Сценарий внеклассного мероприятия Виват, Пернатые!


Отдел образования администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Куймань
Районная научно-практическая конференция обучающихся «Птицеград»
практический игровой проект
«Виват, пернатые!»
Автор – Полукарова Виктория
14 лет, 8 класс МБОУ СОШ с.Куймань
Руководитель – Пенькова Ольга Анатольевна, учитель географии и биологии МБОУ СОШ с.Куймань
Куймань - 2013
Содержание
Введение.
1. Характеристика этапов проекта
2. Реализация проекта
2.1. Подготовка команд – участниц к игре
2.2. Разработка сценария игры и презентации
2.3. Проведение игры
2.4. Общие выводы
3. Прогноз и программа деятельности в рамках операции «Птицеград»
Список интернет - источников
Тип проекта:
По доминирующему методу: практико – ориентированный;
По характеру содержанию: игровой;
По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
По характеру контактов: между 5 и 6 классами, между классами, классными руководителями и авторами проекта
По количеству участников: групповой;
По продолжительности: краткосрочный.
Цель: разработать сценарий игры «Виват, пернатые!» и реализовать его на базе 5-6 классов МБОУ СОШ с.Куймань
Задачи:
1. Привлечь учащихся к природоохранной акции «Птицеград»
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, обобщению знаний детей о птицах
3. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умения рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, работать в группе
4. Формирование экологической культуры
5. Укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, воспитывать взаимоуважение, сопереживание
Актуальность проекта: проект направлен на повышение интереса учащихся к знаниям о природе, в частности о птицах, что является неотъемлемой часть духовно-нравственного воспитания современных школьников
Срок реализации проекта: 20 февраля – 28 февраля 2013 года.
Участники проекта: автор проекта, руководитель проекта, учащиеся 5 – 6 классов МОУ СОШ с.Куймань, классные руководители
Формы работы с детьми:
Подготовка конкурса «Домашнее задание», названия и девиза команды; игровые задания о птицах, ознакомление с презентацией о птицах, оформление листовок.
Введение.
 Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится!
(К. Кулиев)
      Много разных птиц живет в нашей местности: дятлы и синицы, дрозды и воробьи, поползни и совы, журавли и лебеди...  Каждая птица живет по-своему. Одна любит лиственный лес, другую только в ельнике встретишь, третья предпочитает водоем или болото. Одна насекомых на коре дерева ловит, другая  их на земле отыскивает, а третья вообще семенами или лягушками питается. И жилище у каждой птицы свое. Одни птички гнездо на сучке вьют, другие его в густой траве прячут, а есть и такие, что дупло в дереве долбят. Майское утро...Рассвет. С реки незаметно ползет, надвигается голубой туман. Но вот туман розовеет. Всходит солнце. И с первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами наполняется берег. Вот защелкал соловей. И, кажется, будто притихший берег реки только и ждал его трели. Весело и звонко поет зяблик. Будто бьет в крохотный бубен.        Я думаю, что все птицы полезны, ведь они не только уничтожают вредителей, но и делают нашу жизнь ярче и радостней. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Птицы наши друзья! Мой проект поможет привлечь внимание учащихся 5-6 классов к птицам, продолжит знакомить учащихся с многообразием птиц и, возможно, пробудит у учащихся желание помогать птицам в трудное время.
1. Характеристика этапов проекта
Для удачной реализации проекта необходимо четко представлять все его этапы и действовать по заранее разработанному алгоритму. С этой целью я разделила свой проект на несколько частей (этапов): подготовительный, основной (практический) и заключительный. На каждом этапе реализации проекта я тесно взаимодействовала с основными его участниками – учащимися 5 и 6 классов нашей школы и их классными руководителями.
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели и задач с детьми и классными руководителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов, разработка сценария игры и презентации к нему
II этап – основной (практический)
• Подготовка команд – участниц к игре
Проведение игры «Виват, пернатые!»
III этап-заключительный• Обработка результатов по реализации проекта
• Подготовка презентации проекта
2. Реализация проекта
В ходе подготовительного этапа проекта был разработан сценарий игры о птицах:
Сценарий игры «Виват, пернатые»
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают1 апреля Международный  день   птиц . Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране  птиц . В России  День   птиц  появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция было прервана, а в 1996 году возобновлена. Международному  дню   птиц  и посвящается наша игра. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. В нашей игре принимают участие три команды. И сейчас мы познакомимся с ними.
Конкурс «Приветствие» - команды объявляют название и девиз.
Ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали яркое оперение, мелодичное пение, их смелые, стремительные полеты. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на птиц. Птицы приносят большую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняя культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Они способствуют распространению плодов и семян. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их личинок. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний. Я предлагаю вашему вниманию еще несколько интересных фактов о птицах:
(демонстрация слайдов презентации и приведение фактов)
1.Человеку известно 8,5 тысяч видов птиц.
2. Зрение орлов, грифов и ястребов в 8 раз острее человеческого.
3. Маленькая птичка колибри делает 25 взмахов крыльями в секунду.
4. Птица гоацин , обитающая в Южной Америке имеет на концах крыльев когти.
5. Температура тела птиц – 41 градус.
6.7 апреля на православный праздник Благовещение на Руси было принято выпускать птиц.
7. Черные грифы в южноамериканской стране Перу работают дворниками, очищая улицы городов от грязи.
8. Гнезда маятниковых синиц в некоторых странах Восточной Европы используют, как тапочки.
9. Кукушка за лето способна 25 раз отложить яйца в чужие гнезда.
10. Одна ласточка за лето способна поймать до 1 миллиона насекомых.
Ведущий. А сейчас мы начинаем наше соревнование, чтобы определить, кто же является настоящим знатоком птиц.
