Республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»: Роль английского языка в нашей жизни.


Республиканская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

Секция «Культорология»
Авторы: ученица 9«А» класса
МОУ СОШ №11 г.Избербаша РД
Паталиева НуржанаНаучный руководитель:
Учитель английского языка
МОУ СОШ№11 г.Избербаша РД
Рамазанова Зухра Рамазановна.
г.Избербаш – 2012 год
План. 1.Аннотация……………………………………………………………………….2стр. 2.Введение…………………………………………………………………………3стр. 3.Теоретическая часть……………………………………………………………..4 стр.
3.1Английский язык – международный язык………………….………………..4-6 стр.
3.2Роль английского языка в нашей жизни……………………..……………….6-7 стр.
4.Практическая часть………………………………………………………………7 стр.
4.1.Анализ рекламы в СМИ……………………………………………………….7 стр.    
4.2.Вывески г. Избербаша…………………………………………………………7 стр.
4.3.Продукция местных магазинов……………………………………………….8 стр.
4.4 Анкетирование. ………………………………………………………………..8 стр.
5.Заключение……………………………………………………………………….9 стр.
6.Литература…………………………………………………………….………….10 стр.
Аннотация.
Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своем собственном».
В Европе, в том числе и в России начали изучать иностранные языки еще в 11 веке. В то время, изучение их было привилегией богатых людей. Иностранный язык сегодня осознается как фактор «социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества». (И.Л.Бим). Поэтому нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению.
Человек, который хорошо владеет иностранным языком чувствует себя хорошо не только в своей стране, но и за рубежом. Помните цитату Джонсона "Язык - это одежда мысли". Это значит, что слова одевают наши мысли лучше. Зная иностранный язык ,человек может читать английские книги в оригинале, общаться с иностранцами, принимать участие в культурных и образовательных обменах между странами. Итак, английский играет огромную роль в нашей жизни. Люди, которые знают иностранные языки, необходимы для развития техники, экономики и искусств в современном обществе. Люди хотят знать иностранные языки, чтобы переписываться со своими друзьями и общаться с ними лично. Люди также хотят читать в оригинале произведения известных писателей. Поэтому тема нашей работы актуальна и своевременна. Нами была выдвинута гипотеза: если не владеть английским языком, то очень сложно сориентироваться в современном обществе.
  Цель нашей работы - выяснить роль английского языка в нашей жизни.
  Задачи:
- Найти и обработать литературу по теме.
- Выяснить причины изучения английского языка
- Ознакомиться с рекламой в средствах массовой информации.
- Провести анкетирование.
Исследованы и изучены научная и публицистическая литература, учебные пособия, просмотрены газетно- журнальные публикации, а также использованы интернет-ресурсы.
В дальнейшем планируется углубленно и расширенно продолжить изучение материалов по данной теме.
Введение.
В последние десятилетия иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только учёных, но и простых людей. При этом отмечается возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность широких слоёв населения. Также необходимо учитывать, что знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека,что позволяет быть ему на шаг впереди других. Важность знания иностранного языка(чаще всего английский)сложно переоценить. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, незнающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере, владеющих языком. Например, молодой человек в возрасте 20 лет постоянно сталкивается с английским языком, будь то интернет,музыка,аннотации к иностранным товарам,описание которых на русском языке зачастую скупое и не всегда отвечает требованиям потребителя. В современном мире нельзя недооценивать возрастающее влияние информационных технологий на повседневную жизнь и рабочую среду, где знание иностранных языков просто необходимо для полноценной и грамотной работы(где самым распространённы видом деятельности является работа в Интернете): общение, on-line конференции, иностранные партнёрства. Знание иностранного языка позволяет заводить иностранные знакомства, которые впоследствии приводят к сотрудничеству и деловым связям, то есть расширению международных связей в целом, их укреплению.
Актуальность данной темы состоит в том, за последние полвека сильно возросла роль английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечёт за собой его более интенсивное и глубокое изучение и преподавание в большинстве учебных заведений нашей страны.
1.Теоретическая часть.
