Урок «Нравственный выбор» по курсу «ОРКСЭ». Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». (4 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9




Курс «ОРКСЭ»
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. А.А.Шемшурин и др.
ООО «Дрофа 2012»
УРОК 11

ТЕМА: «Нравственный выбор»

4 класс




Горбачева Ирина Владимировна
Учитель начальных классов
Ковров 2014
Пояснительная записка.
Разработка урока по теме «Нравственный выбор» помогает понять, что у человека всегда есть возможность выбора и выбор зависит от убеждений человека. Тема актуальна т.к. понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать, что свобода действий есть у каждого человека, а это значит необходимо уважать свободу и выбор окружающих людей.
При проведении урока используются активные методы обучения.
Приёмы критического мышления:«Кластер», «Корзина идей», «Чтение с остановками», «Синквейн». Дети работают в группах и самостоятельно.
Приём «Кластер»
Информация, касающаяся понятия «нравственный выбор», описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
Приём «Чтение с остановками».
Приём «Чтение с остановками» очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Приём «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
Приём «Корзина идей»
Приём «Корзина идей» помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.
Приём «Синквейн»
Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Ожидаемый результат:
развитие представлений о нравственном выборе и нравственных ценностях;
совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственного выбора.


Тема: «Нравственный выбор»
Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному выбору.
Задачи:
Личностные – развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные – развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Предметные –  уточнить смысл понятий «выбор» и «нравственный выбор», формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Оборудование: Компьютер, проектор. Тексты произведений: «Трудно быть человеком» В. А. Сухомлинский, притча о добре и зле. Карточки с заданиями, плакат «Дерево человеческих качеств».
Виды деятельности: беседа, приёмы: «Кластер», «Чтение с остановками», «Синквейн», обсуждение прочитанного, работа в группах, самостоятельная работа.
Основные понятия: Нравственный выбор.

Вызов
1.Организационный момент.
Пусть этот день несет нам  Радость общения,  Наполнит сердце  Благородными чувствами.
2. Актуализация знаний и умений.
Проверка домашнего задания.
-Объясните смысл следующего изречения: «Каков человек внутри себя, так он и судит обо всём внешнем».
- Как вы понимаете, что такое убеждения человека и зачем они ему нужны.
-Вспомните историю Сократа: он поступил в соответствии со своими убеждениями. Как вы считаете, сколько раз у него была возможность изменить свою судьбу?
3.Работа с притчей.(Слайд 4)
Притча о добре и зле. Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы понимаете слова старого индейца? Как поняли смысл притчи?

II. Стадия осмысления.
1. Приём «Корзина идей» (Слайд 5)
-Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека. Какие нравственные качества вы считаете лучшими?
(Ответы детей)
2. Тема урока.
- Сформулируйте тему урока, основываясь на выполнении предыдущего задания. (Дети формулируют тему) (Слайды 6,7)
-Сегодня мы поговорим о нравственных качествах и нравственном выборе, который совершает человек. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] управлять 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B8%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D1%81
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·своей жизнью.
-Какие вопросы по теме урока возникли у вас после прослушивания информации?
-Для чего нужно управлять своей жизнью?
-Как научиться управлять своей жизнью?
-Чем измеряется жизнь? (Слайд 8)
-На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.
3. Приём «Кластер»
- Прочитайте текст в учебнике. Работая в группе, составьте кластер по полученной информации.
-В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок в различных жизненных ситуациях, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. (Слайд 9)
-В каких ситуациях выбор может противоречить предписанным правилам? (Ответы детей.)
4.Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Трудно быть человеком».
Приём «Чтение с остановками». (Приложение 1)
- Как вы думаете, какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить её?
- Можно ли сказать, что поступок Марины результат нравственного выбора? Почему? А поступок Романа?
- Объясните, почему для Романа «быть человеком» оказалось трудно. Как вы думаете, почему он всё-таки пошёл с ребятами назад?
-О чём говорит его поступок?
5. Работа с учебником.
- Согласны ли вы с Игорем, который после этого урока подумал: «Ох, как же всё непросто с этой этикой! Ведь и Роман в рассказе руководствовался своими убеждениями. Может быть, всё дело в том, что они могут меняться? А иногда за убеждения могут выдаваться капризы, или равнодушие, или желание кому-то угодить, или отсутствие убеждений»?
-А как бы вы ответили на вопросы Игоря?
-Этика рассказывает о том, что у человека всегда есть возможность выбора. Но нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека. При этом очередная жизненная ситуация может оказаться непохожей на предыдущую, и снова придётся решать новую задачу.
-Что вы можете добавить в кластер? (Слайд 10)
6. Работа в группах.
- В русском языке много пословиц об отношениях между людьми. Соберите эти пословицы. (Слайды 11, 12)
(Карточки с заданиями. Приложение 2 )
-Какие пословицы и изречения мудрецов вы подготовили к уроку?

