Исследовательская работа на тему: Образ матери в литературе и живописи 20 века (11 класс)


МКОУ "Крестищенская средняя общеобразовательная школа"
Советского района Курской области
Исследовательская работа
на тему:
"Образ матери в литературе и живописи 20 века"

Подготовили: Кузнецова Кристина, ученица 11 класса,
Шатская Кристина, ученица 11 класса
Руководитель: Коротеева Елена Владимировна, учитель русского
языка и литературы МКОУ "Крестищенская СОШ"
с. Крестище, 2015 год
Содержание
I. Введение стр. 3 - 4
II. Основная часть
1. Стихотворения и проза о матери русских писателей
и поэтов xx века стр. 5 - 15
2. Картины художников xx века стр.15 - 19
III. Заключение стр. 19 - 21
IV. Литература стр. 22
V. Приложение
I. Введение
Данная исследовательская работа называется "Образ матери в литературе и живописи 20 века" совсем не случайно, так как ни одна мировая художественная культура этого периода не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обостренных нравственных исканий. Судьба и литературы и живописи XX века сложна и трагична Но мог ли исчезнуть такой глубинный, сквозной мотив, как постоянное воскрешение особой, «материнской точки зрения» на все события, борения, антагонизм века? Поэтому цель данной работы – попытка исследовать образ Матери в русской литературе XX века и живописи и доказать, что образ образ Матери всегда будет присутствовать в русском слове и искусстве.
Для достижения поставленной цели мы должны были решить ряд задач, среди которых:
- выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в XX веке;
- проанализировать произведения русских писателей и поэтов;
- показать, какими путями живопись идёт к созданию образа матери.
Объект исследования– стихотворения и проза русских писателей и поэтов XX века, картины художников XX века
Предмет исследования – особенности создания образа матери в творчестве поэтов, писателей и художников и его интерпретация ими.
Актуальность работы заключается в том, чтобы обратить внимание наших современниц на то, что несмотря на никакие катаклизмы, первостепенной задачей матери является забота о ребёнке, так как именно с матери начинается человек.
Новизна заключается в попытке воссоздать и обобщить разрозненные данные, связанные с материнской темой в литературе и живописи XX века.
3
Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, систематизация изучаемых явлений, восхождение от абстрактного к конкретному, визуализация данных.
Для подтверждения собранных нами данных, мы выдвинули гипотезу, взяв за основу слова писателя Максима Горького: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
Наше исследование состоит из следующих частей: введения, в котором попытались обосновать актуальность исследования, цели и задачи; основной части, состоящей из 2 блоков, где на основе литературных произведений русских писателей и поэтов и картин 20 века показаны нравственный смысл и элементы именно «материнской точки зрения», противоположной проповеди аморальности, насилия, доносящей мысль о величайшей ценности человеческой жизни, о любви и сострадании; заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования; списка использованной литературы.
Этапы работы:
Общее ознакомление
Обработка информации, выделение наиболее значимой;
Составление выписок и их дальнейшая обработка;
Сравнение и сопоставление с различными источниками информации;
Подборка иллюстративного художественного материала, содержащего образ женщины-матери;
Анализ и синтез собранного материала, дополнение собственными наблюдениями;
Заключение. Подведение итогов работы и выделение нерешенных вопросов.
4
II. Основная часть
Образ матери внес в XX век черты драматизма и трагизма и почти всегда звучал социально: если плохо матери, самому святому существу на свете, то можно ли говорить о справедливости мира? Даже в самые спокойные времена над ней висел и тревожил зловещий рок, поэтому русская Мать из дальних веков несет на себе печаль вечной страдалицы. Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своем счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего; может быть поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способное понять и утешить обойденного и непризренного, поддержать слабого, вселить веру в разочаровавшегося. Поэтому все печальники и тянутся к ней с любой болью и жалобой, веря, что здесь поймут и разделят их горе.
