Советы молодому учителю в помощь

В помощь учителю
Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный
Тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно!
Все, что излишне, хранить понятие наше не может.
Если ты, что вымышляешь, будь в вымысле к истине близок!
Гораций
.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9. Удерживайтесь от излишних замечаний.
10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.


Как научиться эффективно использовать
и увеличивать свои силы.
Главными компонентами человеческих эмоций, которые определенным образом влияют на профессиональные качества учителя и определяют их, являются: - сопереживание - делает общение гуманным;
- заинтересованность - помогает продвигаться вперед;
- волнение - стимулирует активность;
- любознательность - помогает познать новое;
- уверенность - добавляет солидности, является важным фактором личного "имиджа".
Помните, в природе существует три грани справедливости - наше восприятие, восприятие человека, который находится рядом с Вами, и сама действительность. Поэтому, предлагаем Вашему вниманию несколько советов как научиться эффективно использовать и увеличивать свои силы.
Не стесняйтесь выражать свои чувства.
Ведь Ваше здоровье - это Ваши духовные силы. Открыто переживайте, признавайте чувства других людей, и смело выражайте свои. Иначе Вы будете ощущать себя огорченным, не понимая причин этого состояния. У таких педагогов усложняются отношения с коллективом коллег, учениками, руководством школы (да и дома не все ладно), ухудшаются результаты в работе, уменьшается полнота позитивного ощущения жизни. Больше и теснее общайтесь с людьми Вашего окружения. Это наиболее непосредственный и наиболее эффективный способ разрядки напряжения, получения поддержки и достижения гармонии в отношениях.
Ищите вызов. Смело преодолевайте препятствия.
Успех увеличивает способность конструктивно и эффективно использовать свою энергию. Победы, преодоление трудностей вызывают удовлетворение, внутреннее наслаждение. Но, непомерные преграды на пути педагога обязательно приводят к истощению сил и угнетенному состоянию.
Оценивайте, чего Вы стоите.
Вырабатывайте по отношению к себе реалистическое и, по возможности, более оптимистическое и позитивное отношение. Сделайте все возможное для того, чтобы позитивное чувство собственной ценности, самоуважение Вы выражали свободно, не стесняясь.
Американский психолог У.Джеймс предложил формулу определения самоуважения: "Самоуважение" равно "успех" плюс "притязание". Он считал, что "...наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы решили стать и чего мы решили достичь", т.е. чем выше уровень притязаний, тем более значительным должен быть успех.
Празднуйте свои победы!
Спокойно воспринимайте свои неудачи, пытайтесь учиться на них. Ошибки, неудачи - вечные спутники нашей жизни. А как потом больно мы казним себя за них! Вместе с тем, именно неудачи дают нам возможность лучше познать себя и внести коррективы в свое поведение. Признание неудач - необходимая составляющая Вашего жизненного, профессионального опыта.
Не ждите волшебника, который подарит Вам чувство уверенности. Этого не будет никогда! В этом Вам сможет оказать помощь несложная программа, разработанная английским психологом Клер Райнер.
1. Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обеденное время посмотрите на себя в зеркало, проверьте, все ли у вас в порядке, а потом перед сном, когда умываетесь. Это поможет вам не думать целый день о том, как вы выглядите.
2. Не зацикливайтесь на своих физических недостатках. Они есть у всех. Ведь большинство окружающих Ваши недостатки или не замечают, или не догадываются об их существовании. Чем меньше Вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.
3. Помните, что люди не замечают вещи очевидные для Вас. Вы ощущаете, что ужасно краснеете, когда приходится говорить в присутствии нескольких людей. Для них же Ваше лицо приятно порозовело. До того момента, пока Вы сами не привлечете внимание других к тому, что Вас смущает, никто Вас этим смущать не будет.
4. Не будьте сверх меры критичным по отношению к другим. Если Вы для себя постоянно замечаете недостатки других людей, и такая критичность стала Вашей привычкой, от нее нужно избавляться немедленно. Иначе Вы будете все время думать, что и Ваша внешность, и одежда - мишень для критики. Уверенности это не добавляет. Французский модельер Соня Рикель советует женщинам: "Старайтесь быть разными: в понедельник - элегантными, во вторник - соблазнительными, в среду - таинственными, в четверг - холодными, в пятницу - понимающими, в субботу - божественными, в воскресенье - просто матерями".
5. Помните, что люди более всего любят слушателей. Вам совсем необязательно "выдавать" каскад остроумных реплик, чтобы привлечь к себе внимание. Слушайте внимательно других, они будут боготворить Вас.
6. Будьте искренними, Вы не понимаете, о чем идет речь? Так и скажите об этом. Пытаясь быть холодным и невозмутимым, Вы только отталкиваете от себя людей.
7. Найдите кого-нибудь в окружении, с кем Вы можете разделить свое волнение. И тогда Вы не будете единственной "несмелой" душой среди коллег. Подойдите сами к тому, кого Вы избрали, вместе Вы выиграете.
8. Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если кто-то разговаривает с Вами резко, не думайте, что виноваты именно Вы. Может быть, для такого человека это единственный, хотя и не лучший способ преодолеть смущение. И остерегайтесь сами пользоваться таким методом самоутверждения.
9. Помните: самое худшее, что самого себя поставить в неловкое положение. Если такое произошло, то и здесь окружающие будут относиться к Вам с симпатией: Вы же дали возможность почувствовать свое преимущество.



