Учебно-методическое пособие по русскому языку по теме Стили речи. Для самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО.


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ростовской области
«Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Русский язык»
Тема: «Стили речи»
Для самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО
Работа выполнена преподавателем
русского языка и литературы
ГБОУ СПО РО ОАТТ
Макаровой Н.И.
Октябрьский район
2014 год
Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,
протокол № от ______________2014г.,_______________ и рекомендовано с целью практического применения в качестве дополнительного материала и для самостоятельной работы студентов.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО «Октябрьский аграрно-технологический техникум»
Разработчик: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РО ОАТТ Макарова Н.И.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал для организации системы самостоятельной работы студентов и создания условий ее успешной реализации при изучении русского языка. Содержание пособия соответствует требованиям к целям и задачам изучения дисциплины «Русский язык».
В данном пособии представлены различные виды самостоятельной внеаудиторной работы, направленные на развитие лингворечевой деятельности студентов по теме «Стили речи»
Задания, содержащиеся в пособии, предназначены для студентов, обучающихся по всем специальностям и профессиям СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………4 стр.
Лингворечевой анализ текста Задание 1………………....5 стр.
Лингвостилистический анализ текста. Задание 2………..6 стр.
Задание 3…………………………………………………….7 стр.
Лингворечевой анализ текста художественного стиля
Задание 4……………………………………………………...12 стр.
6. Лингворечевой анализ текста публицистического стиля
Задание 5……………………………………………………...13 стр.
Лингворечевой анализ текста публицистического стиля
Задание 6………………………………………………………16 стр.
Стилистический анализ текста .Задание 7………………….19 стр.
Методические рекомендации по развитию речи…………..20 стр.
Источники информации……………………………………..29 стр.
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС СПО, учебного плана и Рабочей программы, на изучение дисциплины «Русский язык» отводится 117 часов, из них 39 отведено самостоятельной работе. Формы самостоятельной работы по русскому языку разнообразны. Данное пособие имеет ярко выраженную практическую направленность и предусматривает организацию самостоятельной лингворечевой деятельности студентов по теме «Стили речи». В центре внимания упражнения, направленные на понимание текстов научного, публицистического и художественного стилей, на развитие умения их анализировать, видеть использованные автором изобразительно-выразительные средства языка. В данном пособии содержатся рекомендации, направленные на развитие связной публичной речи так как в современных условиях выпускник учреждения среднего профессионального образования должен владеть общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи как эссе и разные виды очерка, а также устными формами речевой деятельности – докладом, выступлением в прениях.
Материалы, содержащиеся в пособии, могут использоваться как на уроках, так и осуществляться студентами самостоятельно в целях углубления знаний, что особенно актуально для студентов, стремящихся к литературному творчеству, готовящихся к публичным выступлениям, занимающихся научной работой или для студентов, по каким-либо причинам пропустившим занятия по теме.

Лингворечевой анализ текста
Задание 1.
На свете, на всем белом свете – а уж на что он велик! – не было комнаты чище бабушкиной. Все, что от природы было блестящим, - блестело; все, что было старо и поизносилось от времени, - сияло старостью, прилежной штопкой и великой частотой. И если бы чей зоркий и недобрый глаз отыскала комнате бабушки одну-единственную соринку, то и эта соринка оказалась бы невинной, ровненькой и чистотой.
Кроме поповских чашек с золотой каймой и фигурными ручками, кроме чайника и ложки, оставшихся от семейного сервиза, были в комнате бабушки Татьяны Егоровны еще два предмета на удивление: рабочий столик и каминные часы.
Рабочий столик, пузатый, с перламутром на крышке и бронзой по скату ножек, стоял не ради красоты. Он был всегда в действии и многих чудес был свидетелем и участником. Трудно сказать, чего не могла скроить, сшить, починить и подштопать бабушкина белая и худенькая рука. И были в столике иголки всякого размера и нитки любого цвета, от грубой шерстяной до тончайшей шелковой. Было в столике столько цветных лоскутков, сколько существует видимых глазу оттенков в радуге, и пуговицы были от самых больших до самых маленьких. Еще было в столике особое отделение для писем, полученных за последний год; тридцать первого декабря эти письма перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод. По правде сказать, писем было немного, с каждым годом меньше. Самое свежее письмо с заграничной маркой получено было на днях – от внука, которого бабушка не видела двадцать два года, а в последний раз видела трехлетним. Увидать же снова должна была именно сегодня в два часа. Поэтому и надела бабушка с утра новый и свежий кружевной чепчик.
И еще, как сказано, были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье). Колокольчики отбивали час, полчаса и каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно доносился издалека. Как это было устроено – знал только мастер, которого, конечно, давно не было на свете, потому что часам было больше ста лет. И все сто лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти. (М. Осоргин. Часы.)
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста
Укажите тип, стиль речи отрывка из рассказа М. Осоргина.
Озаглавьте текст.
Чем обеспечивается в нем единство изображения и какова последовательность изображения?
Проведите синтаксический разбор второго предложения.
Найдите предложения с двумя и более рядами однородных членов, постройте их схемы с указанием знаков препинания.
Объясните использование дефиса, тире, двоеточия и скобок.
Найдите вставные синтаксические конструкции в первых предложениях первого и последнего абзацев.
Найдите в тексте вводные обороты. Чем они отличаются от вставных конструкций?
Составьте предложение со вставной конструкцией, выделив ее с двух сторок скобками или тире.
Опишите примечательные вещи в вашем доме (квартире) или интересню вещь, которую вам довелось видеть.
Лингвостилистический анализ текста
Задание 2.
Львиную долю всей площади Тихого океана занимает колоссальная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков – Австралии, Америки, Азии, - а местами они очерчены островными дугами и отдельными островами.
Глубина впадины Тихого океана равна в среднем четырем-шести километрам. Именно эта впадина и придает нашей Земле асимметрию, подобную асимметрии родственных ей планет.
Прежде считалось, что гигантская округлая впадина Тихого океана однородна, она не делится на отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части величественный подводный хребет, входящий в планетарную систему срединных океанических хребтов. Островные дуги, окаймляющие окраины Тихоокеанской впадины и параллельные берегам материков; «сопряженные» с этими дугами пропасти желобов, глубина которых на несколько тысяч метров больше средней глубины впадины; архипелаги вулканических островов, возвышающих свои вершины над водами на два, три и даже четыре километра, и группы вулканов, лежащих на глубине нескольких километров под водой; зоны разломов и подводные хребты, расчленяющие впадину на отдельные котловины; холмы и равнины, погребенные на огромной глубине, — вот характерные черты рельефа дна Тихого океана.
