Всероссийский Урок чтения на тему: «Нравственный выбор как путь взросления героев» (с использованием приемов ТРКМ)


Всероссийский урок чтения на тему: «Нравственный выбор как путь взросления героев» (с использованием приемов ТРКМ)
Цели: приобщение учащихся к культуре чтения; воспитание вдумчивого читателя, уважительного отношения к литературе; воспитание гражданина, способного мыслить творчески, развитие грамотной, доказательной речи, мышления
Учитель: Владислав Крапивин - писатель, которому 14 октября 2013 исполнилось 75 лет. Многие из вас читали его книги, видели фильмы по его произведениям. Давайте познакомимся с ним поближе.
Рассказ ученицы, основанный на биографии писателя:
Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в Тюмени в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Ещё во время учёбы был принят на работу в газету « Вечерний Свердловск», несколько лет работал в журнале «Уральский следопыт».
В 1961 году Владислав Крапивин создал детский отряд «Каравелла». Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование. С 1965 года занимается творческим трудом.
«Именно это дело позволило мне хоть в какой-то мере объединить в своей жизни три главные мечты: о писательстве, об учительстве и о парусах».
Первая книга — «Рейс „Ориона“» вышла в 1962 году в свердловском издательстве.
По многим книгам Крапивина сняты фильмы.
За долгую творческую деятельность было выпущено более 350 изданий книг Крапивина на разных языках мира; на его слова также написана песня для исполнения хором.
Писатель награждён многими литературными премиями, а также орденами и медалями.
Почётный житель города Екатеринбурга.
- Кто хочет добавить что-либо к этому рассказу?
Презентация ученицы о клубе «Каравелла»
Учитель: Владислав Крапивин в своих произведениях очень часто пишет о море и кораблях. Рассказ «Рейс Ориона», о котором мы будем сегодня говорить - не исключение. Правда, водоем не море, а … всего лишь река, не корабль, а … плот. (Курсивом выделены ответы ребят).
Учитель: Молодцы, прочитали внимательно рассказ, поэтому легко ответите на вопросы викторины.
Викторина на знание текста:
Сколько бревен и досок использовали ребята для того, чтобы построить плот? (5 бревен, 3 доски)
Из чего сделан парус на корабле? (из старых мешков)
Из чего сделан штурвал? (из тележного колеса)
Как звали собаку соседа Генки? (Бобка)
На что ребята истратили деньги, оставленные на билеты ?(припасы в дорогу)
Куда вез кирпичи первый грузовик? (на судостроительный завод)
Сколько машин было в колонне, которую увидели вдалеке ребята? (12)
Сколько километров оставалось до города, когда ребят подобрала машина? (3)
Учитель: Понравился рассказ? Что именно? (ответы ребят)
Учитель: Все ли было понятно в тексте? Были ли трудные слова для понимания? (Рассказ было очень легко и интересно читать)
Учитель: Я согласна с вами. Владислав Крапивин простым, ясным и доступным языком говорит о важном. Давайте вспомним сюжет (два мальчика построили плот, который пришлось разобрать, чтобы помочь выехать машине, застрявшей в грязи).
Учитель: Итак, кто главные герои рассказа «Рейс Ориона»? (главными героями данного рассказа являются Сережа и Гарик)
Учитель: Понравились ли вам герои рассказа? Какие качества особенно понравились, и вы бы хотели, чтобы такие качества были у ребят вашего класса? (ответы)
Учитель: Вы перечислили много замечательных качеств. Давайте поговорим о некоторых подробно:
А) способность мечтать и фантазировать. Докажите, что наши герои умеют мечтать.
Ученик выразительно зачитывает: «Для посторонних это были просто пять бревен, сколоченных тремя поперечными досками. Но Сережа и Гарик знали, что это корабль».
Учитель: Как называется плот-корабль мальчишек? (плот называется «Орион»). Что обозначает название «Орион»?
(Историческая справка, подготовленная учеником). В греческой мифологии Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона. Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы, но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Геиос возвратил Ориону зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона Орион все же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны.
Учитель: Три доски, а для ребят – это корабль с гордым названием. Наши герои умеют мечтать. А зачем нужно уметь мечтать и фантазировать? (мечта делает жизнь ярче и интересней)
Б) Человеколюбие, доброта. Только добрый человек способен помогать и сочувствовать другому.
Есть одно еще замечательное качество у героев рассказа и у вас. Чтобы его назвать, нужно внимательно послушать отрывок текста.
Ученик выразительно зачитывает: «Он отбросил недокуренную сигарету и полез в кабину. И вдруг замер на подножке, с надеждой глядя на ребят.
— Хлопчики, выручите, а? — осторожно сказал он. — Я бы... Это такое дело. Понимаете, а?
Чего уж было не понять, когда водитель смотрел отчаянными глазами то на мальчишек, то на приткнувшийся к берегу "Орион".
— Вам обратно сколотить плот — на полчаса работы. Я и молоток оставлю. А мост получился бы, что надо. Это ж не долго. Ребята?
Как жить на свете, если не помогать друг другу? Втроём они закатывали на дорогу брёвна. Мост был готов за пятнадцать минут. Машина прошла».
