Классный час: «Толерантность – норма этики каждого жителя Пензенской области»


Классный час:
«Толерантность – норма этики каждого жителя Пензенской области»
Задачи :закрепить определение толерантности, углубить понимание его значения;
воспитывать у школьников качества, присущие толерантной личности;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и родному краю, чувство гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, ответственности за будущее страны и своей малой Родины;
формировать убеждение о необходимости занятий спортом;
показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня у нас первый школьный день после каникул. Поздравляю вас, ребята, с началом нового учебного года. Пусть у нас в классе будет светло от желания множить свои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. Хочу вам пожелать здоровья, успехов в учёбе, а вашим родителям – терпения и понимания, ведь впереди у нас с вами, ребята, новые уроки, сложные задачи, трудные диктанты.
- 1 сентября — не только День Знаний, но ещё и День Мира, так как именно 1 сентября началась Вторая Мировая война. Именно поэтому в первый учебный день во многих школах проводятся занятия, посвящённые взаимоотношениям между людьми, а также уроки Мира.
Мир на планете – это дружба между народами и людьми, это согласие интересов, основанных на любви к человечеству.
Ученик 1:
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Завещано беречь нам этот мир,
Такой неповторимый на рассвете.
Ученик 2:
Он с детства очень дорог нам и мил.
За будущее мира мы в ответе
Вовек не станет пеплом и золой
Всё то, что красотой земной зовётся.
Пусть будет мирным небо над землёй
Пусть вечно детство звонкое смеётся.
- «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс». Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
-Ребята, а какое понятие объединяет все эти качества?
Ответы учащихся: Толерантность .-Давайте вспомним, что такое толерантность?
Ответы учащихся (Толерантность это терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми).
Слайд. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
-Толерантность необходима для общения людей в Мире, стране, городе, школе, классе, семье. А сегодня мы поговорим о взаимоотношениях жителей нашей малой родины – Пензенской области. Эти отношения регламентированы Кодексом этики жителя Пензенской области, который был утвержден Общественной палатой Пензенской области 1 октября 2007 года.
Слайд. 1 постулат Кодекса гласит: «Быть патриотом Пензенской области и дорожить званием жителя Пензенской области…»
Каждый человек испытывает чувство гордости за свою малую Родину, ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы.
Слайд. Современный герб область получила 25 декабря 1998 года (на сессии Законодательного Собрания). Он представляет собой изображение на зеленом геральдическом щите трех золотых снопов, связанных червлеными лентами. Щит увенчан геральдической короной и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Орденской лентой Ордена Ленина.
Ребята, что означают цвета на нашем гербе?
Ответы. Зеленый цвет геральдического щита символизирует надежду, радость и изобилие, красный – храбрость, мужество и неустрашимость, а золотой цвет снопов является символом богатства.
Слайд. Ребята, давайте рассмотрим рисунок флага?
Закон «О флаге Пензенской области принят большинством голосов 13 ноября 2002 года депутатами Законодательного собрания области.
Согласно второй статье закона, флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из одной вертикальной и одной горизонтальной полос: вертикальной – зеленого, горизонтально – желтого цветов. По центру желтой полосы с небольшим смещением вверх и влево к древку флага располагается символическое изображение «Спаса Нерукотворного».
Слайд. Кроме герба и флага, официальным символом Пензенской области является гимн, авторами которого являются министр культуры Виктор Огарев (музыка) и Ксения Сурская (Оксана Проничкина, текст). Проект-победитель официального музыкального символа Пензенского края был утвержден депутатами Законодательного Собрания Пензенской области 24 июня 2005 года.
Исполнение гимна Пензенской области способствует объединению народностей, проживающих на территории области, воспитанию высокого чувства патриотизма и гордости за свой край, приданию торжественности и значимости мероприятиям, проводимым государственными, муниципальными, общественными организациями и объединениями.
Символы Пензенской земли должен знать и уважать каждый из нас. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Пензенского края. Мы должны гордиться прошлым и настоящим своей малой Родины.
2 постулат Кодекса гласит: «Уважать память предков…»
Слайд. За мужество и героизм 56 тысяч воинов – пензенцев были награждены орденами и медалями. 227 удостоены звания Героя Советского Союза, в их числе маршал Н.И. Крылов и генерал В.А. Глазунов удостоены этого звания дважды.
