Статья «Библиотека – центр формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей»

центр формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей»
Цель: Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности; духовно нравственное развитие в контексте всестороннего развития учащихся; развитие личности, нравственной и правовой культуры, самоопределения и самореализации.
Задачи: 1) обеспечить условия для воспитания гражданского патриотизма (любовь к своей Родине, к семье, к народам населяющим нашу страну и т.д. и т.п.).
2) воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности, способной правильно оценивать себя и жизнь, свои поступки с точки зрения духовно-нравственного поведения, познать себя – свои способности, возможности, успешно самореализоваться и самосовершенствоваться.
3) воспитать в учащихся чувство национального самосознания, достоинства, уважение к другим народам и культурам.
4) помогать учащимся социализироваться, воспитывая в них достойных граждан нашей страны; формировать патриотическое сознание и осознанность в потребности гражданском и духовном служении своему Отечеству.
5) воспитать в учащихся бережное отношение к духовному и историческому наследию своих предков (своего народа): культуре, традициям.
Формы работы с читателями:
С одной стороны это традиционные:
- устные
- наглядные
- комплексные
В которые входят: опрос читателей, анкетирование, интервьюирование, консультативные беседы, информирование (индивидуальное обслуживание), массовое обслуживание читателей (с привлечением книжного автобуса «Бампер»). И, конечно, литературные гостиные, библиотечные вечера, викторины, массовые мероприятия, охватывающие разно-возрастные группы учащихся. Но как показала жизнь и опыт моей работы важнейшим показателем эффективности деятельности библиотеки – общение.
«Человек жив настолько – насколько он способен общаться» (Рон Хаббарт).
Необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношение между людьми – общение, плодотворность его формирует психику учащихся, реализует их потенциал, а главное – гуманные мотивы остаются не только понимаемыми, но превращаются в реально действующие.
Глаза в глаза,
Открытый взгляд,
И вот уж ропот всех ребят.
С волненьем и наперебой
Следят все разом за тобой,
И я за всех за них в ответе.
Ведь в каждом этом человеке –
Произрастает гражданин.
А, чтобы был он не один
В столь сложном и огромном мире,
Как можно шире и с душой
Я поведу их за собой.
Открою дверь им в дом чудесный:
Чарующий и интересный –
Мир Книги вместе посетим;
О том, о сем поговорим;
И предков с ними навестим;
И в будущее полетим.
Раскроют книги много тайн.
Ты только, друг мой, знай.
Учись, стремись и познавай,
Бесценный дар преумножай!
Так книгам всем благодаря – растет достойной детвора!

В первую очередь – учебная литература (для изучения и прохождения образовательной программы), художественная литература – с одной стороны для прохождения программных произведений, а с другой – расширение своего кругозора, формирование культуры, профессиональная – в помощь педагогам, научная - по мере заинтересованности учащихся к каким-либо наукам и специальностям.
Школьная библиотека занимает ведущее место в учебно-воспитательном процессе не только книгообеспечением учащихся, но и в дополнительном их образовании. Создана творческая группа из учащихся (это дети с 1 по 11 кл.), которая осознанно понимает предназначение своей деятельности. За время существования этой группы многие дети стали заметно лучше учиться, проявляя интерес к чтению, к потребности знаний, научились самовыражаться, самосовершенствоваться, у них появилось стремление помогать ближним, оказывать внимание своей семье – ведь все начинается именно с нее – святыня семейной культуры; так же ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, животным – всему тому, что называется жизнь!
Прежде чем раскрыть выбранную мной тему, актуальность которой невероятно велика: на протяжении многих лет основным направлением воспитательной системы школы является гражданское воспитание – остановлюсь на главных направлениях деятельности работы школьной библиотеки, активность которых в совокупности формируют гражданскую идентичность и духовно-нравственные ценности.
Мы сегодня переживаем период уничтожения и слома форм самоопределения и принципов душевной организации русского человека, заложенных в традиции русского общества.
Темп информационных обменов делает невозможным обращение к сложившимся режимам интеллектуальной работы: размышлению, погружению в предмет анализа, ритму неспешности.
