерактивность, мультимедийность делают электронный учебник незаменимым помощником, как для ученика, так и для учителя.
Применение ЭУ в учебном процессе дает возможность дифференцировать
работу учащихся в соответствии с уровнем их подготовки, учесть интересы каждого ученика, а также такие «сопутствующие плюсы», как развитие навыков по использованию компьютерных систем и психологическую адаптацию учащихся к информационно-коммуникационной среде.
В данной работе рассматриваются средства создания ЭУ.















1.ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

При создании электронного учебника необходимо соблюдать определенные
требования:
психофизиологические требования;
требования к электронным учебникам как к дидактическому материалу;
требования к электронным учебникам как к средству информационных
технологий.
Психофизиологические требования. Разные люди воспринимают и
запоминают информацию, а также думают по-разному. Для учета индивидуальных особенностей памяти в электронных учебниках желательна
возможность различной последовательности изложения одного и того же
материала в зависимости от типа ведущей системы памяти (например, зрительной или слуховой). При наличии средств мультимедиа изложение
материала лучше перемежать: текст, голосовое объяснение, графическое представление материала.
Рекомендации, которые необходимо учитывать при создании ЭУ:
1. Дизайн и оформление не должны отвлекать ученика от учебного
процесса.
2. Шрифт электронного учебника должен быть не слишком крупным и не
слишком мелким. Набор текстов должен быть небольшой.
3. Нельзя представлять текст на темном фоне. От этого устают глаза,
теряется внимание.
4. Анимация, используемая в учебнике, должна наглядно демонстрировать
способы решения задач.
5. При использовании звука необходимо учитывать, что от его качества
зависит не только возможность усвоения материала, но и эстетическое
содержание учебника.
Дидактические требования. Среди основных требований при создании
электронных учебников для образовательного процесса (научности, доступности, проблемности) большое внимание уделяется наглядности
обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов.
Электронный учебник должен в полной мере использовать современные
информационные технологии и мультимедийные возможности,
предоставляемые компьютером:
a) представление процессов и явлений (физических, химических и др.) в
динамике;
б) компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для
своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования, материалов,
реагентов, а также опасных для жизни и здоровья человека, и их наглядное
представление;
в) организация подсказок, ссылок;
г) быстрое проведение сложных вычислений с представлением результатов в
цифровом или графическом виде;
д) оперативный самоконтроль знаний студента при выполнении им
упражнений и тестов.
Информационно-технические требования. К разрабатываемым учебным
материалам необходимо предъявить такие требования как:
Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса
под индивидуальные запросы обучаемого.
Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным
изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание),
что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал.
Возможность построения простого и удобного механизма навигации в
пределах электронного учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты- изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно.
Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного
учебника, но и вне его.
Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний
студента.
Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний
студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания
информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры
издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту
предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.
Возможность взаимодействия между студентом и элементами учебника.
Основным ориентиром при создании электронных учебников должен быть
конечный пользователь. И в зависимости от того, является ли он
преподавателем или учащимся, учебник должен быть по-разному построен.
Подход к созданию электронного учебника в первую очередь зависит от
возраста обучаемых; во-вторых, от того, для какой из форм преподавания (контроль, освоение нового материала, самостоятельное закрепление усвоенного, повторение и т.д.) предназначен программный продукт. В зависимости от этого электронный учебник должен быть по-разному реализован.













2. СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ


Средства создания электронных учебников можно разделить на группы,
используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как
назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения и др. В соответствии с указанным
критерием возможна следующая классификация:
1. Традиционные алгоритмические языки. Характерные черты
электронных учебников, созданных средствами прямого
программирования:
а) большие затраты времени и трудоёмкость;
б) отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания электронного учебника, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу;
в) сложность модификации и сопровождения;
г) разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура
и др.).
Пример – языки программирования Delphi, C++, Visual Basic.
2. Инструментальные средства общего назначения (ИСОН). ИСОН
обеспечивают следующие возможности:
а) формирование структуры электронного учебника;
б) ввод, редактирование и форматирование текста;
в) подготовка графической информации;
г) подготовка звуковых и анимационных фрагментов;
д) подключение исполняемых модулей, реализованных с применением
других средств разработки;
е) возможность создания электронного учебника лицами, которые не
являются квалифицированными программистами;
ж) существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки
10 электронного учебника;
з) невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Пример – пакет Microsoft Office.
3.Средства мультимедиа. Под средствами мультимедиа понимают
комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю
общаться с компьютером, используя разные среды: графику, гипертексты,
звук, анимацию, видео. Несомненным достоинством и особенностью
мультимедийной технологии являются следующие возможности:
а) обеспечение наглядности учебного материала;
б) повышение усвояемости материала;
в) возможность работы с различными приложениями (текстовыми,
графическими, звуковыми редакторами, картографической информацией);
г) возможность хранения большого объема информации на одном носителе
(например, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
д) «свободная» навигации по информации и выхода на оглавление в любой
точке программного продукта и др.
4. Гипертекстовые средства. Пример – HTML, PHP, JavaScript,
Dreamweaver и др. Идея гипертекста состоит в том, чтобы дать возможность
человеку воспринимать информацию в последовательности, отвечающей его
интересам. Сегодня гипертекстовый документ представляет собой
множество фрагментов информации (статей), объединенных в некоторую
сетевую структуру. В качестве информационных фрагментов могут
выступать текст, графический образ, анимация, видеоролики, программа.
Позволяя устанавливать связи и обеспечивая переходы по этим связям,
гипертекстовые системы начинают выполнять более развитые функции
обработки текстовой и иной информации. Укажем некоторые из них:
а) поддержка ссылочных связей (вызов текста или иного фрагмента, на
который дается ссылка);
б) поиск информации в программах просмотра;
в) ведение наращиваемой структуры издания;
г) навигация по связям с целью изучения или усвоения знаний об
освещенной в издании предметной области;
д) запоминание «путей», компоновка в ходе навигации линейных текстов;
е) автоматическое построение из гипертекстовой сети связных текстов с
использованием эвристических алгоритмов;
ж) встраивание в текст других компонентов электронного издания;
з) организация демонстрации электронного издания.




















2.1 Язык разметки гипертекста HTML
HTML (Hyper Text Markup Language, язык разметки гипертекста) – это
язык Всемирной паутины. Все web-документы отформатированы с
помощью языка HTML, и все гиперссылки, которые позволяют легко
перемещаться со страницы на страницу, также созданы средствами HTML.
Особенности языка HTML:
форматирование текстовой части осуществляется с помощью команд,
задающих стиль шрифта, заголовков, таблиц и фреймов;
имеется возможность включения гиперссылок, указывающих на другой
web-документ, службу Интернета, мультимедийные файлы и или
приложения, разбросанные по всему миру;
язык имеет широкий выбор средств макетирования;
с помощью команд языка можно создавать таблицы, списки и
форматировать текст;
средствами языка графические изображения можно включать прямо в
HTML-документы; эти изображения также могут служить
гиперссылками;
имеется возможность создания карт-изображений, содержащих активные
области. Это позволяет использовать разные части одного рисунка в
качестве ссылок. Возможно включение интерактивных компонентов,
таких как заполняемые формы и программы, работа с которыми требует
участия самого пользователя.
Используемые коды языка HTML совместимы с современными
браузерами.


















2.2 Особенности языков программирования JavaScript, PHP
Все языки программирования, используемые для создания гипертекстовых
документов, можно разделить на две большие группы. К первой относятся те
их них, код которых выполняется на компьютере посетителя сайта – в его
браузере. Например, JavaScript. Он является вложенным в HTML, но
не дублирует его функциональные возможности. В результате все методы
оформления web-страниц осуществляются языком HTML, а JavaScript
предоставляет возможность «динамизации» web-публикаций. Скрипты
можно располагать в любом месте HTML-страницы. При этом они
обрамляются тегами .
Популярность языка JavaScript связана с его широкими возможностями по
взаимодействию с элементами web-страницы без её перезагрузки. Это
позволяет прятать и показывать фрагменты дизайна, перемещать их и
менять оформление. Путём таких действий можно создавать
презентационные эффекты, меню, небольшие игры, обрабатывать данные
форм и управлять содержимым.
Работа с cookies. JavaScript поддерживает полноценную работу с cookies –
небольшие текстовые файлы на локальном компьютере, в которых
сохраняется техническая информация. Cookies можно использовать для
сохранения даты последнего посещения читателя, паролей, а также любой
информации о действиях посетителя на сайте.
Во вторую группу попадают те языки, программы на которых
выполняются на том компьютере, где расположен web-сервер. Например,
PHP. PHP – это язык программирования, предназначенный для создания сайтов, позволяющий автоматизировать работу с сайтом. Это скрипт-язык,
встраиваемый в HTML. Отличие PHP от JavaScript состоит в том, что PHP-
скрипт выполняется на сервере, а клиенту передается результат работы,
тогда как в JavaScript код полностью передается на клиентскую машину и
только там выполняется.
Рассмотрим некоторые функциональные особенности языка PHP.
Работа с базами данных. Одной из отличительных особенностей языка PHP
является интеграция web-страниц с базами данных. В настоящее время
поддерживается широкий перечень баз данных: Oracle, FilePro, MySQL,
Sybase и др.
Создание GIF-файлов. Для этого необходимо скомпилировать PHP с
библиотекой функций изображений – GD.
Загрузка файлов. PHP может принимать файлы, загруженные из браузера.
PHP-аутентификация и функции манипулирования файлами обеспечивают
контроль над тем, кому позволять загружать файлы и какие операции можно выполнять с файлом, если он был загружен.
Cookies. Это механизм для сохранения данных в удаленном браузере,
используемом для поддержки процедуры обмена или идентификации ответа пользователей.
2.3 Язык моделирования виртуальной реальности VRML

