Программа по дополнительному образованию От идеи до воплощения


Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Емельяновский детский дом» п. Емельяново, Красноярского края.
Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ: Методическим объединением Директор КГКУ протокол № «Емельяновский детский дом» от «_____»______________2016г. __________________ Осадчая Н.С.
ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
«От идеи до воплощения»
Направленность Программы: художественно-эстетическая и социально-педагогическая.
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Составитель:
Кондрашова Ирина Александровна инструктор по труду творческой мастерской «Крутые портняжки» КГКУ «Емельяновский детский дом» п. Емельяново, Красноярского края

п. Емельяново
2016год
«Истоки творческих способностей детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимоотношения с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Программа «От идеи до воплощения» ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах.
Содержание Программы представлено различными видами трудовой деятельности (технология изготовления швейных изделий, лоскутное шитьё, рукоделие, художественные ремесла, работа с текстильным природным и бросовым материалом и т.д.). Воспитанникам предлагается художественно-технические приемы изготовления изделий, доступных для детей младшей и средней возрастной группы.
Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных художественно-конструктивных способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, даёт возможность поверить в себя, в свои возможности. Программа ориентирована на формирование традиционных семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц семейного очага, рукодельниц. Обучение рукоделию может быть востребовано в дальнейшем, как профессиональное ориентирование. Кроме этого, в сложной экономической обстановке умение шить может послужить подспорьем в домашнем хозяйстве.
Программа модифицированная (адаптированная) с учётом особенностей детского учреждения и уровня подготовки в образовательном учреждении.
Актуальность программы.
Проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем, так как речь идет о важнейшем формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Интерес к ручному труду, конструированию, творческой деятельности у детей зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить их основные потребности, а именно:
желание практически действовать с предметом, которое не удовлетворить простым манипулированием с ним, а предполагает получение осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе, работая с подручными материалами, включая различные текстильные и бросовые материалы. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их использования и преобразования. Таким образом, творчество – создание на основе из того, что есть, того, чего ещё не было. Это индивидуальные психологические особенности, которые проявляются в детской фантазии, доказывая свою точку зрения, развивают художественный вкус.
Новизна Программы заключается в новых оригинальных методах проектной деятельности, способствующей развитию индивидуальных творческих способностей воспитанников, на которых будут построены занятия в творческой мастерской. Проектная технология включает следующие виды деятельности:
информационно - аналитическая,
дизайнерская,
познавательная,
художественно - графическая,
экономическое обоснование,
здоровьесберегающая,
технологическая,
самооценочная.
Планирование занятий методом проектов - принцип активного обучения, при котором воспитанники учатся самостоятельно или с помощью инструктора (куратора) находить, исследовать и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения реальных задач.
В ходе выполнения творческих проектов воспитанники включаются в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления.
Программа «От идеи до воплощения» направлена на развитие творческих способностей –процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Занятия в творческой мастерской позволяют раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника для его самореализации. Особенное внимание уделяется развитию их культурных потребностей, эстетическому воспитанию, созданию условий для духовно- нравственных ценностей, приобретению навыков общения в коллективе. Формируются также личностные качества, трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, умение ценить свой труд и уважать чужой.
Технология проектного обучения - альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе. При которой не даются готовые знания, а используется защита индивидуальных проектов.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
Происходит развитие творческого мышления;
Качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе приобретения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
Вводятся элементы исследовательской деятельности;
Формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды – подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
Происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества- способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия выбора, так и результаты собственной деятельности).
Педагог превращается в куратора или консультанта:
Помогает обучаемым в поиске источников;
Сам является источником информации;
Поддерживает и поощряет обучаемых;
Координирует и корректирует весь процесс;
Поддерживает непрерывную обратную связь.
Освоение Программы «От идеи до воплощения» методом проектов даёт возможность воспитанникам овладевать навыками творческой проектной деятельности:
умение понять сформулированную инструктором КФЗ (краткая формулировка задания);
умение понять задачи и решения проекта;
умение собрать информацию, используя печатные издания и интернет-ресурсы, с помощью инструктора обсудить собранный материал, выбирать лучшую идею и обосновать выбор;
продумать поэтапное решение выполнения изделия;
умение с помощью инструктора выявлять критерии качества изделий
умение дать самооценку;
выполнить расчёт затрат на реализацию проекта;
подготовить электронную презентацию творческого проекта.
Цель Программы:
Создание условий развития стойкого интереса воспитанников к швейному мастерству и художественно–прикладному искусству; раскрытие творческого потенциала, позволяющего использовать в проектной деятельности их собственные оригинальные идеи; воспитать нравственность, эстетический вкус, чувства гармонии, способствовать направлению к самостоятельной жизни в обществе.
Для достижения этой цели Программа ставит следующие задачи:
Образовательные
сформировать систему дополнительного образования, способную дать возможность каждому ребёнку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать условия полной занятости воспитанников;
познакомить детей с современными видами рукоделия, швейного мастерства, традиционной народной культурой и ремеслами;
научить подготавливать швейную машину к работе;
обучить классификации машинных швов и правилам выполнения влажно-тепловой обработки швейных изделий;
обучить технологии изготовления швейных изделий;
научить овладевать безопасными приемами работы на швейной машине, устранять неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток, неправильной установкой иглы;
изучить возможности лоскутной пластики, её связь с направлением современной моды;
обучить приемам ручной работы с различными текстильными материалами при изготовлении полезных предметов для дома и школы;
познакомить с традиционными и современными особенностями декоративно-прикладного искусства народов России;
изучить приемы украшения традиционной праздничной одежды, своего края и народов России в старину;
обучить художественно-техническим приемам по изготовлению изделий из подручного и бросового материала;
Развивающие
развить художественно-творческую активность детей;
развивать способность осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства, интерес к ручному труду, рукоделию, швейному делу;
способствовать их интеллектуальному и творческому развитию, умению понять задачи и продумывать поэтапное решение проектной деятельности, выбрать лучшую идею и обосновать выбор;
способствовать умению выявить критерии качества изделия и дать самооценку;
привить навыки проектной и исследовательской деятельности, выполнять весь процесс от разработки идеи до её осуществления;
формировать творческий подход к выбранному виду деятельности;
Воспитательные
формирование у детей устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;
приобретение опыта поведения в процессе общения со сверстниками, а также адекватного поведения в любом обществе;
формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности.
Здоровьесберегающие
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих составляющих:
учёт возрастных и половых особенностей;
учёт состояния здоровья воспитанника и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от работоспособности детей (вводная, основная и заключительная часть);
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма ребёнка.
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье ребёнка.
Принцип субъективного взаимоотношения с воспитанниками.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям ребёнка.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий.
Приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями).
Приоритет активных методов обучения.
Принцип формирования ответственности воспитанников за своё здоровье.
Формирование универсальных учебных действий
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяться формированию: основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); готовности и способности к переходу и самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий внимание следует уделять формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание должно уделяться: формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе, практическому освоению принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание следует уделять: практическому освоению воспитанниками основ проектно-исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятия аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Условия реализации Программы
Программа рассчитана на детей младшей и средней возрастной группы от 7-14 лет, на 1 год обучения, 593 часа (в соответствии с Приложением №3 к СанПин 2.4.4.3172-14 п.2.1)
С учётом возрастных, психологических особенностей воспитанников на каждом этапе обучения возможны изменения и корректировка задач дополнительного образования.