С самого рождения ребенок помещен в информационную среду, которая, к сожалению, небезопасна для его развития: существующие в данный момент технологии работы с сознанием – извращают процесс самоопределения человека. Конечно, в таких условиях огромное значение имеют формы непосредственного открытого общения людей друг с другом, что предопределено историей человечества. На протяжении всей жизни учащиеся развиваются и обучаются, а следовательно, именно в школе должна быть создана база – условия для развития и самоопределения.
Мы должны сформировать любовь к познанию, поиску истины на протяжении всей жизни. А ребенок с нашей помощью должен научиться создавать знания, распоряжаться ими и реализовывать их.
Приоритетным направлением в среде образования является привлечение внимания молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений. Поэтому одна из ведущих культурных потребностей современного общества – развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитания уважения к книге. А для преодоления и успешного разрешения этих задач, образовательное пространство должно создаваться таким образом, чтобы каждый ребенок смог выявить склонности к занятиям определенной деятельностью, развить собственные способности, определить свое место в культуре, а именно самоопределиться. Из опыта работы, я считаю, что школьная библиотека должна стать центральным звеном образовательной среды, способствующем самоопределению учащихся: ведь школа – именно то место, где ребенок проходит процесс самоопределения, но для этого недостаточно только одних уроков. Только тогда, когда он сможет участвовать во внеурочных и внеклассных мероприятиях, ребенок поймет, что ему интересно, где и как он сможет себя проявить.
Человек не может идти дальше, пока не познает себя и не обретет свое место в мире, не поймет, что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, как влияют поступки каждого из нас на судьбы других людей, какова должна быть его позиция по отношению ко всему человечеству. В наше компьютеризированное время огромное количество источников информации, но приоритетным должна стать книга, потому что именно она помогает понять ученику, что проблемы, которые его волнуют, возникали и у других людей, именно книга помогает постичь себя не только через художественные образы, но и через логику, форму.
Знакомство с книгой происходит у ребенка на уроке и в школьной библиотеке – она становится главным связывающим звеном между книгой и ребенком.
«Книга – справочник нравственных проблем, каталог острых жизненных ситуаций» (Педагог-новатор Е.И. Ильин).
Она помощница в нравственном поиске и духовном становлении личности. Ученик найдет решение собственных проблем, свое место в мире, размышляя над проблемами отношений человека с другими людьми и окружающим миром, исследуя художественное слово.
Неотъемлемую роль выполняет школьная библиотека в самоопределении школьника через работу с книгой, являясь центром формирования духовно-нравственных ценностей и гражданской идентичности.
В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности учащихся является одной из актуальных в современной системе образования. Новый федеральный государственный стандарт подразумевает сформированность у учащихся знаний основных наук, воспитания патриотизма, любви к своей родине, гражданской идентичности, активности в социуме, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным законами РФ, а также формирует систему универсальных учебных действий, определяющих способности ученика обучаться, вступать в сотрудничество при познании окружающего мира.
В чем же сущность и содержание понятий: гражданин и идентичность. Вот одна из литературных расшифровок.
I. Гражданин – лицо связанное с определенным государством на поместническо-правовой основе, что позволяет гражданину, по отношению к другим гражданам и государству, иметь взаимные права, обязанности.
И, конечно же, гражданин – это человек, служащий своему народу, родине, заботящийся об общественном благе.
II. Идентичность – с одной стороны – тождество, совпадение двух понятий или предметов; с другой стороны – понимание личностью своей приобщенности к какой-либо социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и его состояний.
Синтез понятий гражданин и идентичность дал возможность выявления определения гражданской идентичности: осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработка ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития учащихся приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому переход к усовершенствованной системе воспитания социальности, духовно-нравственных ценностей формирования гражданской идентичности как основного элемента укрепления государственности и патриотизма, актуальна.
Достижение гражданской идентичности – важная задача развития юношеского возраста. Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе. В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности. За время обучения в школе, учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
сформированность гражданской позиции;
воспитание патриотизма и любви к своей стране, уважение к Родине;
знание прошлого и настоящего многонационального народа России;
осознание своей этнической и культурной принадлежности;
знание языка и истории своего народа, своей малой Родины, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение всех видов ценностей наций и народов российского общества;
воспитание чувства собственного долга и ответственности перед своей страной.
