Открытая образовательная деятельность Знакомимся со свойствами снега

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками
Возраст: вторая младшая дошкольная группа (3-4 года)
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Знакомимся со свойствами снегом»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Интегрированные виды детской деятельности:
Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, музыкально-игровая, двигательно-игровая, конструктивно-познавательная
Педагогические технологии: ЗОЖ технология, интерактивные педагогические технологии - «В кругу», «В парах», «По цепочке», «Хоровод», «Большой круг», «Усложнение», «Индивидуальная деятельность с ребенком», «Хоровод», «Незаконченное предложение», «Мозговой штурм»; ИКТ- технология; Социоигровая технология В. Букатова - «Деление на микрогруппы по квадратам разного цвета», «Ритуал начала занятия», «Рефлексия»; ЗОЖ-технология
Материал: мультимедийные презентации «Правила поведения на прогулке зимой» и мультимедийная презентация «Приветствие», музыкальные фонограммы «Детский праздник» и «Белые снежинки», Загадка, пословицы, стихотворения, мягкий мяч «снежок», картинки «Зима», «Снеговик», мольберт, поднос со снегом, поднос с квадратами разного цвета, салфетки влажные, бумажный полотенец ,.
Цель: Формирование представления о сезонных изменениях в природе и о снеге, о его физических свойствах; развитие творческого мышления через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира.
Задачи
Познавательное развитие:
- Формирование представления о сезонных изменениях в природе и о снеге, о его физических свойствах:
- Мотивировать детей к проведению простейших опытов, наблюдению и установлению причинно-следственных связей (снег белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить фигуры, снег можно покрасить, при надавливании он скрипит)
- формирование умения ориентироваться в пространстве (на листе бумаги - поле для конструктивной деятельности)
- Закрепление умения выстраивать сериационный ряд и знания определений большой, средний (по меньше), маленький (еще меньше)
- Закреплять умение в счете 1,2,3
Речевое развитие:
-Упражнять в образовании в речи относительных прилагательных (белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.)
- Закреплять глагольный словарь (играть, капать, лепить, бросать, собирать);
- Продолжать формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Социально-коммуникативное развитие
- Формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской и игровой деятельности;
Закреплять правила поведения зимой;
- Совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым.
Художественно-эстетическое развитие
- Развивать художественное – эстетическое восприятие. Физическое развитие:
- Формировать представления детей о здоровом образе жизни;
- Развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт.
Активизация словаря: играть, капать, лепить, бросать, собирать, снег белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить фигуры , холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д)
Предварительная работа:  
1.Чтение художественной литературы где рассказывается о снеге
2. Дидактические игры на формирование КГН: «Что лишнее?», «Помоги кукле Тане собраться на прогулку»
3. Беседа о формировании здорового образа жизни: «Как нужно одеваться зимой, «Правила поведения зимой»
6.Оформление альбома «Зимушка- зима», «Зимние забавы»
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: поддон для снега, снег, разведенная гуашь, цветная картинка, компьютер, мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук), мультимедийные презнтации Power Point «Правила поведения зимой», «Давайте поздороваемся», «Загадки о зиме», белый мягкий мяч «Снежок»
Раздаточный материал: листы цветного картона формата А; кружки разных размеров (большой, средней и маленький), вырезанные из бумаги белого цвета, 2 полоски коричневого цвета- для рук, 2 маленьких квадрата черного цвета для глаз, треугольник -красного цвета, трапеция коричневого цвета – ведро, бумажные полотенца, влажные салфетки,
Раздаточный материал на усложнение - треугольники зеленого разных размеров (большой, средней и маленький).
ХОД ОД
Организационный момент
(Социоигровая технология В Букатова «Ритуал начала занятия»)
(воспитатель включает презентацию с игрой –приветствие№1)
Игра- приветствие
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на экран Давайте поприветствуем друг друга
- Сегодня мы с вами поговорим, а в прочем отгадайте сами. Внимательно посмотрите на экран и отгадайте сами
(Воспитатель загадывает загадку, дети смотрят на экран, отгадывают (ИКТ- технология, презентация №2)
Загадка
- Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Наконец зима настала,
И уже похолодало.
Чистый, белый как пушок,
На земле лежит снежок
- Правильно, ребята! А у меня тоже есть снежок. Давайте с ним поиграем
(На экране висит картинка - слайде снег)
Основная часть
Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Скажи какой?»
Интерактивные педагогические технологии «Хоровод» и «Незаконченное предложение»