В завершении каждого проекта Программой предусматривается выставка творческой деятельности воспитанников в помещении детского дома; участие в творческих мероприятиях и конкурсах на муниципальном, краевом, всесоюзном и международном уровнях; создание электронной презентации на сайте детского дома. Программой также планируется организация и проведение очередной благотворительной акции «Дети в помощь больным детям», которая практикуется в творческой мастерской «Крутые портняжки» с 2015 года. Воспитанники детского дома представят на продажу свои поделки, а вырученные средства перечислят на лечение девочки, проживающей в п.Дрокино, Емельяновского района.
Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы «От идеи до воплощения»
УУД (универсальные учебные действия)
Воспитанники научатся:
формировать проблемную ситуацию и самостоятельно создавать способ решения проблем творческого и поискового характера;
ставить цель и планировать этапы предстоящей работы;
продумывать последовательность выполнения поставленной задачи;
использовать методы и приёмы художественного творчества;
Коммуникативные УУД
Воспитанники смогут обеспечивать социальную компетенцию и учитывать позиции других людей:
планирование сотрудничества с учителем и сверстниками;
работать группой, договариваться между собой, распределять задачи для выполнения общего задания;
разрешать конфликты -выявлять проблемы конфликта;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
контролировать поведение партнёра, давать оценку его действиям;
выслушивать мнение собеседника, задавать ему вопросы, а также аргументировать свои ответы и свою позицию;
Регулятивные УУД – это формирование у ребёнка целеустремлённости и настойчивости в достижении цели, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей; стимулирование природной любознательности и тяги к непознанному.
Воспитанники научатся:
самостоятельно формировать учебную проблему, осуществлять сбор информации и планировать варианты решений проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, формируя тем самым новые знания и приобретая жизненный опыт;
создавать мотивационную готовность к творческой деятельности;
определять цели и планировать занятия (с помощью инструктора), использовать формы и методы организационной деятельности;
умению находить решение в нестандартных ситуациях;
корректировать, вносить необходимые дополнения в творческий проект;
осуществлять контроль и оценивать результаты своей деятельности;
Личностные УУД
У воспитанников будут сформированы:
самоопределение (наличие культурной идентификации, развитие позитивной, осознанной самооценки и самоуважения);
понимание значения результатов своей деятельности;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
осознание необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения и социальной значимости.
Ожидаемый результат - использование воспитанниками приобретенных знаний и умений в практической и повседневной жизни, которыми они будут обладать по окончании обучения по предложенной Программе.
Учебно-тематический план

Название проекта дата проведения занятий группы Теория
(час) Практика
(час) Всего
(часов)
1.
Вводное занятие 06 сентября- 07сентября
1-я группа
2-я группа
3-я группа 1
1
1 -
-
- 3
2. Швейная машина с электрическим приводом 09 сентября- 30сентября
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 16
16
12 50
3. Осень-2016
01 октября - 31 октября
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 26
26
24 68
4. Лоскутная графика 01 ноября-
30 ноября
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 26
26
22 64
5. Новогодние фантазии 02 декабря-
27 декабря 1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 20
20
16 62
6. Мягкая игрушка 03 января-
10 января
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 10
10
10 32
7. Джинсовая коллекция 14 февраля-
05 марта
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 12
12
12 42
8. Куклы из текстильного материала 10 марта-
31 марта
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 20
20
18 64
9. Пасхальный подарок 01 апреля-
15апреля
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 10
10
10 36
10. Подари настроение ближнему 18 апреля-
17 мая
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 20
20
16 52
11. Забавные мелочи
19 мая-
10 июня 1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 12
12
10 40
12. Оригинальные изделия для интерьера дома 12 июля-
30 августа
1-я группа
2-я группа
3-я группа 2
2
2 28
28
20 82
Всего:
69 524 593
Поурочно-тематический план творческих проектов
№ Проект/тема занятий Час. Процесс выполнения проекта Вид деятельности обучающихся
1 2 3 4 5
1
Вводное занятие
Правила поведения в мастерской
Правила безопасности труда при использовании инструментов и различных материалов. Усвоение правил безопасного труда при использовании инструментов и различных материалов. Умение работать в коллективе.
2. Швейная машина 50 Вводный инструктаж.
Практические занятия.
2.1
Устройство бытовой швейной машины 3 Современная бытовая машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка машины к работе: намотка нижней нити на шпульку, заправка верхней и нижней нитей. Исправление неполадок .
Выполнение прямой и овальной строчки на отрезке ткани. Изучать устройство современной бытовой машины с электрическим приводом. Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки. Исправлять неполадки, регулировать натяжение ниток верхней и нижней строчек. Выполнять прямую и овальную строчку.
2.2 Классификация машинных швов 1
6 Текущий инструктаж
Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловой обработки швейных изделий.
Приёмы работы на швейной машине. Исправление неполадок при неправильном натяжении нитей. Классификация машинных швов: соединительные(стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым и закрытым срезами).
Овладевать безопасными приёмами труда. Выполнять требования при исправлении неполадок натяжения верхней и нижней ниток.
Усвоить правила безопасного труда при работе с инструментом и при выполнении влажно-тепловой обработки швейных изделий. Обучаться выполнению классических швов на швейной машине.
2.3 Образцы машинных работ 6
Закрепление навыков выполнения классических швов на швейной машине и выполнения влажно-тепловой обработки швов. Образцы зигзагообразных строчек. Закрепки в начале и в конце строчки.
Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной и частотой стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом. Выполнять закрепки в начале и в конце строчки с использованием клавиши шитья назад.
2.4 Технология швейных изделий 34 Последовательность изготовления швейных изделий. Инструменты и приспособления для раскроя. Требования к выполнению ручных работ. Особенности построения выкройки. Требование соблюдения правил безопасного труда при работе в мастерской.
Технология изготовления швейных изделий. Усвоить правила безопасного пользования ножницами и портновскими иглами. Выкраивать детали швейного изделия с учетом припусков на швы. Выполнить швейное изделие в соответствии с требованиями технологии и правилами безопасного труда при работе с материалами и инструментами.
2.5 Завершение творческого проекта 1 Заключительный инструктаж
Особенности технологии швейных изделий. Социальная значимость навыков швейного мастерства.
Электронная презентация. Подведение итогов по выполнению проекта. Дать оценку качества усвоенных навыков швейному делу. Осуществить самооценку качественного и количественного участия в проекте.
3. «Осень-2016» 68 Вводный инструктаж Практические занятия
3.1
Творческая проектная деятельность
1 КФЗ (краткая формулировка задачи).
Правила безопасного труда при работе с материалом и инструментами.
Приготовить собранный и предварительно высушенный природный материал. Использовать печатный материал и интернет -ресурсы
3.2 Флористический коллаж 20 Запуск творческого проекта.
Знакомство с природными и текстильными материалам. Разработка дизайна предстоящего изделия для выполнения проекта. Определиться с выбором композиционного решения изделия, подобрать подходящие материалы. Изготовить муляжи разновидности грибов. Создать композицию в корзинке из грибов, искусственных листьев, ягод и т.д.
3.3 Панно 20 Выполнить панно в технике «Аппликация» из природных и текстильных материалов.
Из высушенных природных материалов создать объёмную аппликацию на основе из текстильных материалов с декоративными отделочными элементами. Поэтапное выполнение декоративного панно: картон обклеивается текстурной тканью; композиционное решение выполняется спонтанно; готовое изделие оформляется в рамку. Осуществляется контроль и самооценка готового изделия.
