Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию


Ворожко Ольга Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ – СОШ № 15 город Армавир, Краснодарский край
Взаимодействие семьи и школы
по духовно-нравственному воспитанию.
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей
Не устоят ни село, ни город, ни Земля наша…
А. И. Солженицын
Как известно, воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участником которого обязательно является воспитательно-образовательное учреждение. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. «Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдёт», так гласит народная мудрость.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе наших традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. Оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру.
Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители–пример ему» - это слова Песталоцци.
Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознаваясь, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе – вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка является школа.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Поэтому в нашей работе мы ставим следующие цели:
1. воспитание гражданско-патриотических чувств;
2. содействие духовному возрождению нынешнего поколения путем приобщения к православным и народным традициям;
3. воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4. формирование ценного отношения к здоровью;
5. воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде;
6. приобщение к духовным ценностям через художественную литературу, изобразительное искусство, музыку.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых. Особое внимание должно уделяться работе с семьей.
Я считаю, очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.
В результате такого взаимодействия семьи и школы у ребят повышается интерес к истории и культуре родного края, расширяется их культурный кругозор. Они приобретают возможность реализовать свои творческие способности, становятся более активными, участвуют в общешкольных мероприятиях, что способствует сплочению детского коллектива. Однако необходимо помнить, что духовность невозможно воспитать определённым количеством проведённых мероприятий. Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным.
Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. Девизом нашей работы являются многим известные слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.
Приведу пример родительского собрания по данной теме.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
Тема: «Способы общения и методы педагогического воздействия».
Цель: определить значение общения для детей и взрослых; выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями; рассмотреть проблемы взаимоотношений родителей и детей, провести обсуждение по теме собрания.
1. Подготовительный этап.
-Изготовление приглашения каждой семье в виде солнца со словами: «ХОРОШЕЙ «ПОГОДЫ» В ДОМЕ!»
«Уважаемый, …
Если Вы хотите дать совет, услышать ответы других на вопросы: «Какова роль общения в развитии личностных качеств ребёнка?», «Как правильно делать замечания?», «Как выражать свой гнев?», «Как похвалить ребёнка?», то примите наше приглашение на встречу, которая состоится …
-Написать плакаты.
«НАШИ ДЕТИ - ЭТО НАША СТАРОСТЬ, ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ-ЭТО НАШЕ ГОРЕ, ЭТО НАШИ СЛЁЗЫ, ЭТО НАША ВИНА ПЕРЕД ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ПЕРЕД ВСЕЙ СТРАНОЙ» (А. С. Макаренко).
«ГАРМОНИЯ ОБЩЕНИЯ - ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА».
«ОТНОСИСЬ К ДРУГИМ ТАК, КАК ТЕБЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ» (Ф. Честерфилд).
2. Лекция.
У детей в повседневном общении случаются недоразумения. Ссоры, конфликты: как со сверстниками, так и со взрослыми. От того какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребёнка. Он может поменяться в лучшую или худшую сторону. Потому позиция школы и семьи здесь должны совпадать.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль играет семья и школа в их воспитании. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительные. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно, и на общение часто уже не способны. Растёт стена непонимания, Возникают конфликты. По данным социологического опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребёнку всего 18 минут. Это ли не парадокс?
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо себя вести.
Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.
Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.
- Какие качества характера присущи культурному человеку?
- Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?
Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб и батон.
Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
Составьте с ним план уборки квартиры.
Научите его стирать собственное белье.
Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
Поделитесь секретами своего трудного детства. Поверьте, ему будет интересно.
3. Рекомендации.
-Подготовить карточки, памятку, рекомендации.
Негативные суждения Последствия негативных суждений Позитивные суждения
«Ты плохой, отдам тебя в детдом!» «Я от тебя ухожу, мне такой ребёнок не нужен» Чувство вины, повышенная тревожность, страхи одиночества, «уход» в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности. «Что бы не случилось, я никогда тебя не оставлю!»
«Что ты за неряха!» Чувство вины «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе чистая одежда!»
«Ты просто плакса, нытик» Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение. «Поплачь, тебе будет легче!»
Принципы общения «Я» - сообщения
1. Замечания. Говорить нужно о ситуации, а не о личности. «Я чувствую…
«Я переживаю…
«Я очень огорчён…
«Я возмущён…
«Мне приятно…
«Мне нравится…
«Мне не нравится…
«Мне больно и обидно…
«Мне хотелось бы…
2. Гнев. «Я»-сообщения не унизят ничьего достоинства. 3. Похвала. Хвалить следует поступки, а не характер. Рекомендации по взаимодействию родителей с детьми.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребёнка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибки Лучше сказать (сделать) так:
1.Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить.»«Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение не одобряю.»2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно». «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому, что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобиться моя помощь, можешь спросить у меня совета.»3. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно всё обсудим».
4. Ребёнка держат под колпаком родительской любви, убирая буквально каждый камушек с дороги. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».
5. Навязанная роль. «Мой ребёнок - мой лучший друг». Нельзя на детей перекладывать свои проблемы.
6. Денежная. «Больше денег - лучше воспитание» Любовь, ласка, совместные игры и проведённый вместе досуг для ребёнка на много важнее содержимого родительского кошелька. Счастливым ребёнка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
7. Наполеоновские планы. «Мой ребёнок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс». При заполнении дня ребёнка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
8. слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребёнка». Дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придаёт уверенности в своих силах.
9. Ваше настроение. Из - за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребёнка Лучше заранее договориться: «Когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено всё, что ты захочешь. А при плохом -постарайся ко мне быть снисходительным».
10. слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению, у меня совсем нет времени» - так говорят своему ребёнку некоторые родители. Даже если день родителе расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребёнка, поговорить с ним, напомнить о том, что не смотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
4. Беседа.
С целью выяснения Вашего мнения по теме собрания ответьте на вопросы:
1. Сколько времени в день в день вы отводите на общение с ребёнком?
2. Известно ли вам от самого ребёнка, о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа (соседку) по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?
4. Когда вам приходиться делать ребёнку замечания?
5. Когда вы выражаете свой гнев?
6. Когда вы хвалите ребёнка?
5. Заключительное слово.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Что бы не каяться потом.
А может, всё дело в том, что дети учатся жить у жизни?
6. Подведение итогов родительского собрания.
Выводы:
Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимоотношения.
Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Не применять к детям физических мер воздействия.
Активнее участвовать во внеурочной деятельности детей, проводить совместные праздники.