Урок по рассказу Платонова «В прекрасном и яростном мире» 6 класс

Урок по творчеству А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Надо относиться к людям по – отцовски.
А.Платонов

Урок –путешествие


Цели урока:
-показать актуальность и вневременную ценность произведения Платонова;
-раскрыть образную систему рассказа;
-помочь детям понять скрытый смысл, выделить художественные особенности прозы Платонова;
-развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
-воспитывать гуманное отношение к людям, положительное отношение к дружбе и товариществу.
Оборудование: портрет писателя, паровозик с пятью вагончиками.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту, игровые моменты.
Приветствие и организационный момент.

Слово учителя. Рассказ писателя во многом автобиографичен. А.П.Платонов (Климентов) родился и вырос в семье слесаря паровозоремонтного завода на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Рано- с 14 лет- начал работать. Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище. В годы гражданской войны служил в Красной армии- был помощником машиниста на паровозе. Тогда же начал и писать. Глядя на портрет писателя, мы обращаем внимание на его взгляд, грустный и даже тоскливый. На нас смотрит человек, который познал много горя в жизни.
Обобщим основные сведения из биографии.
Нищета, голод
горечь утрат
непосильный труд (работал уже с 14 лет)
смерть сына
ранение на фронте.
Но! Оставил нам свои книги, полные добра и человечности.

Итак, обратимся к произведению.
Главный герой рассказа, кто он?
Александр Васильевич Мальцев - лучший паровозный машинист в Толубеевском депо. Обратите внимание на особенности прозы Платонова, его мастерство: главный герой назван лучшим, профессионалом и показано уважительное к нему отношение других людей, автор называет его по имени и отчеству. С самого начала мы узнаем место действия рассказа – Толубеевское депо.

Для того чтобы прочувствовать и понять смысл данного рассказа, мы с вами тоже отправимся в путешествие и тоже на поезде, а звание «лучший машинист» достанется тому, кто будет самым активным на уроке. Итак, в путь? Назовем наш маршрут «Дорога к счастью».

Ребята, а что вы понимаете под словом счастье? (Ответы детей).

А.Платонов вывел свою формулу счастья.















Итак, в путь!
Открываем 1 главу. Взяли в руки простой карандаш и легонько, чтобы не испортить книгу, подчеркнем фразы о таланте машиниста Мальцева. Первая наша станция – «Талант».
Для самого автора техника значит многое. Он восхищается мощью механизма. В некоторых строчках ясно видно, как Платонов уважительно относится к человеку, придумавшему машину. Да и мы с вами разве не восхищаемся людьми, придумавшими, например, компьютер? А еще Платонов и его герой испытывают радость от работы, нужной людям. Вот он пишет, что это радость, как при первом чтении стихов Пушкина. А ведь Пушкин - это гордость нации, литературы. Давайте и мы с вами, чтобы испытать эту радость, прочитаем всем известное стихотворение «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче. Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А вот и следующая станция.
Сейчас у нас с вами проверят билеты. А чтобы все прошли этот контроль, давайте поговорим о профессиональных словах, которые встречаются в этом тексте. Кстати, как вы думаете, зачем автор их в таком большом количестве включает в рассказ? ( Они придают интерес, значительность, весомость.) Игра называется «Крестики - нолики». А станция, на которую мы прибыли называется «Профессионализм».
На всех словах - события
печать,
Они дались недаром человеку.



0










Букса-
А) деталь в колесе вагона
Б) сам вагон
В) крыша вагона
Тендер-
А) запасная дверь
Б) вагон для запасов воды
В) паровоз
Реверс-
А) поклон
Б) прибор
В) труба вагона
Инжектор-
А) человек, проверяющий пути
Б) светофор
В) насос
Петарда-
А) фуражка машиниста
Б) снаряд сигнальный для остановки поезда
В) кобура.
Бандаж-
А) приспособление для колеса
Б) рычаг
В) рельсы
Наволочь-
А) тучи
Б) мешок
В) снег
Кичиться-
А) радоваться
Б) хвастаться
В) плакать
Кучный-
А) серый
Б) прозрачный
В) густой
Молодцы! Едем дальше.

Третья станция называется «Последняя поездка машиниста Мальцева».

- Каким мы видим машиниста Мальцева 5 июля? (Его увлекло зрелище грозы).
- Почему поездка оказалась последней? (Удар высших сил. Человек не в силах противостоять природе. Мальцев бросил вызов. Вел поезд автоматически, допустил ряд нарушений: мимо желтого светофора, красного, сигналов. Он ослеп от близкого разряда молнии).

Полустанок.
Внимание! Вы устали? Рассказ действительно требует концентрации внимания, так как интонация напряженная и тревожная. Давайте выйдем из вагона и сделаем небольшую разминку.

(проводится физминутка)
Льет дождь, холодный точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.


Четвертая станция называется «Следствие» (3 глава)
- Каким автор изображает следователя?
(Недоверчивым, равнодушным).
- Почему следователь говорит о тюрьме?
(Мог создать аварийную обстановку)

Пятая станция «Неудачный эксперимент».
Проблемный вопрос: «Что лучше: свободный слепой человек или зрячий, но заключенный в тюрьму?»
- Почему Костя не успокаивается?
(Пытается помочь).
- Почему Мальцев постарел?
(Потерял смысл жизни).
- Как расстаются Костя и следователь?
(Дружелюбно).

Ну вот и конец нашего пути. Мы прибыли на станцию «Спасение».
Ученик спасает учителя своей верой и преданностью.

Давайте подведем итог.
Как представлены в рассказе 2 мира?


Прекрасный Яростный

Радость Враждебность
Творчество Стихия
Красота природы Неудачи
Болезни


Против Мальцева:

гроза слепота равнодушие
(беспомощность) людей


Вывод: яростный мир дает человеку возможность проявить себя, утвердиться и понять красоту мира и смысл жизни.

Рефлексия
Что знал?
Что узнал?
Что хочу узнать?

Составьте синквейн
Счастье
2 прилагательных (характеристики)
3 глагола (характеристики)
1 предложение – отношение
1 слово - итог

Родина

Любимая работа

семья

Здоровье детей