3.4 Топиарий 20 Изготовление декоративного деревца в горшочке. Декорировать деревце в горшочке элементами из природных и текстильных отделочных материалов. Изготовить горшочек: баночку оклеить туалетной бумагой, создать фактуру коры, покрасить, покрыть лаком.
Изготавливают горшочек: подходящего размера баночка оклеивается туалетной бумагой на клей ПВА, создается имитация коры дерева, после высыхания в неё закрепляется деревце. Декорируют изделие искусственными листьями, шишками и прочими декоративными элементами.
3.5 Декор для интерьера кухни. 16
Изготовление декора « Чеснок и перчик» из природных и текстильных материалов. Изготовить элементы декора и венок из декоративной соломки. Выполнить изделие для проекта.
Из соломки сплести косу и свернуть кольцом. Из полимерной глины вылепить перчики, просушить, покрасить, покрыть лаком. Изготовить головки чеснока из ваты и целлофана. Создать композицию.
3.6 Завершение творческого проекта 1 Заключительный инструктаж
Анализ качественного и количественного участия воспитанников в творческой проектной деятельности. Электронная презентация на сайте детского дома. Поощрение участников проекта.
Выполнение самоанализа. Расчёт затрат. Подготовка к выставке в холле детского дома и принятию участия в школьной ярмарке «Осень-2016»
Участие в конкурсах детского творчества.
4.
«Лоскутная графика» 64 Практические занятия
4.1 Лоскутное полотно
1
16 Вводный инструктаж
Краткие сведения истории создания изделий из лоскутов.
Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловой обработки изделий из текстильных материалов. История развития лоскутного шитья. Технология лоскутной графики. Материалы и инструменты для работы. Изготовление лоскутного полотна.
Изучить различные виды техники лоскутного шитья.
Усвоение правил безопасного труда при работе с материалами и инструментами и при выполнении влажно-тепловой обработки изделий. Соединить лоскутное полотно с подкладочной тканью, прострочить, выполнить влажно-тепловую обработку изделия.
4.2 Декоративные подушки для дивана 16 Разработка дизайна изделия. Аппликация и стёжка в лоскутном шитье. Функциональные особенности изделия. Из лоскутного полотна сшить наволочку по размеру «думочки». Выполнить аппликацию. Продумать поэтапное выполнение выбранного изделия для проекта. Использовать доступные подходящие материалы. Выполнить подборку текстильных и отделочных материалов по текстуре, по цвету для выполнения аппликации.

4.3 Сумка хозяйственная 12 Приобретение необходимого текстильного материала для изготовления изделия для проекта. Подготовка швейной машины и инструмента к работе.
Раскрой деталей по шаблонам. Соединение деталей изделия на швейной машине. Обработка изделий тесьмой, косой бейкой. Оформление изделия аппликацией.
4.4 Сундучок для рукоделия 18 Изготовление шкатулок для рукоделия из подручных текстильных и декоративных отделочных материалов.
Разработка дизайна изделия.
Поэтапное изготовление шкатулки.
Выбор лучшей идеи. Подготовка необходимого инструмента и материала для изготовления шкатулки. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию.
4.5 Завершение творческого проекта 1 Заключительный инструктаж.
Анализ участия воспитанников в проекте. Подводится качественный и количественный результат. Анализ достоинств и недостатков проекта.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Самооценка по результатам выполнения проекта. Выполняют расчёт затрат на реализацию проекта. Подготовка работ к выставке внутри учреждения и участию в конкурсах детского творчества.
5. «Новогодние фантазии» 62 Практические занятия
5.1 Творческая проектная деятельность 1
1
Вводный инструктаж
Обсуждение КФЗ (краткая формулировка задачи) проектной деятельности .
Усвоение правил безопасного труда в мастерской.
Сбор информации с признаками символа 2017 Нового года из печатных источников, интернета
5.2
«Рукавица»
12
Выполнение дизайна изделия для проекта. Подобрать текстильные материалы и инструменты для выполнения подарочного изделия.
Изготовить подарочную рукавицу с новогодней атрибутикой. Декорировать отделочными текстильными материалами
5.3 Петушок 16 Символ Нового 2017года. Использование печатных изданий и интернет -ресурсов.
Подготовка шаблонов для выкройки деталей изделия. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок. Правила безопасной работы с портновскими булавками. . Требования к выполнению ручных работ.
Подобрать разные образцы изделия для выполнения проекта. Изготовить петушков различных по форме, цветовой гамме и исполнению, используя различные приёмы декоративного оформления изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку готового изделия. Овладевать безопасными приёмами труда, правилами выполнения влажно-тепловой обработки.
5.4 Новогодние сувениры 18
Текущий инструктаж
Изготовить сувениры из подручного и бросового материала: ажурные шары, снежинки, сувениры, снеговиков, колокольчики и т.д.; композиции в пластиковой бутылке; панно по мотивам народов Севера. Подготовка инструмента и материала. Изготовление новогодних сувениров из подручного и бросового материала. Изготовление панно по мотивам народов Севера в технике «Аппликация». Оформление панно в рамку.
5.5 Рождественские венки 10 Изготовление Рождественских венков из подручных материалов с Новогодними атрибутами.
Заключительный инструктаж Из проволоки формируют обруч диаметром 25-30 см., декорируют его ёлочной мишурой, украшают шишками, колокольчиками, шарами. Проявляют творческую изобретательность.
5.6 Подготовка к встрече Нового 2017года 4 Изготовление Новогодних украшений для оформления холла в здании детского дома. Выполнить новогоднее оформление в холле детского дома вместе с воспитанниками, принимающими участие в реализации творческого проекта.
Из ёлочной мишуры, подручного, бросового материала изготовить украшение для оформления холла детского дома. Принять участие в оформлении интерьера холла детского дома к Новому году.

6. «Мягкая игрушка» 32 Практические занятия
6.1 Запуск творческого проекта.
1
Вводный инструктаж
КФЗ
Подготовка подручного и бросового материала. Правила безопасного труда при работе с ручным инструментом, при работе на швейной машине, при выполнении влажно-тепловой обработки изделия.
Определить цели и задачи проектной деятельности. Усвоение правил безопасного труда в мастерской. Использование печатных изданий и интернет -ресурсов. Выбор лучшей идеи.
6.2 «Совушка» 8 Текущий инструктаж
Закрепить полученные навыки приемов работы на швейной машине.
Изготовить сов из флиса. В технике аппликации выполнить оформление мордочки и брюшка; пришить крылья, лапы и хвосты.

Изготовить шаблоны. Перевод шаблона на ткань. Соединение деталей и выполнение аппликации на швейной машине. Наполнить изделие синтепонм, зашить шов ручным способом, оформить глазки, лапы, крылышки и хвосты.
6.3
«Котик» 8 Подготовить инструмент, подручный и бросовый материал, синтепон, нитки, глазки, бантики и прочие декоративные материалы для оформления изделия. Создать изделие. Изготовить шаблоны. Подобрать подходящий подручный и бросовый материал для изготовления игрушек. Изготовить изделие, выполнить декоративное оформление: приклеить глазки, пришить хвосты.
6.4 «Ворона» 14 Выполнить объёмную композицию: « Ворона на качелях», « Ворона на заборе», декорировать подсолнухами травкой, цветами из текстильных материалов.
Изготовить ворону из текстильных материалов. Из подручного материала выполнить качели и забор, укрепить на площадке, усадить ворону, декорировать.
