Конспект урока по литературе на тему: «УМЕТЬ ЛЮБИТЬ ЧЕЛОВЕКА» (ПО РАССКАЗУ А. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)( 7 класс)

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
в 7 классе

ТЕМА: «Уметь любить человека»
(по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Учитель русского языка и литературы
МБОУ «КСОШ им. Х. Намсараева»
Жигмитова Дарима Жамбалдоржиевна

Тип урока – урок изучения новой темы.
Вид урока – урок –беседа, урок - беседа

Цели:
Обучающие:
продолжить знакомство с писателем А.Платоновым, с его биографией и творчеством;
осмысление содержания рассказа А. Платонова «Юшка»;
размышление о природе любви к ближнему, о добре и зле;
обучение умению анализировать текст художественного произведения;
выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;
уметь работать со словарём;
познакомить учащихся со строками из Библии.

Развивающие:
- включить ребят в творческий процесс постижения платоновской прозы ;
- развивать ассоциативное мышление.

Воспитывающие:
- Приобщать детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;
- воспитывать личность социально значимую, духовно – нравственную, умеющую сострадать;
- помочь ученику раскрепоститься, раскрыть свои индивидуальные способности, почувствовать себя личностью.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, опорные слова из текста произведения, карточки с заданиями, видеопроектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока:
Эпиграф урока «Побеждай зло добром»
из Библии


1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей! Садитесь! Надеюсь, что на уроке Вы будете активно и с интересом работать.
2.Сообщение темы и цели урока.
(Тема, цель и эпиграф урока ). Слайд № 1, 2, 3
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с великим русским писателем Андреем Платоновичем Платоновым. Попытаемся осмыслить содержание рассказа «Юшка», который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Поразмышляем о природе любви к ближнему, о добре и зле, выясним те философские проблемы, которые ставит в своём произведении автор. На экран проецируется портрет писателя - 4 слайд
3. Слово учителя.
- Перед нами фотография А. П. Платонова . Платонов – это псевдонимписателя. Кто может назвать настоящую фамилию? Климентов.
- Прослушаем краткий рассказ о А.П.Платонове.
4. Краткий экскурс в жизнь и творчество писателя (перспективное задание ученику) Слайд № 5, 6, 7, 8, 9.
«Родился в Ямской слободе на окраине Воронежа в 1899году. Довольно скудный и простой пейзаж – плетни, огороды и лопуховые пустыри да редкие рабочие гудки и перезвоны колокола «Чугунной церкви» - окружал будущего писателя с раннего детства, и именно к нему он проникся такой большой и тёплой любовью.
Отец – Платон Фирсович Климентов – был слесарем железнодорожных мастерских, мать – домохозяйка, ведь семья была большая, состояла из 12 детей, а он был старшим, поэтому и трудовая жизнь писателя тоже началась довольно рано – в 13 лет.
Работал в железнодорожных мастерских, на трубочном заводе -литейщиком, затем электромонтёром, помощником машиниста. В 1918 году учился в Воронежском политехникуме, откуда его мобилизовали в Красную Армию.
Только в 1924 году он смог окончить Воронежский политехникум. Некоторое время учился на историко-филологическом факультете университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.
Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелёгкими, но в своих многочисленных романах, пьесах, рассказах он был верен своему голосу художника, и , несмотря на сокрушительную критику, описывал жизнь, её трагические стороны так, как он видел и считал правильным.
Первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы» появляется в 1927 году.
С 1926 года работает над романом о революции «Чевенгур», который был опубликован только в 1988году, как и многие другие произведения писателя, которые увидели свет только в годы перестройки ( «Котлован», «Ювенильное море» и др.).
Умер Платонов в 1951 году, как считают, от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за горячо любимым сыном.