СТИХОТВОРЕНИЯ И ПРОЗА О МАТЕРИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ XX ВЕКА
1) Материнская тема в творчестве Максима Горького
Материнская линия, материнская точка зрения, сердечная боль матери – все это мы увидели, прочитав роман Максима Горького «Мать». Это одно из великих открытий писателя. Горький показал совершенно иную тему, не имеющую прямого отношения к работе Павла Власова и его друзей по подполью, - тема духовного, нравственного восхождения Ниловны, ее крестного пути, вбирающего «апокрифы о хождении Богородицы по мукам, мотивы народно – социальных утопий». Эта линия правдоискательства, материнская точка зрения, и сейчас не устарела. Без этого открытия не было бы многих достижений М. Шолохова в «Тихом Доне», М. Булгакова в «Белой гвардии». Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Мы считаем, что писатель хотел показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печалью страха и молчания. Для самого
5
писателя образ матери священен; он всегда преклонялся перед женщиной – матерью, перед великим чудом материнства ведь она дает жизнь, благословляет своих детей на добрые дела. Мы прочитали гениальный рассказ «Рождение человека» и маленькие, написанные прозой поэмы о матерях в цикле «Сказки об Италии». Но это прославление великого и вечного призвания женщины не было абстрактной апологией. Горький – всегда поэт, и социолог, всегда художник, мыслящий исторически, всегда психолог – аналитик. Для чего же Горький ввел в свой роман «Мать» образ матери? Мы считаем, что для того, чтобы показать ее сознательный приход в революцию; показать приход человека страдающего, обезличенного, душевным оплотом которого был только Бог. Горький доказывает эволюцией героини, что в сознании русского человека можно соединить революцию и Бога. Русская женщина, щедрая на любовь, не понимала и не подозревала, какой выбор она сделала, подменив правду Бога правдой сына. Горький сопоставил конкретные социальные идеи с вечными идеалами материнства. Писатель показал в образе Ниловны Матерь, которая чувствует возможность изменить и улучшить мир, встав рядом с сыном и его товарищами. Но мы увидели своего рода и психологическую хронику, в которой столько душевных нюансов: тихая и покорная печаль женщины, забитой опустившимся, одичавшим мужем; такая же покорная и мучительная грусть, вызванная тем, что юноша – сын как будто бы двинулся по отцовскому – дикому и бесчеловечному – пути; первые в жизни радости, испытанные ею, когда сын сумел преодолеть эту «традицию»; первые тревоги материнского сердца при виде того, как сын «сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни». Автор не торопится. Он знает, что мгновенных обновлений души не бывает. И мы видим, как проходит день за днем в жизни матери, видим и ее тревоги, и ее сомнения, и возникавшее в отдельные минуты отчуждение от сына и его друзей, видим, как постепенно формируются в ее духовном мире новые настроения и понятия, как она,
6
недавняя рабыня своего мужа, рабыня «хозяев жизни», обретает человеческое достоинство, находит, наконец, свое человеческое «я». Мы считаем, что блестяще разработанная диалектика материнской души свидетельствует о том, что Горький многое творчески воспринял от Льва Толстого с его непревзойденным умением раскрывать процесс нравственного становления, процесс нравственного обновления личности – такой личности, которая охвачена страстным стремлением преодолеть в себе все недостойное человека и приблизиться к возвышенному нравственному идеалу. В романе Горького извечное приобретает новый смысл и новую остроту, ибо оно показано в сложнейшем, драматическом социальном контексте, а идейные искания и прозрения женщины конца XIX – начала XX веков становятся трепетно – живыми, потому что они пронизаны извечным светом материнского чувства.
Новаторство Горького проявилось и в изображении тех благородных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения: дружба сына и матери, их совместное участие в историческом деле. Павел оказал сильное духовное воздействие на Ниловну и общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Но влияние Ниловны на сына более значительно: общение с матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой, мудрой. Благодаря общению с матерью он достиг той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер.
2) Духовное воздействие матери на творчество Марины Цветаевой
Быть матерью – важная и ответственная миссия. Нам хочется обратиться к творчеству Марины Ивановны Цветаевой, у которой образ матери занимает особое место. Маме посвящены не только стихи, но и проза:
7
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С этой поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо
(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
8
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим! («Маме»)
В автобиографических очерках и письмах, стихотворениях Цветаевой можно найти много упоминаний о ее матери, Марии Александровне. Автору важно было подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери. «Мать – сама лирическая стихия», - писала Марина Ивановна. Искусство было средоточием внутренней жизни матери, страстью ее души. «Мать… - страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному:
К детским снам клонясь неутомимо
(Без тебя лишь месяц в них глядел!),
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
Мать научила детей чувствовать боль – свою и чужую, сумела отвратить их ото лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех…» Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!». Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В.Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее
9
безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил, и главное богатство юной души. Духовное наследие, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери. Боль ее ранней потери, тоска сиротства сопровождали ее всю жизнь:
До убедительности, до
Убийственности – просто:
Две птицы вили мне гнездо:
Истина – и Сиротство.
