«Формирование у учащихся любви к Родине через исследовательскую деятельность по изучению исчезнувших хуторов и деревень»


«Формирование у учащихся любви к Родине через исследовательскую деятельность по изучению исчезнувших хуторов и деревень»
У всех нас есть одна большая родина. У россиян - это Россия. Однако у каждого есть и своя маленькая, которая по- своему хороша и неповторима, которая во многом определяет наш образ жизни, черты характера. Именно она в глубине души нашей призывает задуматься, как жили, чтобы понять, а кто мы-то сами? Именно она заставляет нас возвращаться к жизни наших праотцов, чтобы поклониться их могилам, полюбоваться красотами тех краев, откуда пошли наши корни и сопоставить их с теми, где мы сейчас живем. Через познание малой родины человек осознает сопричастность к стране ее прошлому, настоящему, будущему. Необходимо сохранить память, напоминая молодому поколению о своих корнях и истоках.
Свою статью я посвящаю изучению хуторов и деревень, которых уже нет на карте Волгоградской области, как нет в них и жителей. Но живет народная память. Пока живы люди, которые родились в этих хуторах и в чьих паспортах в графе «Место рождения» указан несуществующий хутор. Сейчас таких хуторов и деревень огромное множество. Время уничтожает их последние следы. Умирают те, кто там жил или помнит о них. Возрождение памяти об этих местах нужно начинать с привития интереса к изучению истории своей малой Родины. Эта тема всегда актуальна, т.к. каждый человек должен знать хорошо те места, в которых он родился, вырос, живет и работает на ее благо. А где, как не в школе изучать свои родные места, ведь большую часть времени ребёнок проводит в её стенах, этому должны способствовать уроки истории и, географии, литературы; факультативные занятия, кружки. Поэтому в нашей школе вместе с учащимися мы начали работу по поиску свидетельства существования мест, которых на карте больше нет. В процессе работы ребята ищут достоверные источники, документы, свидетелей прошлых событий, для восстановления истории нашей малой родины. История таких сёл крайне интересна и поучительна, особенно при изучении периода 60-х г.г., когда началась «реконструкция» сельского хозяйства в стране. Начинается укрупнение колхозов и совхозов, и небольшие деревеньки постепенно гибнут. Первоначально уезжала молодёжь, а потом и остальные жители покинули маленькие деревеньки и теперь на этих местах остались только кладбища, берёзовые рощи, опустевшие поляны.
Поэтому основные задачи наших работ:
- восстановить историю образования и развития посёлков, которые бесследно исчезли, используя воспоминания жителей посёлков и архивные данные сельскойадминистрации, глубже узнать историю производственных объектов ипричины гибели посёлков;
-расширить познавательную деятельность в изучении личности, внесшей свой вклад в процветание села;
-вовлечь других учащихся к изучению окружавших нас, но исчезнувших сёл, и своей работой вызвать у них интерес;
-на примере яркого проявления любви и преданности жителей посёлков уважать, и заботится о своей «малой Родине».
Актуальностью наших исследовательских работ является то, что пройдет совсем немного времени и старожилов этих деревень уже не будет в живых, но у их потомков останутся воспоминания, вещественные источники, фотографии. Изучение истории исчезнувших деревень способствует развитию чувства любви к родному краю, желания охранять место, где родились, стремления к познавательной деятельности, связанной с прошлым родного края.
В результате работы над исследовательской работой обучающиеся будут:
-знать основные понятия и термины; историю развития и причины гибели
посёлка; трудовой вклад жителей в образование и развитие села;
-уметь проводить поиск необходимой информации в разных источниках;
вести интервью с очевидцами событий прошлого; составлять описание
исторических объектов; объяснять мотивы, цели и результаты
деятельности руководящих работников на селе;
-владеть элементами исторического анализа событий.
Исследовательская работа научит ребёнка смотреть на окружающее не глазами потребителя, а глазами творца, научит любить свою малую родину.
Результатом работы по сбору устных свидетельств, фотографий, записи аудио и видеокассет станет в будущем создание информационного архива, где собранный материал будет систематизирован в картотеку, либо дополнит музейный уголок школы.
Одной из наших исследовательских работ является «Хутор Липов». Основание хутора Липова принято относить к 1888 году. Первых поселенцев было несколько семей, не более четырех – пяти. Они прибыли с Украины. Первые жители были преимущественно украинского происхождения. Журба, Жила, Кучеренко, Яковенко, Пономаренко, Самойличенко, Деркач, Божко, Косяк - это типичные украинские фамилии. Но и носители русских фамилий также были: Китайгородские, Мазницкие, Горины, Соленовы, Поцелуйкины, Куватовы, Серовы и др. В этой работе упоминается фамилия моего прадеда Самойличенко Василия, который был одним из председателей хутора Липов. Но хутор ждала та же участь, что и тысячи других хуторов и деревень. Началось укрупнение колхозов. Липов стал частью колхоза «Красный партизан». Люди начали покидать родные места. Вслед за молодыми из хутора потянулись и старшие. Пенсионеры боялись оторванности от мира, а все трудоспособные жители переехали в колхозы. Но были люди, которые остались. Это семья Левина Александра Арсеньевича и Журба Марии Тихоновны. Они не желали переезжать из своего дома и оставались на месте даже тогда, когда Липов был официально объявлен несуществующим.
Решением Волгоградского облисполкома от 12 августа 1987 года №8/188 хутор Липов был исключен из учета данных. 25 июля 1988 года жители Липова съехались со всех городов и сел, чтобы отметить 100-летие родного хутора и последний раз посмотреть друг на друга. Зачинщиком этого дела выступил Кондрачук Василий Петрович. На съезде было решено установить памятник семьям, проживавшим в хуторе Липове.
И это лишь одна из печальных историй, исследованная нами. А сколько еще человеческих судеб лишились своей малой Родины. Бывает, с обостренным желанием кому- то хочется добраться до своей маленькой Родины – хутора или поселка, но идти некуда, там их никто не ждет…
Если не извлекать уроки из прошлого, то вскоре малые хутора могут совсем исчезнуть. А это значит, может уйти особая культура, особый образ жизни более правильный и справедливый по отношению к человеку и самой природе, чем городской.
Спасти их не только можно, но и необходимо. Уже в настоящее время наблюдается отток городских жителей в пригороды по всему миру. А значит, опыт и образ жизни малых деревень может пригодиться.  
Поэтому задача учителя через исследовательскую работу помочь обучающимся понимать действительность, искать достойные примеры не только в настоящем, но и в прошлом, учитель, должен обогащать душу и насыщать окружающий мир, помогать воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины. Впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам, а значит, будут знать,  что в свою очередь передать своим потомкам.