4. Работа по теме урока. Слайд № 11, 12
Слово учителя
- Рассказ начинается со строк « Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек »
- Скажите, пожалуйста, какое впечатление произвел на Вас рассказ «Юшка»? –
- Какие события описаны?
- Кто является главным героем рассказа?
Слушаем ответы 2-3 ребят.
Вывод учителя.
- Действительно, рассказ интересный . И не только чувством жалости к этому человеку, но и возмущением той жестокости, которое царило в этом произведении. Слово божье учит нас не мстить, а делать добро учит и любить врагов.. Эпиграфом к уроку стали строки из Библии «Побеждай зло добром». Именно эти строки относятся к этому рассказу.
5. Беседа учителя с классом по вопросам:
Слайд 13, 14
1. Ребята, давайте попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живёт рядом с ним?
- Каким видят его люди? Что знают о нём? Что думают?
(Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.)
2. Что не знают о нём люди? Каким никогда не видели?
(В стороне от людей он преображается. Мы видим его весёлым и счастливым, открытым для окружающей его природы. «Добрый человек – брат всей твари». Приводятся цитаты из текста.
Юшка свою любовь отдаёт девочке-сироте, помогает ей, отказывает себе во многом, только, чтобы она имела всё, могла учиться и жить в достатке. Вот куда он каждый раз на месяц пропадает.)
Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду.
3. Почему автор выделяет глаза Юшки?
(глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.)
6. Работа в группах
Слайд 15, 16, 17
- Почему же люди так относятся к Юшке? Хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня, Даша, народ любит!» Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав? Чтобы ответить на эти вопросы, которые открывают тайну Юшки, давайте попробуем поработать в группах.
Класс делится на три группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста.
1 группа. Встреча Юшки с детьми.
Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижается ли он на них?
(Бросают в него камни, кричат, донимают ударами. Движет детьми не злоба и не ненависть, они ждут естественной реакции от человека – злом отвечать на зло. Зло для детей – это и источник радости и веселья. Им хочется, чтобы он «отозвался им злом и развеселил их». «Они радовались тому, что с ним можно всё делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался». Он верил , что нужен им, для него любовь – это источник тяготения людей друг к другу.)
2 группа. Встреча Юшки со взрослыми. Почему они обижают его? Чем отвечает им Юшка? (Молча сносит все оскорбления. Пример из текста. Юшка следует христианской заповеди. В ответ на удар подставит свою щёку.
3 группа. Встреча Юшки с прохожим. Чем он помешал этому человеку? Почему Юшка осерчал, наверное, первый раз в жизни?
(Кто в этой жизни «годный», а кто «негодный» на существование, не этому весёлому прохожему решать, который покушается на саму жизнь. Следует цитата из текста.). Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ должно быть, первый раз в жизни.
А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
Я не равняю, сказал Юшка, а по надобности мы все равны...
Ты мне не мудруй! закричал прохожий. Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
Отдохни, сказал прохожий и ушел домой пить чай.
7. Работа с иллюстрацией к данному эпизоду. Слайд проецируется на экран. Слайд 18
8. Что принесла смерть Юшки людям?  Стало ли лучше жить людям без него? Докажите текстом. Слайд 19
Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.
- Можем ли мы тоже сказать: «Прости, нас, Юшка?» Случалось ли вам просить прощения у кого- либо.? Слайд 20
9. - Почему Ефим Дмитриевич называл себя Юшкой?  Что значит его имя?
Слайд 21
Ефим – «благочестивый», «благодушный»
Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зёрна , взращённые на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды
ЮШКА- кровь, животворящая жидкость, то без чего человеку жить нельзя. 
10. - Каждый человек на земле должен после себя оставить добрый след. Так и Юшка поступил, который оставил после себя человека, сеявшего добро на земле. Что оставил после себя Юшка? (Зачитать последний абзац рассказа)
(Врача называют дочерью доброго Юшки, она помогает людям, утоляет чужое страдание и горе).
Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.
Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...
С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.)

Вывод. Добро и любовь, по Платонову, не уходят, не иссякают из мира со смертью человека. Добро прорастает и даёт свои плоды.
11. Какие чувства вызывает у вас рассказ? Так нужно ли жить  как Юшка?
- Рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), которым недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, сочувствие, милосердие.
12. Работа со словарём. Значение слов: сострадание, сочувствие, милосердие. Запись в тетрадь (слайд № 22 )
13. Как вы думаете, в чём был смысл жизни Юшки? В самоотречении, самопожертвовании, в любви к ближнему.
Слайд № 23
- Действительно, любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Отсутствие любви, сочувствия, сострадания может оказаться губительно.
Слово учителя
Таким образом, слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов. Юшка и был таким человеком, поэтому он нравственный человек - это добрый, трудолюбивый, честный человек. Быть нравственным человеком очень трудно, потому что надо уметь понимать других. Но на примере Юшки мы видим, что он маленький, неказистый, одинокий, работает, любит людей, помогает девочке. Он слепец со зрячим сердцем. Страдает от жестокости людей, но сеет зёрна добра. 
И каждый человек должен уметь любить человека, быть великодушным и милосердным, постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-то.
Мы заканчиваем наш урок словами из строк Библии «Побеждай зло добром».   
Итоги урока.
Домашнее задание.
1.Письменно ответить на вопрос: «Какого человека я считаю нравственным ?»
2. Подготовиться к тестированию по рассказу «Юшка» А.П. Платонова








13PAGE 15


13PAGE 14815










15