Обособленные подводные горы — одна из типичных черт пейзажа Тихоокеанской впадины. А сама впадина вдоль и поперек иссечена подводными валами, хребтами, поднятиями — границами океанских котловин, называемых обычно по наземным формам рельефа, поблизости от которых они находятся (Марианская, Чилийская, Панамская и т. д.). На карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных цепей. Крупные подводные хребты называются, как правило, по наименованиям островов или частей материка, лежащих на противоположных концах этих хребтов. (А.Кондратьев. Атлантиды пяти океанов. Загадки затонувших материков.)
Прочитайте и озаглавьте текст.
Определите тип, стиль речи.
Проанализируйте словосочетания «существительное + прилагательное» в данном тексте, сделайте вывод о назначении прилагательных в каждом из них.
Какое это имеет отношение к типу речи и речевому стилю?
Определите стиль текста. Чем вы подтвердите свой вывод?
Выпишите термины общенаучные, географические.
Есть ли в этом тексте изобразительные средства? Укажите их.
Произведите словообразовательный анализ слов: величественный, сопряженные, поднятиями.
Произведите морфологический разбор слова называются.
Расскажите о пунктуации второго абзаца.
Объясните постановку тире во всех случаях.
Задание 3
Прочитайте материалы о храме Христа Спасителя: 1) историческую справку; 2) художественное описание храма перед открытием; 3) художественное описание в ночь после разрушения.
2. В чем вы видите различия (лексическое, синтаксическое, композиционные) в научном и художественном описании храма? Что авторы хотели передать в первом, втором и третьем описании?
I. Историческая справка. Храм Христа Спасителя «построен в память войны 1812 года. На сем месте заложен 10 октября 1839 г. Архитектор К. А. Тон. Освящен 26 мая 1883 г.».
25 декабря 1812 г. император Александр I издал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование2 благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов».
«Храм сооружен по Высочайшему повелению на средства казны. Строительство велось на ежегодно отпускавшуюся казной сумму в пределах 300 000 рублей: всего сооружение обошлось в 15 123 163 рубля 69 копеек». (...)
Возведение храма Христа Спасителя продвигалось сравнительно медленно. И это неудивительно, если учесть ту тщательность, с которой оно велось. Толщина кирпичных стен составляла 3 м 20 см. Всего на строительство ушло сорок миллионов кирпичей. Снаружи храм был отделан мраморными плитами. Соединения мраморных частей с кирпичом заливались свинцом.
Внутри нижняя часть облицовывалась5 мрамором и мозаичным камнем. Выше должна была располагаться священноисторическая живопись. Ее обыкновенно делают по штукатурке — и вот, помня, что храм задуман на века и века, чтобы никогда не подвергать живопись риску отсыреть от стен, штукатурку л од живопись решили .делать не по кирпичу, а относным способом. (...) В сотнях и сотнях квадратных метров стен, сводов и потолка высверливались3 частые дыры в шахматном порядке, куда вколачивали деревянные пробки. В пробки забивали луженые железные костыли, чтобы они торчали над кирпичом на одинаковой высоте. Затем все это густо оплеталось луженой5 проволокой, а образовавшуюся сетку дополнительно перевивали пенькой. На эту сетчатую поверхность набрасывался раствор цемента. В полутора вершках6 (около 7 см) от кирпичной поверхности получался отдельный, твердый как камень, слой для будущей5 живописи. Эта огромная работа была окончена лишь в 1871 г.
На западном крыле храма была укреплена мемориальная доска с надписью:
ЗАВЕЩАНО ИМПЕРАТОРОМ
АЛЕКСАНДРОМ ПЕРВЫМ.
ЗАЛОЖИЛ ИМПЕРАТОР
НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
10 сентября 1839 при председателе Комиссии
Д. В. Голицыне по проекту архитектора Тона.
Аще не Господь созиждет дом,
всуе трудишася зиждущий.
ДОВЕРШИЛ ИМПЕРАТОР
АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ,
ОСВЯЩЕН
ПРИ ИМПЕРАТОРЕ
АЛЕКСАНДРЕ ТРЕТЬЕМ
26 мая 1883.
Окончен при председателе
Комиссии В. А. Долгорукове
архитекторами
Константином Тоном
и Александром Резановым.
...Взорван в 1932 году.
II. Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой в ясной безоблачной синеве неба, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую2 цепь. Угадывались они в любое время года — ив бесснежные зимние сумерки, и в летние душные ночи. На ступенях вокруг храма, особенно со стороны Москвы-реки, любили сидеть и убогие, нуждающиеся в помощи и защите, и униженные. Сюда приходили и счастливые, и старики, уже готовящие себя к уходу,— истинная красота и гармония были целителями страждущей души.
Храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы, и в особые, не известные непосвященному дни, он становился; многократно отражаясь в пространствах неба и реки, виден далеко окрест; храм зарывался своим подножием в древнюю землю московского Чертолья, хранящую тайны многих веков, изрытую давно заброшенными5 ходами; здесь в любом мрачном, полуосыпавшемся подземелье, которых достаточно сохранилось в этих местах и в наши дни, еще бродят кровавые, не обретшие покоя и до сих пор тени Ивана Грозного или Малюты Скуратова; здесь в его глухих узилищах2 каленым железом, палаческим кнутом да дыбою, под хруст боярских костей созидалась и приращивалась плоть и сила Руси; здесь, взятые в железа и распятые на каменных склизких стенах, усыхали и становились прахом спесь и земное честолюбие, и светоносный храм легко и воздушно возносился на крови и прахе прежних поколений, дабы вечно возвещать истину о несокрушимости2 русского духа в ратоборстве, в защите отчей земли, в творческой мощи созидания и строительства, в высокой духовности помыслов и предначертаний грядущего. Устроительством храма, несмотря на его громадные, казалось бы, подавляющие размеры, стройно и мягко уравновешивалась и усиливалась стрельчатая, многоглавая, рвущаяся ввысь панорама самого Кремля...