В некоторых случаях бывает полезно встроить трехмерное изображение в
гипертекстовый документ. Для решения этой проблемы был разработан
специальный язык описания трехмерной среды – виртуальной реальности.
Этот язык получил название VRML – Virtual Realiti Modeling Language –
язык моделирования виртуальной реальности. Этот язык позволяет
описать пространственную модель объекта. По этой модели проигрыватель
трехмерных сцен воспроизводит изображение.
В основе языка VRML лежат три основные понятия: форма, сцена и
объект.
Формы представляют собой объёмные выпуклые геометрические фигуры,
для которых определены операции добавления к уже присутствующим в
виртуальном мире объемным телам и вычитания из них. Формы играют роль
элементов конструкции при построении виртуального мира.
Сценой называется создаваемое трехмерное пространство. Любая сцена
может включать две различные части: «статическую» и «мобильную».
Статическая часть сцены образуется добавлением объёмных фигур из
галереи форм или удалением частей объёма уже имеющихся в сцене фигур
при операциях вычитания форм. Мобильная часть сцены образована объектами.
Особенности VRML:
а) язык VRML предназначен для описания трехмерных изображений и
оперирует с формами, сценариями, объектами, описывающими
геометрические фигуры и их расположение в пространстве;
б) VRML-файл представляет собой обычный текстовый файл,
интерпретируемый браузером. Поскольку большинство браузеров не имеет
встроенных средств поддержки Vrml, для просмотра Vrml-документов
может использоваться вспомогательная программа Vrml-браузер, например
Live 3D или CosmoPlayer. Как и в случае с HTML, один и тот же VRML-
документ может выглядеть по-разному в различных VRML-браузерах;
в) в VRML используется трёхмерная декартова система координат.












2.4 Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver
Программный пакет Dreamweaver предназначен для проектирования
различных сайтов, в том числе - сайтов издательств, одной из задач которых
является распространение электронных изданий. Dreamweaver автоматизирует работу над web-страницей; к его
функциональным возможностям относятся:
С помощью Dreamweaver можно создавать web-сайты, независимые от
серверной платформы и браузера конечного пользователя.
Создание и редактирование www-документов с помощью стандарта языка
HTML. Dreamweaver позволяет использовать возможности Dynamic HTML,
например анимированные таблицы, слои, формы, фреймы, объекты, и
задавать поведение объектов без необходимости написания кода HTML
вручную.
Функция оптимизации под определенный браузер позволяет избежать
существующих проблем при работе web-сервера с различными платформами
и браузерами.
Создание карты сайта, позволяющей автору наглядно представить его
структуру.
Создание комплексной компоновки страницы.
Форматирование и редактирование текстового материала web-публикации;
шрифтовое и стилевое оформление web-документов.
Возможность прямого доступа к HTML-коду (в отдельном окне) и
параллельного ручного редактирования.
Возможность работы со слоями. Поддержка позиционируемых
динамических слоёв.
Работа с таблицами.
Встраивание изображений. Контроль над соответствием атрибутов HEIGT
и WIDTH реальным размерам изображения.
Работа с палитрами цветов.
Работа с формами, фреймами.
Встраивание анимационных Flash-роликов.
Применение нескольких шаблонов к одной web-странице.
Развитая система настроек.
Плавающие панели (палитры) с доступом к свойствам объектов.
Интеграция с другими приложениями и др.