Работа с родителями

Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь.
Обязательно при всех.
Благодарите учеников за их замечательных родителей.
Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники.
Отдельно благодарите пап - за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю.
Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма.
Записи в дневнике любимого чада - самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе.
А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!

Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, - убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.
Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости.
Никогда не употребляйте термин вызвать родителей в школу! Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно - заранее.
Не практикуйте ситуацию: "Чтобы завтра же родители были здесь!" - ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект. До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно...
Изучайте родителей (и других членов семьи) - их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспитания - не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и они станут, известны другим благодаря вашему искреннему интересу.
Учитесь у родителей, ведь учитель - это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.
К сожалению, сегодня родительское собрание - самая распространенная форма взаимодействия учителя и семьи. А где же лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, тренинги, конференции, психолого-педагогические консультации? Что это - лень, нехватка времени или профессиональная несостоятельность многих учителей? Выходит, количество родителей, присутствующих на собрании, - единственный показатель их активности, доверия к школе, готовности принять участие в жизни класса. Но и тут соблюдение простейших правил может существенно стимулировать процесс привлечения родителей в школу.
- Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.
- Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите "мама Миши Петрова". Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.
- На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите - персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем, кажется на первый взгляд.
- Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...
- Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
- Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
- При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.
- Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены просить родителей о встрече?
- Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу.
- Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного - это нечестно!
- Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.
- Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа "плохо себя ведет", "не хочет учиться". Выражайтесь ясно: "Не сделал два домашних задания по математике", "Отказался отвечать на уроке химии" и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
- Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится "разбор полетов", этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
- Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?
Развитие ребенка - сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет ваш совместный путь по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после школы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и родительские руки? Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон, как-то надежнее...


Чтобы ваши усилия были эффективными,
воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

4. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
5. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1.    Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2.    Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3.    Изучите методические пособия к проведению урока.
4.    Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы  с задачами урока.
5.    Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6.    Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7.    Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8.    В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9.    Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков  должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь  "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.


Памятка начинающему учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
·      работа с книгой;
·      использование справочников и словарей;
·      развитие устной и письменной речи учащихся;
·      самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
·      самостоятельная работа;
2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
·      не преобладали ли фронтальные опросы?
·      как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации  учебно-воспитательного процесса?
·      включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
·      каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.








Анкета для изучения трудностей в работе учителя №1
Виды и элементы педагогической деятельности
Степень затруднения


очень сильно
сильно
средне
почти нет

Поурочное планирование:
-В определение обучающей, развивающей, воспитательной цели темы;
-в планировании текущего и обобщающего повторения;
-в определение мер по предупреждению возможных затруднений уч-ся;
-в планировании проверки результатов на каждом этапе и результатов урока в целом;
-в планировании учебно-познавательной деятельности уч-ся, в том числе коллективной, групповой и индивидуальных форм.
 
 
 
 

Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных
 
 
 
 

Соблюдение логики поэтапного усвоения учебного материала: подготовка к восприятию-восприятие-осмысление-предварительный учет-предварительное совершенствование-закрепление-итоговый учет-итоговое совершенствование.
 
 
 
 

Обеспечение самостоятельной и активной работы уч-ся в течение всего урока
 
 
 
 

Использование методов развивающего обучения
 
 
 
 

Использование новых педагогических технологий
 
 
 
 

Проведение практических работ
 
 
 
 

Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.)
 