Облицованный бело-розовым мрамором и гранитом, покрытый на своих пяти главах золотом, храм невесомо парил над всей Москвой с ее густыми улицами и холмами, блистая в ясную погоду своим центральным громадным куполом. Освещенный через верхние узкие окна, облицованный5 внутри до самых хоров гладким мрамором, по карнизу которого вдоль всего храма шел ряд стеариновых свечей,— храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения в момент, когда соединяющий свечи белый фитильный шнур загорался от поднесенного соборным сторожем на длинной палке огня. Огонек бесшумно и быстро перебегал от свечи к свече, словно от одного, уже ушедшего поколения к другому, то ниспадая в пространстве между свечей, то отражая бег неумолимого времени в зеркальном пространстве мраморных стен,— храм являл собою материализовавшуюся наконец соборную мощь России — прошлое, настоящее, будущее ее народа — устроителя огромной и трудной земли, народа-воина, сумевшего отстоять3, оборонить свою землю, народа-творца, стремившегося воплотить в храме высочайшую гармонию своих духовных устремлений, ощущение прекрасного в самой своей трагичности и вечности бытия. Целый пласт русской национальной культуры, казалось, навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразил мощный поток всей русской истории.
Думали, храму стоять вечно. Тысячи землекопов выбирали и вывозили землю из котлована вплоть до твердого, материкового основания, искуснейшие каменщики клали столбы, стены, пилястры, употребляя при этом вызревавшую годами в закрытых творилах известь на яичном желтке; вдохновенные художники расписывали своды, стены и арки больших и малых врат, оконные арки порталов, углы храма, паруса несущих столбов и ниши пилонов; художники своими творениями свидетельствовали этапы становления Руси, ее воинского и строительного подвига с самого ее начала; скульпторы украшали храм множеством наружных и внутренних горельефов, устанавливая и укрепляя их мраморами и специальными железами, заливая их от порчи водами жидким свинцом. Только на исполнение горельефов понадобилось семнадцать лет.
Наступила майская ночь перед открытием храма... В легком серебристом звездном сумраке, разливавшемся по всему храму (в храме сейчас совершалось таинство соборности всей Русской земли), проступили бесчисленные тени ратников, заполнившие огромное, ставшее беспредельным пространство храма; они сошлись сюда из дали времен с копьями, мечами и щитами; с истлевшего железа на цветные мозаики из Лабрадора, шохонского порфира и цветных итальянских мраморов, выстилавших пол храма, падала густая ржавая роса, и драгоценные мозаики начали розовато светиться изнутри. Каждый на своем месте, проступили из темноты: и Александр Невский, и преподобный Сергий Радонежский, благословляющий на битву великого князя Димитрия и стоящих позади него Пересвета и Ослябю, с мечами и препоясываниями в руках, и креститель Руси святой Владимир, и просветители славян, святые Кирилл и Мефодий, и еще множество славных мужей...
Когда к Москве подступил майский рассвет, храм уже был каким-то иным — его золотые купола, первыми загоревшиеся над Москвой в предвестии нового дня, тихо плыли в недосягаемой высоте — храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памятью народа, вознесшего его над Москвой и землей, дабы народ не заплутался во тьме, не истощилось бы его чрево и его дух, не погиб бы он, не видя больше света впереди. Святое и великое рождается и происходит в тишине и тайне — никому не ведомый завтрашний день и самые вещие письмена запечатлены во мраке грядущих времен...
Стоял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась незримая, вечная книга времен, переворачивались ее страницы, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, приходили и, отбыв свой срок, уходили поколения, сыновья сменяли отцов, внуки дедов, рождались люди с гордыней и алчностью в крови, шли по жизни, слепые от сытости, пиная умирающих от нищеты и болезней, и уходили люди такими же нагими, как и пришли, и провожали их проклятьями и стонами.
А храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты.
...Храм стоял, овеваемый всеми ветрами, бушевали зимние метели, почти скрывая его из глаз, опять приходили весны, солнце играло в его золотых куполах, и, хотя внешняя жизнь в нем совсем прекратилась... его внутренняя, нематериальная жизнь не замирала ни на минуту; невидимые связи прорастали все гуще и глубже в толщу народа, лучшие силы которого были разметаны жестокими ветрами по лику земли...
А храм стоял, впитывая в себя с необозримых пространств боль, страх, безмерную кровь и еще более безмерное горе, его мраморы и купола темнели; у колоколов его вырвали голос, они онемели, но не умерли — храм был памятью, верой народа, но даже эта его безмолвная жизнь раздражала и вызывала яростную ненависть.
И вот однажды, в самом начале осени... (П. Проскурин.)
Проанализируйте языковые свойства, которые использовал автор при описании храма.
Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь; составьте орфографический диктант.
Найдите в толковом словаре объяснение непонятных для себя слов, встретившихся в этом тексте.
Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту.
Какими смысловыми отношениями связаны предложения абзацы в тексте? Выпишите слова, словосочетания и предложения, показывающие эту связь.
III. Минута в минуту раздался удар взрыва... Над храмом поднялась вверх громадная красно-черная туча пыли, газа и мелкого щебня, собою все скрывшая; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходясь в небе громадным зонтом над площадью. Постепенно под ним просветлялось чистое пространство; а где же храм? Поверженный, он лежал громадной горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места на место невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко высился угол соборной стены с не обвалившейся каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом. Еще страшней был вид арки, висящей где-то в верхних ярусах. Все представляло собой какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо. Вид был дик и страшен.
Черный силуэт уходящей в небо стрелы угла и оставленная волею судьбы в высоте арка, как лаконичная графика плаката или даже марки, четко вырисованная на лунном фоне,— создавали удручающее, гротескное настроение. Общее безмолвие лунного освещения как-то особо подчеркивалось вынужденным молчанием мертвой руины.
Облитое странным, неживым, бездвижным и мистическим светом лунного безмолвия, зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти. В эти дни стояли ясные и холодные ночи полнолуния. Черный, одинокий на голой площади, грозящей укоризной остаток собора еще долгое время высился над громадной пустой площадью, никому уже не нужной. В конце концов и этого напоминания более не стало. Площадь постепенно лишилась всего: своих скверов, лестниц, постамента, нянек и голубей... становясь необъятным пустырем...4 (П. Паламарчук.)
Найдите ключевые слова в данном описании.
