Конспект урока по русскому языку на тему Диалог. Монолог. Понятие о речевой ситуации. Признаки речевой ситуации (5 класс)


Тема урока: «Диалог. Монолог. Понятие о речевой ситуации. Признаки речевой ситуации».
Цели урока:
- обучающая: помочь осмыслить признаки речевой ситуации; формировать умение построения монолога и диалога; повторить «глагол».
- воспитательная: содействовать формированию коллектива, гуманизма, углубить убеждения в необходимости приобретения знаний, развивать работоспособность.
- развивающая: развивать речь учащихся через обогащение и усложнение словарного запаса учащихся; развивать навык устного высказывания с учётом требований качеств речи и речевой ситуации.
- методическая: провести урок в рамках личностно-ориентированного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Этапы Содержание Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
Организация начала занятий Ребята, проверьте свою готовность на уроке. На парте должны лежать тетради, учебники, дневники, ручки, карандаши, линейки. Ученики-помощники позаботились, чтобы доска была чистой, тряпка влажной, лежал белый и цветной мел. Подготовка учащихся к работе на занятиях Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Проверка выполнения домашнего задания
§9, упр. 69.
Пошёл летний дождь. Огромными каплями он стучал по крыше. Люди раскрыли разноцветные зонты. На тротуаре появились большие лужи.
2. Составить схему «Качества речи». Основные качества речи: правильность, точность, логичность, богатство, чистота, уместность, выразительность.
3. Страница 36. ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ
Точной речь называется, когда говорящий хорошо знает то, о чём говорит, и подбирает для этого нужные слова.
Логичная речь — это речь, в которой мысль выражается последовательно, слова, предложения, части связаны между собой по смыслу.
Богатая речь — это речь, в которой используются разнообразные слова, сочетания слов и предложений. Чистая речь — это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова и др. Уместная речь — это речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого она предназначена. Выразительная речь — это образная, ясная речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов
Подготовка к основному этапу занятий Упражнение 72.
Определите часть речи выделенных слов.
Какая часть речи называется глаголом?
Страница 36. Определение диалога и монолога. ( 1-й текст представляет собой диалог, второй – монолог)
124460863600 Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
Усвоение новых знаний и способов действий 3721101905Страница 37, 40.
Упражнение 77.
Заполнить схему
«Речевая ситуация».
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий
Первичная проверка понимания Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами. Объясните знаки препинания.
-- Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!
-- Здравствуй, Толик!
-- Здрасьте!
-- Здорово!
-- Добрый день!
-- Привет.
-- Приветик.
-- Приветствую вас! -- Рад вас приветствовать!
-- Разрешите приветствовать вас.
-- Разрешите поприветствовать вас.
-- Какая радость!
-- Ну и встреча!
-- Кого я вижу!
-- Ба! Кого я вижу!
-- Какая неожиданность!
-- Ты ли это?!
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся
Закрепление знаний и способов действий Упражнение 73.
1-й текст: монолог. 2-й текст: диалог.
Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Э-э, сорока, всё равно плохо...
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Э-э, белобока, невелико счастье!
Вот бы тебе, косой, рысьи когти!
Э-э, стрекотунья! Что мне клыки да когти! Душа у меня-то всё равно заячья...
Упражнение 74
1.Слова Юры:
Что же ты пишешь? Надо писать «зуб», а ты написал «зуп».
Надо изменить слово так, чтобы после согласного, который неясно слышится, стоял гласный. Вот измени слово.
А ты подумай. Что у тебя во рту?
Про язык тебя никто не спрашивает. Вот ты изменил слово: было «зуб», стало «зубы». Что слышится: «б» или «п»?
Значит, и писать надо«зуб».
Слова Кости:
А какое правило?
Как же я могу изменить? Зуб так и будет зуб.
У меня во рту зубы. И язык ещё есть.
Конечно «б».
2.На письме реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
Упражнение 78
Мама разговаривает с сыном в метро: стыдит за невоспитанность. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации
Обобщение и систематизация знаний - Что называется монологом/диалогом?
- Как оформляется диалог на письме?
- Перечислите условия речевой ситуации. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей
Контроль и самопроверка знаний Прочитайте. Что вы думаете о высказывании Саади?
Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал!
Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта.
Придумайте и запишите небольшой диалог на тему «Речь культурного человека», используя знания о качествах речи. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
Подведение итогов занятия Выставление отметок. Ответы на вопросы учеников. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения
Рефлексия 24199852578101276985257810 Как вы оцениваете свою работу на уроке?
124460111760 Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
Информация о домашнем задании Станица 38.
§10,11(стр.40), упр. 75. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з, проверка соответствующих записей Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития