Разработка урока по биологии на тему Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей(6 класс)

Общая характеристика водорослей Многообразие водорослей
Цель: изучить особенности организации водорослей.
Задачи: познакомить с представителями одноклеточных и многоклеточных водорослей и их условиями обитания; выявить характерные особенности внешнего и внутреннего строения водорослей; продолжить формировать навыки работы с микроскопом, умения сравнивать, делать выводы.
Оснащенность урока: таблицы с изображением одноклеточных и многоклеточных водорослей, гербарные экземпляры.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Учитель проговаривает тему урока, цель и задачи, а затем заинтересовывает учеников информацией о том, что водоросли – это и появляющийся на стенках аквариума зеленый налет, и тина, налипающая на весла, когда плывешь в лодке, и вкусная, полезная морская капуста (ламинария). На планете трудно найти место, где не было бы водорослей. На Камчатке и на острове Новая Земля обычен “красный снег” из-за водоросли с красным пигментом.
Актуализация знаний.
Кто первым побывал в космосе? Оказывается одним из первых земных организмов, побывавшим в космосе, была одноклеточная водоросль – хлорелла.
Около 150 лет назад небольшое судно дрейфовало во льдах Арктики. Вдруг в лучах низкого солнца перед моряками предстал остров. Матросы в ужасе смотрели на скалы: снег местами был в кровавых пятнах. Суеверные моряки сочли это дурным предзнаменованием. Случаи покраснения снега были и высоко в горах. Это явление вызывает водоросль «снежная хламидомонада», которая активно размножается при 00С в мокром снеге, талой воде.
В Саргассовом море Атлантического океана в старые времена нередко гибли корабли от «Морского змия». Страшные легенды ходили о них. Причина – гигантская, бурая водоросль до 300м, которая наматывалась на весла и винты кораблей.
3. Изучение нового материала.
– Что такое водоросли? – Составьте сенкан слова “водоросли”. Правила составления синквейна.
В сенкан 5 строк:
1 – понятие (слово); 2 – прилагательные (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение (из четырех слов);
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
Пример сенкана: 1 – Водоросли 2 – Зеленые, подводные 3 – Растут, дышат, размножаются 4 – Выделяют кислород в воду.
Учитель: Водоросли – наиболее древняя и сравнительно просто устроенная группа растений. Они самые многочисленные, самые важные для планеты. Они являются биоиндикаторами и начальным звеном в трофической цепи экосистемы водоема.
Записываем тему урока.
Общая характеристика водорослей (объяснение учителя, запись в тетрадь)
30 тысяч видов;
Среда обитания – вода, почва.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Тело – одна клетка или таллом, настоящих органов нет. Ризоиды – нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления к субстрату.
Хлорофилл расположен в хроматофоре (разной формы) – пластиды водорослей, содержащие хлорофилл и другие пигменты.
Способ питания – фотосинтез.
Есть вакуоли с клеточным соком.
Размножение бесполое и половое.
Беседа по вопросам (записаны на доске):
– Согласны ли вы с утверждением, что водоросли растут только в воде? – Как водоросли живут на глубине, там же мало света? – Могут ли водоросли передвигаться? – Как вы думаете, почему водоросли относят к низшим растения?
Учитель выслушает ответы и дополняет.
Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве. Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" – результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет. Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется "ржавчиной". В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны.
Глубина, на которой можно встретить водоросли, зависит от прозрачности воды, т.е. ее способности пропускать необходимый для фотосинтеза свет. Большинство водорослей сосредоточено в поверхностном слое толщиной несколько дециметров, однако некоторые зеленые и красные водоросли встречаются и на значительно большей глубине. Водоросли – не только автотрофы, но и гетеротрофы.
Водоросли относятся к низшим растениям. Их вегетативное тело (таллом, или слоевище) не расчленено на стебель, листья и корни, как у высших растений. Лишь у некоторых морских водорослей есть органы, внешне напоминающие стебель и листья, однако по своей внутренней организации эти низшие растения не имеют ничего общего с высшими сосудистыми растениями, так как лишены сложного анатомического строения присущего последним. Приуроченность к водной среде выработала у водорослей особые черты физиологии. Так, поглощение необходимых питательных веществ осуществляется всей поверхностью их тела.
Классификация водорослей (объяснение учителя, схема - в тетрадь)
ВОДОРОСЛИ


Зеленые Красные Бурые

Одноклеточные (хлорелла, плеврококк)
Многоклеточные
(спирогира, нителла)
Порфира
Ламинария, саргассум



Размножение хламидомонады (рассказ учителя по таблице)
Зооспора – подвижная спора.
Гамета – половая клетка.

