Сценарий совместной встречи детей и родителей 2 класса Тема: Моя семья – моя радость.

Сценарий совместной встречи детей и родителей 2 класса
Тема: Моя семья – моя радость.

Аннотация. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности младшего школьника. Предлагаемый сценарий родительского собрания в начальных классах, можно приурочить к празднованию Дня Матери, Дню семьи. Данная разработка призвана помочь классному руководителю младших школьников ближе познакомиться с семьями обучающихся. Форма проведения: встреча за «круглым столом». Упражнения, игры, слайдшоу, интересные задания способствуют созданию атмосферы доверия, взаимопонимания. Подготовленные для домашнего использования памятки родителям, направлены на повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания.
Участники: учащиеся второго класса и их родители.
Задачи:
1. выявить, на чем основываются взаимоотношения в семье между детьми и взрослыми (анкетирование);
2. развивать умения самооценки и самоконтроля поведения, поступков детей и взрослых;
3. формировать коммуникативные навыки (навыки общения).
Подготовительная работа: подобрать необходимую информацию, создать слайдшоу про третьеклассников «Школьная страна», приготовить музыкальную физпаузу на компьютере, провести анкетирование учащихся; дети пишут сочинение и рисуют рисунки на тему: «Моя семья»; учат стихи о семье, маме; подготовить классную комнату: расставить парты так, чтобы получился полукруг, подготовить памятки родителям и детям
Оборудование: разноцветные самолетики, мягкая игрушка – сердечко, клубок вязальных ниток, 5 платков, конвертики с разрезанными пословицами, карточки или ромашка с вопросами для детей и родителей, компьютер, мультимедийный проектор, экран, выставка детских рисунков, красочные памятки для родителей и детей, самодельные сувениры для родителей (детские аппликации, поделки)
Ход встречи
Уважаемые родители!
Сегодня у нас совместная встреча вас и ваших детей.
Задачи этой встречи: лучше узнать друг друга, развивать умение самооценки и самоконтроля своего поведения, учиться понимать друг друга. Наверное, не случайно крылатой фразой фильма «Доживем до понедельника» стала фраза: «Счастье – когда тебя понимают».
Тема нашей встречи: «7 Я – моя радость» (написана на доске).
- Как вы думаете, почему слово семья состоит из семи «я»: 7 Я? (ответы учащихся)
- Да, настоящая семья, это не семья из трех человек, как принято сегодня. Настоящая идеальная семья, считалось раньше, это: бабушка, дедушка, мама, папа и трое детей. В таком случае рождаемость детей в стране падать не будет.
- Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья.
2. Анализ анкеты «Я и моя семья».
Вопросы анкеты:
1. Кто глава вашей семьи?
2. чем ты огорчаешь родителей?
3. чем ты их радуешь?
4. Как тебя наказывают родители?
5. Просишь ли ты прощения?
6. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
7. Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?
8. Какие у тебя отрицательные черты характера?
9. Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?
10. Что хотел бы ты изменить в своей семье?