 
 
 

Развитие интереса к учению и потребности в знаниях
 
 
 
 

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении
 
 
 
 

Осуществление индивидуального подхода к уч-ся в процессе обучения
 
 
 
 

Использование межпредметных связей
 
 
 
 

Выявление типичных причин неуспеваемости
 
 
 
 

Объективный учет   и оценка знаний, умений и навыков уч-ся
 
 
 
 

Работа с родителями
 
 
 
 

Умение провести самоанализ урока
 
 
 
 


Анкета для изучения трудностей в работе учителя №2
·      В чем вы испытываете затруднение  при проведении анализа педагогической деятельности (нужное подчеркните):
- самоанализ урока и всей своей педагогической деятельности;
- анализ деятельности своих коллег;
- анализ качества знаний, умений, навыков учащихся.
·      Недостаточность каких знаний и умений Вы ощущаете при планировании своей деятельности (нужное подчеркните):
- знания теоретических основ курса;
- знания требований программы,
- знания содержания и качества школьных учебников;
- умение составлять тематическое планирование,
- умение выделять трудности, которые могут испытывать учащиеся при усвоении конкретной темы,
- умения определять и решать в единстве дидактические цели урока;
- знания основных методов преподавания;
- умения выбрать их в соответствии с целями и задачами урока.


Анкета для изучения трудностей в работе учителя №3
Отметьте знаком "+" по каким направлениям учебно-воспитательной деятельности Вы могли бы поделиться опытом и в чем испытываете затруднения.


Направления деятельности
 
Оценка деятельности


Собственная
Собственная


могу поде-литься опытом
владею
испыты-ваю затруд-нения
может поде-литься опытом
владеет
испыты-вает затруд-нения

Поурочное планирование:
·      определение обучающей, воспитательной, развивающей цели темы
 
 
 
 
 
 

1.Активизация познавательной деятельности уч-ся
 
 
 
 
 
 

2.Использование на ряду с уроками других организационных форм обучения: - семинаров; - консультаций; - зачетов; - практикумов; - общественных смотров знаний; - деловых игр; - др.
 
 
 
 
 
 

3.Применеие лекционно-семинарской системы в старших класса
 
 
 
 
 
 

4.Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными
 
 
 
 
 
 

5.Организация самостоятельной работы на уроке
 
 
 
 
 
 

6. Техника и методика расчетных задач различных типов и сложности: - демонстрационного; - лабораторного; - практических работ
 
 
 
 
 
 

7.Организация систематического контроля и учета знаний уч-ся
 
 
 
 
 
 

8.Объективный учет и оценка знаний, умений, навыков
 
 
 
 
 
 

9.Выявление типичных ошибок и затруднений уч-ся, причин неуспеваемости
 
 
 
 
 
 

10.Развитие интереса к учению и потребности в знаниях
 
 
 
 
 
 

11.Формирование умений и навыков учебного труда  (планирование, самоконтроль и т.д.)
 
 
 
 
 
 

12.Использование методов развивающего обучения
 
 
 
 
 
 

13.Использование новых педагогических технологий
 
 
 
 
 
 

14.Соблюдение логики поэтапного усвоения материала:
- подготовка к восприятию - восприятие - осмысление - предварительный учет - предварительное совершенствование - закрепление - итоговый учет - итоговое совершенствование
 
 
 
 
 
 

15.Работа с родителями
 
 
 
 
 
 

16.Организация внеклассной работы по предмету
 
 
 
 
 
 

17. Использование ТСО
 
 
 
 
 
 

18.Умение провести самоанализ педагогической деятельности
 
 
 
 
 
 

Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.
 



Примерный перечень заданий для стажировки молодого учителя
1.    Разработка календарно-тематического планирования с учетом особенности класса и учебной программы.
2.    Разработка технологической карты учебных занятий по одной из тем с учетом результатов входного контроля.
3.    Разработка тестовых заданий для рубежного и итогового контроля.
4.    Разработка поуровневых контрольных заданий для рубежного и итогового контроля.
5.    Разработка программы ликвидации пробелов в знаниях учащихся, с учетом данных входного контроля.
6.    Разработка планов уроков различных типов.
7.    Разработка сценариев учебных занятий и внеурочных мероприятий.
8.    Написание характеристики с анализом достижений школьника
9.    Анализ уровня развития классного коллектива.
10. Анализ результатов обучения школьников.
11. Анализ  учебного занятия.
12. Подготовка и проведения занятий с родителями школьников по одной из педагогических проблем.
13. Проведение различных занятий и др. Мероприятий с уч-ся, родителями школьников и др.
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.




















13PAGE 15


13PAGE 141415




15