6.5 Завершение творческого проекта 1 Заключительный инструктаж
Подведение итогов проектной деятельности. Анализ качественного и количественного участия детей в проектной деятельности. Поощрение участников проекта.
Представить лучшие работы на конкурс.
Выполнение самооценки по результатам проектной деятельности. Анализ достоинств и недостатков проекта. Расчет затрат на выполнение проекта. Подготовка к электронной презентации. Участие в конкурсах детского творчества.
7 «Джинсовая коллекция»
42 Практические занятия
7.1
Запуск творческого проекта
1
Вводный инструктаж
Мотивация воспитанников в необходимости обновления и пополнения Джинсовой коллекции, продемонстрированной «Крутыми портняжками» на празднике в детском доме, приуроченном к дню 8Мрата.
Знакомство с прошлогодней Джинсовой коллекцией. Новые идеи. Сбор информации из печатных источников и интернет- ресурсов. Обсудить КФЗ (краткую формулировку задания), цели и задачи проектной деятельности, поэтапное выполнение проекта.
7.2 Модные аксессуары 12 Изготовление модных аксессуаров для пополнения Джинсовой коллекции. Обсудить с воспитанниками варианты выполнения изделий из старых джинсов. Подготовить необходимые инструменты и материалы для выполнения проекта.
Выбор лучшей идеи. Изготовление выбранного изделия из кусков джинсовых старых вещей, обрезанных швов и прочих деталей от джинсов. Декорировать изделие молниями, бусинами, стразами, пайэтками и другими отделочными материалами.
7.3 Головные уборы 12 Изготовление шляпок из джинсовой ткани: объёмные, простые и оригинальные; миниатюрные на ободке- по возможности- функциональные. Декорировать объёмными цветами и лентами. Изготовить выкройки. Подготовить инструменты и материалы.
Изготовить основы из картона для шляпок по шаблонам. Обтянуть картон джинсовой тканью. Изготовить объемные цветы из текстильных материалов, а также из кусочков джинсовой ткани, украсив их бусинами, стразами или бисером. Оформить шляпки.
7.4 Сумочка в технике «Синель»
Сумка с аппликацией
4
4

Текущий инструктаж
Изготовление джинсовой сумочки в технике «Синель».
Подготовить инструменты и текстильные материалы (шифон яркой расцветки, фланель, джинсовая ткань). Объёмные цветы из текстильных материалов, золотистый и чёрный гипюр или сетка, броши, бусины и т.д.
Изготовить джинсовую сумочку в технике «Синель» с помощью инструктора. В соответствии с технологией изготовить полотно в технике «Синель» и ручки из джинсовой ткани. Выполнить последовательное соединение деталей изделия. Пришить подкладку к сумке. Вывернуть. Выполнить декоративное оформление изделия.
7.5 Рюкзак 8 Изготовление рюкзака из старых джинсов с использованием для дизайна имеющихся на джинсах карманов, швов и клёпок. Подготовить выкройки из плотного картона, инструменты, дополнительные текстильные материалы, швейную фурнитуру: ремни, застёжки «молния», пряжки и т.д. Джинсы разрезать так, чтобы при раскрое можно было использовать имеющиеся на джинсах швы и карманы. При помощи выкройки вырезать подходящие детали изделия. Последовательное соединение деталей на швейной машине, использование швейной фурнитуры.
7.6
Завершение проекта
1
Заключительный инструктаж
Подведение итогов проектной деятельности. Обоснование использования текстильных материалов. Выполнение расчета затрат. Применение изготовленных изделий по назначению (функциональность проектных изделий).
Поощрение воспитанников за активное участие в проекте. Представить презентацию коллекции на дистанционный конкурс для детей и педагогов.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с материалами и инструментом в мастерской. Умение понять задачи и решение проекта. Выполнение проекта в срок. Обоснованное использование текстильных материалов. Проведение критерий качества изделий. Умение дать самооценку.
Демонстрация джинсовой коллекции. Показ джинсовой коллекции на празднике в детском доме.
8 «Куклы из текстильных материалов» 64Практические занятия
8.1
Творческая проектная деятельность 1 Вводный инструктаж
Запуск проекта. Обсудить КФЗ (краткая формулировка задания)
Цели и задачи проекта.
Усвоение правил безопасного труда при работе с материалами и инструментами в мастерской.
Иметь знания об истории русского народного костюма. Собрать информацию.
8.2 Куклы из пряжи и проволоки 14 Расширить и углубить знания об истории русского народного костюма. Развитие умений и практических навыков при изготовлении куклы из подручного и текстильного материала. Подготовка необходимого материала и инструмента. Обсудить собранную информацию. Выбрать лучшую идею. Изготовить кукол из пряжи и проволоки. Изготовить волосы для куклы из пряжи. Сформировать головку, приклеить глазки, ротик.
8.3 Нарядный костюм для куклы 24 Текущий инструктаж
Характерные особенности традиционного народного костюма. Уважение к национальным традициям. Чувства патриотизма. Изготовление праздничной национальной одежды для кукол.
Усвоить характерные особенности народного костюма и уважение к национальным традициям. Сшить праздничную одежду для кукол, оформить орнаментом, аппликацией и другими декоративными элементами.
8.4 Тряпичные куклы 24 Познакомиться с творчеством и технологией изготовления кукол из печатных изданий и интернет- ресурсов. Традиционные и современные виды создания кукол.
Техника изготовления кукол из текстильных материалов.
Создать эксклюзивную неповторимую куклу из доступных материалов. Из текстильных материалов и декоративных отделочных материалов изготовить элементы современной одежды для кукол.
8.5 Завершение творческого проекта
1
Заключительный инструктаж.
Качественный и количественный результат. Анализ достоинств и недостатков проекта.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Самооценка участия в проекте и качества выполненных изделий.
Выставка работ участников проекта. Участие в конкурсах на различных уровнях.
9 «Пасхальный подарок» 36 Практические занятия
9.1
Творческая проектная деятельность. 1 Вводный инструктаж. Запуск проекта. Обсудить цели и задачи проекта. КФЗ (краткая формулировка задачи). Знакомство с народными традициями и обрядами, связанными с празднованием Пасхи. Сбор информации.
9.2 Композиции с корзиночками 10 Корзиночки, выполненные в технике «Паутинка». Технология выполнения корзиночек. Декоративное оформление корзиночек элементами Пасхальных атрибутов.
Выполнить корзиночки в технике «Паутинка», прикрепить ручку к корзинке (проволока, обмотанная тесьмой или шпагатом), декорировать корзинку веточки с яблоневым цветом из текстильных материалов, уложить в неё декоративные яйца.
9.3 Пасхальные яйца 8 Изготовление сувениров (заяц в форме яйца) из текстильных материалов. Декорирование, составление композиций.
Изготовить яйца и лапки из текстильных материалов, наполнить синтепоном, пришить уши из разноцветной ткани, приклеить глазки, носики.

9.4 Подарочные корзинки для угощений 8 Изготовление подарочных корзинок из бросового, подручного и текстильного материала. Декорирование.
Изготовить корзинки небольшого размера, которые можно будет наполнить угощениями, чтобы подарить ближнему.
9.5 Цыплята 8 Изготовление сувениров из текстильного материала Изготовить цыплёнка из текстильных материалов, декорировать текстильными отделочными материалами.
9.6 Завершение творческого проекта 1 Качественный и количественный результат. Провести самооценку изделий.