- Ребята, встаньте, пожалуйста в кружок, а я встану в центр круга и каждому из вас по очереди буду передавать наш снежок, а вы будете называть каким он бывает и возвращаете снежок его мне и говорите снег бывает. (Дети называют Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.)
Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Что сделать?» Интерактивная педагогическая технология «По Цепочке»
- А теперь передавайте снежок п друг другу и называйте что с ним можно делать (Дети называют: играть, капать, лепить, бросать, собирать)
- Молодцы! Здорово поиграли. Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки.
- Ребята, в народе говорят:
Много снега- много хлеба.
Снег на полях- хлеб в закромах
Это потому что снег землю укрывает землю как одеялом и не дает вымерзнуть травке, которая появляется весной, когда сойдет снег.
Экспериментально-поисково-исследовательская деятельность
Интерактивная педагогическая технология «Большой круг»
- А теперь я предлагаю по экспериментировать со снегом. Проходите, пожалуйста к столу. Мальчики, пропустите, пожалуйста, девочек вперед. Посмотрите здесь есть емкость со снегом .. Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем о снеге
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (Ответы детей; белый)
-Вывод: верно белый!
Опыт №2. «Снег можно покрасить».
- Посмотрите у меня здесь на маленькой тарелочке, снег белого цвета, но если я добавлю сюда немного краски, то снег примет цвет добавленный цвет.
-Какой можно сделать вывод: снег можно покрасить!
Опыт №3. «Воздействие температуры».
- Возьми немножко снега в ручки. Скажите, пожалуйста, какой он на ощупь (Ответы детей: холодный мокрый)
- Подержите его в ладошке и посмотрите, что произойдет со снегом. Что с ними случилось? (Ответы детей: Он растаяли)
- Вывод: Правильно, ручки у нас теплые и под действием тепла снег превратились в воду. Значит, снег образуются из воды
Опыт №4 «Определение сыпучий или нет»
- Посмотрите, если взять горсть снега и посыпать его, по что с ним происходит? Попробуйти сами! (Ответ детей)
Как можно назвать это свойство снега? Какой он (Ответ детей: сыпучий)
- А еще послушайте внимательно, если я его сильно придавлю рукой, по что происходит? Давайте все вместе придавим наш снежок. (Ответы детей: он скрипит, издает звук)
Вывод: при надавливании снег скрипит, значит он какой (Ответы детей. скрипучий)
Опыт №5. «Из снега можно лепить».
- Ребята, посмотрите: если я возьму в руки снег и покатаю его в ладонях, или сильно сожму в руке, то у меня получится комочек, а теперь и вы так сделайте Как мы называем комочек из снега ? (Ответы детей: снежок)
- Правильно. Какой можно сделать вывод? (ответы детей)
- Все правильно из снега можно лепить, делать разные фигуры.
Опыт №6. «Прозрачность снега».
- Теперь я этот комочек из снега положу его на цветную картинку. Видно картинку из-под снега (Ответ детей: нет).
- Так какой значит он, если не видно (Ответ детей – непрозрачный)
- верно! Вывод: снег – непрозрачный
- Ребята, а теперь аккуратно вытрем руки сначала влажной салфеткой, а потом насухо бумажными полотенцами.
«Обобщающий вывод по опытам» Интерактивная педагогическая технология «Мозговой штурм»
- Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге. (Ответы детей: Снег бывает – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, из снега можно лепить, если его надавить –он скрипит и его можно покрасить)
- Молодцы! Вот как много мы узнали, а теперь давайте немного отдохнем
Физминутка- Технология ИКТ
(Воспитатель включает презентацию вставка картинки зимы и музыку, показывает движения, читает стихотворение, дети повторяют движения)
«Ну-ка, детки, покружитесь  И в снежинки превратитесь!»
«Раз, два, три, четыре, пять – Будем весело плясать
- Замечательно танцевали, проходите на стульчики. Мальчики не забывайте пропускать девочек вперед. А теперь внимательно смотрите на экран и слушайте и вспоминайте правила поведения зимой (Воспитатель включает презентацию. Дети смотрят. Воспитатель выключает и продолжает работу по теме)
Ситуативная беседа по ЗОЖ «Правила поведения на прогулке зимой» - технология и ИКТ- технология
(Воспитатель, включает презентацию №3, проводит беседу, задает вопросы)
- Ребята, почему нельзя есть снег и сосульки (Ответы детей)
Как вы думаете если одежда промокла во время игры, нужно продолжать играть или лучше сразу уйти домой. Как вы так думаете почему? (Ответы детей)
- А почему нельзя кататься с горки вблизи проезжей части? (Ответы детей)
- Как вы считаете можно стоять под сосульками? (Ответы детей)
-Почему? (Ответы детей)
- Зачем нужно обходить скользкие места? (Ответы детей)
- Все верно ответили, хорошо запомнили правила поведения на улице зимой. А теперь
Дидактическая игра «Что лишнее?» ИКТ- технология
Дети отвечают на вопросы, воспитатель нажимает на нужные предметы на экране
- Как мы одеваемся зимой? Помогите одеться Егорке! Какие вещи будут нужны Егорке?
Дидактическая игра «Собери снеговика «ИКТ- технология
(Воспитатель спрашивает у детей как нужно правильно составить сериационный ряд из кружки разных размеров (большой, поменьше - средней и совсем маленький - маленький) Сколько кружков нужно взять? (Ответы детей:1,2,3) воспитатель нажимат на нужные фигуры на экране

