Конспект урока по биологии Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей (6 класс).


Волкова Т.В.,
Государственное учреждение "Средняя школа № 19
отдела образования акимата города Костаная"
г Костанай, Казахстан.
Поурочный план
Дата
Класс ____6-ые____
Урок биологии_
Тема урока Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Вид урока: стандартный.
Цель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, отличающие их от бактерий, грибов, лишайников.
Задачи:
Образовательные: выяснить особенности внешнего строения водорослей; показать особенности клеточного строения водорослей; раскрыть особенности размножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей;
Развивающие: формировать умение вести научный диалог; совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом, совершенствовать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные: воспитание любознательности; бережного отношения к природе.
Оборудование: флипчарт, гербарий, видеофильм “Водоросли”, «Бесполое размножение одноклеточной водоросли хламидомонады», «Половое размножение хламидомонады», «Водоросль спирогира», «Размножение улотрикса», «Пруд зацвел», интерактив «Размножение хламидомонады», «Строение хламидомонады», текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник по биологии 7 класс под редакцией Кайым.
Термины и понятия урока: таллом, слоевище, зооспоры, гаметы, низшие растения.
Методы урока: объяснительно–иллюстративный, проблемно-поисковый, наглядный, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, , парная, индивидуальная.
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.
Франс А.Ход урока
Этап урока Содержание учебного материала МО ФОПД Подготовка к ВОУД, ЕНТ Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотностиИндивидуально-коррекционная работа
I. Орг.
момент

II.Актуализация знаний:
III. Мотивация
I IV. Изучение н/м:
V. Закрепление
VI. Подведение итогов
VII. Д/З:
VIII.
Рефлексия:
Урок – интерактивный,
Ученик не пассивный,
Он в гуще событий,
Делает много открытий,
Что на уроке узнает,
Его к развитию ведет.
1. Фронтальный опрос по теме «Систематика растений» с использованием интерактивной схемы с описанием систематических единиц царства Растений на примере рода береза (страница 1);
2. Распределите систематические единицы, начиная с наивысшей единицы (страница 1).
3. На примере сосны обыкновенной при помощи ручки распределите по систематическим единицам царства Растений.
4. Разминка “Термины” (1–4 человека)
– ботаника – это…..
– низшие растения – это…..
– высшие растения – это…
Задание 1. Разгадай кроссворд (Флипчарт, страница 2).
Сегодня, продолжая путешествие по царству растений, мы побываем в новой стране. А для того чтобы не сбиться с пути нам поможет путеводитель. Название страны, является ключевым словом кроссворда.
7 2 4       6           8 9
1   3   5        
                 
                 
               
               
             
           
              Среда обитания живых организмов.
Организм, состоящий из одной клетки,
в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности.
Процесс распада органических питательных веществ до неорганических, сопровождается выделением энергии.Процесс деления клеток, лежащий в основе
роста и бесполого размножения.
Необратимое увеличение размеров и массы организма.
Органоид клетки, содержащий зелёный пигмент.
Процесс образования органических веществ из неорганических, протекает на свету в хлоропластах.
Структурная и функциональная единица всего живого.
Красящее вещество клетки.
Ответ: водоросли.
Озвучивание темы и цели урока (страница 3).
1). Станция Познавательная
А). Происхождение слова «водоросли» (сообщения учащегося).
Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями, такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, ряска и др., являются семенными (или цветковыми) растениями. Б). Царство растения делится на низшие и высшие растения (страница 4).
Водоросли относятся к низшим растениям, почему? (так как у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев).
Первая задача урока: познакомиться с общей характеристикой водорослей.
Задание группам: вставить пропущенные слова в тексте приложения.
Водоросли – растения, живущие главным образом в ……. .У них отсутствуют органы, а тело называется - … или ……, поэтому водоросли относятся к … растениям. Насчитывают свыше 30 000 видов.
(Вода, таллом или слоевище, низшие).
После выполнения проверка. Учащиеся зачитывают текст, а на доске открываются правильные слова.
Таким образом, у организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков:
Тело – слоевище, или таллом
Нет проводящих сосудов
Содержат хлорофилл – автотрофы
Нет фотосинтезирующей частиПоглощают вещества всей поверхностью тела
Размножаются с помощью спор, вегетативно – бесполым способом.
В). ВОДОРОСЛИ самые древние низшие растения на Земле. Где их только не встретишь?!
Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью (страница 5).
Г). Классификация водорослей (страницы 6- 8).
Чем они отличаются друг от друга? (Ответ: цвет, форма).
Задание 2 из приложения.
Построй те схемы из перечисленных понятий: отдел зелёные водоросли, колониальные, многоклеточные, бурые, одноклеточные, красные водоросли (приложение).
Царство Растений
Форма водорослей




