Урок литературы в 7 классе по теме Уметь любить человека по произведению А.П. Платонова Юшка


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ «УМЕТЬ ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА…»
(ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)
Идея урока: рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о нравственности. Данный урок имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и в письменной форме своё понимание нравственных понятий.
ТИП УРОКА:
- урок общеметодологической направленности;
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы;
- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
- различать основные нравственно-этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой;
- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
- проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке в паре или группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
- составлять литературный портрет героя;
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- находить дополнительную информацию, используя словари;
- составлять кластер для получения информации и сравнения героев произведения;
-обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
- воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- писать отзыв, синквейн и пирамидальное письмо, используя полученную информацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
- формулировать целеполагающий вопрос на уроке.
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- индивидуальная, фронтальная, групповая
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:
- личностно-ориентированное обучение; - ИКТ
- элементы технологии развития критического мышления,
- элементы технологии проблемного обучения,
ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ:
- эвристическая беседа, вызов к размышлению, работа со словом,
- использование презентации в качестве иллюстративного материала.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:
- анализ текста,
- самостоятельная работа, работа со словарём,
- написание синквейна и «пирамидального письма».
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- учебник-хрестоматия «Литература»,7класс, автор В.Я.Коровина, ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал, словари, магниты, таблички со словами, мел.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru http://www. nsportal.ru
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Слово учителя: Добрый день, ребята, садитесь. Добро пожаловать на урок литературы.

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Улыбнитесь себе и друг другу!
Молодцы! У нас всё хорошо!
В нашем классе от ваших улыбок
Стало радостно, ярко, светло.
Также радостно становится на душе человека, когда он любит всей душой или бескорыстно сделает доброе дело. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик «Пальто: история милосердия».
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Какие чувства проявил главный герой к бездомному мальчику?
На слайде слова (милосердие, сострадание, соучастие, жалость).
Вы можете дать определения этим понятиям. Давайте поработаем со словарями.
Словарная работа. Вспомним, что такое:
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Соучастие – совместное участие в чем-нибудь.
Итак, какое же чувство больше всего подходит герою? – Сострадание. Давайте перечислим литературные произведения, в которых встречаются подобные чувства. («Данко», «Чудесный доктор», «В дурном обществе», «Юшка»)
Какой человек способен на сострадание? – Любящий.
В Библии говорится: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Давайте подумаем и честно ответим на вопрос: любим ли мы грубых неопрятных, невоспитанных, злых людей? Нет? Но мы должны научиться делать это, как делал герой рассказа А. Платонова «Юшка». Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод и попытаемся определить тему урока.
Запишите тему нашего урока в тетрадь: «УМЕТЬ ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА»
(по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Эпиграфом к уроку будут слова французского писателя Анатоля Франса:
« БЕЗ ПОДЛИННОЙ ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ НЕТ ПОДЛИННОЙ ЛЮБВИ К РОДИНЕ».
- Попробуйте теперь сами сформулировать цель нашего урока, на какие вопросы мы должны будем найти ответ?- Что значит быть человеком?
- В чём сущность человека, его назначение?
- Что значит любить человека?
Ответы на поставленные вопросы мы попробуем найти в рассказе А.П. Платонова «Юшка», но для этого нам нужно будет всмотреться в каждую его строчку.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ.
Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают)
- Попробуем взглянуть на героя глазами тех, кто живёт рядом с ним. Предлагаю вам  шапку вопросов: (составление литературного портрета героя)
1. Кто такой был Юшка?
Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать».
2 . Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
3. В какой одежде он ходил?
«Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару».
4. Где Юшка жил и чем питался?
«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»
5. Как Юшка работал?
Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел».
Молодцы! У нас получился литературный портрет героя.
- А сейчас охарактеризуйте Юшку одним определением (каждый в группе по три определения)
Слабый Жалкий Неказистый
Тихий Скромный Невзрачный
Незаметный Кроткий «ветхий»
- Какое впечатление производит на вас Юшка? Какие чувства должен бы вызывать? (сочувствие и сострадание у тех, кто находится рядом).
- А что же происходит на самом деле?
Анализ текста (работа в группах). Коммуникационная деятельность (исследование в группах).
Учитель делит учащихся на группы, в каждой группе дети с разным уровнем учебных возможностей. Ребята получают задание: ответить на вопросы, сохранив особенности платоновского языка. Выберите пару в группе, которая зачитает диалог по заданной теме. В это же время пара получает задание - подготовить выразительное чтение диалога девушки и кузнеца, индивидуальные задания: 1- ищет значения слов «юрод, блаженный», 2 – ищет значения имён Ефим, Дмитрий, Юшка, можно поискать в интернете.
- Выпишите ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, которые помогут нам увидеть действия и поступки персонажей
Размышление над образом Юшки.
Предлагаю вам заполнить таблицу по группам, которая называется «Юшка и окружение»
1-я группа 2-я группа 3-я группа
Дети Юшка Взрослые Юшка Природа Юшка
К чему жила любовь в сердце Юшки?
1. Анализ 1 эпизода «Отношение детей к Юшке» ( индивидуальная работа)
Дети Юшка
…переставали играть, бежали, кричали
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, толкали
…кидали комья земли
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки …ничего не отвечал и не обижался
…шёл тихо и не закрывал лицо
…шёл и молчал
…не трогал и не отвечал
…говорил
- Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый. Какой? (радовались). Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его). Каковы стилистические особенности этого эпизода? (Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки).
- А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него».
- Как бы поступили вы?
