Научно-методическая разработка, выполненная в современной образовательной «здоровьесберегающей» технологиив процессе обучения предмету различных категорий детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей на уровне целостной системы


Методическая разработка, выполненная в современной образовательной «здоровьесберегающей» технологии в процессе обучения предмету различных категорий детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей
на уровне целостной системы
Учитель ОРКСЭ, педагог дополнительного образования МАОУ Красногорской гимназии Варфаламеева Е.В.
В течение семьнадцати лет работаю над методической проблемой: «Здоровьесберегающие технологии и их реализация на уроках Основы православной культуры ОРКСЭ и дополнительного образования».
Целью своей работы как учителя ставлю: организация образования и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий как фактор формирования познавательной активности и самостоятельности младшего школьника.
Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направление учебно-воспитательного процесса. Педагогический коллектив, создавая максимально благоприятные условия для обучения в школе путем индивидуализации образования, учитывающей интересы и способности ребенка, создаёт психологически комфортную атмосферу, здоровьесберегающую среду.
Важнейшим условием моей деятельности – применение в своей практике здоровьесберегающих технологий.
Что же в моем понимании представляет «здоровый урок?».
Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Здоровый урок – это тот урок, плотность которого задается эффективностью предшествующего отдыха, урок, который сохраняет желание учащихся работать дальше. Здоровый урок – это тот урок, который не научает, а развивает. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать.
При подготовке к уроку стараюсь чередовать разные виды деятельности. Работа на уроках проходит в режиме динамических пауз. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Подачу нового материала организую так, чтобы обеспечить активную аналитико-синтетическую деятельность. Новую информацию преподношу таким образом, чтобы она вызывала у ребят последовательную цепь положительных эмоций: удивление, интерес, радость. Учебный материал увязываю с уже известными данными, с прошлым опытом.
При выборе формы урока продумываю все упражнения для того, чтобы не допустить перенапряжения мышц туловища и глазодвигательных мышц. Учебный материал распределяю в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся, осуществляю дифференцированный подход.
Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут,и нагрузка должна быть максимальной. Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление. В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы. Обязательно провожу валеологические паузы на 10-15-25-30 минутах. Средняя продолжительность таких пауз составляет 30-60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их провожу обязательно
Критерии здоровьесохраняющего урока:
Двигательная активность.
Сенсорно-разнообразная среда.
Развитие мелкой моторики руки.
Работоспособность.
Дифференциация.
Эмоциональный фон.
Ребенок нормально растет, когда он на ногах. Глаза его будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе. Для решения этих задач вместо традиционной сгорбленной сидячей позы использую режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Кроме того, использование конторок позволяет решить и такую проблему, как соответствие школьной мебели росту учащихся. Настольную конторку с меняющейся высотой рабочей поверхности устанавливаем на стол стандартного размера. Размеры конторки соответствуют примерно ½ ширине стола. Это позволяет устанавливать ее на стол с той целью, чтобы один из учеников в процессе урока стоя работал за конторкой, а второй сидел за свободной половиной стола. Режим продолжительности стояния – сидения в настоящий момент дети отрабатывают сами. Опыт показал, что по мере привыкания к такому режиму у многих детей возникает потребность ко все более продолжительному стоянию. В зависимости от характера урока это может происходить до трех раз при продолжительности каждого стояния от 3 до 7 минут. Кроме того,прямостояние использую, когда дети слушают мое объяснение или отвечающего ученика.
Каждое утро в классах МАОУ Красногорской гимназии начинается с гимнастики, которую проводят сами же дети по ритмичную музыку.
Классы в гимназии просторные и задний план класса часто используется на физминутки. Использую также смешанный тип размещения столов в классе: по кругу, парами, лучевойит.д.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка.
Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации использую в своей работе специально разработанную схему зрительно-двигательных траекторий. Схемы траектории размещены в каждом классе на потолке в максимально возможную величину. Каждая траектория изображена разным цветом. Вертикальная и горизонтальная линии коричнево-золотистого цвета, наружный овал – красный, внутренний овал – зеленый, восьмерка – ярко-голубая.

Это делает схему яркой и привлекающей внимание. Стрелки указывают направление движения, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняем коллективно и стоя. Для индивидуального пользования есть соответствующие плакаты. Пирамидка и змейка также являются офтальмотренажёрами.
Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Упражнения для улучшения осанки.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Упражнения для мышц рук.
С помощью таких приемов развивается зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка:
- белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
-черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
- коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
- красный возбуждает, раздражает;
- голубой ухудшает настроение;
- зеленый – улучшает настроение, успокаивает;
- желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам.