Классный час Добро или зло? (5 класс)


Классный час по теме «Добро или зло?». 5 а класс.
Цели классного часа:
Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1.  Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2.  Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3.  Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
1.Вступительное слово.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
2. Эмоциональная зарядка.
Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце и согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. В каждом из вас есть маленькое солнце. А значит, здесь собрались добрые люди.  
3. Определение темы через беседу с учащимися.
- На наш классный час я пришла не одна (слайд 1 с изображением кота Леопольда).
Узнали? Кто же это?
- Посмотрите внимательно на лицо Леопольда, опишите выражение его лица (ДОБРЫЕ глаза, ДОБРАЯ улыбка).
- А почему он, по-вашему, часто улыбается?
- Расскажите, что вы знаете о нём, какой он? (Вежливый, аккуратный, добрый, он не отвечает на зло злом.)
- Вспомните, сколько пришлось пережить Леопольду от мышей, но тем не менее он оставался всегда добрым и человечным.
- А мыши, какие они? (Злые.)
-Так о чём мы с вами будем сегодня говорить на классном часе? (О добре и зле.)
Тема классного часа – «Добро или зло?» (слайд 2). Может быть, мы изменим её к концу нашей встречи.
Ученица:
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор:
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на Земле?
"Сильнее Я! - сказало Зло. -
Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю,
Земные блага подарю:
Машины, деньги, мощь и власть,
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша.
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том.
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
4. Ход мероприятия:
Учитель берет лучик и говорит:
- Этот лучик – символ своего внимания, теплоты и заботы я дарю …(учитель называет имя ученика), потому что у тебя добрые глаза, солнечная улыбка, теплый взгляд. А ты кому хочешь подарить этот лучик? (Ученики передают друг другу лучик и произносят слова с добрыми пожеланиями).
- Ребята, скажите, пожалуйста, вам было приятно получить или подарить лучик?
Что вы почувствовали? (Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.)
- А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? (Ответы детей.)
- Что же лучше? Делать добро или зло? (Ответы детей.)
Определение понятий «добро» и «зло».
- А вы знаете, что такое «добро» и «зло»? Вы приготовили рисунки, объясните их: что же для вас добро и зло? (Ответы детей.)
- Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро – это…»«Доброта – это ...»«Добрый человек – это ... »«Милосердие – это…»
«Зло –это …»
- Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к работам группы «исследователей». Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»Выступление группы «исследователей».Первая ученица:   Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
 Вторая ученица: У слова «доброта» есть много родственных слов: добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковыйдобродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобныйдоброжелательный - желающий добрадобропорядочный - приличный, достойный одобрениядобронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравомдобросовестный - честно выполняющий свои обязанностиА ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
Учитель:  Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (Доброта должна быть в душе.)Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.Сейчас мы будем изображать портрет доброты. «Точка, точка, запятая...» (на доске изображение злого лица).
- Можно сказать, что этот человечек приятный для окружающих? Почему? Какой он? (Он злой, грубый, грустный.)
- Давайте сделаем его добрым - нарисуем доброе лицо и на лучики прикрепим качества доброго человека.(Дети у доски рисуют доброе лицо, прикрепляем слова: ДОБРЫЙ, ВЕСЁЛЫЙ, РАДОСТНЫЙ, ЛАСКОВЫЙ, ЩЕДРЫЙ, ЛЮБЯЩИЙ.)
- Вот теперь замечательно получилось. А теперь я попрошу вас ответить на мои вопросы, Можно назвать добрым такого человека, и, если ваш ответ будет «да», вы аплодируете, а если ответ будет «нет», то молчите:
делает что-то полезное для людей;
делает домашнее задание за кого-то;
ждёт, когда его позовут на помощь;
переводит старушку через дорогу;
накормит бездомного котёнка;
заберёт обратно подаренную вещь;
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;
не любит природу и ломает деревья;
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Учитель: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошёл к ней и предложил свои услуги. Мальчик предложил донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2. Когда старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Учитель: Какого мальчика вы назовёте добрым? А может быть обоих? Какой бы совет дали второму мальчику? (Задуматься и творить добро ради добра, и всегда быть в этом бескорыстным.)
Ученица: Добрых людей, как всегда, не хватает,Добрых людей, как всегда, дефицит.Добрых людей не всегда понимают,Сердце у добрых сильнее болит.Добрые – щедро больным помогают,Добрые – дарят тепло и уют,Добрые – в ногу со слабым шагаютИ никакого спа-си-бо не ждут.
Учитель: Доброта издавна ценилась на Руси. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Немало русский народ сложил пословиц о доброте. Но они у меня все перепутались. Давайте попробуем их сложить правильно.
Доброе слово и кошке приятно.
На добрый привет добрый ответ.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово – половина счастья.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Учитель: А откуда берётся зло? Ответ на этот вопрос искала вторая группа.