Конкурс «Узнавай – ка» (вопросы о птицах с демонстрацией фотографий)
Командам по очереди задаются вопросы, если команда отвечает правильно, то она зарабатывает 2 балла, если есть затруднения, демонстрируется фотография птицы, если в этом случае дается правильный ответ, то команда получает 1 балл.
1. Какая птица нашей страны самая крупная? (пеликан)
2. Какая птица несет самые крупные яйца? (страус)
3. Какая птица ныряет глубже всех? (пингвин)
4. Какая птица самая маленькая в мире пернатых? (колибри)
5. Каких птиц на Земле больше всего? (куры)
6. Каких птиц во времена Александра Македонского держали в золотых и серебряных клетках? (попугай)
7. Какая птица называется также, как и каша, которую едят по утрам англичане? (овсянка)
8. У каких птиц больше всего перьев? (лебедь)
9. Какую птицу на Руси называли «пернатой кошкой»? (сова)
Конкурс «Собирай – ка»
Командам раздаются разрезанные картинки с изображением птиц, которые необходимо собрать. Та команда которая это сделает первой зарабатывает 3 балла, второй – 2, третьей – 1.
Конкурс «Разгадай – ка»
Командам загадываются по очереди загадки, если команда отвечает правильно, то она зарабатывает 2 балла, если есть затруднения, демонстрируется фотография птицы, если в этом случае дается правильный ответ, то команда получает 1 балл.
1. Щиплет, а не рак.
Шипит, а не гадюка. (Гусь)
2. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист. (Дятел)
3. Натужится, напружится,
Начнет болтать, по чудному лопотать. (Индюк)
4. Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка)
5. На вид неказист, зато голосист. (Соловей)
6. У меня ходули – не страшит болото,
Лягушат ищу я – вот моя забота. (Цапля)
7. На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой. (Снегирь)
8. Вразвалку ходит, как моряк.
Белый галстук, черный фрак. (Пингвин)
9. Как сажа, черна,
Как сметана бела. (Сорока)
Конкурс «Продолжай – ка»
Командам раздаются листочки с незаконченной пословицей о птицах. После обсуждения, капитан должен продолжить фразу. Если этого не происходит, то ответить может другая команда. За правильный ответ присуждается 2 балла.
1. Говорят, что кур доят …… (а коровы яйца несут)
2. Поет, что соловушка …… (да пустая головушка)
3. Сорока – белобока на пороге скакала, гостей поджидала …… (кашу варила, деток кормила)
Конкурс «Переставляй – ка»
Командам предлагаются слова с перепутанными буквами, нужно составить название птицы, та команда которая это сделает первой зарабатывает 3 балла, второй – 2, третьей – 1.
1) бейрово (воробей)
2) касоро (сорока)
3) нокрожаво (жаворонок)
Конкурс «Составляй – ка»
Изображение птицы кетцалькоатля украшает герб и знамя Гватемалы. За 1 минуту командам предлагается составить как можно больше слов из букв, входящих в название этой птицы. Та команда которая это сделает первой зарабатывает 3 балла, второй – 2, третьей – 1.
Конкурс «Птичье творчество»
Конкурс творческих домашних заданий о птицах (стихи, сценки, песни и т.п.). Максимальный балл за конкурс – 5.
Конкурс «Агитация»
Команды представляют жюри листовки с призывами к охране птиц. Максимальный балл за конкурс – 5.
Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Сейчас жюри подведет итоги и объявит победителя. А мы в это время посмотрим небольшую зарисовку о жизни удивительных птиц, которые живут на самом холодном континенте Земли, в Антарктиде. Это пингвины.
Жюри подводит итоги игры. Участники смотрят фильм о жизни пингвинов.
Ведущий. Итак, итоги игры подведены и жюри готово объявить результаты.
Жюри объявляет об итогах игры и вручает награды командам.
Ведущий. Поздравляем победителей! Но мне кажется, что сегодня у нас проигравших нет – все получили заряд хорошего настроения и новые интересные знания. Мы надеемся, что теперь друзей у птиц прибавится. Будьте друзьями птиц! Помогайте пернатым! Спасибо всем за участие в нашей игре.
2.3. Проведение игры
Проект «Виват, Пернатые!» был реализован на классном часу в 5 и 6 классах. В игре принимали участие 3 команды. Все команды хорошо подготовились. На мероприятии присутствовали классные руководители, вожатая, завуч школы.
2.4. Общие выводы
Мероприятие прошло успешно. Задания игры понравились всем ее участникам. Хорошим подспорьем послужила мультимедийная презентация, благодаря которой были продемонстрированы фотографии всех упомянутых птиц. Логическим завершением мероприятия можно считать распространение подготовленных листовок. Проект полностью реализован.
3. Прогноз и программа деятельности в рамках операции «Птицеград»
Традиционно весной в нашей школе проходит операция «Птицеград». В этом году проведенная игра «Виват, пернатые!» стала первым мероприятием этой операции. Но далеко не последним! К весне мальчики будут готовить скворечники, пройдет конкурс рисунков, планируется поездка в Липецкий зоопарк, во всех классах будут проведены классные часы о птицах.
Список литературы и интернет - источников
Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.:Астрель:АСТ, 2008
Пословицы, поговорки и крылатые выражении/ сост.И.В.Клюхина. – М.: ВАКО, 2009
http://do.gendocs.ru/docs/index-300201.html
http://www.prodlenka.org/klassnyi-chas-publikatcii/klassnyi-chas-na-temu-ptitcy-nashi-druzia.html
Список интернет – источников
http://www.zooclub.ru/birds/vidy/268.shtmlhttp://www.zoovet.ru/animals.php?vid=522
http://www.naturall.ru/node/83
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%F1%F2%EE%F7%EA%EE%E2%FB%E5