2. Станция Лабораторная. Строение и жизнедеятельность хламидомонады
Вторая задача урока: что представляют собой хламидомонада и хлорелла, как представители одноклеточных зеленых водорослей.
А). Проблемный вопрос: отрывок
Представьте себе, что мы стоим у озера. В воде никаких растений не видно. Но вода озера зеленоватая. Недаром называют это озеро Зелёным. Возьмёшь воду пригоршней, а она совсем прозрачная. Только глубокой воде придают зелёный цвет миллиарды растений-невидимок. Они такие маленькие, что их можно рассмотреть только в микроскоп. О каких растениях – невидимках идёт речь?
(Ответ: одноклеточные зелёные водоросли).
Или
Ребята! А кому из вас приходилось летом видеть зеленую гладь пруда или тихую изумрудную заводь реки?
Про такую ярко – зеленую воду говорят, что она «цветет». Но никаких цветов мы не видим. И если зачерпнуть ладонью «цветущую» воду, окажется, что она прозрачна. Это множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок.
Жителями этой страны являются хламидомонада и хлорелла все эти функции выполняет одна клетка.
(страницы 9- 10). Стали они спорить, кто из них нужнее и важнее.
Мнения разделились
Одноклеточные, не зная кого выбрать, решили провести конкурс, жюри в котором будете вы.
Просмотр видео- ролика «Пруд зацвел» и ответьте на вопрос: почему зацвел пруд? (страница 11).
(В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль- хлорелла).
Одноклеточная водоросль, обитающая в пресных и соленых водоемах, на влажной почве, скалах, в зелёном налёте на коре деревьев.
Б). Строение и размножение хлореллы (страница 12) с использованием анимаций «Строение хлореллы» и «Размножение хлореллы».
Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор.
Клетки имеют вид зеленых шариков диаметром до 15 мкм. В клетках имеется чашевидный хроматофор с пиреноидом или без него и мелкое ядро. Половой процесс для этой водоросли не известен. Бесполое размножение происходит путем митотического деления содержимого материнской клетки дважды или трижды. В результате деления формируется четыре или восемь дочерних клеток. После разрыва материнской оболочки клетки выходят наружу, увеличиваются в размерах и делятся вновь.
Физминутка (гимнастика для глаз) (страница 12).
В). Ещё одна жительница страны – подвижная форма хламидомонада (с греческого «простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой», способна жить в разных условиях и даже на снегу, окрашивая его в красный, зеленый и желтые цвета.
Сообщение учащегося). Цветут не только растения
«Красный снег» встречается во многих местах нашей Земли — и в суровых условиях высокогорий, и в зоне вечных снегов Арктики, и на ледяных морях Антарктиды. Причиной тому служит водоросль — хламидомонада снежная. Этот удивительный микроскопический организм способен жить только на снегу. Всю долгую зиму бледные клетки — подмороженные, но живые неподвижно лежат на снегу, пока под ярким горным солнцем поверхность снега не начнет слегка подтаивать. Обилие света и тепла вызывает быстрое накопление красного пигмента, и на тающем снегу появятся большие красные пятна. В это время наступает период деления. С наступлением холодов хламидомонада готовится к зимнему покою, и «цветение» снега прекращается.
Зеленый цвет снегу придают особые виды зеленых водорослей, накапливающие в своем организме зеленые пигменты.
В). Строение и размножение хламидомонады (страница 13).
Особенности её строения можно узнать, выполнив самостоятельную работу с учебником по заданию:
Используя рис. 31 стр. 46 учебника К. Кайыма, рассмотрите строение хламидомонады и сравните со строением хлореллы.
Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.
Строение: хламидомонада и хлорелла снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный «глазок» (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре.
У хламидомонады в отличие от хлореллы имеются жгутики, глазок и сократительные вакуоли.
Размножение хламидомонады(страница 13).