Сделать подарок близкому человеку.

10. «Подари настроение ближнему» 52 Практические занятия
Творческая проектная деятельность 1 Вводный инструктаж
Цели и задачи творческой проектной деятельности. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический).
Определить цели и задачи творческого проекта, какие изделия будут особенно востребованы и социально значимы для достижения цели и задачи проекта. Обсудить и выбрать лучшие идеи. Изготовить изделие.
10.1 Комнатные тапочки
10 Создать из старых вещей что-то новое, оригинальное, неповторимое и очень любимое. Подручный текстильный материал: мех, искусственная кожа, синтепон, декоративные пуговицы, бусины, глазки, носики и т.д.
Изготовить тапочки с забавными мордочками зверюшек: подготовить шаблоны различных размеров; вырезать из текстильных материалов детали изделия; сшить на машинке; выполнить декоративное оформление изделия.
10.2 Подушка-игрушка 1 Текущий инструктаж
Создание декоративных подушек для интерьера на основе обычных думок. Подготовка материала и инструментов. Ознакомиться с образцами изделий. Выбрать один из понравившихся вариантов. Подготовиться к поэтапному изготовлению изделия.
10.3
Кот подушка-игрушка
10
Рассмотреть новые неожиданные идеи современного декоративно-прикладного искусства, которые делают наш дом уютным.
Подготовить подходящего цвета и качества текстильный материал для изготовления изделия и декоративного оформления, подойдёт старый свитер в полоску; пришивной хвост и лапы из того же материала; детали мордочки связаны крючком;
Подготовить подушечку, наполненную синтепоном.
Изготовить полотно в полоску в технике «Лоскутная графика», можно взять старый свитер, связанный в полоску. Сшить чехол из полосатого полотна, застрочить уголки (уши) сверху, пришить лапы и хвост. Выполненные из той же ткани, пришить глаза, мордочку, связанную крючком из белой пряжи.
10.4 Подушка -Совушка
10 Изготовление подушек из флиса или старых вязаных свитеров. Разновидности формы подушек-сов: круглая, и вытянутая кверху, крылья и лапы вшиты в боковой и нижний шов. Выполнение чехла для изделия на швейной машине в технике «Аппликация».
Изготовить подушку-сову. Переднюю деталь чехла для подушки оформить аппликацией на швейной машине, отстрочить детали зигзагом, создать стилизованный образ совы, соединить с задней деталью, вшить крылья, лапы, вставить в чехол подушку, зашить отверстие потайным швом.
10.5 Подушка-Слоник 10 Изготовить подушку по форме стилизованного слоника с накладными ушами из яркой цветной ткани. Изготовить подушку-слоника из плотной ткани, наполнить синтепоном, зашить отверстие потайным швом.
10.6 Завершение проекта 1 Заключительный инструктаж
Подвести анализ качественного и количественного результата по выполнению проекта, функциональное назначение выполненного изделия. обоснованное использование материалов.
Презентация. Выполнение проекта в срок. Активное участие в оценивании результатов проекта, самоанализ готового изделия, выполнение экономического расчета. Применение изделия по назначению (функциональность изделия).
11. «Стильные мелочи» 40 Практические занятия
1.1
1
Вводный инструктаж
Цели и задачи (КФЗ) проекта. Оригинальные особенности изделия и его функциональное назначение.
Определиться с выбором изделий для проекта. Подготовить подручные, бросовые и декоративные отделочные материалы.
11.2 Украшения для волос
14
Модные аксессуары для девочек: гребешок, ободок для волос; резинка, украшенная крупным цветком, из искусственного меха, из декоративной ткани с ярким цветочным принтом, стразами, бусинами, пайэтками и прочими декоративными текстильными материалами.
Создать модные тренды из обычных ободков, гребешков, заколок, резинок и шпилек. Совмещать всё, что есть под рукой: трикотаж и кожу, атлас и мешковину, ткань с пайэтками и ткань с ярким цветочным принтом.
11.3 Маленькая сумочка 14 Текущий инструктаж
Изготовление маленьких сумочек для маленьких модниц. Даем новую жизнь старым ненужным вещам. Подготовить ненужные вещи, декоративные отделочные материалы.
Познакомиться с образцами маленьких сумочек в печатных источниках и интернет- ресурсах. Выбрать лучшую идею. Создать маленькие сумочки. Декорировать отделочными текстильными материалами.
11.4 Пенал и чехол для мобильника 10 Для выполнения аксессуаров понадобится: яркие кусочки ткани, тесьма, замок «молния», кнопки или «липучки» и прочая швейная фурнитура.
Сшить яркие кусочки ткани, подбирая цветовую гамму в технике «Лоскутная пластика». Изготовить пенал и чехол для мобильника из ярких кусочков ткани.
11.5 Завершение творческого проекта 1 Заключительный инструктаж
Изготовление модных трендов своими руками позволит сэкономить средства или принести доход в семейный бюджет. Изделие может быть хорошим подарком для близкого человека.
Анализ и самооценка участия в проекте. Выполнить экономический расчёт затрат на реализацию проекта.
Подарить изделие близкому человеку. Организовать выставку- продажу детских поделок. Подготовка электронной презентации.
12. «Оригинальные изделия для интерьера дома» 82 Практические занятия
12.1 Творческая проектная деятельность
1 Вводный инструктаж
Креативные идеи для дома, для декора и, просто, чтоб избавиться от ненужных вещей. Запуск проекта, (КФЗ).
Определить цели и задачи проекта. Провести « ревизию» имеющихся ненужных вышедших из употребления вещей. Отобрать всё, что может подойти для реализации проекта.
12.2 Вазоны
20 Изготовить декоративные вазы из бутылок необычной формы, декорировать ракушками, шпагатом, пуговицами и прочими отделочными текстильными материалами
Собрать информацию из печатных источников и интернет- ресурсов необычных декоративных изделий для интерьера и хорошего настроения.
12.3 Грелка «Матрёшка» 24 Текущий инструктаж
Правила безопасного труда с инструментами и материалами.
Разработка дизайна изделия. Принцип и технология изготовления грелки на чайник. Подготовка швейной машины к работе.
Усвоение безопасного труда при работе с инструментами и материалами. Ознакомиться с различными видами декоративно-прикладного творчества нашего края и народов России. Выбрать лучшую идею. Изготовить грелку «Матрёшку» на чайник
12.4 Шкатулки 24 Изготовление шкатулок из подручного и бросового материала. Использовать печатные издания и интернет -ресурсы при разработке дизайна изделия. Подготовить инструменты и материалы: текстильные отделочные, декор, природные материалы ( фасоль, ракушки, скорлупа от ореха…)
Сбор информации. Выбор лучшей идеи. Из разнообразных по форме коробок (подарочных, из под обуви, металлических, пластиковых) изготовить декоративные подарочные шкатулки. Декорировать швейной фурнитурой, текстильными и природными материалами.
12.5 Рамки декоративные 12 Изготовление декоративной рамки для фотографии или для зеркала из бросового и подручного материала, декорирование ракушками, бусинами, стразами и прочими декоративными отделочными материалами.
Изготовить рамки для фотографий из подручного о бросового материала, декорировать различными природными и текстильными отделочными материалами. Декорировать зеркало по такому же принципу, как и фоторамку.
12.6
Завершение творческого проекта. 1 Анализ качественного и количественного участия воспитанников в реализации проекта. Результат проектной деятельности. Экономический расчёт. Подведение итогов
проектной деятельности в течении учебного года. Поощрение воспитанников.