У учеников формируется уважительное, осознанное и доброжелательное отношение не только к другому гражданину своей страны, но и к любому другому индивиду, к его жизненной позиции, мировоззрению, ценностям, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми, уметь выслушивать мнение другого человека и сформулировать свою обоснованную точку зрения. Акцентирую внимание на младшем школьном возрасте. Почему? Да потому, что это наиболее подходящий период как для формирования гражданской идентичности, так и для духовно-нравственных ценностей, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет старших наставников (родителей, учителей начальных классов, библиотекаря), его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.
С полной уверенностью могу сказать, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это то время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Поликультурность общества требует повышенного внимания к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации и воспитания личности гражданина России, - его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Конечно же современная российская школа, обеспечивающая социокультурную модернизацию российского общества, должна воспитать ответственного гражданина.
Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Нельзя забывать, что без взаимодействия и сотрудничества с важнейшим институтом социализации личности – семьей – эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире не могут быть реализованы в полном объеме. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема формирования личности ребенка, привитие ему таких нравственных качеств, как уважение к окружающим людям, порядочность, честность, готовность к преодолению трудностей и жизненному оптимизму.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Условия формирования гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей учащихся определяет деятельностный компонент:
участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:
Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся – формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
Историческое воспитание – знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).
Политико-правовые воспитание – направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность.
Патриотическое воспитание – направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, призвание ее значимой ценностью.
Трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание – формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.
Экологическое воспитание – связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.
Потребность связи с окружающим миром, с обществом – одна из наиболее глубинных потребностей человека – ведь уже с момента своего рождения он помещен в общество, человек рожден для общежития и создан жить в обществе себе подобных.
Но жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна.
Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров.
Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.
В образованном пространстве ведущее место занимает библиотека. Не исключение и наша школа.
Обострение проблем социализации подрастающего поколения сегодня выдвигает на первый план это направление в работе библиотек. Процесс социализации – совокупность трех составляющих.







Результат социализации – социализированность – сформированность черт задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированный молодой человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:
уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;
обладать социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;
иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Задача школьной библиотеки – на каждом этапе развития общества выделять и использовать в воспитании все позитивные моменты и компенсировать негативные моменты за счет позитивных.
Библиотека с ее ресурсами представляет собой обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством, она обеспечивает доступ к знаниям и полной достоверной информации.
Библиотека – своеобразный центр по саморазвитию, самообразованию. Сегодня именно библиотека в наибольшей степени сохранила доверие детей и юношество. Отношение библиотекарей к своим посетителям лишено авторитарности.
Все это позволяет направить деятельность библиотек на оказание помощи в формировании и развитии личности, в получении информации для принятия верных решений в различные периоды взросления – на социализацию детей.
формирование духовно-нравственной культуры – ориентация на гуманистические установки и жизненные ценности, воспитание потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, культурных традиций;
формирование мировоззрения – самосознания и гуманистически направленных потребностей, адекватной самооценки через работу, направленную на самопознание и самовоспитание;
формирование гражданско-правовой культуры и патриотизма; интеллектуальное развитие личности – через развивающее чтение, работу в связи с познавательными интересами и образовательной деятельностью;
формирование речевой культуры – освоение родного языка, особенно важна эта работа сегодня, когда наблюдаются такие негативные явления, как сквернословие, грубый сленг, засорение русского языка иностранными словами;
формирование культуры профессионального самоопределения – воспитание потребностей к труду как первой жизненной необходимости – высшей ценности; профессиональная ориентация на основе склонностей, интересов, способностей, с учетом возможностей индивида и реальными потребностями рынка труда;
формирование экологической культуры – вплоть до экологии человека, включая и собственное здоровье как ценность;
пропаганда здорового образа жизни – воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, работа по профилактике алкоголизма, наркомании.
Навыки читательской культуры, информационной культуры – необходимое условие социализации молодежи, а эти навыки помогут сформировать именно библиотекари.