Выпишите прилагательные и причастия из текста. Какое настроение они создают?
Как осуществляется связь между абзацами текста?
Лингворечевой анализ текста художественного стиля
Задание 4
И что это за стих!.. Он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря.
В нем и обольстительная, невыразимая прелесть и грация, в нем ослепительный блеск и кроткая важность, в нем все богатство мелодии и гармонии языка и рифмы, в нем вся нега, все упоения творческой мечты, поэтического выражения. Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих, - и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…
1. Прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского о Пушкине
2. Определите стилистическую функцию различных стилистических средств :
эпитетов,
сравнений,
приема нагнетения сравнений,
параллелизма в сочетании с попарным объединением однородных членов,
повторения,
использование нескольких определений при одном определяемом слове).
Задание 5.
Лингворечевой анализ текста публицистического стиля
Укажите признаки публицистического стиля в отрывке из приведенной статьи В.Распутина «Твой сын, Россия, горячий брат наш…»
Найдите в тексте сравнения, другие образные средства, усиливающие эмоциональное воздействие речи. Какой тип речи представляет этот текст? Чтобы доказать свое мнение, назовите его особенности.
Определите смысловые отношения между предложениями и абзацами в тексте, выпишите слова, указывающие на эти отношения (лексические, морфологические, синтаксические).
Составьте схему третьего предложения.
Объясните постановку знаков двоеточия, тире и кавычек.
Найдите в двух последних абзацах частицы и местоимения. Какова их функция в каждом конкретном случае?
Выпишите из данного текста примеры на правописание суффиксов прилагательных и причастий.
Выпишите сначала имена существительные, затем глаголы с проверяемой гласной в корне. Рядом записывайте проверочное слово.
ТВОЙ СЫН, РОССИЯ, ГОРЯЧИЙ БРАТ НАШ...
О Василии Шукшине
Василий Шукшин!..
При этом имени что-то всякий раз с такой силой вздрагивает в нас и обмирает, чего мы, кажется, в себе и не знаем. Сознание
наше, когда мы обращаемся к нему за разъяснениями, отсылает нас к чувству, чувство робеет: нет, это не у меня, это где-то дальше. И, пожалуй, самое близкое, с чем может быть поставлено рядом это ощущение,— какая-то невольная и незатухающая вина перед Шукшиным, стыд, сравнимый разве что со стыдом за несдержанное обещание. Что-то мы не сделали после Шукшина, что-то необходимое и важное, в чем-то, за что он бился, мы его не поддержали. И это при том, что слава его теперь стала не меньше, а больше, чем была, слава его по мере переиздания книг и появления нового поколения читателей и зрителей значительно расширилась и углубилась, установилась в надежном своем качестве, и те, кто склонен был объяснять популярность Шукшина его преждевременной смертью и сердобольностью русской души, а то и определенной модой на Шукшина, вынуждены теперь призадуматься: дело, очевидно, в другом, нежели им представлялось...
Дело, разумеется, в другом, и не видеть, не понимать это с самого начала было, по меньшой мере, близоруко. Даже и слава его требует уточнения: она не есть нечто навязанное со стороны, когда от многократного назойливого склонения имя застревает в зубах,— нет, она есть результат внутреннего отзыва каждой души на явление Шукшина, результат огромной, не часто случающейся в народе по отношению к художнику, любви к нему. Для этого мало быть замечательным писателем и замечательным актером и режиссером кино, для этого надо значить для множества читающих и думающих людей нечто большее.
М. А. Шолохов сказал о Шукшине:
«Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей...»
В этих словах важней всего замечание о «моменте, когда народу захотелось сокровенного», если понимать еще под сокровенным чувство правды и жажду правды. Л это так и именно так и следует понимать. Ни о чем больше с такой болью и с такой уверенностью не говорит и не повторяет Шукшин, ничто не утверждает с таким постоянством на протяжении всех пятнадцати лет работы, как НАРОД и ПРАВДА. Говорит и утверждает, не боясь высоты и громкости этих понятий, их безликости и холодности, и добивается почти невозможного для художника: сближает человека с народом, дотягивается до правды искренностью и горячностью. Нам не дано измерить расстояние, на которое произошло сближение, но то, что оно произошло, мы должны были почувствовать.
«Нравственность есть правда,— писал Шукшин.— Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.
И вот как в сказке «До третьих петухов», когда Иванушка-дурачок, древний и вечный сказочный персонаж в русском фольклоре и плоть от плоти русского народа, отправляется по белу свету за справкой, которой было бы удостоверено, что он вовсе не дурак, так с первых же рассказов «чудик», этот неизменный герой Василия Шукшина, отправляется в долгий и нелегкий поиск за истиной, что есть народ и что есть правда.
И если бы «чудик» в той самой сказке оказался вдруг в собрании действующих там литературных героев, среди которых разгорелся спор по поводу судьбы Ивана-дурака, он мог бы в его защиту сказать собственными словами:
«— А в чем дело вообще-то? Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так смотришь — выходец из деревни. Надо газеты читать!.. Што пи фигура, понимаешь, так — выходец, рано пошел работать».
Так кто же он, «чудик», этот обозначенный критикой общим словом герой Шукшина, что в нем такого, что возбуждает в нас тревогу и совесть и вызывает почти и потерянное ностальгическое сочувствие к нему, человеку отнюдь не лучших правил и установлений?
Моня Квасов (рассказ «Упорный») не верит, что нельзя придумать «вечный двигатель», и занят его сооружением.
Митька Ермаков («Сильные идут дальше»), живущий подле Байкала, осознает себя полноценным человеком только в невероятных мечтах, представляя, например, будто он один знает средство против рака и вылечивает от него множество безнадежно больных, заигрываясь подобными представлениями до горячечного «не в себе».
Непутевый парень Генка («Гена Пройдисвет»), работая массовиком-затейником в санатории, после того как местный поэт одобрительно отозвался о его песнях, забирается на вышку и выкрикивает (не поет, а именно выкрикивает) дурноголосо на потеху отдыхающим эти песни, а затем, чтобы подытожить свой концерт жирной памятной точкой, в одежде и с гитарой бросается с вышки в воду. Тот же самый Генка, приехав в родную деревню и узнав, что его дядя ни с того ни с сего, как кажется Генке, стал верующим, в попытках разобраться в его душе и добиться, истинна ли эта вера в Бога, доводит дело до драки с дядей.
