Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла как инструмент развития УДД учащихся


Проектная деятельность на уроках гуманитарного цикла как инструмент развития УУД учащихся
Клименкова Татьяна Сергеевна
Саянск МОУ «Гимназия им. В А Надькина»
Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирование УУД, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования». Идеи проектного метода возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Проектная деятельность стимулирует интерес ребят, дает возможность максимально раскрыть творческий потенциал, показать практическое применение полученных знаний. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся, соответствующей требованиям ФГОС.  Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму, она повышает мотивацию обучения, вовлекает учеников в активное самостоятельное познаниеНа своих уроках использую различные проекты, учу ребят самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук, развиваю умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитию творческого потенциала ребят способствуют проекты исследовательские: «История строительства Благовещенского храма г. Саянска», «Образ Христа в рассказе Ф М Достоевского «Мальчик у Христа на елке», «История имени числительного». Эта работа кропотливая, объемная, она требует обоснования актуальности и значимости темы, продуманной структуры, цели, задач, методов исследования. Творческий интегрированный проект в 6 классе «Хотим прекрасное в полете удержать»: литература, музыка, живопись по лирике Ф Тютчева, А Фета, Я Полонского, К Бальмонта, ,А Блока, С Есенина . Групповые проекты-газеты (К Ф Рылеев, Н М Языков, Д В Давыдов), где ребята раскрыли свои творческие таланты художников-оформителей, редакторов, журналистов, сценаристов. Каждая группа иллюстративно, красочно, доступно представила свое видение поэзии. Умение защитить проект, показать его значимость по достоинству оценивают эксперты. .Игровые проекты представляют сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта, результатом является ролевые сценки из рассказов А П Чехова в 5-6 классах, эпизоды из повести Н В Гоголя «Ночь перед Рождеством», инсценированные басни И А Крылова в 5 классе. Долгосрочные проекты готовят продюсер, исторический консультант, литературовед, режиссер, художник-декоратор, гример, музыковед, артисты по рассказу А П Чехова «Хамелеон». Тематика проектов определяется их практической значимостью: «Слова исключительные», «Знакомьтесь, фразеологизм», «Что в имени моем». Проекты-это не только компьютерный вариант, но и совместный проект на листах бумаги «Великий могучий русский язык. Реклама русского языка». В течение модуля ученики 6 класса работали над проектом «Летопись Иркутска», «История освоения Сибири Ермаком». Актуальность работы заключается в том, что проект позволил обратить внимание ребят на красоту своего края, его неповторимость, правильное и осознанное восприятие истории своей малой родины; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей. Проекты способствуют развитию гармоничной личности и отвечают потребностям современного общества. Методы проектов помогают реализовать планируемые результаты ФГОС нового поколения, системно формировать у учащихся УУД, на практике использовать межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых результатов.