Проблемный вопрос: хламидомонаду можно найти поздним летом или ранней осенью в лужах или канавах с водой. Если зачерпнуть воду стеклянной банкой, а потом поставить в тёплое ярко освещённое место, то через некоторое время на стенках банки будет хорошо заметен зелёный налёт. Что произошло в банке?
(Ответ: размножение).
Количество хламидомонады постоянно увеличивается в результате размножения.
Какие способы размножения вам известны? Чем они отличаются друг от друга?
Рассказ учителя о половом и бесполом размножении хламидомонады.
В жизненном цикле преобладает гаплоидная фаза.
Бесполое размножение – с помощью зооспор.
Половое у большинства видов протекает по типу изогамии. Зигоспора впадает в период покоя, при наступлении благоприятных условий – мейоз, и образуются четыре гаплоидные клетки, каждая из которых
становится новой хламидомонадой.
Г) Многоклеточные водоросли (страница 14).
Зелёные водоросли обитают в проточных водоёмах, прикреплённых к подводным камням и корягам (улотрикс).
В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зелёные камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат).
У многоклеточных представителей зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований.
Спирогира (просмотр видео- ролика «Водоросль спирогира»). Нитчатые водоросли до 8- 10 см. Скопления нитей спирогиры образуют тину. Нити неветвящиеся, образованные одним рядом цилиндрических клеток. У разных видов спирогиры количество хроматофоров колеблется от 1 до 16. В хроматофорах в большом количестве располагаются крупные бесцветные пиреноиды. Снаружи водоросль окружена слизистым чехлом.
Размножается спирогира бесполым (происходит частями нитей при их случайном разрыве и половым способами.Улотрикс произрастает в быстротекущих реках, ведет прикрепленный образ жизни. Однорядные неветвя-щиеся нити улотрикса, прикрепляясь к подводным предметам — камням, сваям, корягам и т.д., образуют зеленые дерновинки.
Просмотр видео – ролика «Размножение улотрикса».
При благоприятных условиях улотрикс размножается зооспорами, имеющими по четыре жгутика. Они образуются в четном количестве (2, 4, 8 и более). Зооспоры бывают разных размеров — крупные и мелкие. Способность к активному перемещению зооспор способствует расселению улотрикса.
3. Станция Эколого-практическая (страница 15).
Значение одноклеточных водорослей
Сообщение учащегося о значении одноклеточных зеленых водорослей.
Ученики самостоятельно записывают значения одноклеточных водорослей в своих путеводителях.
Хлорелла
Ее клетки содержат большое количество питательных веществ — 50 полноценных белков, жирные масла, углеводы, витамины В, С и К и даже антибиотики.
Одноклеточная ХЛОРЕЛЛА побывала в космосе в 1960 году и стала знаменитой. О ней заговорил весь ученный мир. Широко обсуждалась возможность использовать ее в космических полетах и подводных кораблях для выделения кислорода и очищения использованной воды, но это – дело будущего. Сейчас ХЛОРЕЛЛУ добавляют в корм для скота, так как она содержит более 40% белков и витаминные группы. В некоторых странах ее используют в пищу после специальной обработки.
Японцы научились перерабатывать хлореллу в белый порошок, богатый белками и витаминами. Его можно добавлять в муку для выпечки хлебобулочных изделий. Кроме того, хлорелла используется как источник дешевых кормов для скота и при биологической очистке сточных вод.
Значение водорослей (страница 15).
Являются основными образователями органических веществ и кислорода в природе;
Формируют донные отложения (полезные ископаемые);
Приводят к заболачиванию водоемов;
Питаются рыбы и другие животные
Удобрение и корм скоту.
Используются в пищу .
Из зеленой водоросли кладофора получают бумагу.
Вот теперь Вы можете разрешить спор зеленых водорослей: Кто же из них важнее и займет трон?
(страница 16). Все водоросли важные и нужные. Наличие водоросли - необходимое условие для нормальной жизни водоёма.
Станция Итоговая
А). Работа по группам.
Задание для 1 группы:
1. Ребус Название каких водорослей зашифровано в этих ребусах? К какому отделу водорослей они относятся? Хроматофор какой формы они имеют? (страница 17).

