Статья Восточный поход Александра Македонского: военно-политическая подготовка к походу.


Шваб М.М.
Восточный поход Александра Македонского:
военно-политическая подготовка к походу.
С начала V века до н.э. Персидская держава стремилась захватить богатый регион Эгейского моря, где находились многочисленные греческие полисы. Многие греческие города Малой Азии перешли под власть персидского царя Дария I и выплачивали в его казну положенные взносы. Однако персидским царям не удалось захватить балканские полисы. После поражения в греко-персидских войнах 500 – 449 гг. до н.э. персы были вынуждены освободить все греческие города в Малой Азии. В дальнейшем персы пытались ослабить наиболее сильные греческие города, активно вмешиваясь в их внутренние дела и пользуясь постоянными междоусобицами. В первой половине IV века до н.э. Персидская держава вернула свое господство над греческими городами Малой Азии.
Пока греческие полисы были раздроблены и не могли объединиться, Греция и Персия должны были терпеть друг друга, соблюдая status quo.
Положение изменилось, когда македонскому правителю Филиппу II удалось объединить под своей властью большинство греческих полисов [1].
Филипп II осенью 338 г. до н.э. пригласил все греческие государства на совещание (приглашение приняли все, кроме Спарты). Филипп вручил прибывшим манифест, в котором содержался план по защите интересов Греции. Зимой 338 – 337 гг. до н.э. манифест обсуждался по всей Греции.
Весной 337 г. до н.э. организация греческих государств – Греческая (Коринфская) лига была ратифицирована на совещании в Коринфе и каждое государство принесло ей клятву [2].
Был образован Эллинский союз и принято решение о создании единой греко-македонской армии под руководством Филиппа и объявлении священной войны Персии [1].
Членами этого союза, который назывался «Греки», стали все материковые государства к югу от Олимпа (кроме Спарты) и многие островные государства. Члены союза обязались соблюдать всеобщий мир; применять военные санкции против любого нарушителя мира в соответствии с принципом коллективной безопасности; уважать свободу и независимость каждого члена союза и его государственное устройство; отказаться от казней, перераспределения земельной собственности; бороться с разбойниками и пиратами.
Для управления союзом был избран Совет греков (его члены избирались каждым государством в числе, пропорциональном его военно-морской мощи). Решения совета, принятые большинством голосов, были обязательны для всех его членов. Совет объявлял войну и мир; ведал сбором войск, припасов и налогов; вершил суд над нарушителями федерального устава; назначал арбитров для урегулирования споров и должностных лиц для поддержания всеобщего мира. Собрания совета должны были проходить в греческих религиозных центрах – Дельфах, Олимпии, Немее и Истме. На каждую сессию из числа советников жребием избирались пять председателей.
Летом 337 г. до н.э. федеративный союз навечно заключил наступательный и оборонительный союз с Македонским государством. Была издана совместная декларация о войне с Персией с целью отомстить за святотатства, совершенные Ксерксом в храмах греческих богов. Филипп как «благодетель Греции» был избран гегемоном: на него возлагалось верховное командование силами союза на суше и на море. Таким образом, с 337 г. до н.э. Персия находилась в состоянии войны с объединенными силами Македонии и Греции [2].
Коринфский союз назначил гегемона Филиппа стратегом-автократом этого похода, то есть ему вручили полномочия, далеко выходящие за рамки чисто военного руководства, и предоставили свободу судебных и внешнеполитических решений, которые в иных обстоятельствах находились в ведении синедриона. Это, впрочем, и не могло быть иначе, ибо Филипп как царь македонян и так принимал самостоятельные решения. Таким образом, устранялось ложное положение, при котором Филипп как царь обладал неограниченной властью, а как гегемон должен был согласовывать свои решения с синедрионом. В конечном счете греки развязали руки полководцу, считая, что дело идет не о внутригреческих делах, а о покорении чужой державы [3].
Эллинский союз – мощное военно-политическое объединение, способное противостоять огромной Персидской державе. Персия же в этот период была ослаблена «великим восстанием сатрапов» и сменой правителя (Артаксерск III Ох был отравлен, а новый царь Дарий III сосредоточился на укреплении своей власти) [1].
Причиной войны не следует считать военный конфликт Македонии с Персией. Объяснять причину похода только тривиальными захватническими намерениями также нельзя. Успеху похода должны были способствовать религиозные мотивы: возмездие за разрушение святилищ богов, совершенное персами в 480 г. до н.э. Это подходило Филиппу II, разыгрывавшему роль блюстителя священных прав. Таким образом, религиозные мотивы были созвучны идее Персидской войны. Македоняне поклонялись тем же богам, что и греки, и, таким образом, повод для войны даже сближал два народа. В этом, на взгляд Ф. Шахермайера, заключалась психологическая тонкость мотивировки похода, предложенной Филиппом II [3].