1.1Английский язык – международный язык.
Одной из особенностей современного информационного общества является повышенное внимание к проблемам языка в связи с тем, что именно на язык падает основная нагрузка информационно-коммуникативного плана. Причинами повышенного интереса социальных философов к проблемам понимания, диалога культур, дискурса и так далее, по мнению Е.П. Савруцкой, служат следующие[11]:
Во-первых, язык становится одним из важнейших средств этнической идентификации в условиях, когда традиционные формы коллективности и культурно-нравственного регулирования, объединяющие людей, разрушаются.
Во-вторых, язык является важнейшим фактором обеспечения стабильности коммуникации, ориентируясь на понимание, диалог, социокультурные факторы.
В-третьих, язык выступает единственным опосредствующим звеном в диалогическом общении, непосредственном эмоционально-одухотворенном общении «Я» и «Другого», как актуальное событие.
В-четвёртых, языковая реальность как форма выражения интерсубъективного опыта всё более вторгается в жизненный мир человека, порождая новый тип коммуникативного поведения - языковое взаимодействие, новые формы координации поведения человека, новые механизмы управления: с одной стороны – деньги и власть, а с другой – язык.
В-пятых,исследование коммуникационных процессов всё более ориентируется на исследование языковой коммуникации, где сущность человека связывается с вопросом о языке, так как нет более эффективного средства формирования человека, как через язык.
Для 600 миллионов человек английский является либо вторым официальным, либо иностранным языком. Один миллиард, то есть 20 % от всего мирового населения, говорит на английском языке. Более 75 % международной переписки (письма, электронная почта, телекс) и 90 % информации на сайтах Интернета представлена на английском языке[11]. Английский язык активно используется в рекламе.Причины этого заключаются в следующем:престижность, высокая стоимость, содержательный и привлекательный вид[6].
Исследователь С.А. Карасёв утверждает[4], что в 21 веке возможно появление нового лингвистического феномена - международного английского языка, который воплотит в себе черты всех национальных вариантов английского языка, чему способствует растущее употребление английского языка в таких сферах, как СМИ, реклама, киноиндустрия, поп-музыка, туризм, международный бизнес, международная безопасность (создание унифицированных языковых систем Seaspeak, Emergency Speak, Airspeak), образование, международные коммуникации[1].Как указывает Н.А.Багдасарова[1],необходимость в глобальном языке наиболее остро ощущается, прежде всего, в академических и бизнес- сообществах. Учёные многих неанглоязычных стран предпочитают английский язык родному в научных публикациях[1].
.Как утверждает Д. Кристалл (D. Crystal), английский стал языком мирового общения в области бизнес-коммуникации, поскольку этот язык упростил обмен сообщениями между постоянно растущим числом коммуникантов по всему миру[8]. Говоря об особой роли, которую играет английский язык в международной бизнес-коммуникации, следует упомянуть, что английский объявлен официальным языком международных и межнациональных корпораций (Philips, Bosch). Около 50 % компаний в Европе общаются между собой на английском языке. В качестве примера, компания Philips является голландской международной компанией, в которой в качестве языка общения был выбран английский язык, а не голландский, потому что в компании работает сравнительно немного голландцев.  
Подобная ситуация наблюдается во французской компании Bosch, где французскому языку предпочли английский, несмотря на то, что в компании работает много французов и также на то, что французский сам по себе является языком мирового общения[12].Так, языковая компетенция как основа для работы в международной среде подразумевает:способность к чтению и восприятию специализированных текстов на иностранных языках в режиме реального времени; способность к восприятию и документированию мультимедийной информации на иностранных языках в режиме реального времени; способность к последовательному и синхронному переводу; способность к лингвострановедческому анализу; навыки устной и письменной презентации на иностранных языках; способность к проведению научного исследования на иностранных языках; навыки устного выступления на иностранных языках, включая выступления на государственном уровне и др.