А вот Костя Валиков («Алеша Бесконвойный») в долгой и трудной войне с начальством и женой добился желанной победы — в субботу и воскресенье не работать. «Что же он делал в субботу? В субботу он топил баню. Все. Больше ничего». Выпрягался, хотя в остальные дни был безотказный работник. «В субботу он просыпался и сразу вспоминал, что сегодня — суббота. И сразу у него распускалась в душе тихая радость».
Перечисление этих «чудиков» можно продолжать сколько угодно. Они в большинстве рассказов Шукшина, которые читаются то со смехом, то с грустью, а чаще всего — с тревогой и которые все вместе создают пестрое и, однако же, целостное впечатление. Потому что все это отдельные штрихи, отдельные черты одного характера, который Шукшин писал от начала до конца и который в основном успел написать. Это характер человека свободного и самостоятельного по своей натуре, «бесконвойного», как Костя Валиков, всеми возможными способами и чудачествами старающегося отстаивать свое естественное право быть самим собой, иметь собственное мнение и до всего на свете доходить своим умом и своим опытом. В немалой степени подверженный стихии, случаю, дерганый, импульсивный, органически не переносящий никакой фальши, во имя чего бы она ни творилась, раздираемый противоречиями, страдающий от недостаточности яви и недоступности мечты, герой Шукшина при всем том как характер целен и органичен, ибо он не дает поставить себя в общий ряд, а живет отдельно и самостоятельно, как и положено жить человеку. И уже тем одним он вызывает у нас расположение к нему и беспокойство по отношению к себе.
Нельзя не заметить: насколько «чудик», этот расшатанный и больной характер, интуитивно стремящийся к цельности и здоровью, вызывает в нас поддержку и сочувствие.
Лингворечевой анализ текста публицистического стиля
Задание 6.
Прочитайте отрывок из статьи Н.А. Бердяева, написанной весной 1918г. Каков взгляд автора статьи на русскую революцию?
Какие аргументы он приводит, доказывая свою основную мысль?
Убедительны ли для вас эти аргументы?
Как вы думаете, какая связь между названием статьи, эпиграфом к ней, темой и идеей?
Найдите односоставные предложения, определите их вид. Какова их роль в этом стиле речи?
В каких еще стилях речи употребляются односоставные предложения?
Укажите обособленные члены предложения. Как вы думаете, какова их стилистическая роль в этом тексте? Составьте схему одного из предложений с обособленными членами.
Проанализируйте все случаи постановки тире в приведенном тексте. В каких случаях тире можно было заменить другими знаками препинания и какой смысловой оттенок придает оно высказываниям в данном тексте?
По каким признакам эту статью можно отнести к публицистическому стилю речи?
Выпишите лексические, морфологические и синтаксические средства связи между предложениями и абзацами в тексте.
Как вы понимаете выделенные в отрывке выражения? Постарайтесь найти их объяснение.
Выпишите слова, которые вызывают у вас затруднения при написании. Составьте орфографический диктант и к нему задания
ДУХИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Сбились мы. Что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
А. Пушкин
С Россией произошла страшная катастрофа. Она ниспала в темную бездну. И многим начинает казаться, что единая и великая Россия была лишь призраком, что не было в ней подлинной реальности. Нелегко улавливается связь нашего настоящего с нашим прошлым. Слишком изменилось выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым. При поверхностном взгляде кажется, что в России произошел небывалый по радикализму переворот. Но более углубленное и проникновенное познание должно открыть в России революционный образ старой России, духов, давно уже владеющих русскими людьми. Долгий исторический путь ведет к революциям, и в них открываются национальные особенности даже тогда, когда они наносят тяжелый удар национальной мощи и национальному достоинству. Каждый народ имеет свой стиль революционный, как имеет и свой стиль консервативный. Национальна была английская революция, и столь же национальна революция французская. В них узнается прошлое Англии и Франции. Каждый народ делает революцию с тем духовным багажом, который накопил в своем прошлом, он вносит в революцию свои грехи и пороки, но также и свою способность к жертве и энтузиазму. Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп. Но и в этом антинациональном ее характере отразились национальные особенности русского народа и стиль нашей несчастливой и губительной революции — русский стиль. Наши старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили ее характер. Духи русской революции — русские духи, хотя и использованы врагом нашим на погибель нашу. Призрачность ее — характерно русская одержимость. Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного никогда и не открыва'ют, они лишь обнаруживают болезни, таившиеся внутри народного организма, по-новому переставляют все те же элементы и являют старые образы в новых одеяниях. Революция всегда есть в значительной степени маскарад, и если сорвать маски, то можно встретить старые, знакомые лица. Новые души рождаются позже, после глубокого перерождения и осмысливания опыта революции. На поверхности все кажется новым в русской революции — новые выражения лиц, новые жесты, новые костюмы, новые формулы господствуют над жизнью; те, которые были внизу, возносятся на самую вершину, а те, которые были на вершине, упали вниз; властвуют те, которые были гонимы, и гонимы те, которые властвовали; рабы стали безгранично свободными, а свободные духом подвергаются насилию. Но попробуйте проникнуть за поверхностные покровы революционной России в глубину. Там узнаете вы старую Россию, встретите старые, знакомые лица. Бессмертные образы Хлестакова, Петра Вер-ховенского и Смердякова на каждом шагу встречаются в революционной России и играют в ней немалую роль, они подобрались к самым вершинам власти. Метафизическая диалектика Достоевского и моральная рефлексия Толстого определяют внутренний ход революции. Если пойти в глубь России, то за революционной борьбой и революционной фразеологией нетрудно обнаружить хрюкающие гоголевские морды и рожи. Всякий народ в любой момент своего существования живет в разные времена и разные века. Но нет народа, в котором соединялись бы столь разные возрасты, который так совмещал бы XX век с XIV веком, как русский народ. И эта разновозрастность есть источник и помеха для цельности нашей национальной жизни.