Греко-македонская правящая элита предполагала, что успешный поход на Восток позволит захватить обширные земли в Малой Азии, на которых можно будет разместить малоземельных и безземельных бедняков, а добыча позволит решить социально-экономические проблемы [1].
Греческие государства в то время переживали глубокие социально-экономические изменения, приведшие к ломке устоев классической полисной системы. Многочисленные войны разрушали хозяйственные устои. Резко сократился приток рабов. Концентрация земельных владений в руках небольшой группы богатых привела к разорению сельского населения, а это в свою очередь подрывало военную мощь государства. Развитие товарно-денежных отношений, межгосударственных экономических связей и изменения в имущественном положении разлагали замкнутый мир греческих полисов. Рост производительных сил требовал более широкой формы, чем полис, и более широкого рынка, чем существующий. Особенно остро кризисные явления выступали в сфере политической и социальной жизни полиса. Обострились социальные конфликты между различными слоями гражданского населения, между имущими и неимущими. В ряде полисов дело доходило до открытых вооруженных столкновений борющихся групп, кровавых расправ победителей с побежденными, казней и массовых изгнаний с конфискацией имущества. Полис перестал держать в повиновении растущую массу рабов и бедноты. К IV в. до н. э. он исчерпал все возможности дальнейшего развития.
В тех условиях выход из кризисной ситуации мог быть только в новых завоеваниях, которые дали бы рабов, богатства, новые земли, рынки. Поэтому богатые греческие рабовладельцы сами призывали македонского царя возглавить этот поход на Восток. Покорив за короткий срок ослабевшую Грецию, Филипп II решил объединить усилия своей страны с усилиями побежденной им Греции и начать поход против Персидского государства, считавшегося в то время колоссом на глиняных ногах. Пестрое в этническом, экономическом и социальном отношениях, оно с каждым днем слабело от внутренних восстаний, которые поднимали покоренные народы. Завоевание Персии казалось в этих условиях вполне реальным делом. Оно предвещало легкую наживу и большие богатства.
Таким образом, греко-македонское выступление в Азию было подготовлено всем ходом общественного развития рабовладельческих государств того времени [4].
После объявления войны Персии Филипп стал как бы связующим звеном между Грецией и Македонией. После объявления войны члены союза одобрили присутствие македонских гарнизонов в Фивах, Халкиде, Амбракии и Коринфе, а Филипп начал сбор войск по всей Греции [2].
В 336 г. до н.э., в период подготовки к восточному походу, Филипп II был убит одним из своих телохранителей. Царем Македонии был провозглашен его наследник двадцатилетний Александр, который одновременно был утвержден и гегемоном Эллинского союза [1].
После убийства Филиппа Александр призвал греческие государства хранить верность союзу между Македонией и Греческой лигой. Однако некоторые греческие государства выступили против Александра и заявляли о необходимости роспуска Греческой лиги (Фивы, Фессалия, Амбракия). Но молодой македонский царь смог это предотвратить. Он принял извинения государств-отступников, собрал Совет Греческой лиги и заявил о своем намерении продолжать политику отца. Совет избрал Александра гегемоном и утвердил выдвинутые им условия [1].
Но вскоре случилось страшное: восстала Греция, вступив в союз с персами. Новый персидский царь Дарий III сразу понял ту опасность, которую представлял для него Александр, и выступил против Македонии. Этот дальнозоркий политик преследовал две цели: изгнать македонские войска из Малой Азии и склонить на свою сторону греков с материка. Если власть Александра ограничится балканскими владениями, а в тылу у него будут враждебные эллины, ему, несомненно, придется отказаться от войны на Востоке. Персы вели в Греции пропаганду. В своем послании Великий царь обратился ко всем грекам, обещая им финансовую поддержку за сопротивление македонскому войску и помощь в их борьбе за свободу. Государства, входившие в Коринфский союз, боялись идти на открытое нарушение договора и отказались от денежной помощи Персии. Тем не менее, старая ненависть обрела новую пищу в обещаниях персов. Больше всех волновались Фивы, которым пришлось немало претерпеть от македонской оккупации, и Афины, где Демосфен продолжал агитацию против Македонии и даже решился на собственный страх и риск принять для борьбы за свободу персидское золото.