Исследователь Т.И.Жаркова важным условием для осуществления межкультурной коммуникации считает знание терминологических систем науки, культуры и бизнеса, т.е. особого слоя специально культивируемой лексики. Речевая коммуникация - двусторонний процесс, развитие которого зависит от степени взаимопонимания между коммуникантами, от их способности адекватно воспринимать сообщения[3].Хорошее владение иностранным языком только на уровне продуцирования речи не обеспечивает готовности к участию в речевом общении. Отсутствие навыка восприятия беглой иноязычной речи заводит общение в тупик и, соответственно, создаёт отрицательный коммуникативный эффект.
Таким образом, важным фактором успеха в международной деятельности является наличие у специалиста таких компетенций, в основе которых лежит язык и особенно английский язык как «универсальный язык глобальной культуры»[10].К подобным аналитическим и коммуникационным компетенциям относим: профессиональное управленческо-гуманитарное образование; владение иностранными языками, прежде всего, английским; коммуникативную компетентность; восприимчивость к инновациям; знание особенностей культуры тех стран, где организация осуществляет связи с общественностью; учёт как реальных, так и символических ценностей; изучение форм международной коммуникации; творческий подход к решению коммуникативных задач. Сам язык, в данном случае я рассматриваю как пропуск в лучшую жизнь, как следствие этого — финансовая свобода.  Положение английского языка остается привилегированным, отодвигая тем самым остальные языки на второй план.
1.2. Роль английского языка в нашей жизни.
За последние полвека сильно возросла роль английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечёт за собой его более интенсивное и глубокое изучение и преподавание в большинстве учебных заведений нашей страны и что немаловажно, большинство из них ВУЗы.Люди,владеющие английским языком на высоком уровне, при построении своей карьеры в будущем, с большой вероятностью смогут привлечь иностранный капитал в свои компании, заручиться поддержкой инвесторов и вести более активную деятельность со своими иностранными партнёрами.Подобное международное сотрудничество,позволяет вывести российский рынок на качественно новый уровень, повышая в целом авторитет России на международном рынке, что повлечёт за собой улучшение экономической ситуации. На первый план сейчас выходит не просто знание английского языка, а его понимание и способность использовать в процессе изучения в повседневной жизни.Сейчас мировые стандарты современного образования, направлены на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении. Осознавая это, многие люди всё больше времени уделяют изучению не только английского, а ещё как минимум одному или двум иностранным языкам. Чаще других мы видим комбинации английского, испанского, немецкого и китайского языков. Также нередко качественное знание иностранного языка может позволить молодым людям получить специальность за границей. Такое образование может быть, как дополнительное к уже имеющемуся образованию или новым, непосредственно связанным с его будущей профессиональной деятельностью. Уже давно отмечено, что студентов, хорошо владеющих иностранными языками, более активно привлекают к научной работе, принимают в различные студенческие организации, доверяют им представлять институт на международных конференциях и допускают до участия в грантах, что в дальнейшем позволяет им получать различные бонусы в системе образования (которые в будущем также могут повлиять и на их профессиональную деятельность), что поднимает не только их авторитет, но и авторитет ВУЗа, который они представляют.
Показ по телевидению передач зарубежных телекомпаний (в том числе мультфильмов, кино- и видеофильмов для детей), наполнение отечественного рынка товарами иностранных фирм, расширяющиеся партнерские связи отечественных школ с иностранными и т.д. предоставляют реальную возможность вступать в контакт с носителями иностранного языка и пользоваться аутентичными средствами информации о стране изучаемого языка. Человек, изучающий иностранный язык, одновременно знакомится с культурой незнакомой страны, ее литературой, историей и географией. Он также обогащает свой родной язык. Для формирования страноведческой мотивации важно также установить по возможности, разумеется, переписку, обмен открытками, фотографиями, кассетами со сверстниками из страны изучаемого языка и, если это возможно, организовать туда поездку.Учитывая всё вышесказанное, "роль" иностранного языка в жизни школьников можно свести к следующему:
1.процесс обучения и изучения и даже, как это ни парадоксально, процесс "неизучения"/игнорирования иностранного языка в школе - мощный и эффективный фактор социализации и социальной дифференциации подростков;
2.изучение иностранного языка в части грамматики и лексики развивает абстрактное и логическое мышление, а также способствует общему интеллектуальному развитию;
3.чтение литературы на иностранном языке расширяет кругозор, эрудированность и повышает общий культурный уровень;
4.изучение/владение иностранным языком является статусным фактором, иногда решающим; и если школьники еще не понимают этого, то важность статуса понимают их родители (не все, конечно же);
5.владение иностранным языком открывает доступ в информационное пространство.Всегда помните, что изучение языка не может быть ненужным или лишним.
2.Практическая часть.
2.1.Анализ рекламы в СМИ.
 Прежде всего, это реклама, широко распространившаяся  в последнее время. Во время рекламных пауз мы обратили внимание на следующие англоязычные выражения: Be happy! Be Huggers! LG – Life’s good, Canon – Can do it. В газетной рекламе заметили тоже  много наименований на английском языке, например: new, super, ice, cool, fast food, the end, visa, coffee, famous, important. Также английские слова можно найти и в любой программе передач телевидения. Например, “SMS ШОУ LIFE”, “Наша Russia”,  “Comedy Club”,  “Top gear».Из всего вышесказанного делаем вывод: знания английского языка нам необходимы для правильной ориентации в мире информации.   2.2.Вывески г. Избербаша.
Второй этап нашей работы – отследить   вывески на улицах Избербаша, на которых есть  слова на английском языке, таковых очень много появилось в последние годы. Вот некоторые названия “Cowboy ”, “Hotel”, “Fashion”, “Forward”, “Vision ”,“Brand”, “City Centre”, “Ideal baby” ,”Persona Vip’’и многие другие. Человеку, незнакомому с английским языком, трудно понять их значение, трудно найти нужное здание.
2.3.Продукция магазинов.
Третий этап нашей работы – поход в магазин  с целью – отследить как много товаров,  названия которых на английском языке. Вот некоторые из них: Leapton Tea, Dove, Timotei , Tix Sorti, Alpen Gold,сухарики LIGHT, Kleenex, Magic Marker, Choco-Pie, Milky Way, Eclipse, Head &Shoulders…
Чтобы купить нужный товар,нужно уметь читать по-английски. А ещё сложнее  понять различные инструкции на английском языке. Например:
Best before end – срок годности.Consume within 24 months keeping in a dry and fresh plaсe – срок хранения 24 месяца в сухом и прохладном месте.
Store in a cool dry place – хранить в прохладном и сухом месте.
 Dissolve the content in one liter of cold water – растворить содержимое пакетика в одном литре холодной воды.
Please dispose of this wrapper carefully «Keep your country tidy» - пожалуйста, выбрасывайте оберточную бумагу в мусорный ящик. «Содержите свою страну в чистоте!»
Serve chilled – употреблять холодным.
2.4 Анкетирование.
Нами было проведено анкетирование по следующим вопросам:
1. Вы встречаетесь с  английскими словами?
2.  Как часто используете в речи?
3.  Какие эти слова? Из каких областей?
4.  Всегда понимаете их значение?
5.  Зачем нужен  современному человеку английский язык?
6.  Зачем изучаете английский язык?
Мы опросили 37 человек (учащихся и сотрудников школы). На первый вопрос 31 человек ответили «Да» остальные –« Нет». На второй вопрос- «Редко» ответили 20 человек, «Ежедневно»- 5 человек, остальные- «только на уроках английского языка».  На третий вопрос  назвали следующие области: «Наука», «Языкознание», «Оргтехника и Бытовые приборы», «Реклама», «Деловой словарь», «Культура», «Спорт», «Музыка», «Искусство». На четвертый вопрос ответили «Нет» 31 человек. На пятый вопрос были следующие ответы: «Для общения», «Для будущего», «Чтобы приняли на работу», «Для разнообразия своей речи», «Чтобы быть интеллигентным». На последний вопрос были следующие ответы:«Просто так», «Для дальнейшей учебы», «Для себя», «Для общения», «Изучить историю англичан», «Из-за работы».
