Статья Использование ситуации успеха на уроках английского языка как стимул познавательной деятельности.


Использование ситуации успеха на уроках английского языка как стимул познавательной деятельности.
Успех – это сумма маленьких достижений, повторяющихся день изо дня. Success is the sum of small efforts, repeated day in and day out. Р. КОЛЛЕР (R. COLLIER).
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
стимулировать работоспособность;
корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению. Почему же так важно создание ситуации успеха. Отвечая успешно, соответственно получая хорошую оценку, похвалу педагога, ученик испытывает положительные эмоции. Таким образом, закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиться позитивного результата. Соответственно, задача учителя - стремиться создавать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик имел возможность заниматься успешно и получать высокую оценку своей деятельности.
Рассмотрим формы стимулирования, которые можно применять на уроках английского языка в начальной школе.
1. Поощрение деятельности учащихся:
- оценка;
- яркая образная, эмоциональная речь учителя;
- словесная похвала (Молодец! Умница!);
- перспективы;
- организация коллективной деятельности;
- разноуровневые задания;
- сравнение успехов ученика с его прежними;
- положительный пример.
2. Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами:
- занимательная ситуация;
- дозированное домашнее задание;
- познавательная игра;
- использование элементов соревнования;
- концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося;
- креативная физкультминутка;
- оценка достижения учащегося на родительском собрании;
- проблемно-поисковая ситуация;
- опора на анализ жизненных ситуаций.
3. Своевременная оценка деятельности учащихся:
- контролируемое доверие;
- задание практического характера;
- запись благодарности в дневник;
- взаимоконтроль;
- учебная дискуссия;
- выставка лучших работ учащегося по итогам урока;
- рейтинг по результатам учебной деятельности в классе.
Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.
Главное назначение ситуации успеха на уроках английского языка – создание условий, которые способствуют устранению неуверенности учащихся, и напротив – формированию уверенности и желания достигнуть хороших результатов коммуникативной деятельности.
Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.
В наших руках возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя успешно, комфортно, а для успеха не важен наш возраст, и положение. Все зависит только от нас.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.
Список литературы.
Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 2001.
Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. — М.: Государственный институт «Советская энциклопедия».
Целищева Н. Ситуация успеха для каждого учителя // Народное образование. 2000. - № 1. - С. 87-107.