Первая ученица: От злости, от гордости, от плохих черт характера. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, хамство и равнодушие, эгоизм и обман. Зло совершается, когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда люди выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на гибель. К сожалению, в нашем мире есть злые и бессердечные люди, а порою и жестокие. Вторая ученица:     
Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой векТравой душистой на лугу.
Третья ученица:    
Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло.Четвёртая ученица:       
Словами, мыслями, делами Твори добро, борись со злом. Всегда, везде, где только сможешь,А главное - в себе самом.Первая ученица:  Чтобы на Земле никогда не было зла, люди должнынаучиться выращивать «сады доброты». Каждый раз, когда совершается доброе дело, на деревьях появляется одно сердечко. В этом саду есть одно дерево, на котором еще нет сердечек. Это дерево для нас. Выступающие дарят классу «Дерево доброты».
Учитель: Доброта бывает разная. Я предоставляю слово третьей творческой группе. Тема их выступления – «Добро вокруг нас».
Первый ученик: Самая маленькая доброта – пассивная, когда человек не ударит слабого, не обидит никого. Но он пройдёт мимо зла. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже пройдёт мимо зла. И бывает доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Человек, обладающий такой добротой, всегда будет бороться со злом, защитит слабого, поможет в беде.Второй ученик: Мы подвели итоги анкетирования «Добрый ли вы человек?» И вот что у нас получилось.   Оказывается, в нашем классе нет ребят недружелюбных, недоброжелательных, с которыми неинтересно общаться. Но зато есть ребята, которые добры далеко не со всеми, а только с теми, кто им нравится. Это неправильно, потому, что надо стараться быть добрыми со всеми. А ещё у нас есть ребята, которые любезны, нравятся окружающим, умеют общаться с людьми. У них много друзей. Пожелаем им всегда быть такими же добрыми.Третий ученик: Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила  доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым:     
Помогать людям.
Защищать слабого.
Делиться последним с другом.
Не завидовать.
Прощать ошибки другим.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.Не спрятаться, а поделиться. Не кричать, а выслушивать. 
Учитель: Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. “Эта история произошла давным - давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Выскажите своё мнение. (Ответы детей.)
- Действительно, все в наших руках.
Не стой в стороне равнодушным,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку можноВ любую минуту, всегда.И если кому-то поможетТвоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,На свете живешь ты не зря.
- Давайте подумаем, а что мы могли бы доброе сотворить? (Помочь бабушке перейти дорогу, соседке поднести сумку, придержать дверь в подъезде, помочь малышу на детской площадке сесть на качели, уступить место в транспорте, накормить кошку или собаку косточкой из супа, накормить птичек, сделать кормушку, помочь дома маме, папе, бабушке, дедушке.)
- Знаете, ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”
Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
- Вот сегодня, 23 января, в нашем классе стартует акция «Спеши делать добро». В течение недели мы будем стараться делать как можно больше добрых дел. Эти дела мы будем обсуждать в классе, и, если они действительно окажутся важными, нужными, добрыми, на нашем дереве доброты появится сердечко. И я надеюсь, что к концу акции дерево будет усыпано нашими добрыми делами. Согласны?  Сейчас я и предлагаю рассказать о том, какие добрые дела в школе, дома, на улице или на природе вы совершили СЕГОДНЯ. И уже сегодня вы сможете украсить наше деревце сердечками. (Слово учащихся.)
- 17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен.В этот день нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично. А ещё в этот день надо дарить подарки и герберы.
- Ребята, я вас попрошу написанные на сердечках добрые пожелания вручить нашим гостям. А в качестве подарка мы все вместе создадим аппликацию «Как прекрасен этот мир!»
- Учитель:  Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось  бы узнать, а к какому выводу, к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств.) Тема нашего классного часа могла бы звучать так: «Всех на свете дороже доброта».
Учитель: Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с занятия. Перед вами на партах лежат картинки с солнышками и тучами. Если вам было интересно, если у вас хорошее настроение – поднимите солнышко. А если было скучно и неинтересно – поднимите тучку.
- В конце занятия я хочу подарить вам добрые слова. Ребята, я желаю вам всем быть еще добрее, делать только хорошее людям и природе. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными детьми. Уважайте старших, не обижайте младших. Чтобы наш класс был дружным, чтобы наша школа была доброй. И чтобы вы помнили нашу встречу, я вам хочу подарить солнышки. Всего вам самого-самого доброго! Закончить наше занятие я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе:
Дождик по земле босиком прошёл,Клёны по плечам хлопал...Если ясный день - это хорошо,А когда наоборот - плохо.Слышишь, как звенят в небе высокоСолнечных лучей струны?Если добрый ты, то всегда легко,А когда наоборот - трудно.С каждым поделись песенкой своей,Рассыпая смех звучно...Если песни петь, с ними веселей,А когда наоборот - скучно!