Рис. 1. Чередование поколений и смена ядерных фаз
у бурой водоросли ламинарии (Laminaria)


Рис. 2. Водоросли: 1 – хламидомонада (а – «глазок»; б – цитоплазма;
в – ядро; г – пиреноид; д – вакуоли; е – оболочка; ж – жгутики; з – хроматофор);
2 – хлорелла, 3 – ламинария; 4 – водяная сеточка; 5 – вошерия; 6 – улотрикс



Рис. 3. Чередование поколений и смена ядерных фаз у зеленой водоросли спирогиры (Spirogyra). А – схема чередования поколений: I – часть таллома;
2-4 – последовательные стадии конъюгации, 5 – зигота; 6 – зигота с четырьмя гаплоидными ядрами, возникшими в результате мейоза; 7 – зигота с одним функционирующим гаплоидным ядром (прочие отмерли); 8 – прорастание зиготы; 9 – клеточная стенка, покрытая снаружи студенистым слоем;
10 – цитоплазма; 11 – ядро, «подвешенное» в центре клетки; 12 – хлоропласт; 13 – пиреноиды; 14 – вакуоли. Б – схема поперечного среза клетки в области ядра (цифровые обозначения как и для схемы


Выполнение лабораторной работы “Строение зеленых водорослей”
Цель: ознакомиться со строением зеленых водорослей.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, микропрепарат “Спирогира”.
. Строение многоклеточных зеленых водорослей (просмотр фильма)
Улотрикс, спирогира. Зеленые водоросли – это многоклеточные организмы, состоящие из одинаковых клеток. Питание их происходит по подобию хламидомонады. В процессе жизнедеятельности клетки делятся, и водоросль растет. В благоприятный период она размножается бесполым способом, а в неблагоприятный – половым, т.е. с помощью гамет.

Бурые и красные морские водоросли
Бурые водоросли кроме хлорофилла содержат еще оранжевые, желтые, бурые пигменты. Они часто имеют кроме слоевища еще стволик, пластину.
Ход работы:
Рассмотрите и опишите внешний вид водоросли.
Зарисуйте водоросль.
Рассмотрите при большом увеличении микроскопа отдельную клетку спирогиры. Зарисуйте клетку и подпишите названия ее частей: оболочку, хлоропласт, ядро, цитоплазму.
Вывод: Водоросли могут быть одноклеточными, например подвижная хламидомонада и неподвижная хлорелла, и многоклеточными, например спирогира. .Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.
4. Закрепление.
Учитель зачитывает утверждения, а ученики отмечают верные.
Водоросли только многоклеточные
Саргассово море получило свое название благодаря присутствию в нем большого количества водорослей – саргассум
Водоросли сильно отличаются от первоначальных форм, существовавших в древности.
Многоклеточные водоросли не имеют корней.
Существуют водоросли, утратившие хлорофилл и питающиеся гетеротрофно.
Водоросли вызывают “цветение” водоемов.
Подведение итогов урока.
Ученики пробуют сами подвести итоги урока, а учитель дополняет их ответы.
Перечень основных положений урока:
Водоросли– низшие растения;
Водоросли не имеют оформленных органов, их тело называется – таллом (слоевище);
Ризоиды – нитевидные образования, выросты нижней части, служащие для закрепления таллома на субстрате;
Водоросли не только автотрофы, но и гетеротрофы
Клетка водоросли имеет оболочку, цитоплазму, ядро, хлоропласт.
Домашнее задание.





.










13PAGE 15


13PAGE 14515




15