По этим результатам можно сделать следующие выводы: ребята часто встречают  английские слова, хотя некоторые и не догадываются о их значении. Многие понимают,что знание английского языка становится необходимостью.
Заключение.
 Ознакомясь с литературой и  выполнив практическую часть, мы доказали выдвинутую гипотезу: если не владеть английским языком, то очень сложно сориентироваться в современном обществе.
 Мы предлагаем использовать всё вышесказанное в изучении английского языка. Ученики смогут убедиться в том, что иностранный язык стоит изучать не только для того, чтобы читать тексты в учебниках, но и  для того, чтобы разбираться в окружающих их надписях, названиях, рекламе и как мы думаем, чтобы не попадать в неприятные ситуации.                                                               «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек»,- говорили древние мудрецы. И действительно это так, поскольку владение другими языками наряду с родным языком дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своего наследия.
Итак, подитожим:
Знание английского языка – критерий, необходимый для успешный карьеры. Принято считать что через несколько лет, при трудоустройстве на престижную работу анкеты кандидатов без знания английского языка даже не будут рассматриваться.
Английский язык – язык международного общения. Приехав заграницу знающему английский язык, будь это Америка или Турция, не придется объясняться на пальцах.
Английский язык – язык бизнеса. Всем крупным бизнесменам, желающим выйти на международный рынок просто необходимо владеть английским на высоком уровне
Знание английского языка дает возможность обучаться в престижных зарубежных университетах. А без знания языка, даже при наличие денег…увы.
Большая часть интересной и нужной литературы выходит именно на английском языке. Нам приходится ждать перевод, который, как известно, имеет свойство искажать информацию и не доносит мысль автора в полном объеме.
Большая часть страниц в интернет с нужной информацией распространяется именно на английском.
Все международные соревнования и конференции проводятся на английском языке
Большая часть компьютерных программ и приложений составляются опять же на английском языке.
И этот список можно продолжать бесконечно… 
        Надеюсь, что данный материал поможет повысить  интерес к изучению иностранного языка, будет способствовать расширению  филологического и общеобразовательного кругозора.
Список использованной литературы:

1. Багдасарова Н.А. Lingua franca эпохи глобализации // Материалы конференции «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации», МГИМО (У) МИД РФ. – МГИМО-Университет, 2008.
2. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство: Пер. с фр. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. - 233 с. - (Серия «Современные консалтинговые технологии»). С. 159-177.
3. Жаркова Т.И. К вопросу о межкультурной коммуникации в сфере бизнеса // www.festival. 1september.ru/articles/410104/.
4. Карасёв С.А. Глобализация английского языка и новые задачи методики его преподавания // Язык и межкультурная коммуникация. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: изд-во ИУБиП, 2005. – 148 с. С. 80-81. С. 81.
5. Колесов В. Язык и ментальность // Top-Manager. 2004. № 11. С. 32.
6.  Кузьмина Л. Г., Сафонова В. В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых // Иностранные языки в школе. 1998. № 6.
7.Кунде Й. Уникальность теперь... или никогда. Пер с англ. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 352 с.
8.  Crystal, D. English as a Global Language. Cambridge: University Press, 1997.
9. Савруцкая Е.П. Проблема коммуникации в немецкой философии ХХ века (Ю. Хабермас, Н. Луман, К. Апель) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, 3(1), с. 364-368. С. 367.
10. Stevenson R.L. Defining International Communication as a Field // Journalism Quarterly Vol.Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) - М.: Слово / Slovo, 2000. - 264 с. С. 26.
11. Tormosheva, V. Intercultural and International Communication in a Business Context // Международный научно-практический (электронный) журнал InterCultur@l-Net, ВФ НГЛУ, 2009. С.
12.www.frash.od.ua13.www.pskovedu.ruАНКЕТИРОВАНИЕ.
1.Вы встречаетесь с  английскими словами?
2.  Как часто используете в речи?
3.  Какие эти слова? Из каких областей?
4.  Всегда понимаете их значение?
5.  Зачем нужен  современному человеку английский язык?
6.  Зачем изучаете английский язык?