- Готовясь к сегодняшней встрече, мы провели анкету, которая показывает, что большинство из вас, ребята, счастливы в своих семьях, что родители у вас добрые и справедливые, некоторые стараются делать все как мама или папа, а свои тайны и секреты доверяют 12 человек мамам, 5 – папам, 4 – братьям, 3 – сестрам, бабушкам, 1 – всей семье. И один на вопрос: «Можешь ли ты доверять свои тайны семье? Кому?» ответил: маме, но не папе; а другой - не доверю.
Вы откровенно называете свои отрицательные черты характера: лень, грубость, много кричу, упрямый, много балуюсь, психую, обидчивый. Один ответил: никаких отрицательных черт характера у меня нет.
Вы часто огорчаете своих родителей плохими оценками, поведением, непослушанием. Хорошо, что осознаете свои ошибки и просите прощения. И хорошо, что вы не только огорчаете родителей, но и умеете их радовать: хорошими оценками, приборкой в доме, подарками и сюрпризами, своей помощью.
Приятно читать: «У нас в семье все хорошо, пусть так и остается», «Я люблю свою семью».
Но, к сожалению, есть и другие мнения: меня часто наказывают, ставят в угол (3), не разговаривают целый день, не отпускают гулять (4), орут на меня сильно, заставляют читать целый час, не выпускают из комнаты, мне многое нельзя (4).
И, как итог, хотят, чтобы родители не ругались, не ссорились между собой и не обижали друг друга, уделяли детям больше времени, чтобы родные стали добрее и чтобы ни на кого не кричали!
Конечно, после таких признаний, есть над чем задуматься в первую очередь родителям.
3. И сейчас я предлагаю небольшое упражнение «Нельзя».
Один из участников – ребенок – сидит на стуле в центре круга.
- Воспитывая своего ребенка, мы часто говорим ему: «Нельзя трогать!» (ведущий завязывает ребенку руки), переживая за него: «Нельзя туда ходить!» (завязывает ноги), «Не слушай, это не для твоих ушей!» (завязывает уши), «Не смотри, это нельзя смотреть!» (завязывает глаза), а иногда, когда устаем говорим: «Помолчи!» (завязывает рот). (пять шарфиков)
«Обвязанного» спрашивают:
- Что ты сейчас чувствуешь? Тебе комфортно, удобно? (ребенок отвечает)
- А вот теперь, уважаемые родители, попробуйте понять, осознать и сопережить весь негатив ваших родительских запретов. Если ребенку все нельзя, то чем же ему заняться?
СЛАЙДШОУ про третьеклассников «Школьная страна»
4. Сочинения учащихся «Моя семья».
На одном из уроков домашним заданием было написать сочинение о своей семье. Давайте послушаем несколько из них.
(прослушивается 3 – 4 лучших сочинения)
5. Приятно слышать добрые слова наших ребят. И чтобы подвести итог этой рубрике, предлагаю поиграть в игру «Клубочек». Эта игра направлена на рефлексию родительских чувств по отношению к ребенку. Родителям надо произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу.
6. Поэтическая страничка.
Много стихов написано о родителях, о семье, но особенно о маме. Давайте послушаем несколько стихотворений, выученных нашими детьми.
(выходят ребята)
Сделать на свете многое можем –
В глубинах морских
И космических тоже:
К тундре придем
И к пустыням горячим,
Даже погоду переиначим!
Дел и дорог
Будет в жизни немало
Спросим себя:
Ну, а где их начало?
Вот он, ответ наш,
Правильный самый:
Все, чем живем,
Начинается
С мамы!


