Статья Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности через интеграцию предметов общественно-гуманитарного цикла

"МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ "






Номинация

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА



Тема
Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности через интеграцию предметов общественно-гуманитарного цикла







Тагильцева Любовь Николаевна – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Троицкое












2013 год

«Патриотизм это благороднейшее из чувств.
Это даже не чувство это важнейшая сторона и личной,
и общественной культуры духа, когда человек и весь народ
как бы поднимаются над самими собой,
ставят себе сверхличные цели»
Д.С. Лихачёв
Политическая трансформация в России в 1990-е годы привела к переосмыслению молодёжью основополагающих ценностей. Одна из которых – патриотизм, любовь к Родине. За два с лишним десятилетия сформировалось поколение, которому насаждался приоритет материальных ценностей над духовными, идея превосходства иностранной культуры над российской.
Сегодня можно сказать, что российское общество испытывает духовный кризис. Такие понятия, как честь, совесть, готовность к самопожертвованию, патриотизм, любовь к своему Отечеству – для молодого поколения не более чем пустые слова.
Современное общество Российской Федерации находится в процессе общественно-политических и социально-экономических преобразований. В связи с этим перед школой стоит ряд первостепенных задач, направленных на «создание суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности».
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои. Основными задачами патриотического воспитания являются: 1.Формирование у подрастающего поколения любви к своей «малой Родине», готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; 2. Воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и солдатской славы. 3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края, проведение мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества. 4.Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества. 5.Формирование расовой, национальной религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. 6.Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной жизни. 
11 октября 2010 года Правительство РФ утвердило уже третью государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», и даже рассматривается проект закона «О патриотическом воспитании граждан России», который «направлен на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан как важного элемента государственной политики, устанавливает правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Также принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи.
Свою педагогическую деятельность я планирую и осуществляю с опорой на вышеперечисленные программные документы. В осуществлении комплексного подхода к этой проблеме я использую все возможности внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов. При переходе на ФГОС внеурочная деятельность решает задачи формирования и развития универсальных учебных действий.
Формирование патриотизма во внеурочной деятельности я осуществляю через интеграцию предметов общественно - гуманитарного цикла.
Например, в 5 классе на занятиях по внеурочной деятельности по программе «Карусель» в рамках ФГОС, учащиеся знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Учащиеся старших классов принимают активное участие и становятся победителями окружных этапов конкурсов военно-патриотической песни «Виктория», патриотической песни «Я люблю, тебя Россия». Победители окружного конкурса «Символы великой России» были участниками и областного этапа.
В рамках формирования любви и уважения к культуре родного края под руководством нашего коллектива педагогов дополнительного образования учащиеся школы подготовили чувашский обряд «Проводы в армию» и приняли участие в этнографическом фестивале «Мы одна семья на планете Земля», где заняли I место. С этой же программой творческий коллектив участвовал в августе 2012 года в «Поволжском фестивале народов России под открытым небом» в г. Сызрани и занял там III место.
Как классный руководитель я использую следующие формы по гражданско-патриотическому воспитанию: беседа, тематический классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, исследовательская деятельность, творческие проекты, встречи с интересными людьми, организация трудовой деятельности. Столь же разнообразна и тематика мероприятий по формированию патриотизма: «Урок краеведения и патриотизма, посвящённый 75 – летию Сызранского района» (2 сентября); устный журнал « 1812год: война справедливая, победная»; конкурс рисунков и фотографий «Земляки»; час мужества «Живая память (локальные войны)» и многие другие. Проведение этих мероприятий невозможно без интеграции других предметов. На внеклассных мероприятиях звучат музыка, стихи, используются экспозиции картин известных художников, портреты героев России.
Ярким примером интеграции является разработанное мной внеклассное мероприятие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] В ходе вечера звучали сочинения учеников о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны, стихотворения о войне. Использовались элементы театрализации: на фоне портретов пионеров-героев ученики исполняли роли каждого из них. В конце мероприятия слушали песни военных лет и все вместе исполнили «День Победы».
Современный учитель понимает, что создание системы духовно-нравственного воспитания обучающихся необходимо для духовного возрождения России, так как характер развития общества зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Библиографический список
Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. Патриотическое воспитание сегодня.
Анализ, проблемы, перспективы. Москва 2009
Лихачев Д.С. «Избранное. Великое наследие. Заметки о русском». СПб.: «LOGOS», 1997
Сайт «Гвардия Отечества» http://www.gvardiyaotechestva.ru/zakon/
Сайт «Федеральное архивное агентство» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лихачев Д.С. «Избранное. ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ. ЗАМЕТКИ О РУССКОМ». СПб.: «LOGOS», 1997, с. 527.

 Бондаренко Е.А., Петрова О.Г.Патриотическое воспитание сегодня.
Анализ, проблемы, перспективы. Москва 2009, с.5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Схема 415