(Ответы: спирогира, хламидомонада, улотрикс).
Задание для 2 группы (страница 18).

Задание для 3 группы:
Какие водоросли изображено на рисунке? (страница 19).

Задание для 4 группы:
Широко распространена в природе шаровидная одноклеточная водоросль -…………
В цитоплазме располагаются ядро и один хлоропласт - ……………В нем содержится
хлорофилл. Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы. Например,
…………Органом ее движения служат …………………- тонкие выросты цитоплазмы.
(Используй слова: жгутики, хроматофор, хламидомонада, хлорелла).
Б). Индивидуальная работа у интерактивной доски по заданию:
При помощи ручки расставьте органоиды водоросли хламидомонады соответственно номерам на рисунке на странице 20 флипчарта.

В). Тестирование. Выберите правильные суждения (страница 21- 22).
1. Водоросли - обитатели бывают только одноклеточные организмы.
2. Водоросли живут только в пресных водоемах.
З. Хламидомонада - одноклеточная водоросль.
4.Одноклеточные водоросли дышат углекислым газом.
5. Хламидомонада хорошо различима только под микроскопом.
6. В цитоплазме водорослей имеется цитоплазма.
7. Хломидомонада предвигается в воде с помощью двух жгутиков.
8. Одноклеточные водоросли питаются двумя способами.
9. Хлорофилл у хламидомонады находится в хроматофоре.
10. Хламидомонада не имеет вакуолей.
11. Оболочка хламидомонады состоит из целлюлозы.
12. На свету в хроматофоре образуется сахар.
13. Размножаются одноклеточные водоросли только делением клеток.
14. Зигота способна покрываться толстой оболочкой и зимовать.
15. Хлорелла имеет грушевидную форму.
16. Хлореллу и другие одноклеточные водоросли используют в очистных сооружениях.
(ответы: 3, 5, 7, 9, 11, 12, 14, 16).
Шкала оценивания;
"8" - 5
"6 -7" - 4
"5- 4" - 3
менее "3" - 2
Выводы урока (страница 23):
Водоросли – низшие растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища).
В их клетках содержатся хлоропласты с хлорофиллом.
Поглощение веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Размножаются спорами, а также половым путем.
Итак, когда говорят «цветет» пруд? Когда в нем обитает много одноклеточных зеленых водорослей.
Оценивание работы учащихся на уроке в каждой группе спикерами.
§ 14, 15 (страница 24)
Творческое задание:
Сочинить сказку «Путешествие в страну водорослей» или найти материал о морских водорослях (на выбор).
Рубрика: А знаете ли Вы, что (страница 25)

Страницы 26 - 27.
Кто сегодня получил отметку «5»?
Кто получил «4»?
Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
Дайте эмоциональную оценку урока.
Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока
Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку

Литература и интернет- ресурсы (страница 27).
1. Кайым К. Биология. учебник для 7 кл - Алматы: Атамура, 2012
2. Кузнецова В. И. Уроки биологии:6 - 7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: кн. для учителя. - 2 - е издание, перераб. - М. Просвещение, 1991г.
3. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие ля учителей.- Ростов - на Дону: Издательство «Учитель», 2001.
4. Сухова Т. С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения. - М.: Вентана - Графф, 2001.
5. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт. - сост. С. Н. Лебедев. - 2 - е изд., испр. - М. Глобус, 2009.
6.http://www.fcior.edu.ru/card/27198/vodorosli-obshaya-harakteristika-odnokletochnyh-i-mnogokletochnyh-
vodorosley-uglublennoe-izuchenie.html
7.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9e3ce-0a01-022a-004b-a4d64b95fb76/%5BBIO6_05-38%5D_
%5BIM_03%5D.swf8.<http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9d5c8-0a01-022a-01be-d3d1a1b10a47/%5BBIO6_
05-38%5D_%5BMA_02%5D.SWF>
9.www.fcior.edu.ru/card/27119/kontrol-obshaya-harakteristika-odnokletochnyh-i-mnogokletochnyh-vodorosley-detalizirovannoe-predstav.html
10.<http://www.fcior.edu.ru/card/27119/kontrol-obshaya-harakteristika-odnokletochnyh-i-mnogokletochnyh-vodorosley-detalizirovannoe-predstav.html>
11.http://www.wisdoms.ru/avt/b256.htmlРРРР
НО
РИП
РЧП
ПП
НО
ИП
РНО
РРИП
РРИП
ПП
НО
ИП
НО
РИП
РПП
НО
РРРРРКоллекФронталРабота в парах
КоллектРабота в группах
КоллектРабота в парах
Работа в группах
КоллектИндивид
КоллектРабота в группах
КоллектИндивид
Работа в парах
Индивид
Индивид
КолектИндивид
Индивид
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+ +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+