Ответы обучающихся……
2. Анализ 2 эпизода «Отношение взрослых к Юшке» (работа в группах по составленному плану).
Взрослые Юшка
1…сердце наполнялось лютой яростью
2….убеждались, что Юшка во всем виноват, и тут же били его
3… от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала
4….лучше бы ты умер…зачем ты живёшь? 1…..останавливался, слушал и молчал
2… он продолжал молчать
3….долго лежал в пыли на дороге, очнувшись, он вставал и молча шёл домой
4….глядел с удивлением, он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить
Анализ стилистических особенностей этого эпизода
(Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние взрослых и Юшки; антитеза в поведении героев).
Учитель:
- Ребята, Юшку били взрослые и дети, а он не злился на них, потому что в его сердце жила любовь. К кому? (к людям) (Обучающиеся самостоятельно делают вывод, проанализировав 2 эпизода.)
Учитель: - чтобы ответить до конца на проблемный вопрос, поставленный в начале урока, нужно проанализировать ещё один эпизод «Юшка наедине с природой»
3. Анализ эпизода «Юшка наедине с природой».
Природа Юшка
1….травы…
2…реки, бормочущие на перекатах…
3….цветы…
4…бабочки и жуки, которые пали замертво…
5….деревья…
6…белые облака, рождающиеся и умирающие в светлой воздушной теплоте…
7…живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве весёлые звуки… 1… дышал их благоуханием…
2… слушал их голос…
3… он склонялся к земле и целовал их, стараясь не дышать на них, чтобы они не испортились от его дыхания…
4… подымал их с тропинки и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим…
5…гладил кору… садился в тень и дремал в покое и тепле…
6… смотрел…
7… поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом…
Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).
- Как часто бывал Юшка наедине с природой? (один раз в год)
- Как это характеризует Юшку? (Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека).
Вывод: в сердце Юшка жила любовь к природе и ко всему живому.
- чтобы заполнить последнюю колонку в таблице, обратимся к эпиграфу урока:
Чтение эпиграфа
Вывод: Юшка любил людей и всё живое, следовательно, любил. …Родину. В сердце Юшки была любовь к Родине.
- Теперь, ребята проговорите, к кому жила любовь в сердце Юшки?
МИНУТА РЕЛАКСАЦИИ.
Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх, потянитесь к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись?  Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром
Кто олицетворяет собой зло в рассказе? – Весёлый прохожий.
- За что «весёлый прохожий» убивает Юшку? («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»).
- Был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом? Для этого обратимся к тем, кто выполнял индивидуальные задания.
Словарная работа:
Выясним лексическое значение слов: юрод и блаженный. Зачитайте толкование этих слов.
Юрод – блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания
Блаженный:1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.3.То же, что святой
Так был ли прав взрослый человек, называя Юшку юродом?
Да, прав. У Юшки, как и у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто над ним издевался. Он так же отказывал себе в еде и одежде …
IV. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
Эвристическая беседа:
Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь.
- Как стали жить люди без Юшки?
«Без Юшки жить людям стало хуже». Почему?
(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательность»).
Таким образом, Зло, сталкиваясь с Добром, «гасилось» им.
- Я просила вас найти значение имени главного героя. Что означает слово «юшка»?
Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью.
Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
- Что же получается? Зачем жил этот человек? Зачем мучился?
- Выходит, что зло победило?
ЗЛО ? ДОБРО
Ставим знак вопроса между табличками
Или прикрепляем весы, на чашах которых «добро» и «зло».
Как вы расположите чаши весов? Почему?
- Ведь у Юшки была какая-то тайна. «Диалог кузнеца и дочери Юшки».
- При жизни он был Юшкой, когда стали называть его Ефимом Дмитриевичем?
- А что означают эти имена?
Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный. 
Дмитрий - восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия, благие зёрна, взращённые на плодородной почве родительской любви, приносящей плоды.
- Почему писатель называет своего героя именно так? Вывод:
Добро, к сожалению, не всегда побеждает в жизни. Но Добро, Любовь не иссякают после смерти человека. Добро прорастает и дает свои плоды. Юшка живет в докторше.
На доске подчёркиваются слова из «Евангелия от Матфея»:
«ТАК ВСЯКОЕ ДОБРО ПРИНОСИТ И ПЛОДЫ ДОБРЫЕ»
Вот, оказывается, в чем был смысл жизни для Юшки.
Жизнь Юшки – это пример служения людям.
V. ИТОГИ УРОКА.
- Заполните схему – кластер «Что значит быть человеком?»
- Нашли ли мы ответы на вопросы, которые задавали себе?
- Но что самое главное, ребята? (не только слова – главное ДЕЛА). Стремитесь делать добро.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Выполните одно из заданий на выбор по вашим силам:
Ответить устно на вопрос: «Какую бы надпись вы сделали на надгробии Юшки?»,
Составить синквейн на тему «Юшка»
«Пирамидальное письмо» (по рассказу «Юшка»).
РЕФЛЕКСИЯ
Посмотрите на экран, перед вами «Лестница успеха», давайте оценим свои силы и честно ответим, кому после сегодняшнего урока ещё нужна помощь, кому нужно повторить материал, а кто уверен в своих знаниях? Спасибо, кто сегодня на ваш взгляд достоин отличной оценки. Все согласны? А что скажут руководители групп о своих подопечных?
Спасибо.
Ну, что ж, вот наш урок и подошёл к концу. Я вас благодарю за сотрудничество и желаю!!! не разучиться!!! любить ближних, как самих себя. А главное не забывать творить добро. удачи вам, ребята.