Технологическая карта конструирования урока по биологии (6 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет
биология
Класс 6


Тема урока
Лишайники

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня существования - лишайниками, их многообразием, значением в природе и жизни человека.
Познавательные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности.
Коммуникационные: смогут планировать сотрудничество с учителем и сверстниками при определении целей, смогут с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: смогут определить цель учебной деятельности, смогут искать самостоятельно средства для достижения цели.
Формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.

Решаемые учебные проблемы
Показать важность изучения данной темы в курсе изучения предмета биологии; доказать значимость темы лично для каждого обучающегося; показать связь материалов данной темы с другими предметными областями (географией, экологией).

Основные понятия, изучаемые на уроке
Симбиоз; слоевище; накипные, листоватые, кустистые лишайники; ягель.

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Школьная медиатека, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1610


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.
Сообщает учащимся:- На прошлом уроке мы с вами закончили знакомство с представителями царства Грибов. Давайте вспомним их особенности.
Все они существуют как самостоятельные организмы. Могут ли грибы в своём существовании зависеть от какого-либо другого организма и утратить свою самостоятельность?
Посмотрите на слайд. Знакомы ли вам эти организмы?
Деятельность учащихся


Вспоминают строение грибов, их особенности.

.
Выдвигают предположения.


Да, это лишайники.



2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя
Предлагает учащимся видеоряд: лес, пожар в лесу, последствия пожара.
Спрашивает: - Что произошло?

Спрашивает: - Как помочь природе ликвидировать последствия пожара?
Предлагает учащимся слайд с биологическими объектами: грибы, деревья, цветы, ягоды, лишайники.
Спрашивает: - Какие из представленных биологических объектов могут помочь в ликвидации последствий пожара?
Спрашивает: - Поможет ли лишайник ликвидировать последствия пожара?







Деятельность учащихся
Просматривают видеоряд.

Предполагают: пожар, природная катастрофа, техногенная катастрофа.
Предлагают варианты решения проблемы.

Просматривают слайд.

Учащиеся приходят к выводу, что на данный момент они не могут ответить на этот вопрос.
Вступая в диалог с учителем, понимают, что не хватает знаний для объяснения того, каким образом лишайники могут помочь в восстановлении природного сообщества после пожара.



3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя
Создает готовность к предстоящей деятельности. Помогает учащимся сформулировать цель урока.
Деятельность учащихся
Формулирование цели урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников, позволившие им занять особое место в природе.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя
Сообщает учащимся:- Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Академик К.А.Тимирязев называл лишайники первопроходцами, симбиотическими организмами, биологическими индикаторами, растениями-сфинксами. Чтобы это доказать, предлагаю исследовательскую работу в группах. Каждая группа будет работать над доказательством одного какого-то свойства лишайников и оформит полученную информацию в виде устного сообщения.
Спрашивает:- Где можно получить информацию по данной теме?
Деятельность учащихся
Слушают учителя. Осознают цель предстоящей деятельности.






Отвечают: - В параграфе учебника, энциклопедиях, интернете, школьной медиатеке.

5 ЭТАП"Открытие" нового знании

Деятельность учителя
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.








Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от вывода в учебнике?
Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Деятельность учащихся
Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге свое "открытие", что лишайники действительно могут быть названы индикаторами, сфинксами, первопроходцами.
Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.
Озвучивают выводы о полноте и правильности, сравнивают свои выводы с учебником.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя
Озвучивает задание для групп.




Объяснить, почему лишайники способны поселяться на безжизненных субстратах.


По тексту сказки «Нет повести печальнее на свете», ответить на вопросы: отчего погиб лишайник? Могут ли заболеть по той же причине люди? Почему на городских улицах почти не встречаются лишайники? Где чаще всего в городе бывает грязный воздух?


Объяснить легенду о манне небесной.

Объяснить, почему лишайник является симбиотическим организмом.





Объяснить, почему лишайники называют сфинксами.


Деятельность учащихся
Работа в группах.

Используя дополнительные источники информации, отвечают на вопросы и обсуждают варианты ответов. Представляют свои отчёты.
Отвечают:- Лишайники способны жить в самых бесплодных местах, потому что могут впитывать всей поверхностью тела влагу дождей, росы и туманов.
Отвечают:- Лишайник погиб от ядовитых газов и дыма. Люди тоже могут заболеть (астмой, аллергией). Воздух на городских улицах загрязнён выхлопными газами автомобилей, выбросами ядовитых веществ фабрик и заводов. Чаще всего в городе грязный воздух бывает около проезжих частей.
Отвечают:- Манна небесная - это съедобный лишайник, который спас людей от голодной смерти.
Отвечают: - Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей, между которыми расположены клетки зелёных водорослей. Гифы гриба поглощают из окружающей среды воду с растворёнными в ней минеральными солями, а водоросль образует органические вещества в процессе фотосинтеза. Таким образом, эти организмы делятся друг с другом питательными веществами.
Отвечают: - К.А.Тимирязев назвал лишайники сфинксами потому, что они похожи на мифологические существа, состоящие из разных самостоятельных организмов: гриба и водоросли.




7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
Спрашивает: - Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока? Почему лишайники относятся к особой группе живых организмов? Можно ли ликвидировать последствия пожара с помощью лишайников?
Работа с утверждениями (красная карточка - верно, синяя - неверно).
Тело лишайника представлено слоевищем.
Лишайник – это симбиотический организм, состоящий из гриба и бактерии.
Лишайники в природе связывают атмосферный азот.
У листоватых лишайников тело плоское, как пластинка.
Лишайники растут медленно.
Лишайники размножаются половым способом.
7. Манна небесная – это лишайник.
8. Лишайники произрастают в местах с загрязнённым воздухом.
9. Лишайники могут жить в самых бесплодных местах.
10. Олений мох – это лишайник.
Комментирует и выставляет оценки за урок.



Деятельность учащихся
Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Работа с утверждениями с помощью сигнальных карточек.



















Верные утверждения: 1,4,5,7,9,10.

8 ЭТАП Домашнее задание: § 15 читать и пересказывать. Творческое задание: составить кроссворд по изученной теме (по желанию).






15