Статья Формирование коммуникативно-речевой компетенции младших школьников


Слайд № 1
Формирование коммуникативно-речевой компетенции
младших школьников в процессе обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах». Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.
Слайд № 2
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Коммуникативно-речевая компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. С ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературному чтению в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.
Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Слайд № 3
Требования к речи
1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.
3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).
4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов
Таким образом, главная цель педагогической деятельности – формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
Слайд № 4
Можно выделить следующие задачи педагога:
1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы)
2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами
3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления
Слайд № 5
Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии:
- технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;
- технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
- технология проведения учебных дискуссий развивает навыки публичного выступления;
- технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);
- проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;
- информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.
Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Выделяются монологические и диалогические формы.
Слайд № 6
Монологические формы - рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы; - выступать с заранее готовой речью или неподготовленной речью; - делать сообщения; - высказывать свое мнение, защищать и доказывать его, опровергать чужое.
Диалогические формы - все формы учебного диалога (беседа учителя и ученика, беседа в парах, беседа в группах); - дискуссии, споры; - ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего); - учебные исследования и учебные проекты; - выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Слайд № 7
Этапы развития речевой коммуникации
Развитие речевой коммуникации младших школьников осуществляется поэтапно. На 1 этапе учащиеся могут под руководством учителя (1 – 2 кл.)
участвовать в урочном общении;
давать полные ответы на вопросы и задавать вопросы;
комментировать;
делать простые сообщения логично и последовательно.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
На 2 этапе:
присутствует простота и четкость речевого высказывания, прослеживается умение высказаться ярко;
прослеживается умение вступать в общение с собеседником.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
На 3 этапе:
умение вести беседу в паре, в группе;
умение вести диалог;
строить дискуссию;
умение участвовать в конференции, игре и т.д.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, речевых оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития – это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Формы работ по формированию речевой компетенции
Слайд № 8
Беседа
Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативно - речевых способностей учащихся. Наиболее эффективными считаются следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.
Конструктивные вопросы
Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящие вопросы
Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Слайд № 9
Игра
Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать игровые приёмы: задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
1. «Рассказ от первого лица»
рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля
повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»
2. «Комплимент»
сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)
3. «Сказка в заданном ключе»
введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку
4. «Изменение сказочной развязки»
придумать другое окончание сказки, рассказа
Слайд № 10
Игровая ситуация:
- играем в журналистов (собираем фразы на определенную тему)
- играем в писателей (учимся описывать ситуацию)
- играем в актеров (инсценируем одно действие)
- играем в учителей (объясняем ситуацию)
- играем в корреспондентов (берем интервью)
- играем в игру «учитель – ученики» (учитель дает задание – ученик выполняет и наоборот)
- играем в игру «Я – учитель и ученик» (если бы я был учителем, то сказал бы так, если…)
Работа в парах и группах
Эти виды работы являются наиболее эффективными. Они обеспечивают регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и значительно повышают речевую и мыслительную активность каждого ученика в благоприятных для него условиях при полной релаксации.
Работая в группе, ученики учатся вступать во взаимодействие, учитывая не только свои интересы, но и интересы других, понимать собеседника, активно высказываться, самостоятельно принимать решения.
Слайд № 11
Письменные работы
«Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний. Сверху подписывают: «Составлял...». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял...».
Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4 – 5 предложений на изученные пунктограммы, а одноклассник расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой, пополняет дидактическую копилку учителя.
Слайд № 12
«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова» - писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.