Изучив творчество Цветаевой, мы поняли что, действительно, во многом благодаря матери в душе поэта жила память о детстве, как о «лазурном острове». Когда мы читаем рассказы, повести, романы, то следим за судьбой героев, ощущая присутствие автора: в тоне повествования, в «подборе» действующих лиц, в их оценке, в построении сюжета или когда писатель непосредственно говорит о себе и «от себя». Но мы обратили внимание и на нечто необыкновенное в стихах Цветаевой: в лирической поэзии на первом плане не события, а впечатления, чувства, переживания, раздумья поэта, высказанные какими - либо жизненными обстоятельствами. Исследуя тексты Марины Цветаевой, нас поразило то, что поэзия действует, прежде всего, и больше всего на эмоции читателя, настраивая его душу на одну волну с душой поэта. Содержание стихотворения выстрадано поэтом. Она как бы прикасается к самым сокровенным струнам нашего сердца, заражает нас своим чувством. И мы переживаем вместе с поэтом, смотрим на мир его глазами. В стихотворения Марины Цветаевой речь в произведениях уплотнена, изобразительные средства сгущены, каждое слово имеет повышенное значение.
10
3) Мать - «милая, родная старушка» в творчестве Сергея Есенина
В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к «милой, родной старушке». Его строки полны пронзительной сердечности и воспринимаются не как стихи, а как изливающаяся нежность:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял «старушку» своей душой и обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще, моя старушка?» Есенин проявляет тревогу и любовь к своей матери. Знак вопроса усиливает эмоциональность высказывания. Во второй строфе, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою «старушку» в том, что у него все нормально, что он жив. И заканчивается строфа теплым пожеланием: «Пусть струится…тот несказанный свет». Используемая поэтом лексика воссоздает картину ветхой избушки, в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины – матери. Поэт осознает, что мать знает о его погубленной жизни, о кабацких драках, о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучат ее, и она «часто ходит на дорогу». Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она олицетворяет жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. С искренней нежностью Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный
11
покой. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать,
оправдаться, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Лирика Есенина звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло к любящему человеку – матери. «Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери, - это драгоценные выражения русской лирики. Они стоят рядом с пушкинским посланием «Няне», - писал Марк Щеглов.
4) «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.
Это произведение начинается так: " Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер, глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно, и я не забывал ее. "
В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами, в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет… "
Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед
12
Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.
Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.
«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…»
5) Слово о Матери Фёдора Углова Многие современные авторы обращаются к этой теме. С любовью и уважением пишет о своей матери известный хирург и писатель Ф. Углов в книге « Сердце хирурга». Автор утверждает, что «сыновнюю любовь и большое уважение к матери не стёрли годы». Родом она была из сибирских крестьян. Писатель всегда удивлялся терпению русской женщины, восхищался её достоинством и добротой. Несмотря на невзгоды, тяжёлые испытания, мать Ф. Углова не утратила милосердия, сострадания к людям, всегда стремилась чем – либо помочь. « Желание помочь другим, охота к труду были в нашей матери» -, писал автор. Возможно, любовь к людям, к работе были у писателя от матери. Какие слова нужно найти, чтобы написать о материнской мудрости и материнской любви? Углов благодарен матери за всё, чему она научила в жизни. Сама же мать совсем не ходила в школу, была неграмотной. Обладала прекрасной памятью, легко запоминала содержание книг, которые читались в доме вслух, неплохо знала историю русского народа, помнила даты важнейших событий, имена и дела выдающихся людей. Писатель утверждает, что любовь к чтению привили ему мать и отец, который очень любил читать вслух. Любовь к чтению, к русской истории и к русскому народу были заложены в писателе ещё с детства. Углов в своей
13
книге также рассказывает о том, что суждения матери были просты, человечны, поражали глубиной обобщений. Особенно близко к сердцу принимала она судьбы своих односельчанок, в разговорах с сочувствием и большим пониманием относилась к политическим ссыльным, которые жили в деревне. Осознавала, что всё их «преступление» - это стремление облегчить жизнь народа. Мать очень сочувствовала этим людям. Ф.Углов писал, что его мать была простой крестьянкой, но была в ней интеллигентность и душевность. Когда же Углов работал врачом, мать помогала его семье. «Всю работу по дому и заботу о нас брала на себя, создавая тот уют, без которого невозможна плодотворная работа», - вспоминал писатель. Часто мать приводила из жизни случаи, где справедливость всегда торжествовала. Автор пишет, что очень любил эти « мамины разговоры». Они всегда были проникнуты любовью к людям и верой в справедливость. « Ложь и зло на коротких ножках ходят, а добро живёт долго», - говорила мать. От таких слов легче становилось на душе, « быстрее забывались обиды». Мать Ф.Углова была беспокойным, неравнодушным человеком. Автор вспоминает тот случай, когда его мама рассказала ему о судьбе Наташи. Эта девушка жила в одной деревне с его матерью. После этой истории Углов понял, что от него ждут профессиональной помощи. Эту девушку считали безнадёжной больной. Никто из хирургов не брался её оперировать. Матери Углова было очень жаль Наташу, и она уговорила сына пойти на такую рискованную операцию. Внимание и забота матери хирурга, его « золотые руки » спасли девушку. Ф.Углов всегда прислушивался к материнскому наказу: «Федя, старайся делать людям добро. От этого им легче и сам делаешься чище. Да и такое оно, добро: сделал его в одном месте, оно возвращается к тебе в другом, когда и не ждёшь совсем…» Автор в своей книге пишет о том, что его мать была воплощением доброты и долготерпения, как и большинство простых русских женщин, чья душевная
14
забота всегда согревала их детей. Писатель утверждает, что именно матери дают сыновьям силу и уверенность. Это они стоят у начала любого человеческого подвига.
КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ XX ВЕКА
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.
В живописи 20 века мы встречаем образ кормящей матери.
1) К. С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.)
Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картине «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.)
Картина «1918 год в Петрограде», появившись на выставке, сразу получила второе название: «Петроградская мадонна». Однако трудно, не представляя себе изображения, соотнести эти названия с одной картиной. «1918 год в Петрограде» – историко-революционная тема. Это трудный год гражданской войны. «Петроградская мадонна» – тема материнства. Как может сочетаться одно с другим?
Мастер строит композицию, совмещая различные смысловые ряды. Молодая работница с младенцем на руках стоит на балконе, но смотрит она не на улицу, заполненную очередями в голодный год, – ее фигура развернута на зрителя. Первый и второй планы максимально противопоставлены пространственным решением и точкой зрения; первый план приближает фигуру к зрителю, а город показан сверху, в сильном масштабном
15
сокращении.
Художник пишет фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с младенцем в европейской живописи, превращая юную работницу в символический образ материнства. Косынка на голове героини – характерная примета времени, такие носили женщины, работавшие у станков. В то же время косынка в картине вызывает ассоциации с классической драпировкой, покрывающей голову мадонны. Художник словно пропускает этот образ сквозь историю искусства, уравнивая материнство простой женщины и мадонны.
Сочетание конкретных примет времени с символической трактовкой главной героини снимает бытовой аспект и органично соединяет две темы. Это и 1918 год в Петрограде, и петроградская мадонна.
2) Б.М. Неменский «Мать»
Картина «Мать» (1945 г.) в творчестве Б.М. Неменского займет особое место в истории отечественной живописи. Эта картина сразу никого не оставила равнодушным, ни критиков, ни зрителей, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, желание написать о своей матери, также окружавшей заботой художников-грековцев в своей московской квартире до или после поездок на фронт, вылилось в выражение благодарности к женщине-матери, «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены». Не случайно в
16
образе юного солдата, заботливо укрытого теплым платком, угадываются черты автора. Экспонированная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.
3) М. А. Савицкий «Партизанская мадонна»
М. А. Савицкий о картине «Партизанская мадонна»: "Уходили в партизаны семьями, всем родом, всей деревней. Мой дядя ушёл в лес с женой, восемью дочерьми, внучкой. Ведь партизанский отряд - боевая единица, да? А кто будет хлеб убирать? А за ранеными ухаживать? А стирать? Всем работа нашлась. Об этом моя картина. Женщины убирают хлеб. Их труд охраняют партизаны. Отряд уходит на задание. А ОНА кормит маленького. Она должна быть - Мать. Если её нет - ничего нет. И жизни нет. Она такая: мощная, уверенная, устойчивая, ясная. Она всех будущих детей вскормит и сбережёт. Для мира, для счастья. Если это не мадонна, то кто же мадонна? "
Картина "Партизанская мадонна" (1967 г.) наиболее полно воплотила и философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода.   Поэтика произведения раскрывается в процессе активного воздействия его пластической структуры - стройного ритма круглящихся холмов, драматической напряженности цветовой гаммы с доминантой в ней красного и охры, сферичности пространства, организующей замкнутую целостность картины и выводящей образное содержание полотна на широкий, "планетарный" уровень. Трагедийность "Партизанской мадонны" рождена противопоставлением, с одной стороны, сурового фона - зловеще-сумрачного неба, опаленной кроваво-огненными отсветами земли с фигурами вооруженных людей, согбенных крестьянок - и с другой "возносящегося" надо всем этим образа матери - олицетворения идеального начала, гуманных жизненных сил. В лице, осанке, жесте "партизанской мадонны", кормящей
17
грудью младенца, и всепобеждающая стойкость характера, и просветленная грусть, и нежная женственность - картина воздействует прежде всего своей эмоциональностью.