Великим писателям всегда открывались образы национальной жизни, имеющие значение существенное и непреходящее. Россия, раскрывшаяся ее великим писателям, Россия Гоголя и Достоевского, может быть обнаружена и в русской революции, и в ней столкнетесь вы с основными оценками, предопределенными Л. Толстым. В образах Гоголя и Достоевского, в моральных оценках Толстого можно искать разгадки тех бедствий и несчастий, которые революция принесла нашей родине, познания духов, владеющих революцией. У Гоголя и Достоевского были художественные прозрения о России и русских людях, превышающие их время. По-разному раскрывалась им Россия, художественные методы их противоположны, но и у того и у другого было поистине что-то пророческое для России, что-то проникающее в самое существо, в самые тайники природы русского человека. Толстой как художник для нашей цели не интересен. Россия, раскрывавшаяся его великому художеству, в русской революции разлагается и умирает. Он был художником статики русского быта, дворянского и крестьянского, вечное же открывалось ему как художнику лишь в элементарных природных стихиях. Толстой более космичен, чем антропологичен. Но в русской революции раскрылся и по-своему восторжествовал другой Толстой — Толстой моральных оценок, обнаружилось толстовство как характерное для русских миросозерцание и мировоззрение. Много есть русских бесов, которые раскрывались русскими писателями или владели ими,— бес лжи и подмены, бес равенства, бес бесчестья, бес отрицания, бес непротивления и многие, многие другие. Все это нигилистические бесы, давно уже терзающие Россию. (...)
Задание 7
Стилистический анализ текста
Заявление
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был оставлен каким-то социально опасным преступником, который, подойдя ближе, велел снять зимнее с барашковым воротником пальто.
Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне нет казенных денег, а если бы они и были, то я не отдал бы и лучше смерть.
Тогда взбешенный неудачей преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики - и, так сказать, народное достояние, - преступник обратился в бегство.
Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.
Оставшись в настоящее время совершенно раздетый вместе с моей престарелой матерью и не надеясь на бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с покорнейшей просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии на предмет покупки зимнего пальто хотя бы без воротника.
Конст.Печенкин.
Выразительные средства языка оживляют нашу речь, делают ее более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документов заявление, приведенное ниже.
Определите стиль речи. Назовите жанр. От какого лица ведется повествование?
Найдите нарушения общепринятых языковый норм: а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данному стилю); б) в сочетании слов; в) в образовании форм слова; г) в построении предложения.
Укажите элементы официально-делового стиля, явно не соответствующие изображаемой ситуации, создающие комический эффект.
Узнали ли вы «героя» рассказа М.Зощенко «Три документа»? Прочитайте этот рассказ, чтобы узнать до конца историю.
Объясните особенности использования автором языковых средств.
Попытайтесь перестроить приведенные предложения, согласуя их с литературной нормой, и проанализируйте их с точки зрения особенностей лексики, синтаксиса, морфологии.
Методические рекомендации по развитию связной речи
Развитие связной речи. Выступление на собрании.
Цель: сформировать умение выступать на собрании.
Материал для словарно-семантической работы: ораторский, оригинальный, аналогия, конформизм (найти в словарях значения этих слов, особенности сочетаемости с другими лексическими единицами).
Ораторские выступления играют большую роль в жизни каждого человека. Выступать приходится на собраниях, семинарах, совещаниях, митингах и др. В одних случаях есть возможность заранее подготовиться к выступлению, в других - нет. Поэтому существуют как подготовленные, так и неподготовленные заранее выступления. При обсуждении различных вопросов возникают такие ситуации, когда требуется отстоять своё мнение, поддержать выступление другого или, наоборот, опровергнуть выдвинутые положения, оценить чью-либо деятельность, ответить на высказанные замечания, побудить к каким-нибудь действиям и т. п. Такие выступления иногда продумываются и планируются в течение всего нескольких минут.
Чтобы успешно выступать, очень важно овладеть различными способами подготовки.
Прежде всего, необходимо сформулировать цель своего выступления, определить, что и как придется говорить.
После этого составляется краткий план или рабочие материалы. Если подготовка проводится заранее, желательно записать фактические данные, основные положения выступления.
Полезно также прорепетировать свою речь.
4.Выступающий должен прибегать к определенным ораторским приемам и средствам, помогающим донести до слушателей основное, главное, убедить их в чем-то, воздействовать на чувства. К таким приемам относится оригинальное начало, чёткое определение вопроса и задачи высказывания, выделение голосом главного, основной мысли высказывания, привлечение ярких примеров и цитат для подтверждения основных положений высказывания, использование сравнений, противопоставлений, аналогий и др.
Итак, публичное выступление требует от автора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.
Анализ образца выступления
Текст выступления (в сокращении) академика Д. С. Лихачева на Съезде народных депутатов СССР 30 мая 1989 г.
Уважаемый товарищ Президент! Уважаемые товарищи депутаты! Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова “культура”... Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука...
Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны...
О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствуют, во-первых, состояние памятников культуры и истории... Во-вторых, это состояние библиотек и архивов... В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и начального, где закладывается культура человека...
Культура не может быть на хозрасчёте. Отдача культуры народу, стране — неизмеримо больше, чем от возможных доходов библиотек, архивов и музеев, чем от любой области экономики и техники. Это я утверждаю. Но отдача эта даётся не сразу. Низкое состояние культуры и нравственности, рост преступности сделают бесплодными, бесполезными все наши усилия в любой области, нам не удастся реформировать экономику, науку, общественную жизнь, и затормозят перестройку, если наша культура будет находиться на нынешнем уровне...
Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или, по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей...
Судьба Отечества в наших руках, а оно в опасности. Спасибо за внимание.
Анализ по плану:
Сформулировал ли оратор цель своего выступления.
Учитывает ли он адресата речи.
Какими приёмами и средствами (в т. ч. языковыми) он пользуется.
2. Статья в газету на морально-этическую тему.
Цель: сформировать умение писать статью в газету.
Материал для словарно-семантической работы: облагораживать, хранить человеческое достоинство (найти в словарях значения этих слов, особенности сочетаемости с другими лексическими единицами).
I. Ознакомление с особенностями статьи в газету как вида письменного высказывания. Отметить, что газетная статья — это рассуждение проблемного характера, с помощью которого автор стремится привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в чём-то. Как правило, в статье используются факты и явления действительности, изучение которых позволяет автору выделить стоящую за ними проблему, поставить её в своей статье и предложить собственное решение. Значение и сила статьи состоят в обобщениях и выводах, которые делаются на основе анализа фактов.