Миссия школьного библиотекаря – воспитать у ребенка (учащихся) культуру чтения. А с чего начинается воспитание? Конечно же, с личности воспитателя, а именно – библиотекаря, какими качествами характера он обладает, достаточно ли эрудированный человек, какими обладает знаниями, умениями и навыками, умеет ли он общаться, сможет ли быть помощником своим читателям. Работа с читателями в современной школе – часть педагогического процесса и базируется на современных теориях и принципах. Общение библиотекаря и читателя – не просто обмен информацией – это процесс передачи ценностей: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
Общение читателя и библиотекаря начинается с первого мгновения, поэтому для дальнейшего общения важно, какое впечатление, мы – библиотекари произведем на читателя. Как привлечь читателей к чтению, примерить ребенка с книгой? А это во многом зависит от библиотекаря, от того, насколько он сам владеет культурой чтения и насколько он сам любит читать. Чтение необходимо превратить в подарок. Научить сложному искусству чтения и понимания книги – непростая задача. Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – лишь техника, а вот настоящее чтение – источник духовного обогащения. Благодаря книгам ребенок входит в мир человеческих чувств, радостей, страданий, поступков, побуждений, отношений, характеров. Все сводится к человековедению.
Библиотека – это место, куда приходят за помощью и поддержкой, поэтому к каждому ученику применяется индивидуальный подход.
«Ведь я не просто книги охраняю. Их сохраняя – бесценную Вам информацию, читатель предлагаю. Книги – верные друзья, нам без них прожить нельзя. Они – источник знаний, вдохновенья. А их читать – одно лишь наслажденье. Читая книгу, милый друг, полезным будет твой досуг; она твой твой наставник, советчик и друг. Не упусти ценный дар, ты из рук. Связь поколений – она бесконечность, книга нетленная память и вечность».
Библиотека преследует одну цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение, достижение социальной компетентности. Библиотекарь выступает и как библиотекарь, и как воспитатель, и как педагог, и даже как психолог.
Выполняя собственно библиотечные функции, библиотека способствуют развитию информационной грамотности учащихся. Произошедшее изменение в политической, социальной, экономической и культурной сферах в последнее десятилетие, предъявляют все более высокие требования к подрастающему поколению – это интеллектуальное, нравственное, профессиональное совершенствование, и, конечно, уровень общей культуры, раскрытие способностей и дарований.
Уже не первый год мы активно и плодотворно сотрудничаем с детским книжным автобусом «Бампер». Внутри он переоборудован в книжную выставку – ярмарку. Используя рекламную информацию, библиотекарь и консультанты проводят экскурсии по книжному автобусу, знакомя учащихся с разнообразием ассортимента.
Это художественная и научно-фантастическая, правовая и экологическая, философская и, конечно, справочно-энциклопедическая литература. Ведущие данной программы проводят занятия в классах, знакомя с книжными новинками, с помощью рекомендаций, предоставления интересующей информации и консультаций у книжных полок, дети и родители ориентируются в выборе современной детской и подростковой литературы – это помощь ребенку и семье преодолеть какие-либо трудности, трудности приобщения к чтению, обсуждению, «разжиганию» читательского интереса.
Библиотека совместно с «Бампером» подбирает программы, которые интересны для детей и подростков:
развивающая – про ценности, смыслы, помогающая осознанно отнестись к прочитанным произведениям, своим чувствам, позициям, отношению к другим людям;
просветительская – гражданская, правовая, экологическая, антивоенная

На семинарах, которые мы проводим, обсуждаются различные вопросы этих направлений; рассматриваются проблемы, возникающие в нашем обществе и волнующие ребят. Направлены эти программы на более глубокое осмысление общечеловеческих проблем, и понимании своей роли в их решении.
Творческое общение с «Бампером», а это дважды за учебный год, способствует не только развитию культуры чтения, но и многогранности интересов учащихся.
Библиотека нашей школы – не только книгохранилище, но и реальный информационный, культурный и досуговый центр школы, место, где происходит духовное единение людей разных возрастов. Она способствует формированию общей культуры личности, ее итеграции в национальную и мировую культуру, самовыражению и самодостижению социальной компетентности. Здесь проводятся интеллектуальные и познавательные викторины, читательские конференции, театрализованные уроки по страницам любимых книг, библиотечные «посиделки», на которых каждому есть что рассказать, поделиться своими мечтами, сыграть классическое или современное произведение на любимом инструменте, а так же здесь проводится подготовка детей к литературно-историческим конкурсам.