Учитель: В каком предложении звучит главная мысль рассказа? ( Как жить на свете, если не помогать друг другу?) Плот становится спасительным мостом для многих людей.
Итак, о каком качестве человеческого характера мы сейчас говорим? (взаимовыручка, стремление прийти на помощь).
Учитель: Кто из ребят принимает решение оставить мост, не восстанавливать плот? (Это совместное решение ребят, т.к. они друзья. Они умеют слушать друг друга, совместно принимать решения, понимать без слов, доверять…)Учитель: Легко ли дается ребятам решение навсегда разрушить плот? (Вопрос для дискуссии)
(нет, ребята не сразу приходят к такому решению, т.к. отдать плот - это значит расстаться с мечтой).
Учитель: очень часто герои Владислава Крапивина стоят перед выбором, как и каждый из нас: как поступить, кого выбрать и т.д. Сережа и Гарик тоже размышляют: оставить плот себе или помочь другим, разрушив корабль и тем самым закончив путешествие? Наши герои делают правильный выбор, хотя такое решение принимают не сразу, сомневаясь и борясь с собой и внешним миром. Только в таких ситуациях происходит становление героев Крапивина и их взросление.
Учитель: В каком году создан рассказ? (1960)
Учитель: Не было вас, не было ваших пап и мам. Почему же книги писателя читали ваши родители, а сейчас читаете вы? Почему они не «устарели»? (Все о чем писал и пишет Владислав Крапивин не меняется и не изменится, это актуально во все времена: доброта, дружба, предательство. А главное, его книги очень интересны).Учитель: Сегодня на уроке мы обсуждали только один небольшой рассказ, готовясь к уроку, читали еще несколько произведений. Давайте сделаем вывод? Чему учат произведения Владислава Крапивина? (Быть добрее, понимать друг друга, выручать, поддерживать, любить, потому что без любви - поддержка, понимание не возможны).Составление кластера (приложение1)
Учитель: Закончим урок чтением синквейнов на тему: «Слава Славе!»
Писатель.
Уральский. Детский.
Выдумывает. Пишет. Творит.
Мой самый любимый автор.
Крапивин.
Итак, подходит к концу Всероссийский урок чтения, но в следующем году он обязательно состоится снова.
На уроке использовались приемы ТКМ
Прием «толстых и тонких вопросов»
Тонкие вопросы – простые односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Прием толстых и тонких вопросов может быть использован на любой стадии урока. Стадия вызова – вопросы по изучению темы, составление викторин на знание текста. Стадия осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания. Размышление - демонстрация пройденного, возвращение к таблице.
Данный прием развивает мышление и внимание учащихся, умение задавать и классифицировать вопросы, помогает в поиске ответов, заставляет вдуматься в текст и помогает лучше усвоить содержание.
Таблица «Толстых и тонких вопросов», которую заполняли учащиеся во время нашего урока.
Тонкие Толстые
Сколько бревен и досок использовали ребята для того, чтобы построить плот? Объясните, зачем человеку нужно уметь мечтать и фантазировать?
Из чего сделан парус на корабле? Ответьте, легко ли дается ребятам решение навсегда разрушить плот?
Что обозначает название «Орион»? Почему книги Владислава Крапивина читали ваши родители, а теперь с интересом читаете вы?
Как звали собаку соседа Генки? Чему учат книги Владислава Крапивина?
На что ребята истратили деньги, оставленные на билеты? Куда вез кирпичи первый грузовик? В каком предложении звучит главная мысль рассказа? Сколько километров оставалось до города, когда ребят подобрала машина? Групповая дискуссияДискуссия (лат. discussio — рассмотрение, исследование) разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: А) уважение к различным точкам зрения ее участников; Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.  Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. 
Алгоритм:
Сформулировать проблемный вопрос и записать
Обдумать в течение заданного времени свой ответ и записать его в тетрадь
Дискуссия, обмен мнениями
Вопрос для дискуссии: правильно ли поступили ребята, разрушив плот- мечту?
Примерные ответы: нет, человек не должен расставаться с мечтой, т.к. она ведёт за собой человека. Да, потому что, расставшись с мечтой, помогли тысячам людей.
Кластер – (англ. Cluster - «гроздь») способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядные мыслительные процессы, происходящие при погружении в тот или иной текст и охватывать избыточный объем информации.
Может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Алгоритм:
Написать ключевое слово или тезис – «солнце»
Вокруг набросать слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы – «спутники»
Соединить с «солнцем» текста
Создать «спутники» «спутников»
Синквейн (англ. Cinquain – «стихотворение из пяти строк») – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Составлять cинквейн очень просто и интересно. Это развивает образное мышление.
Синквейн – стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Ребята.
Смелые. Добрые.
Придумали. Создали. Выручили.
Если сможешь помочь – помоги.
Мечтатели.
Мальчишка.
Умный. Отважный.
Дружит. Мечтает. Играет.
Мне бы такого друга!
Мушкетёр.
Синквейны составлены Бачининой Е., ученицей МБОУ СОШ№125
Приложение 1 Кластер к рассказу «Рейс «Ориона»
Жертвовать
Фантазия
Верить
Доброта
Стремление помочь
Милосердие
Совместное решение
Умение слушать
Рейс «Ориона»
Дружба
Ситуация выбора
Мечта