II. Составление текста статьи “Легко ли иметь свой голос?”. Составить связное высказывание, ответив на присланное в редакцию газеты письмо старшеклассницы Лены М.: “Раньше я жила как все, было много друзей, со всеми и во всём соглашалась. Даже если не верила, делала вид, что верю. Но постепенно начала понимать. что так дальше жить нельзя. Нужно иметь свой голос. И я начала, говорить, высказывать своё мнение, свою личную правду. Многим это не понравилось, и на сегодняшний день я осталась одна. Сначала друзья мне говорили: “Живи как все, зачем хочешь показать, что ты — не мы?”. Но я не согласилась с ними. И осталась без друзей и подруг. Почему? Я не права?”
III. Написать отзыв на письмо по вопросам.
1. Какую проблему поставил автор в своей статье? Считаете ли вы её интересной и актуальной?
2. Согласны ли вы с тем решением проблемы, которое предложил автор? Достаточно ли убедительны его доказательства?
3. Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы?
4. Как содержание и композиция статьи подчинены раскрытию основной её мысли?
5. Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в содержании статьи и в речи автора?
3.Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
Цель: формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему.
Материал для словарно-семантической работы: благородный, достоинство, кичливый. (найти в словарях значения этих слов, особенности сочетаемости с другими лексическими единицами).
План работы над сочинением по теме «Что такое благородство?»
I. Повторение сведений о типах речи.
II. Выяснение того, какая из данных тем может быть раскрыта на основе: а) повествования, б) описания, в) рассуждения, г) разъяснения смысла понятия; какая из них допускает разный подход.
1. Что такое благородство?
2. Благородный поступок.
3. Благородство — это стремление делать добро.
4. Трудно ли быть благородным?
III. Рассмотрение композиционных схем построения текстов разных типов речи. Композиционная схема построения текстов, составленных на основе рассуждения, имеет следующие компоненты:
1. Во введении дается подход к теме, в гласной части сначала формулируется общий (основной) тезис, далее следуют частные тезисы с доказательствами, заключается рассуждение выводами. Во введении текста, раскрытого на основе разъяснения смысла явления (понятия), указывается, чем вызван наш интерес к явлению (понятию).
2. В главной части осуществляется разностороннее рассмотрение явления или понятия: даётся его определение, выделяются и уточняются его главные характеристики, проводится сопоставление с другими явлениями (понятиями), в заключении делаются выводы.
IV. Анализ вариантов связных высказываний публицистического характера на морально-этическую тему, в процессе которого выясняется, на основе каких типов речи раскрыты темы сочинений, соответствуют ли их названия и композиционные схемы построения этим типам речи.
Для анализа используются сочинения, написанные студентами в предыдущие годы, или такой, например, текст:
Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит.
В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают “благородным гневом”. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.
В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!
Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.
Вспомним “хитроумного гидальго” Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.
Воля творить добро—вот основа благородства Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.
Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не “донкихотством”, а вполне современным благородством. (По Ю. Ценину).
Сочинение публицистического характера на общественно-политическую тему.
Цель: сформировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на общественно-политическую тему.
Материал для словарно-семантической работы: сокровенный, заемный, заповедный; укромный.
I. Темы морально-этического характера требуют больше внимания к внутреннему миру человека, общественно-политического характера — раздумий над событиями окружающей жизни.
II. Анализ вариантов сочинений публицистического характера на общественно-политическую тему.
Вариант 1
Родина—это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы. Родина — это прелесть и тайна родного языка. Это последовательные впечатления бытия: детства, отрочества, юности, молодости и зрелости. Родина — как мать. Почему смертельно раненный солдат, умирая, шепчет слово мама, то самое имя, которое он произнёс впервые в жизни. А почему так радостно и гордо делается на душе, когда наблюдаешь, понимаешь и чувствуешь, как твоя родина постепенно здоровеет, богатеет и становится мощной... Чувство родины — оно необъяснимое. Оно—шестое чувство... и природа его так же необъяснима, как и природа первых пяти. (А, Куприн).
Вариант 2
Не ставя себе непосильной задачи проанализировать симфонической сложности чувство Родины, я осмелился бы выделить два момента, которые мне лично кажутся главными.
Во-первых, любовь, проникновенное, сознательное (или, может быть, в иных случаях бессознательное) чувство природы. Высоко в горы на заоблачные Сырты угоняют летом свои отары киргизы. Для аксакала ничего не может быть милее отвесных скал, кипящих горных потоков у их подножия, орлов, пролетающих с места на место в непосредственной близости от человека, как если бы у нас грачи или галки. Предложите ему променять Сусамыр — высокогорную долину, по которой мчатся восемьдесят горных рек, на что-нибудь другое, убеждайте его, что это другое — сказка, рай земной, Капри, Ницца, Калифорния, ведь он ни за что не согласится.
Чувство родной природы, любовь к ней бесспорно занимает одно из главных мест в сложном чувстве Родины. Но всё же природа для нас не только то, что невольно видит и чем невольно любуется глаз. Воспринимая и любя её, мы невольно приводим в движение эмоциональные резервы, накопленные нами при чтении Пушкина, Тургенева, Тютчева, Фета... При слушании музыки Мусоргского или Чайковского. При разглядывании пейзажей Левитана, Шишкина, Саврасова, Поленова... и многих, многих художников слова или кисти.
Здесь мы приблизились ко второй половине, вернее, ко второму главному моменту и можем сказать, что чувство Родины состоит, во-первых, из чувства родной природы, любви к ней, а во-вторых, из чувства родного народа, то есть всего, что создано и совершено им за многовековую историю. Что могли бы сказать, например, о русском народе, если бы он не оставил городов Киева, Суздаля... “Слова о полку Игореве”,., (По В. Солоухину).
В процессе разбора текстов определить :
их тему, основную мысль, стиль речи, её типы, на основе которых они составлены. Кроме того, указать, чем тексты близки по своему содержанию. При необходимости сделают из них выписки, которые затем можно использовать при составлении собственных высказываний.
Отчёт о проделанной работе.
Цель: ознакомиться с особенностями отчёта как одного из видов устного (.или письменного) высказывания; сформировать умение составлять отчёт о проделанной работе.
Материал для словарно-семантической работы: статистический, статический, статичный, статный; реквизиты.
I. Ознакомление с особенностями отчёта о проделанной работе.
Подчеркнуть, что отчёт — это информация о своей работе, деятельности какого-либо коллектива, организации, учреждения за определённый период. Отчёт может быть устным или письменным, представлять собой связный текст или цифровые (статистические) данные.