Положение было весьма напряженным, чем и объясняются те неслыханные события, которые затем последовали. Александр в это время сражался на Балканах и был окружен иллирийцами. Среди греков распространились слухи, что царь и его войско погибли. Желаемое принимали за действительное. Было объявлено во всеуслышание, что Александр мертв. Именно Демосфен первый разнес эту весть; более того, он даже откуда-то раздобыл очевидца катастрофы. Ему поверили, и даже самые умеренные считали теперь, что положение в корне изменилось, так как клятву верности союзники принесли только Филиппу, Александру и его законным наследникам. Но наследника Александра еще не успели назвать. После смерти отца и сына притязания Македонии уже ничем нельзя было оправдать. Фивы восстали и окружили находившийся в крепости македонский гарнизон. Афины отправили официальное посольство к Великому царю. Мятеж грозил разрушить все надежды Александра на великую войну с персами, более того, на его стремление занять ведущее положение в мире [3].
Как же Александр поступил с восставшими Фивами? Поскольку восстание было актом предательства во время войны, объявленной Греческой лигой Персии, Александр передал этот вопрос на рассмотрение Совета лиги. Совет, учитывая прошлое сотрудничество фиванцев с персами, решил сжечь Фивы, все гражданское население – мужчин, женщин и детей – продать в рабство, уцелевших фиванцев изгнать из Греции, а земли города разделить между их соседями. Александр исполнил решение Совета: от Фив не осталось и следа. Александр предпочел дать жестокий урок за предательство [2].
Трагическая судьба Фив произвела огромное впечатление на всю Элладу. По словам историка Арриан, эти события были восприняты современниками как «эллинское страдание» [5]. Антимакедонское движение было подавлено. У Александра Македонского руки были развязаны для осуществления азиатского похода [6].
После этих событий Греческая лига рассматривалась греческими государствами не как политическое звено между союзом греческих государств и Македонией, а как орудие контроля над греками в руках Александра, которому подчинялись не из преданности, а из страха. Экспедиция против Персии перестала быть совместной операцией, способной поддержать честь греческих государств [2].
О потере Грецией политической независимости упоминают многие исследователи, некоторые из которых связывают это еще с Коринфским конгрессом. Хотя в решениях конгресса и декларировалась самостоятельность городов-государств Эллады, но фактически эта «самостоятельность» заключалась лишь в том, что города не подвергались обложению в пользу Македонии и в них были оставлены у власти местные правящие круги – разумеется, в том случае, если они придерживались промакедонской ориентации. Такой дорогой ценой – потерей независимости – был куплен стабильный мир между полисами и консолидация сил вокруг общей задачи [6].
Зимой 334 г. до н.э. члены Греческой лиги выставили войска для вторжения в Персию. Все же Александр половину македонской пехоты оставил в Македонии, опасаясь, что Персия начнет подстрекать к восстанию греческие государства [2]. В Греции Александр оставил под командой Антипатра 12 тысяч пехоты и 1,5 тысячи конницы [7].
Восточный поход Александра Македонского продолжался около десяти лет. По всей вероятности, Александр ставил перед собой ограниченную задачу: захватить западную часть малой Азии, поскольку он располагал относительно небольшой, хотя и прекрасно подготовленной армией. В действительности же поход подразделялся на несколько военных кампаний, каждая из которых имела свои особенности и решала разные военно-политические проблемы:
завоевание западной половины Персидского царства: Малой Азии, Восточно-Средиземноморского побережья, Египта (334 – 332 гг. до н.э.);
разгром основных сил персидского царя и оккупация центральной части Персидской державы: Мидии, Вавилонии и Персиды (331 – 329 гг. до н.э.);
военная кампания по захвату восточных сатрапий, включая Среднюю Азию (328 – 327 гг. до н.э.);
индийский поход (327 – 325 гг. до н.э.);
возвращение македонской армии в Вавилон. Организация завоеванной державы (325 – 323 гг. до н.э.) [1].
Греко-македонское выступление в Азию было подготовлено всем ходом общественного развития государств того времени: завоевание Персии казалось реальным и предвещало легкую наживу и большие богатства. Была подготовлена почва, на которой мог выступить Александр Македонский, чтобы осуществить свои честолюбивые замыслы, хотя вдохновителем войны против Персии был македонский царь Филипп II.

Список литературы
Кузищин В.И. История Древней Греции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.
Хаммонд Н. История Древней Греции. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 703 с.
Шахермайер Ф. Александр Македонский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 576 с.
Шофман А.С. Восточная политика Александра Македонского. Казань: Издательство Казанского университета, 1976. – 520 с.
Арриан. Поход Александра. М.: Миф, 1993.
Всемирная история: В 24 т. Т. 4. Эллинистический период. – Мн.: Литература, 1998. – 608 с.
Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса). М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 287 с.