Слайд. Имена этих героев-пензенцев запечатлены в названиях Пензенских улиц.
Богата наша Пензенская земля и известными на весь мир деятелями искусства. Кого вы можете назвать?
Ответы: М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский, Ал-др Иван. Куприн, Ник. Ал-др. Радищев, Ник. Ник Бекетов (Ф/Х, ряд активности Ме), Ник. Нил. Бурденко (русский и советский хирург, организатор здравоохранения, основоположник советской нейрохирургии, главный хирург Красной Армии в 1937—1946 годы) и др.
А сколько прекрасных памятных мест есть на нашей малой родине! Ребята, посмотрите на слайд и назовите изображенные здесь памятники культуры.
Я рада, что вы знаете историю своего края. Но есть еще много страниц, которые нам с вами предстоит открыть.
Переходим к 3 постулату Кодекса. Он гласит: «Беречь свою семью…».
А начнем разговор о нем с притчи «Волшебная копейка».
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...». И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
Ребята, так почему же в кошельке нашего героя опять оказалась копейка?
Отвечают дети. Это произошло, потому что герой притчи семейным ценностям предпочел материальные. За это и был наказан.
Ребята, помните, что семья это наше главное богатство, которое мы должны беречь и заботиться о ее престиже. Самое лучшее богатство — в добром сердце, а не в большом кошельке!
4 постулат гласит: «Добросовестно трудиться на благо Пензенской области…»
От знаний, опыта, профессионального мастерства и участия в жизни родного края зависит благосостояния не только твоей семьи, но и Губернии в целом. Поэтому так важно не ошибиться в выборе своей профессии. В скором времени вам предстоит сделать этот выбор.
А сейчас давайте проведем веселый тест « Ты и твоя профессия».
Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд. (Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание)
ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Переходим к 5 постулату Кодекса. Он гласит: «Заботиться о своем здоровье…». Губернатор области и городская администрация уделяют этому большое внимание. Ежегодно, осенью и весной, все учащиеся города и области принимают участие в Губернаторских тестах, которые показывают уровень вашей физической подготовленности. Спустя много лет вернулись в нашу жизнь нормы ГТО. Хочется напомнить, что успешное выполнение норм ГТО принесет вам дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы.
Ребята, поднимите руку те, кто занимается в спортивных секциях? Что вам дают эти занятия?
6 постулат Кодекса гласит: «Сохранять экологию Пензенской области…»
На мой взгляд, эта же мысль прослеживается в стихотворении Н. Старшинова «Давайте сохраним».
Ученик:Нам жить в одной семье,Нам петь в одном кругу,Идти в одном строю,Лететь в одном полете…Давайте сохранимРомашку на лугу,Кувшинку на рекеИ клюкву на болоте.
О, как природа-матьТерпима и добра!..
Но чтоб ееЛихая участь не постигла,Давайте сохранимНа стрежнях – осетра,Касатку – в небесах,В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышатьНам воздухом одним,Давайте же мы всеНавек объединимся.Давайте нашиДуши сохраним,Тогда мы на ЗемлеИ сами сохранимся…
Родной край должен стать самым чистым и цветущим уголком России. Важно сохранить
окружающий мир Сурского края для будущих поколений.
Согласно 7 постулату каждый из нас должен: «Проявлять гуманное отношение и уважение к жителям и к гостям Пензенской области…»
Ребята, быть дружелюбным, приветливым, радушным – это значит быть каким?
Ответы: толерантным.
Умение быть толерантным поможет относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе!
Ребята, давайте же следовать Кодексу этики жителя Пензенской области, чтобы быть достойными гражданами своей малой родины.
Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «я»!» А в заключение мне хочется подчеркнуть, что за … лет, что вы проучились в школе, вы стали одной семьей. Давайте постараемся все вместе сделать всё возможное, чтобы в нашем коллективе было больше успехов и радостей, чем огорчений. Мы должны заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение. Жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей. От нашей дружбы многое зависит. Даже мир на нашей планете!
Хочется верить, что сегодняшний классный час прошел для вас с пользой.