· Конструктивная деятельность
Интерактивная педагогическая технология «В парах»
- Ребята, я вам тоже предлагаю собрать снеговика из кружочков, вырезанных из бумаги белого цвета, но сначала вам нужно разделиться на пары.
(Социоигровая технология В. Букатова «Деление на микрогруппы по квадратам разного цвета»)
- Проходите к столу, выберите на подносе квадрат и найдите на столе лист бумаги такого же цвета, на котором вы будете выкладывать снеговика в паре. Мальчики, пусть девочки первые выберут себе квадрат.
(Дети делятся по парам, самостоятельная работа детей, дети выкладывают снеговика. Воспитатель проводит индивидуальную работу задает вопросы индивидуально 2-3 детям, читает стихотворение)
Три кружка, ведро, морковка И для глаз - два уголька; Палки-руки вставим ловко: Лепим мы снеговика.
-(ИНД)Ваня помоги, пожалуйста Тане правильно разложить кружочки.
- Все верно вы разложили? Петя, что мы делаем сначала? Какой кружок мы берем сначала? Оля, что мы делаем после того как большой кружок? (ИНД) Маша, посмотри у всех правильно выложен снеговик?
Индивидуальная работа на усложнение
Интерактивная педагогическая технология «на усложнение»
(ИНД) Ваня, Маша, у меня есть треугольники разных размеров попробуйте выложить елочку. Сколько нужно треугольников? (Ответы детей)
- Правильно. Возьмите себе столько треугольники и постройте елку (Самостоятельная работа детей). Как будешь строить? (Ответ-большой, средней, маленький и средний)
Молодцы правильно, все сделали. Вылепили снеговика, Хоть работа нелегка. вы работаем вдвоём Раз кружок - готов один комок. А второй кружок его – его дружок. кружочек третий возник – Получился снеговик! Глазки – будно леденцы, Нос его – морковка. Вы сегодня молодцы, Есть у вас сноровка!
Заключительная часть
Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги)
- Ребята, проходите на ковер. Как много мы сегодня увидели и узнали, что (снег бывает. снег – белый, под действием тепла превращается в воду, сыпучий, непрозрачный, липучий, скрепит Давайте вспомним что мы делали? (Ответы детей: Вспомнили правила поведения зимой, поиграли танцевали, выкладывали снеговика)
- Совершенно верно. Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! И на память о нашей встрече, я хочу подарить вам вот такое снеговика. Много вам радости, улыбок, и хорошего настроения. (Воспитатель раздает детям картинку с изображением снеговика, прощается с детьми)
- До свидания ребята!
(Дети прощаются, говорят- «До свидания». Звучит музыка -фонограмма ИКТ)
Список литературы
Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.
Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно- научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб.: Речь, 2006. –
Карепова Т.Г. Формирование ЗОЖ у дошкольников. – Волгоград, 2009
. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя», Москва, «Мозаика синтез» 2006 г.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование . – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. – М.: ЗАО «РОСМЭН –ПРЕСС», 2007.
4. Основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2013
Примерной основной программы дошкольного образования «Развитие +» под редакцией А.И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие +», 2013

Логика образовательной деятельности
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Физкультурная минутка

Игровая
Дидактические правила, игровые упражнения

Коммуникативная
Беседы, вопросы

Чтение
Загадывание загадки, прослушивание стихотворения

Музыкальная
Прослушивание музыкального произведения

Художественно- эстетическая
Просмотр мультфильма, презентации к физ. минутке


Этапы
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты

Мотивационно - целевой

Приветствие детей
воспитатель включает презентацию с игрой –приветствие №1
Социоигровая технология В Букатова «ритуал начала занятия» и Икт -технология


Дети заходят в зал под музыку
Совершенствование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия взрослого с ребенком.
Развитие эмоциональной сферы детей и психологического комфорта. Формирование умения соблюдать безопасное поведение во время игровой деятельности.


Загадка о снеге Икт -технология
Воспитатель включает презентацию №2, загадывает загадку


Дети отгадывают загадку
Совершенствование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия взрослого с ребенком.
Развитие умения отгадывать загадки

Содержательно -деятельностный








Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Скажи какой?» Воспитатель передает мяч детям Интерактивная педагогическая технология «Хоровод» и «Незаконченное предложение»
Дети ловят мяч, заканчивают предложение: Снег бывает: белый, холодный и т.д.)
Знакомство детей с физическими свойствами снега. Развитие творческого мышления через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира. Упражнять в образовании в речи относительных прилагательных


Дидактическая игра с мячом малой подвижности «Что сделать?» воспитатель передает мяч первому ребенку Интерактивная педагогическая технология «По Цепочке»

Дети передают мяч друг другу, называют глаголы: копать, катать снежки и т.д.
Совершенствование
коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Знакомство детей с физическими свойствами снега и функцией его применения. Закрепление глагольного словаря


Экспериментально- поисково- исследовательская деятельность
Опыт №1. «Определение цвета».
Опыт №2. «Снег можно покрасить».
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Опыт №4 «Определение сыпучий или нет»
Опыт №5. «Из снега можно лепить».
Опыт №6 «Прозрачность снега».
Интерактивная педагогическая технология «Большой круг»
«Обобщающий вывод по опытам» Интерактивная педагогическая технология «Мозговой штурм»
Воспитатель проводит опыты, делает выводы
Дети отвечают на вопросы, обследуют снег, делают выводы


Установление причинно – следственных отношений. Знакомство детей с физическими свойствами снега. Упражнение в образовании в речи относительных прилагательных, закрепление глагольного словаря


Физминутка- Технология ИКТ
Воспитатель включает презентацию вставка картинки зимы и музыку, показывает движения, читает стихотворение.
Дети проходят на ковер, повторяют движения под музыку
Развитие способности детей к танцевально – игровому творчеству. Желание выполнять двигательные действия, развитие эмоциональной и психологической сферы.