III. Рефлексия
1. Беседа.
- Вернёмся к содержанию притчи о добре и зле. Какую сторону души вы хотели бы воспитать в себе?
- Какие качества личности вы хотели бы сформировать в себе?
- Чем измеряется жизнь? (Слайд 13)
Ответы учащихся.
-Представьте, что человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя. Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «нравственный выбор».
2. Приём «Синквейн»
-Постарайтесь написать синквейн по теме нашего урока. (Слайд 14)
- Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, к чему он стремится.
3. Приём «Дерево человеческих качеств»
- Самостоятельно закончите предложения. После этого выберите главное и запишите на листочке соответствующего цвета. Синие листья – отрицательные качества, зелёные листья – положительные качества
МНЕ МОЖНО
МНЕ НЕЛЬЗЯ
Ответы учащихся
- Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?
Ответы учащихся.
- Перед вами 2 дерева «Можно» «Нельзя» (на доске плакат с деревом без листьев). (Слайд 15)
- Давайте прикрепим к нему листья. (Листья двух цветов.. Синие листья – отрицательные качества, зелёные листья – положительные качества.)
- Желаю, чтобы дерево ваших человеческих качеств было только зелёным!
4. Домашнее задание на выбор: (Слайд 16)
- Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.
- В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?
- Как могли развиваться события дальше? Подготовить инсценировку о том, что произошло, когда ребята вернулись в хутор.






































Приложение 1

Трудно быть человеком
Ребята возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие ребята едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайний дом попросить воды. Из дома вышла женщина.
-Как вы думаете, дала ли женщина воды ?

Она достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в дом. Ребята напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марина вспомнила:
-Как вы думаете, о чём вспомнила Марина?

А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. Её глаза стали тревожными.
Ребята остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
-Как поступят ребята, ведь они ушли далеко от хутора?

Ну что же... сказал Роман, это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
Стоит, сказала Марина. Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
Вы как хотите, сказала Марина, а я вернусь и поблагодарю женщину...
Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно сделать? спросил Роман... Ведь мы так устали...
-Что бы вы ответили Роману?

Потому что мы люди...
Она повернулась и пошла к хуторку.
-Как поступят ребята?

За ней пошли все.
Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.
Трудно быть человеком... подумал он.
В. А. Сухомлинский












Приложение 2

Час в добре пробудешь – то и пожнёшь
Кто живет в добре – век не забудется
Лихо помнится, а добро – себе добра не желать
Бедного обижать – кто добра не делает никому
Худо тому, все горе забудешь
Что посеешь, тот ходит в серебре



«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре»
«Лихо помнится, а добро – век не забудется»
«Бедного обижать – себе добра не желать»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
  «Что посеешь, то и пожнёшь»





























Список литературы:

1.Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл. (4 – 5 кл.): учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.А. Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н. Демин и др. ; под ред. Т.Д. Шапошниковой. – М.:ООО «Дрофа», 2012.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова -3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




15