Подготовка к новому учебному году. Самооценка по результатам проектной деятельности. Выполнение экономического расчёта на реализацию проекта. Подведение итогов за год. Социальная значимость
деятельности воспитанников.
Получение опыта и навыков в творческой деятельности.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Участие в конкурсах детского творчества.
ВСЕГО: 593 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ « От идеи до воплощения»
1. Вводное занятие.
Цели и задачи:
познакомить воспитанников между собой;
выявить возможности детей, узнать их потребности;
дать детям четкое представление о направленности работы в творческой мастерской;
Теоретическая часть.
Рассказать детям о деятельности творческой мастерской «Крутые портняжки». Дать представление о порядке работы на занятиях, о правилах организации рабочего места и безопасного труда при работе с материалами и инструментами, провести инструктаж пожарной безопасности.
Практическая часть.
Продемонстрировать изделия детей и провести их анализ – характеристику с выбором, почему они отличаются друг от друга. Показать результаты деятельности воспитанников в творческой мастерской на фотомонтаже, продемонстрировать поделки и швейные изделия, выполненные воспитанниками в прошедшем учебном году.
Материалы и оборудование.
Фотомонтаж творческой деятельности воспитанников. Поделки, выполненные воспитанниками на занятиях в творческой мастерской за прошлый учебный год. Инструменты и оборудование для швейных работ. Образцы швейных работ.
Методические рекомендации.
В ходе занятия очень важно дать четкое представление о том, чем детям предстоит заниматься. Вызвать заинтересованность. Необходимо с первого занятия четко отложить в сознании детей важность соблюдения правила безопасного труда при работе с различными материалами и инструментами.
Занятия организовывать так, чтобы каждый ребенок не был обделен вниманием. Он должен уйти с уверенностью, что здесь он замечен, что ему здесь рады, его научат, ему помогут. Инструктор должен первоначально выделить для себя и тех, кому нужна помощь.
2. Проект « Швейная машина» (50 часов)
Цели и задачи:
Знакомство с современной бытовой машиной с электрическим приводом.
Овладевать безопасными приёмами работы на швейной машине.
Осваивать технологию изготовления швейных изделий.
Развивать у воспитанников усидчивость и терпение, научить добиваться требуемого результата.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Познакомить детей с основными узлами швейной машины, организацией рабочего места для выполнения машинных работ. Показать образцы машинных строчек и швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку), краевые (шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом), обмётывание зигзагообразными стежками. Познакомить с правилами и техническими требованиями на выполнение ручных и машинных работ и правилами безопасного труда при работе в мастерской, с инструментами и приспособлениями для ручных работ,

Практическая часть.
Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нити на шпульку, заправка верхней и нижней нитей. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот сточки под углом, закрепление машинной строчки в начале и в конце работы, окончание работы. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям. Исправление неполадок, связанных с неправильной заправкой ниток. Классификация машинных швов. Особенности построения выкройки. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани, обмеловку с учётом припусков на швы. Освоение технологии изготовления швейных изделий. Соблюдать требования к выполнению машинных работ и правила безопасной работы при выполнении влажно-тепловой обработки швейных изделий. Соблюдать правила безопасной работы с портновскими булавками и ножницами.
Учиться применять декоративную отделку, швейную фурнитуру.
Материалы и оборудование.
Образцы изделий. Текстильные декоративные и отделочные материалы, швейная фурнитура. Бытовая швейная машина. Линейки, сантиметровые ленты, восковые мелки, ножницы, портновские иглы, наперстки, вспарыватели, швейные иглы для машин, иглы для ручных работ, гладильные доски, утюги.
Методические рекомендации.
При работе с текстильным материалом очень важно объяснить воспитанникам требования подготовки материала к работе. Важно продемонстрировать как можно больше иллюстраций, готовых изделий, подробно их рассмотреть. В процессе работы дети должны научиться давать оценку качества усвоенных навыков швейному делу, осуществлять самооценку, анализировать и исправлять допущенные ошибки, подготавливать электронную презентацию. Проект завершается мини-выставкой в холле детского дома.
3. Проект «Осень-2015» (62 часа)
Цели и задачи:
Раскрыть у детей творческий потенциал, свободное самовыражение при работе с природными материалами.
Научить создавать свои неповторимые композиционные решения.
Развивать внимательное отношение к природе, умение использовать подручный и природный материал.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Подготовка электронной презентации.
Практическая часть.
Заготовка разнообразных природных материалов: растения-сухоцветы, листья деревьев, шишки, камушки, мох, береста, веточки, соя, фасоль, бобы, семена тыквы, арбуза и т.д. Использовать природные материалы в сочетании с текстильными материалами при создании поделок, объёмных композиций, коллажей и панно.
Материалы и оборудование.
Декоративные и отделочные текстильные материалы, подручные, бросовые и природные материалы. Клей универсальный «Мастер», клей ПВА, ножницы, канцелярские ножи, краски акриловые, гуашь, клеевой пистолет, сменные клеевые стержни для термоклеящего пистолета, лак, гипс.
Методический рекомендации.
При использовании материалов и инструментов строго следить за соблюдением безопасных приёмов работы в мастерской. Для создания изделий осенней тематики использовать печатный материал и интернет –ресурсы. По окончании проекта организовать выставку в холле детского дома. Принять участие в осенней ярмарке в школе №3. Лучшие работы воспитанников представить на конкурс детского творчества.
4. Проект «Лоскутная графика» (64 часа)
Цели и задачи:
Развивать эстетический вкус, чувство цвета, фактуры.
Закрепить полученные навыки классификации швов, освоение технологии изготовления швейных изделий.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Познакомить воспитанников с историей создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлением современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «паркет», «ананас» и др.
Практическая часть.
Подготовка материала для лоскутного шитья, инструментов и приспособлений. Изготовление шаблонов. Выкраивание деталей. Технология соединения лоскутного полотна с подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Изготовление из лоскутного полотна изделия для создания уюта в доме: декоративные подушечки для дивана, сундучки для рукоделия; сумки хозяйственные, прихватки и другие мелочи для интерьера кухни.
Материалы и оборудование.
Ткань (обрезки ткани) с ярким цветным принтом, тесьма, кант, косая бейка, нитки для шитья (разных цветов), подкладочная ткань, простроченный синтепон, швейная бытовая машина, ножницы, вспарыватели, напёрстки, восковые мелки, портновские иглы, шаблоны, линейки.
Методические рекомендации.
Изучать различные виды техники лоскутного шитья, правила и приёмы композиции, приёмы стилизации, цветовые сочетания. При создания узора для лоскутного шитья подготовить шаблоны из прозрачного материала , чтобы дети
могли выбирать интересный рисунок, тем самым развивая творческую фантазию и эстетический вкус. Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, гаммы и фактуры. Соблюдение правил безопасного труда при влажно- тепловой обработке изделий. Обсуждать наиболее удачные работы. По завершению проекта организовать выставку детского творчества в холле детского дома, лучшие работы представить на дистанционный Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Радуга творчества», Международный конкурс «Победилкин» в номинации «Рукоделие».
5. Проект «Новогодние фантазии» (62 часа)
Цели и задачи:
Придумать и изготовить из подручного, текстильного и природного материала оригинальные изделия с новогодней атрибутикой и символом Нового 2017 года.
Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, интерес к народным традициям.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Познакомить воспитанников с традициями связанными с новогодними и рождественскими праздниками, с различными видами декоративно-прикладного творчества народов нашей страны. Применение новогодней символики в изготовлении сувениров.
