Развернутое планирование по обществознанию по теме Государство в политической системе

Государство в политической системе.
1. Государство – основной институт политической системы:
- государство выступает в качестве официального представителя всего народа, объединенного в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
- государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся её наивысшей концентрацией;
- государство обладает суверенитетом;
государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы;
государство обладает монопольным правом на применение принуждения и законотворчество.
Направления внутренней политики:
экономическая (денежно-кредитная политика, инвестиционная, научно-техническая, таможенная, внешней торговли),
социальная (здравоохранение, социальная защита населения, демографической, национальной, молодёжной) ,
государственно-правовая (законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика),
культурная (политика в области образования, кино, театра, музейного дела, библиотек и др.);
Направления внешней политики:
оборонительная,
дипломатичекая,
международная торговля (между физическими и юридическими лицами различных государств) и пр.;
4. Классификация политики государства:
а) по цели - стратегическая политика;
б) по методам - тактическая (текущая) политика;
5. Разработка политики и ее реализация:
- выявление общественно значимых проблем и причин их возникновения;
- на основе проведенного анализа проблем определяются цели (задачи), выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни;
- с принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап её реализации;
- анализируются результаты и последствия государственной политики.
Определение бюрократии как организации профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики.
Оценка бюрократии и ее роли:
а) Бюрократия как естественное и положительное явление:
- сторонник - Макс Вебер (1864-1920). Им разработана классическая модель бюрократии, суть которой в том, что политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их. Эффективность этой модели, по мнению М. Вебера, обусловлена характерными признаками бюрократии, а именно: наличием законодательно установленных правил управленческой деятельности («рационального права»), устойчивой иерархической структуры с жёсткой дисциплиной и контролем вышестоящими инстанциями нижестоящих, использованием специалистов-профессионалов;
б) Несовершенство бюрократического аппарата:
- отрыв чиновничества от народа и превращение в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство;
- коррупция (преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения);
8. Факторы несовершенства бюрократического аппарата:
- работа на профессиональной основе (не зависят от выборов) рождает снобизм, формализм, инертность (эти пороки современный американский политолог Т. Парсонс назвал дисфункциями бюрократии – перенос чиновниками акцента с целей организации на её средства, в результате чего средства управления – иерархия, дисциплина, инструкции - превращаются в самоцель);
- чиновник, занимающий тот или иной пост в государственном аппарате, является экспертом определённого профиля; он накапливает большой объём информации и при передаче её «вверх» может скрывать некоторые факты от правительства;
- бюрократ, вступая в контакт с предпринимателем, финансистом и т. п., может попасть под контроль определённого круга лиц.
9. Современная государственная служба:
а) Определение государственной службы как профессиональной деятельности граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.
б) Виды государственной службы:
- гражданская;
- правоохранительная;
- военная.






















Default Paragraph Font Table Normal
No List