2.5 Назначение и функциональные возможности пакета MS FrontPage
Программный пакет FrontPage ориентирован на привлечение к работе над
электронными документами пользователей, не имеющих достаточного
опыта в более сложных программных средах.
Функциональные возможности пакета FrontPage приближены к
возможностям пакета Dreamweaver.
Форматирование текста. Пакет FrontPage предоставляет возможности
настройки гарнитуры символов текста, их цвета и размера. Большинство
параметров оформления можно изменять, используя кнопки на панели
инструментов. В программе поддерживается набор функций
форматирования абзацев: установка интервала и центровки, отступов и т.д.
Имеется выбор форматирования стилей списков.
Вставка фрагментов кода. HTML быстро изменяется, и со временем в нем
могут появиться новые управляющие теги или их атрибуты, которые в
определенных версиях FrontPage не поддерживаются. Тем не менее
FrontPage предоставляет возможность вставить любой фрагмент HTML,
даже содержащий новые директивы.
Ссылки. Предоставляется возможность использования закладок (переходов
по ссылке внутри текста страницы), позволяющая пользователям
перемещаться между разделами текста. Таблицы. FrontPage имеет удобный механизм построения таблиц. Таблицу
можно задать с помощью меню Table.
Кадры (фреймы). Кадры, прямоугольные области на странице, в которых
помещается содержание других страниц, поддерживаются в Редакторе. При
помощи шаблонов кадрированных страниц можно создавать различные
варианты расположения кадров на основной странице.
Изображения. Важным вопросом является представление изображений в
Web-страницах. В FrontPage предусмотрена процедура вставки как
стандартных картинок из библиотеки (clip art), так и изображений из
графических файлов (используются форматы: *.gif, *.jpg, *.bmp, *.tif, *.wmf,
*.ras, *.pcx, *.pcd, *.tag, *.eps). После вставки изображения выводится панель
с кнопками опций редактирования изображений. К ним относятся функции
расположения изображения относительно соседних объектов, размещения
текста на изображении, поворота и симметричного отображения картинки,
управления яркостью и контрастностью, получения фрагмента,
восстановления первоначальных параметров, задания рамки.
Формы. Предназначены для интерактивного общения с посетителями сайта.
Анимация. Эобъекты вставляются как элементы ActiveX или
модули расширения.
Использование Java-апплетов. Их использование позволяет повысить
динамичность страницы. Java-апплеты платформенно независимы, их
использование повышает безопасность информации.
2.6 Подготовка мультимедийных изданий в Micromedia Director

Пакет Macromedia Director позволяет создавать электронные издания
практически любой степени сложности и насыщенности медиа-фрагментами
различного типа. Процесс создания мультимедийного издания включает в
себя ряд последовательных этапов.
Начальный этап включает в себя определение целей проекта, его аудитории
и общей концепции. Этот этап существенно влияет на общую концепцию
проекта, используемый в нем пользовательский интерфейс и особенности
подачи текстового и графического материала, анимации и звуковых
фрагментов.
Следующий этап работы - это импорт и подготовка новых изображений и
текстовых фрагментов. Когда изображение просматривается в окне
программы Director, оно может быть также обработано в окне редактора
растровой или векторной графики. Это окно годится и для создания новых
изображений. Когда элемент закончен, его внешний вид на сцене можно
изменить с помощью наложения, смешивания и цвета.
После окончания работы над проектом можно преобразовать его в
независимый модуль для последующего воспроизведения вне среды
разработки. Пакет предоставляет возможность создания независимого
модуля трех видов:
Приложение для воспроизведения в среде Microsoft Windows.
Shockwave-модуль, который воспроизводится с помощью браузера как с
локального диска, так и с Web-сервера.
Java-объекта, для воспроизведения также с помощью браузера.
Заключительная стадия работы над любым проектом - это его тестирование. Первый этап тестирования проводится с целью обнаружения и исправления ошибок и недоработок. Следующий этап тестирования на компьютерах разного типа ставит целью определение минимальной конфигурации компьютера для качественной работы с данным мультимедийным изданием. После окончания тестирования осуществляется публикация подготовленного издания путем его записи на компакт-диск с однократной записью на соответствующем оборудовании.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ При создании ЭУ необходимо соблюдать определенные требования:
психофизиологические; требования к ЭУ как к дидактическому материалу;
требования к ЭУ как к средству информационных технологий.
Основные этапы создания ЭУ: определение целей и задач ЭУ; разработка
структуры учебника; разработка содержания по отдельным темам;
подготовка сценариев отдельных структур ЭУ; программирование;
апробация; корректировка содержания учебника по результатам апробации;
подготовка методического пособия для пользователя.
Как средства создания ЭУ можно использовать: традиционные языки
программирования, инструментальные средства общего назначения,
средства мультимедиа, гипертекстовые средства. В данной работе описаны
назначения и общая характеристика гипертекстовых средств – HTML,
JavaScript, PHP, VRML, Dreamweaver, FrontPage, а также средства
подготовки мультимедийных изданий – Macromedia Director..
ЭУ не только предоставляет обучающие ресурсы каждому обучающемуся,
но и открывает учителю широкие возможности для индивидуального
подхода к каждому учащемуся, позволяет развить его потенциальные
способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вуль В.А. Электронные издания: Учебник. М.-СПб.: Изд-во «Петербургский
институт печати», 2001. – 308 с.
2. Гасов В. М., Цыганенко А. М. Методы и средства подготовки электронных
изданий: Учебное пособие. М.: МГУП, 2001. 735 с.: ил.
3. Горбушин А.Г. Создание электронного учебника по информатике как одна из
форм активизации учебно-познавательной деятельности школьников.
[http/ /www.school6@glazov.net].
4. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С.Полат. М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 192 с.
5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников.
Астрахань: Изд. ЦНТЭП, 1999.

Заголовок 115