Особое внимание библиотека уделяет патриотическому воспитанию, тесно сотрудничая с Советом ветеранов № 4 нашего района. На базе библиотеки проводятся встречи ветеранов с учащимися, «уроки Мужества», которые мы готовим и проводим совместно с учителем истории Николаевой С.Ф. (ответственной за музей патриотической славы нашей школы).
Эти уроки символизируют неугасающую духовную энергию, теплоту дружеского общения и верность патриотическому воспитанию.
Интересно проходят поэтические вечера, на которых свои стихи читают и ветераны, и учителя, и дети. Природа наделила человека необыкновенными способностями общения, восприятия, запоминания нужной и полезной информации, помогая передать потомкам все то, чему мы научились в этой жизни, все то, что получили от своих предков. К празднику, посвященному Дню Победы, я написала сценарии, которые воплотила в торжественные театрализованные мероприятия, прошедшие 7 мая 2013 года и 6 мая 2014 года.
Душевное удовлетворение испытываешь от того, когда видишь, как трепетно наши дети относятся к ветеранам. Не передать словами эмоциональности встреч, слезы участников, ветеранов и гостей праздника, слова благодарности. Праздник всем запомнится, а в этом достижение нашей цели. Участвуя в такого рода мероприятиях, дети общаются, пополняя свой информационный багаж. Они воспринимают, запоминают и удерживают нужную, полезную для себя информацию. Так происходит процесс передачи ценностей: интеллектуальных, нравственных, эстетических, происходящих, конечно, через чтение, благодаря которому учащиеся извлекают много познавательного.
Не обойтись библиотеке без ежегодного, традиционного праздника «Книжкины именины» - (сценарии которых я пишу сама) – веселого и познавательного мероприятия для учащихся. Принимая самое активное участие в таких праздниках, дети с одной стороны приобщаются к миру чтения, с другой – показывают свои способности, творческие достижения, самоопределяются и самоутверждаются.
Своими выступлениями и участием, дети говорят, что именно книга является помощницей в нравственном поиске, духовном становлении и гражданской идентичности.
Вам нужно узнать, о чем думают, к чему стремятся ваши сверстники и современники во всех концах нашей Родины, узнать их сокровенные помыслы – а поможет в этом чтение. Литературе доступен весь мир, а вам, читателям, доступна литература, и стало быть, через нее доступен мир и вам. Сущность чтения в том, что оно позволяет отдельному человеку жить единой жизнью с человечеством.
Делить судьбу со всем миром в его прошлом и в его мечтах о грядущем. Чем меньше человек обращается к чтению, тем он беднее, тем ограниченнее его духовный мир; чем теснее человек и чтение, тем значительнее круг мыслей, чувств, представлений о жизни, которые иначе и не возникли бы у него.
Вот почему чтение должно сопровождать людей в течение всей их жизни. А кто поддерживает тесную связь между вами читателями и книгами, и является бесценным хранителем волшебного, захватывающего, чарующего мира книг?

Библиотекарь, во власти которого храм манящих познаний – библиотека.

Думаю, что выскажу мнение многих библиотекарей: «Испытываешь удовлетворение и огромную радость, когда видишь, что дети нуждаются в твоей помощи, поддержке; вкладывая в них всю свою душу они преображаются:
у ребят формируется укрепление нравственности основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;
они готовы и способны выражать и отстаивать свою общественную позицию, целеустремленность;
происходит духовно-нравственная установка «становится лучше»;
испытывая гордости за свою Родину, дети ощущают себя полноценными гражданами своей страны, достойными поддерживать и продолжать традиции своих предков. И если дети приходят за книгой, за теплым словом – ради этого стоит жить и работать!»

Процесс социализации:Стихийная социализацияArial BlackБелый мраморСоциально-контролируемая социализацияArial BlackБелый мраморНаправляемая социализацияArial BlackБелый мрамор15