Ситуативная беседа «Правила поведения на прогулке зимой» по ЗОЖ (Воспитатель, включает презентацию №3, проводит беседу, задает вопросы)
ИКТ- технология, ЗОЖ- технология
Дети смотрят. Воспитатель выключает и продолжает работу по теме.
Установление причинно – следственных отношений. Совершенствование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия взрослого с ребенком.
Формировать основы правил поведения зимой на прогулке, ЗОЖ


Дидактическая игра «Что лишнее?» ИКТ- технология
воспитатель нажимает на нужные предметы на экране предметы
Дети смотрят, отвечают на вопросы
Совершенствование социально-коммуникативных навыков в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Установление причинно – следственных отношений.
Формирование умения ориентироваться в пространстве (на экране)


Дидактическая игра «Собери снеговика» ИКТ- технология
Воспитатель спрашивает у детей как нужно правильно составить сериационный ряд из кружки разных размеров (большой, поменьше - средней и совсем маленький - маленький) и сколько нужно взять кругов 1,2,3
Воспитатель нажимает на нужные фигуры на экране

Дети смотрят презентацию отвечают на вопросы.
Формирование умения ориентироваться в пространстве (на экране)
Закрепление умения действий с условными заместителями. Закрепление геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, трапеция)
Закрепление умения выстраивать сериационный ряд и знания определений большой, средний (по меньше), маленький (еще меньше)
Закреплять умение в счете 1,2,3


Конструктивна деятельность. Интерактивная педагогическая технология «В парах» Воспитатель предлагает выложить снеговика, разделиться на пары, пройти к столу и найти на столе тот лист, который соответствует выбранному квадрату. Воспитатель проводит индивидуальную работу с 1-2 детьми, читает стихотворение о снеговике.
Социоигровая технология В. Букатова «Деление на микрогруппы по квадратам разного цвета»
Самостоятельная работа детей, Дети самостоятельно раскладывают геометрические фигуры, Дети делятся по парам, самостоятельная работа детей, дети выкладывают снеговика, слушают стихотворение
Совершенствование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Установление причинно – следственных отношений и формирование умения ориентироваться в пространстве (на листе бумаги)
Закрепление умения действий с условными заместителями.
Закрепление знаний геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Закрепление умения выстраивать сериационный ряд и знания определений большой, средний (по меньше), маленький (еще меньше)
Закреплять умение в счете 1,2,3


Индивидуальная работа на усложнение
Воспитатель проводит индивидуальную работу с 1-2 детьми на усложнение, предлагает выложить елку из фигур треугольники разного размера , читает стихотворение
Интерактивная педагогическая технология «На усложнение»
Дети смотрят, отвечают на вопросы самостоятельно раскладывают геометрические фигуры,
В работе на усложнение геометрические фигуры- многоугольники
и формирование умения ориентироваться в пространстве (на листе бумаги)
Закрепление умения действий с условными заместителями Закрепление умения выстраивать сериационный ряд и знания определений большой, средний (по меньше), маленький (еще меньше)
Закреплять умение в счете 1,2,3

Оценочно - рефлексивный


Заключительная часть
Социоигровая технология В. Букатова «Рефлексия»
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, подводит итоги
Дети вместе с воспитателем подводят итоги
Развитие эмоциональной и психологической сферы детей. Закрепление полученных знаний. Совершенствование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия взрослого с ребенком



Воспитатель прощается с детьми и раздает детям картинку «Снеговика» Звучит музыка -фонограмма из презентайя№3 Воспитатель – провожает детей
Дети получают картинку, прощаются, говорят «До свидания», слушают музыку, выходят из зала




15