Непрерывно образовательная деятельность по обучению грамоте (подготовительный к школе возраст детей)


Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по обучению грамоте дошкольников.
Технология интегрированного занятия
«Информационно-коммуникативная технология».
«Технология проблемного обучения»
(Может использоваться как открытое занятие для родителей подготовительной группы детей а также школьников первого класса).
Цель: Развитие предпосылок учебныхумений и навыков
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить производить фонетический разбор слов:
упражнять детей различать буквы алфавита на гласные, согласные; тведые, мягкие; звонкие глухие звуки.
Продолжать учить детей составлять предложения из слов, составлять схемы предложений, определять слова - действия, слова - признаки, слова - качества.
Развивающие:
развивать умения детей: делить слова на слоги, находить ударный слог в слове.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование:
Схемы гласных, согласных букв. Алфавит. Фланелеграф или доска со словом "Мишка" и буквы "М","Ы", "У"
Карточки звуков (Красные, синие, зеленые)
Игрушки животных Африки. Карточки со словами ("Крокодил", "Бегемот")
Схемы предложений, слова для составления предложений.
Часть 1.
Воспитатель:
Давайте вспоминать - "Буквы алфавита делятся на.....?"
Дети: - "Гласные, согласные".
Воспитатель: Среди гласных есть буквы не простые, а можно сказать "хитренькие". Кто их знает, чем они отличаются?
Дети: - Это гласные буквы, которые имеют два звука.
Воспитатель: Давайте их назовем и скажем какие звуки они имеют
Дети: Буква - "Е" имеет звуки ("Й","Э"); "Ё" - ("Й", "О"); "Ю", "Я"
Воспитатель вывешивает на доске схемы букв.
- Ребята, а что общего у всех этих гасных букв?
Дети: (У всех вначале стоит буква "Й")
Воспитатель: Да, и поэтому их называют "ётированные" (дети повторяют).
А если согласный оказывается перед любой из этих букв, какую хитрость они проявляют? Каким согласный делается?
Дети: - Согласный становится мягким.
Воспитатель: Мягкие согласные каким цветом будем обозначать?
Дети: Зеленым.
А какая буква, среди остальных гласных, тоже делает согласные мягкими? В случае затруднения показываем выложенное слово на доске или фланелеграфе "МИШКА" и можем поиграть, подставляя вместо буквы "И" буквы "Ы", "У", прочитываем слова, убеждаемся как меняется буква "М" на мягкий и твердый звук, запоминаем, что буква "И" хоть и имеет один звук, но тоже, как и все ётированные делает согласные мягкими.
Ребята, а какие согласные буквы сами по себе всегда мягкие?
Обращаем внимание на схему, находим озеро мягкое, определяем и повторяем, что буквы "Ч", "Щ" всегда мягкие. Находим улицу звонких согласных, повторяем их, а так же находим глухие согласные. Повторяем правило: "Если при произнесении звука работает горло - звук звонкий, если только рот, то звук глухой".
Воспитатель: Таким образом согласные могут быть мягкие и.... (твердые) зонкие и.... (глухие).
Хорошо, что мы все вспомнили, эти знания вам пригодятся при выполнении следующего задания.
На столах карточки с картинками и схемами слов, полоски синего, красного, зеленого цвета.
Ребята вам предстоит определить все звуки в названии вашей картинки и вставить полоски нужного цвета в кармашки со схемой под словом. Проверяем выполненные задания.
Вторая часть может зависеть от темы недели, у нас была тема недели - Африка, и я придумала ее вот так.
Часть 2.
Прибежали к нам животные (выставить несколько фигурок животных) из Африки и удивились! Попугай Жако рассказал животным, что вы умеете делить слова на слоги. Очень им хочется поучиться, как вы это делаете? Покажите?
Вот страдает Бегемот: - Сколько же во мне слогов?
Ребята, а как узнать сколько слогов в слове?
Дети: - "Вспомнить правило. Определить количество гласных."
Воспитатель: Кто раскажет нам правило?
Дети: "Сколько в слове гласных, столько и слогов."
Воспитатель: - Сколько в слове Бегемот гласных? Сколько слогов?
Дети отвечают.
Воспитатель: Недоволен бегемот: "А какой ударный слог? Кто раскажет нам правило?
Дети отвечают. "Чтоб ударный слог узнать, нужно слово нам позвать!" Зовём, находим ударный слог.
Воспитатель: Крокодил завопил: - как много вы про бегемота рассказали, а про меня тоже сможете? сможем ребята?
проделываем эту же работу со словом "Крокодил".
Вот животные обрадовались и побежали в Африку всем про вас рассказывать. А для вас они, вот что, оставили (показываю детям схемы предложений). Что это? Как вы думаете, что животные хотели от вас?
Дети: Чтобы мы предложения придумали и подобрали к ним схемы.
Дети придумывают предложения, каждый своё, совместно с детьми
подбираем схемы к ним.