Мама! Милая мама!
Гладит волосы теплый ветер.
Я люблю тебя, мама,
Больше всех, больше всех на свете.
Хочешь, мама, я в поле пойду,
Полевых там цветов нарву?
Хочешь, мама, я стану такой,
Чтоб гордиться могла ты мной,
Как горжусь я сейчас тобой!

Дорогие наши мамы,
Мы и сами признаем,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведем.
Мы вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем.
Мы вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести!

Мама! Мама! С именем этим
Я бы хотел подняться в ракете
Выше самых высоких туч.
Взял бы цветов миллиард букетов
И разбросал бы их над планетой.
Мамы получат их, улыбнутся –
И сразу повсюду наступит лето!
- Как приятно слушать ребят, в стихотворных строчках звучит такая любовь к родным мамам. Замечательно, когда нет проблем!
7. Пословицы. Но.. в воспитательном обиходе многих народов бытует огромное количество пословиц, касающихся проблем семьи и взаимопонимания с родителями. Предлагаю составить из слов пословицы, прочитать их и вдуматься в них.
(разрезанные пословицы на отдельные слова, в конверте)
Лучше матери друга не сыщешь (русская).
Сердце матери лучше солнца греет (марийская)
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце (украинская).
Отец сына на худо не учит (русская).
Родители детям плохо не скажут (мордовская).
Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду (калмыцкая).
Что есть в сыне лучшего – от родителей (армянская).
Обидишь отца-мать – счастья не найдешь (белорусская).
Береги отца и мать – других не сыщешь (русская).
8. Экзамен для детей. Теперь мы послушаем и узнаем, а как дети наши внимательны к своим родителям.
Каждый учащийся берет билет –карточку с вопросом (или отрывает с вопросом лепесточек ромашки) и отвечает без подготовки.
1. Назови дни рождения мамы и папы?
2. Сколько лет бабушке и дедушке?
3. Любимая песня мамы.
4. Любимый цвет одежды мамы?
5. Назови лучшие черты характера папы.
6. У тебя 10 тысяч рублей. Что ты купишь?
7. Ты увидел в магазине желанную вещь. Как ты поступишь?
8. Маме надо сделать подарок к 8 марта, но у тебя нет денег. Чем ты ее порадуешь?
9. Брату (сестре) купили новую вещь, а тебе - нет. Как ты на это отреагируешь?
10. Если бы ты был волшебником, что сделал бы ты для семьи?
11. Что для тебя главное в семье?
12. Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?
13. Жалеешь ли ты своих родителей? Как?
14. Какая семья будет у тебя? Помечтай вслух.
15. Ты получил (а) двойку. Скажешь об этом родителям? Как?
16. Во сколько встает и во сколько ложится спать твоя мама?
Музыкальная ФИЗПАУЗА
9. Экзамен для родителей. У вас, дорогие родители, экзамены с вашими детьми каждый день, каждый час, все годы расскажите, как вы решаете те или иные жизненные проблемы. Я вам предлагаю карточки с ситуациями и прошу вас ответить на них.
1. Вы заняты домашними делами, а ваш сын (дочь) просят уделить внимание. Как вы обычно поступаете?
2. Вы устали или плохо себя чувствуете, а к вашему сыну (дочери) пришли друзья. Что вы скажете?
3. Ваша дочь (сын) хотят узнать о вашей первой любви. Станете ли вы рассказывать?
4. Вы заметили, что ваш ребенок курит. Что вы будете делать? Приходилось ли вам сталкиваться с этим в жизни?
5. Вам не нравятся друзья вашего ребенка. Будете ли вы влиять на эту дружбу?
6. Вы заметили, что ребенок врет. Что будете делать?
7. Ваш ребенок плохо отзывается об учителях. Как вы поступаете в таких случаях?
8. Вы узнали, что ваш ребенок совершил плохой поступок. Ваша реакция и действия.
8. Вы хотите быть не только родителем, но и другом вашего ребенка. Что для этого нужно?
9. Вас вызывают в школу, о чем вы узнаете из дневника вашего ребенка. Ваша реакция.
10. У вас плохое настроение – отражается ли это на ваших детях?
11. Часто ли ваш ребенок требует что-то купить? Посильны ли его просьбы для бюджета семьи?
12. Знает ли ваш ребенок, как вы распределяете ваш семейный бюджет?
13. Даете ли вы своему ребенку деньги на его личные расходы? Знаете ли, на что конкретно он их тратит?
14. Как часто вы смотрите в дневник своего ребенка? А в тетради?
15. Разрешаете ли вы своему ребенку гулять поздно вечером? До которого часа разрешаете вечером быть вне дома?
ИГРА «Узнай своего ребенка».
Родителям по очереди завязывают глаза. Дети встают в круг и протягивают перед собой руки. Мамы должны угадать своего ребенка по ладошкам.
10. Подведение итогов. Вы все успешно сдали сегодня экзамены. Как хотелось, чтобы в жизни каждого из вас было как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.
Ресурсный круг. Передавая «сердечко» - мягкую игрушку, предлагаю вам, родители, сказать, за что вы хотите поблагодарить своего ребенка, а дети скажут, за что они хотят поблагодарить своих родителей.
Спасибо вам, ребята, за ваши искренние ответы на вопросы анкеты, за ваши теплые слова и душевные стихи.
Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы, отложив все свои домашние дела, а некоторые, отпросившись с работы, пришли сюда вместе со своими детьми.
Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы немножко по-другому взглянете друг на друга, и буду рада, если у кого-то что-то изменится в лучшую сторону. Любите и понимайте друг друга.
Родителям и детям вручаются памятки-пожелания.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
И помните слова поэтессы Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Как можно больше времени проводите вместе со всей семьей, обсуждайте прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.
Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать!» - этим вы ничего не добьетесь.
Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
Будьте примером для вашего ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребенок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал семью и тепло своего родного дома.
Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: « Наиболее полное воспитание, как известно, школьно-семейное».
- РЕФЛЕКСИЯ. Если вам понравилась наша встреча, если она заставила вас задуматься, предлагаю взять в руки разноцветные самолетики. Детям - желтые, родителям – красные. Отправим самолетики в полет, обменяемся хорошим настроением от нашей встречи.
Всем спасибо!

Литература:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: ВАКО, 2003.
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Дик Н.Ф. Школа полного дня: новое содержание обучения и воспитания в 1 – 2 классах. Ростов н/Д.: Феникс, 2008

15