Методическая разработка урока внеклассного чтения Добро и зло в сказках А.С.Пушкина

Добро и зло в сказках Пушкина А.С.
Цель: продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина
Задачи:
           показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта;
          учить видеть прекрасное ;
           отличать доброе от злого, развивать мышление, речь;
           прививать любовь к родному языку, своей Родине;
           развивать навыки выразительного чтения;
           формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
           учить анализировать поступки героев;
           прививать любовь к чтению
Ход урока:
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня утром, когда я шла на работу, мне довелось помочь бабушке, которая переходила дорогу. Прощаясь со мной, она сказала: “Спасибо, доченька. Мир не без добрых людей”. Я очень удивилась , но не тому , что бабушка использует пословицу , а тому , что пословица очень подходит к нашему уроку.
- А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).
- В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными человеческими качествами , самые распространенные из них добро и зло.
Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Сказка ложь , да в ней намек , добрым молодцам урок.
Какова же тема урока?( добро и зло)
1 слайд
Запишем тему урока в тетради: “Добро и зло в нашей жизни”.
- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
2 слайд
Ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.
3 слайд
Ученик: В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном, будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.
4 слайд
- Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница. Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Саша Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказала.
Учитель:
- Александр Сергеевич Пушкин писал стихи , драматические произведения и сказки. Сколько сказок написал поэт? ( всего 7 , 5 сказок для детей). Давайте вспомним их названия, посмотрев инсценировки ,которые приготовили ребята нашего класса.
5 слайд

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда
      Идёт, сам не зная куда.
      «Что, батька, так рано поднялся?
      Чего ты взыскался?
      Поп ему в ответ
      Нужен мне работник:
      Повар, конюх и плотник.
      А где найти мне такого
     Служителя не слишком дорогого?
“Сказка о попе и работнике его Балде”
6 слайд
 Свет мой, зеркальце, скажи!
     Да всю правду доложи:
     Я ль на свете всех милее,
     Всех румяней и белее?
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”
7 слайд
Петушок с высокой спицы
     Стал стеречь его границы.
      Чуть опасность, где видна,
       Верный сторож как со сна
       Шевельнётся, встрепенётся
      К той сторонке обернётся
      И кричит: «Кири – ку – ку:
      Царствуй лёжа на боку!»
“Сказка о золотом петушке”
8 слайд

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты , старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик , испугался :
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал , чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
« Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море
Гуляй там себе на просторе»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»
9 слайд

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
– «Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
– «Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
« Сказка о царе Салтане»

Учитель:
- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”.
- Вспомните, пожалуйста, что такое сказка.
10 слайд
(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных фантастических вымышленных событиях и приключениях).
Учитель:
- Вы уже прочитали эту сказку дома

- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
- Назовите героев сказки. (Ответы детей). Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
11 слайд (Задание для 1 группы)
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? Красота и зло (внешняя). Царица-мачеха – главная героиня сказки. Отрицательный персонаж.(красивая, умная, самолюбивая, упрямая, капризная, кокетливая, грубая, излишне гордая, завистливая, вспыльчивая, злая, жестокая, злопамятная, заносчивая, мстительная, хитрая)

12 слайд (Задание для 2 группы)
- Как вы представляете себе молодую царевну? Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. (Царевна-красивая, кроткая, добрая, доверчивая, умная, беззащитная, незлопамятная, тихая, аккуратная, хозяйственная, трудолюбивая, скромная, приветливая, застенчивая, тактичная, верная, ласковая, вежливая)
13 слайд (Задание для 3 группы)
- Охарактеризуйте семерых богатырей.
Семь богатырей – главные герои повествования. Можно отнести к положительным героям сказки: защищают родную землю от врагов, не оставляют без крова царевну, попавшую в беду. Но, зная о том, что она находится в опасности не предпринимают никаких мер для того, чтобы обезопасить любимую ими царевну, сразу верят в её смерть, не пытаются её оживить, вернуть к жизни
14 слайд (Задание для 4 группы)
- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным? Чернавка – второстепенный герой сказки. Нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям. Оставляет в живых царевну, не смотря на приказ царицы, но не пытается ей ни в чём помочь, под угрозой расправы оказывается способной на предательство, рассказывает о том, что царевна жива.
15 слайд (Задание для 5 группы)
. В сказке есть герой, который
“между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён.
( Королевич Елисей – главный герой сказки. Положительный герой. Ищет свою любимую по всему свету, силой любви оживляет её.)
16 слайд( Задание для 6 группы)
Соколко
Пёс – второстепенный герой сказки. Положительный герой, преданный, ласковый, помогает царевне, старается спасти её, погибает, когда объясняет богатырям причину смерти царевны.