4) А.А. Дейнеки «Мать»
Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» курского художника А.А. Дейнеки . Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.
Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка. Ничто не отвлекает внимания зрителя от главного – гармоничности духовной, нравственной и физической красоты материнства как высшего проявления смысла человеческого бытия. Предельно простой мотив, благодаря "крупному" смотрению художника и пластической обобщённости формы, достигает силы монументального звучания.
5) В. И. Ерофеев «Счастье»
Очень знаменита картина «Счастье» (1972 г.) Василия Ивановича Ерофеева. Она возникла из впечатлений от поездок по колхозам Курской области… В этом произведении чувствуется романтика, искренность, доброта. Картина очень яркая, теплая, есть ощущение жаркой августовской поры. На картине работающие женщины не смотрят на зрителя, а смотрят с большим умилением вниз, на фигуру в центре картины. Это создает некий психологический акцент на главное, ради чего было создано произведение. Центральная фигура – женщина, кормящая младенца грудью. Это образ матери. Ведь какое еще может счастье для женщины? Конечно, счастье –
18
быть матерью. Картина нашла широкий отклик в разных кругах общественности. В творческом наследии художника образ женщины занимает значительное место.
Художник всегда «воспевал» красоту русской женщины. На основе глубокого изучения жизни он создал правдивые образы женщин разных поколений, возрастов и индивидуальностей. Он умело раскрывает в своих работах женское духовное богатство. Каждый сюжет В.И. Ерофеева несет тему женской судьбы. Художник старается показать в своих работах значение женщины в современном обществе. С каждой новой работой Василий Иванович стремится придать социальное звучание женским образам. Культ женщины – это вечный предмет искусства. В картинах мастера всегда откликается память прошлого через творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Дейнеки. Опираясь на традицию, Василий Иванович всегда стремится решить проблемы нашего времени. Он пытается донести до зрителя любовь к родной земле, радость ручного труда, образ настоящих женщин.
III. Заключение. Обобщение исследовательской работы
Подбирая и исследуя материал, мы обратили внимание на то , что и в 20, и в 40, и в 60 образ матери не просто присутствовал, но и литературе, и в живописи олицетворял собой бесконечную любовь и заботу, стойкость в преодолении жизненных трудностей, уверенность, покой и благородство, бескорыстие и самоотверженность!
Мы пришли к выводу, что все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни. Мы подтверждаем выдвинутую гипотезу, так как, действительно, образ Матери в русской литературе и живописи XX века – это воплощение и
19
любви, и счастья, и вдохновения. И поэты и художники следующего поколения обязательно примут эту тему для исследования, так как Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций.
У матерей священные права:
Казнить и миловать,
Надеяться и плакать.
И жребий свой,
Приобретя едва,
Нести сквозь радости,
Сомнения и слякоть.
У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу
Выложив до дна,
Душой и плотью
В ком-то повторяться.
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.
У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно
У жизни на исходе
Стоять за жизнь.
И в чем-то тут сродни
Они великой
Матери-Природе.
20
И пусть за все
Воздастся щедро ей!
Собрав в букет
Любовь и откровенье,
Придите, дети, к матери своей
И станьте перед нею на колени. (В. Романчин)
Исчезновение «материнской точки зрения» сделают нашу художественную культуру нищей, не будет нравственного смысла. Ведь совершенно не случайно все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

21
IV. Использованная литература
1. Живопись советских художников 1960-1980-х годов. Люди земли советской. – АВРОРА – Л., 1986
2. Есенин С.А. Избранные стихотворения. - М.: Издательство Эксмо, 2005.
3. Мать: Стихотворения русских и советских поэтов о матери / Предисл. и сост. В. Коротаева. – М.: Мол. гвардия, 1979.
4. Нонна Яковлева. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. – Белый город – М., 2000
5. "Русская литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы", М.: "Дрофа", 1998, стр. 1159-1201.
6. Цветаева М.И. Избранные стихотворения. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
7. Цветаева М.И.Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. Т.Ю.Максимова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
8. Энциклопедия для детей. Том 5. Искусство. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ - М., 2001