Составляется отчёт по детальному плану, в котором предусматривается общая характеристика работы, анализ её положительных и отрицательных сторон, делаются выводы и даётся оценка сделанному, а также вносятся предложения, направленные на улучшение деятельности отчитывающегося (или какого-либо коллектива) в будущем.
Форма отчёта о проделанной работе включает следующие реквизиты:
1) заглавие с указанием, кто и о чём отчитывается и за какой промежуток времени;
2) текст отчёта. состоящий из: а) вступления, в котором перечисляется предусмотренный планом на данный период объём работы; б) описания выполненной работы с указанием её исполнителей, положительных и отрицательных примеров и фактов, методов, путей выполнения запланированных мероприятий;
3) дата оформления отчёта, подпись его автора или ответственного лица за работу данного коллектива, организации или учреждения.
III. Коллективное составление плана отчёта о какой-либо проделанной работе или проведённом мероприятии, затем — текста устного отчёта по этому плану.
Протокол.
Цель: совершенствовать умение составлять протоколы простого и сложного типа.
Материал для словарно-семантической работы: решить, постановить; резолюция; рубрика..
I. Повторение сведений о протоколе: его назначении, особенностях построения и оформления.
II Протоколы бывают простого и сложного типа.
В простых протоколах записываются только вопросы и принятые по ним решения.
В сложных -- фиксируется весь ход и результаты собрания или заседания: вопросы, выступления присутствующих, предложения и резолюции.
Обратить внимание на то, что рубрикация (членение текста на составляющие его части, нумерация, заголовки и т.д.) в протоколе является не только средством выражения его композиционной структуры, но и показывает переход от одной мысли к другой, отмечает необходимость самостоятельного рассмотрения каждой из них, помогает читающему быстрее разобраться в его содержании.
Следует также помнить, что в тексте протокола нужно выделять его части (слова “Слушали”, “Выступили”, “Постановили” пишутся либо крупным шрифтом, либо с разрядкой), использовать разные способы передачи чужой речи, употреблять однотипные средства нумерации, правильно расставлять знаки препинания
III. Составить протокол простого, а затем сложного типов какого-либо собрания.
Подробное изложение текста научно-популярного стиля.
Цель: совершенствовать умения воспринимать на слух текст научно-популярного стиля и подробно воспроизводить его содержание по самостоятельно составленному плану (простому и сложному).
Материал для словарно-семантической работы: термический, синтезировать, люминесцентный, кинескоп, флуоресцентный
I. Большое значение в жизни каждого человека имеют умения воспринимать на слух тексты научно-популярного стиля и письменно излагать их содержание по самостоятельно составленному простому или сложному плану. Следует подчеркнуть, что эти умения студентам потребуются сразу же после окончания техникума, если они пойдут на работу или захотят продолжить обучение в высших учебных заведениях, где им может быть предложено в качестве вступительного экзамена по русскому языку подробное изложение научно-популярного текста на тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью абитуриентов. Следует обратить внимание на то, что такой текст обычно написан на основе рассуждения, содержит специальную лексику. Поэтому при работе над его письменным пересказом важно сохранить особенности построения, правильно использовать термины, не употреблять те из них, значение которых учащимся не известно.
II. Первое ознакомление с текстом изложения. Например:
Человек с незапамятных времён мечтал удлинить свой день. Недаром он обожествлял и берёг огонь — этот древний источник тепла и света. Сидя тёмными вечерами возле чадящей лучины, человек сочинял сказки про волшебное светящееся перо жар-птицы. Такое “волшебное перо” найдено химиками в виде светящихся составов, или люминофоров.
Свет отождествляется в нашем понятии с теплом, а люминофоры дают холодный свет. Правда, с холодным светом мы иногда встречаемся в природе. В ночное время можно наблюдать фантастически красивое зрелище — свечение морей. Это светятся животные и растения. Учёные доказали, что своим свечением море обязано живым организмам — оно возникает лишь в клетках животных или растений. Светящиеся тельца встречаются и в лесу—светлячки, гнилушки,
В основе холодного света люминофоров лежат явления флуоресценции и фосфоресценции. Суть первого в том, что поверхность, покрытая флуоресцирующим веществом, светится, например, под действием ультрафиолетовых лучей. Но как только источник освещения удаляют, тут же прекращается и флуоресценция. А фосфорирующие вещества светятся в темноте и после того, как их некоторое время освещали.
Способностью светиться обладает не весь люминофор, а лишь некоторые его участки. Они находятся там, где в кристаллической решётке есть нарушения, возникающие при термической обработке.
Сам же процесс свечения возникает в результате электронного перехода в атомах, молекулах и ионах. Под действием видимого света или ультрафиолетовых лучей электроны люминофоров возбуждаются и перемещаются на уровни с более высокой энергией. Возвращаясь затем в исходное состояние, они излучают избыток энергии в виде квантов света. Однако простым глазом мы видим не отдельные вспышки, а сплошной поток света.
Применяются люминофоры в люминесцентных лампах, в производстве телевизионных кинескопов, осциллографов, радиолокационных и рентгеновских экранов.
Известны и органические светосоставы — люминогены. В основном это различные производные бензола и других ароматических соединений. Из люминогенов изготовляют эмали, свет от которых отражается на большие расстояния. Их используют для окрашивания бакенов, при изготовлении опознавательных знаков на самолётах, дорожных указателях. Маркировку самолёта, выполненную флуоресцентными красками, можно видеть с расстояния двадцати километров. Флуоресцентные краски применяют в текстильной промышленности, для украшения предметов быта, изготовления театральных декораций.
Светящаяся синтетическая радуга ярко горит там, где она нужна людям. (По В. Седельникову).
III. Запись слов-терминов, выяснение их значения по словарю. Осмысление содержания.
IV. Повторное чтение. Работа над письменным изложением текста по самостоятельно составленному плану.
Основная литература.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник учебник для учреждений нач.и сред. проф. образования – М., 2013
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2013.
Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: уч.пособие для нач.и сред. проф. образования – М., 2013.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2013
Н.А. Сенина. Русский язык .Подготовка к ЕГЭ – 2014: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Дон: Легион, 2014.
Дополнительная литература
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Волгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Волгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Словари
Горбацевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбацевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Кашлинская Л.10,23П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.