Учитель:
-По одному представителю от группы прочитать характеристику героя.
- Каких героев мы еще не охарактеризовали?
17 слайд
Зеркальце

Учитель:
-Какое оно? ( доброе , правдивое , честное)
- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру.
Какие это герои?
Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

18 слайд
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей"
19 слайд

Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей"
20 слайд

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".

Учитель:
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число , которое используется в сказке. Сколько раз королевич обращается к силам природы. ( ТРИ) Как называется этот прием в литературе? ( троекратный повтор)
21 слайд
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна)
22 слайд
- Мы рассмотрели основных героев сказки. На какие 2 группы можно разделить всех героев? ( положительные и отрицательные)
Теперь нам предстоит выполнить задание на листочках и стрелочкой показать к какому типу относится герой.

Отрицательные герои
Положительные герои

Царица-мачеха
Семь богатырей

Чернавка
Молодая царевна

 
Силы природы: солнце, месяц, ветер


Елисей

 
Собака Соколко

 
Зеркальце


Чернавка


.
- Итак, проанализировав поступки героев сказки, мы можем определить, каких героев больше добрых или злых? ( добрых)
Пушкин показывает несостоятельность, обречённость зла. Он возрождает в нас уверенность в триумфе добра, несомненность победы добра над злом, в том, что именно добро достойно счастья.
В жизни всё происходит гораздо сложнее, мы не можем, как в сказке разделить всех людей на добрых и злых, положительных и отрицательных. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Иногда мы совершаем добрые поступки, иногда злые. Любим, желаем добра, здоровья, но тут же завидуем, ненавидим, обижаемся. И как хорошо, если нас в трудную минуту, когда в душе борются две противоположные силы – добро и зло, поддержит любящий человек в стремлении к добру, свету.
- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи. Она сделала свой выбор в пользу добра.
Я думаю вы свой выбор тоже сделали. В конце урока вы свои импровизированные яблочки положите в ту корзинку , в которую сочтете нужным.
Учитель:
- Ребята, дома вы готовили синквейны о героях сказки.
Напомните , что такое синквейн?
Давайте послушаем их.
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы выполним другое задание постараемся разгадать кроссворд “Назовите героя сказки”.
(Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным или отрицательным героем он является)
23 слайд
1. Кому принадлежат эти слова: “Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу”.
(Балда)
24 слайд
2. Кто “печально отвечает: “Грусть-тоска меня съедает. Одолела молодца, Видеть б я хотел отца”.
(Князь Гвидон)
25 слайд
3. Кто молвил голосом человечьим: “Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь”.
(Рыбка)
26 слайд
4. Кому принадлежат эти слова: “Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось!”
(Старуха)
27 слайд
5. Кому “нужен был работник: Повар, конюх и плотник. И где найти ему такого Служителя не слишком дорогого?”
(Поп)
28 слайд

- Ключевое слово нашего кроссворда – добро. В сказках добро всегда побеждает зло.
Мне хотелось , чтобы и в жизни было так.А теперь положите свои яблочки в корзинки.
29 слайд
Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Домашнее задание.
Учитель:
-С помощью чего добро может победить? С помощью добрых поступков , дел , слов.
- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить устно на вопрос “Что значит быть добрым человеком?”Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, о которых вы будете говорить, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок.
- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Выяснили , что все-таки важнее: Добро чем Зло? Вы нарисовали к уроку рисунки , сделали выставку книг , за подготовку к уроку , за устную работу все получают отличные оценки, а письменные работы я проверю завтра.
А закончим урок стихами .

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!

Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят.
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Рисунок 115