Практическая часть.
Обсудить КФЗ (краткая формулировка задания). С помощью материалов из печатных источников и интернет- ресурсов найти варианты исполнения изделий для проекта. Изготовить изделие, несущее функциональную особенность из подручных, природных и текстильных материалов с новогодней атрибутикой и символом Нового 2017 года.

Материалы и оборудования.
Природные, подручные бросовые и текстильные материалы. Новогодняя атрибутика (колокольчики, звёздочки, ёлочная мишура, искусственный снег, еловые шишки, ветки, искусственные снежинки и т.д.), швейная фурнитура, ножницы, канцелярские ножи, клей ПВА, клей универсальный «Мастер», термопистолет со сменными клеевым стержнями.
Методические рекомендации.
Соблюдать правила безопасного труда при работе с материалом и инструментом. Сбор информации с символикой 2017 Нового года из печатных источников и интернет - ресурсов. Подобрать разнообразные образцы изделий, выбрать лучшую идею. Проявить творческий подход и безграничную фантазию при выполнении изделий для проекта. Изготовить новогодние украшения для интерьера холла детского дома. Принять участие в оформлении холла детского дома к Новому году. Организовать выставку детского творчества.
6. Проект «Мягкая игрушка» (32 часа)
Цели и задачи:
Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе постижения мастерства традиционно русского рукоделия.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, развитие любви к природе, формирование самостоятельности.

Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Обсуждение краткой формулировки задания. История возникновения изготовления мягкой игрушки на Руси. Определиться с выбором дизайна изделия для проекта, его функциональными особенностями. Показать образцы изделий, выполненных воспитанниками на занятиях в мастерской в прошедшем учебном году.
Практическая часть.
Умение работать с различными текстильными материалами, соблюдать требования технологии по изготовлению мягкой игрушки: раскроить изделие по лекалам; собрать срезы швом «через край»; наполнить синтепоном; украсить, используя уже полученные навыки рукоделия. Материалы для игрушек подобрать соответственно выбранному варианту изделия – правильно подобранная фактура игрушки вызывает положительные эмоции: сочувствие и доброжелательность.
Материалы и оборудование.
Текстильные материалы (ткань для основы, наполнитель, искусственная кожа), швейная фурнитура, инструменты и оборудование для ручной работы.
Методические рекомендации.
При изготовлении мягкой игрушки имеет немаловажное значение правильно подобранная фактура. Мягкая игрушка - это один из видов декоративно- прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия. Работа с мягкой игрушкой помогает ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, точность аккуратность, трудолюбие, знакомство с традициями русского народного художественного творчества. По завершению проекта организовать выставку поделок в холле детского дома. Лучшие работы участников проекта будут представлены на конкурс детского творчества.
7. Проект «Джинсовая коллекция» (42 часа)
Цели и задачи:
Формирование у воспитанников интереса к современным видам прикладного творчества, новым способам самовыражения и социальной значимости.
Развивать умение сотрудничества с учителем и сверстниками работать одной группой и распределять задачи для выполнения общего задания.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Мотивация создания джинсовой коллекции из старых джинсовых изделий. История джинсовой моды дошедшей до наших дней. Практичность и универсальность джинсовой одежды. Знакомство с прошлогодней джинсовой коллекцией, выполненной воспитанниками на занятиях в творческой мастерской «Крутые портняжки». Обсудить КФЗ (краткая формулировка задания), цели и задачи проектной деятельности.
Практическая часть.
Поэтапное выполнение проекта: разобрать старые джинсовые изделия; разрезать, детали джинсовых изделий рассортировать. Обрезанные швы джинсов использовать для изготовления модных аксессуаров и стильного декора в изделиях для интерьера дома. Модные аксессуары (ободок для волос, браслеты, напульсники, пояс, колье) и прочие изделия из джинсы декорировать молниями бусинами, стразами и другими текстильными отделочными материалами. Старые джинсы разрезать так, чтобы можно было использовать при создании нового изделия имеющиеся на них карманы, швы, молнии.
Материалы и оборудование.
Старые джинсы, швейная фурнитура (ремни, застёжки «молния», пряжки, «липучки» и т.д.), швейная бытовая машина, портновские иглы, ножницы, ножи канцелярские, термопистолеты со сменными клеевыми стержнями, клей ПВА, клей универсальный «Мастер», ободки для волос (для декорирования обрезками от джинсов, бусинами, стразами и т.д.)
Методические рекомендации.
При работе с инструментами и материалом соблюдать правила безопасного труда в мастерской. Предоставить воспитанникам простор для фантазии и экспериментов в создании стильных изделий из старых джинсов. Провести демонстрацию джинсовой коллекции на празднике в детском доме, посвящённом Международному женскому дню 8 Марта. Представить коллекцию в виде электронной презентации на дистанционный Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Радуга творчества» в номинации «Рукоделие».
8. Проект «Куклы из текстильных материалов» (64 часа)
Цели и задачи:
Развитие художественно - творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.
Воспитание уважения к национальным традициям, интереса к творчеству народных умельцев своего региона, особенностям декоративно-прикладного искусства народов России.
Воспитание чувства гордости и любви к народным традициям и ремеслам.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
КФЗ (краткая формулировка задачи). История создания кукол в старину. Знакомство с творчеством народных ремесел, создания одежды для кукол, приёмы украшения праздничной одежды. Приемы стилизации реальных форм при изготовлении кукол и одежды для них. Характерные черты орнаментов народов России. Использование интернет- ресурсов.
Практическая часть.
Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Собрать информацию о создании кукол. Обсудить собранную информацию. Выбрать лучшую идею. Усвоить технологию изготовления кукол и приёмы технологии по созданию праздничной одежды народов России для кукол, приемы стилизации реальных форм. Выполнение изделия для проекта: формирование головы, носика, подбор и наклеивание глазок, изготовление волос, закрепление волос на голове куклы. Изготовление сарафана, сорочки, фартука и других дополнительных деталей, составляющих национальный костюм для куклы.
Материалы и оборудование.
Текстильный материал (ткань, наполнитель, пряжа, проволока, глазки, пуговицы, кожа, мех, нитки цветные и.т.д.), бросовый материал (изделия из трикотажа, стрейча, кожи, меха), швейная бытовая машина, ножницы, ножи канцелярские, нитки швейные, клей ПВА, клей универсальный «Мастер», термопистолет со сменными клеевыми стержнями, краски акриловые.
Методические рекомендации.
Кукла, созданная своими руками несёт в себе особенную энергетику и привлекает детей своей простотой и индивидуальностью. Прежде, чем дети приступят к изготовлению своей эксклюзивной, неповторимой куклы, рекомендуется сначала нарисовать эскиз. Это настроит их на создание конкретного персонажа. Создавать кукол можно из самых доступных материалов. Главные составляющие успеха в изготовлении кукол – это желание и старание. Изготовление кукол требует усидчивости и терпения. Хорошим подспорьем будут полученные навыки швейного мастерства на предыдущих уроках. Кукла, сделанная своими руками, - замечательный подарок, и может стать украшением интерьер дома.

9. Проект «Пасхальный подарок» (36 часов)
Цели и задачи:
Знакомство с традициями празднования Пасхи в России.
Воспитание милосердия и доброты, традиционно оказываемыми ближним (бедным родственникам) в дни празднования Пасхи.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Знакомство с соблюдением традиций празднования Пасхи в России, которая для большинства людей - это светлый праздник, символизирующий возрождение и обновление. КФЗ (краткая формулировка задачи).
Практическая часть.
Собрать информацию из печатных источников и интернет- ресурсов по изготовление подарочных изделий к Пасхе. Пошаговая инструкция по созданию Пасхального дерева. Технология изготовления сувениров, и подарочных корзинок для угощения. Изготовить корзиночки небольшого размера, которые можно будет наполнить угощениями, чтобы подарить ближнему.
Материалы и оборудование.
Нитки, соломка, пенопласт, шпагат, поволока, сухие веточки, лей ПВА, клей «Мастер», термопистолет со сменными клеевыми стержнями, ножницы, краски, пряжа, декоративные текстильные отделочные материалы, швейная фурнитура, иглы, нитки для шитья.
Методические рекомендации.
По традиции в дни празднования Пасхи было принято дарить подарки, особенно бедным родственникам, и заниматься благотворительностью. Особое внимание уделялось нищим странникам - в народе говорили: «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с Апостолами, испытывает милосердие и доброту каждого». Изготавливая подарки к празднованию Пасхи для близких, воспитанники должны почувствовать причастность к добрым традициям своего народа.
10. Проект «Подари настроение ближнему» (52 часа)
Цели и задачи:
Повторение и закрепление полученных навыков на предыдущих занятиях приёмов работы на швейной машине при изготовлении изделий из текстильных материалов.
Развитие творческой фантазии - создавать из старых вещей что-то новое , неповторимое, то, что может стать украшением для интерьера или подарком для близкого человека.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Определит цели и задачи творческого проекта (КФЗ).
Практическая часть.
Запуск творческого проекта. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Навести «ревизию» старых, вышедших из употребления вещей, обрезать детали, которые не будут использованы при изготовлении новых изделий. Подобрать для выполнения аппликации и оформления готовых изделий декоративный отделочный материал, швейную фурнитуру. Выполнить функциональное изделие, которое может стать украшением для интерьера дома или хорошим подарком для близкого человека.
Материалы и оборудование.
Старые, вышедшие из употребления вязаные свитера, шарфы и прочие вещи, материалы для аппликации и декоративного оформления изделий, швейная фурнитура, пряжа, нитки для шитья, наполнитель, ножи канцелярские, ножницы, лекала, иглы, наперстки, вспарыватели, клей универсальный «Мастер», термо пистолет, клеевые стержни, швейная бытовая машина.
Методические рекомендации.
В любом доме можно найти множество устаревших вещей из различного текстиля. Им можно дать «вторую» жизнь, найти бытовое применение. Для творческого вдохновения воспитанников продемонстрировать образцы изделий, выполненных из старых вещей. Предоставить детям возможность самим пофантазировать, чтобы каждый смог проявить свои творческие способности и воплотить их при изготовлении неповторимой, индивидуальной, любимой своей подушки-игрушки, которая может стать украшением интерьера детской комнаты или хорошим подарком для близкого человека.
11. Проект «Стильные мелочи» (40 часов).
Цели и задачи:
Развить интерес воспитанников к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения и социальной значимости.
Знакомство с современными видами творческой деятельности.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Использовать печатные издания и интернет-ресурсы для знакомства с модными трендами. Собрать информацию. Определиться с выбором идеи. Обсудить оригинальные особенности выбранного изделия, функциональное назначение.
Практическая часть.
Подготовить необходимые текстильные, декоративные отделочные материалы: обычные ободки, гребешки, заколки, резинки, шпильки, и т.д. При создании модных трендов можно совмещать всё, что есть под рукой: трикотаж и кожу, атлас и мешковину, декоративные ткани с ярким цветочным принтом и парчу; декорировать стразами, бусинами, бисером, пайэтками и применять аппликацию. Выполнить изделия для проекта.
Материалы и оборудование.
Текстильные и отделочные материалы, швейная фурнитура, ножницы, иглы, нитки, клей универсальный «Мастер», термопистолет, клеевые стержни, ножи канцелярские, ободки, гребешки, резинки для волос, заколки, замок «молния», кнопки или «липучки».
Методические рекомендации.
Умение изготавливать аксессуары и модные тренды своими руками позволит сэкономить средства и принести доход в семейный бюджет или может быть хорошим подарком для близкого человека. Кроме того, воспитанники всегда будут чувствовать себя современными, осознавать свою социальную значимость.
Провести выставку-продажу изделий детского творчества в РДК п.Емельяново, вырученные средства перевести на лечение девочки Ани, проживающей в п.Дрокино, Емельяновского района.
12. Проект «Оригинальные изделия для интерьера дома» (82 часа)
Цели и задачи:
Формирование эстетического вкуса и творческой фантазии.
Умение преобразования ненужных предметов быта и бросового материала в модный декор для интерьера дома.
Закрепление полученных навыков ручной работы и приёмов работы на швейной машине.
Теоретическая часть.
Вводный инструктаж: соблюдение правил поведения в мастерской;
Текущий инструктаж: правила безопасного труда при работе с инструментами и материалом;
Заключительный инструктаж: проведения анализа качественного и количественного участия воспитанников в проектной деятельности, самооценка, расчёт затрат, подготовка экспонатов к выставке, поощрение участников творческого проекта.
Практическая часть.
Запуск проекта. Определить цели и задачи проекта (КФЗ). Собрать информацию из печатных источников и интернет- ресурсов. Выбрать лучшую идею. Подготовить инструменты и материалы. Собрать всё, что может подойти для реализации проекта. Разработать дизайн изделий. Создать изделия для проекта.
Материалы и оборудование.
Бутылки необычной формы, металлические банки, вазы, рулоны из картона, коробки подарочные, из под обуви и т.д., зеркала, рамки, ракушки, камушки, фасоль, бобы, швейная фурнитура, обрезки декоративной ткани, кожа, материал для аппликации, ножницы, иглы, нитки, клей «Мастер», термопистолет, стержни для пистолета, клей ПВА, машина швейная.
Методические рекомендации.
При изготовлении грелки «Матрёшки» необходимо ознакомиться с различными видами декоративно-прикладного творчества нашего края и народов России. Исследовать приёмы стилизации, основные и дополнительные цвета, цветовые сочетания в орнаменте, традиционные узоры. При изготовлении шкатулок можно использовать любые коробки по форме и размеру, а также старые шкатулки. Детям представляется возможность творческого подхода и проявлению конструкторских способностей при создании проектного изделия.
По завершению творческого проекта проводится самооценка и анализ качественного и количественного участия воспитанников в реализации проекта. Лучшие работы участников проекта будут представлены на дистанционный творческий конкурс для детей и педагогов, на выставках детского творчества муниципального, краевого, всероссийского и международного уровней.
Рекомендуемая литература
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешный переход га новый федеральный стандарт общего образования. Заказать книгу можно на сайте издательства. http//****/shgos/
Список нормативных документов
_____________________________________________________________________
Для разработки программ:
_____________________________________________________________________
1.Приказ МО и ВШ РК №6 от 01.01.2001г.
2.Приказ МО и ВШ РК №94 от 01.01.2001г. « О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей».
3.Письмо МО и ВШ РК №07-18/94 от 01.01.2001г. «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
4.Устав муниципального образовательного учреждения.
5.Основная образовательная программа начального общего образования и муниципального образовательного учреждения.
Для ознакомления;
1.Федеральный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную программу начального общего образования (проект).
3.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование (проект).