Занятие по программе Школа родительской любви


Ход тренинга
Упражнение 1. Знакомство.
Цель: сближение участников группы
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он его любит, какой у него характер.  Дети подтверждают или опровергают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.
Упражнение 2
Цель: снятие эмоционального напряжения; познание себя и других через метод символического выражения.
Все участники получают лист бумаги и цветные карандаши. Каждый участник пишет свое имя и рисует рисунок, на котором изображает себя в символах. По окончании работы каждый называет свое имя и расшифровывает свой рисунок.
Упражнение 3.
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
Представим себе, что мы –атомы. Атомы выглядят так : согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три – атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями.
Упражнение 4 (музыка)
Упражнение “Яйцо”Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия. Мама играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Ребенок садится на ковер, поджимает колени к груди и обхватывает их, голова прижата к коленям. Мама садится сзади, обхватывает ребенка руками и ногами. Звучит релаксационная музыка. Ведущий. Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.
Упражнение 5.
Арт-техника “Совместный рисунок”Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре. Паре предлагается нарисовать совместный рисунок на любую тему, например: “Наш дом”, “Семья”, “Праздник”, “Орнамент”, что угодно, возможно спонтанное произвольное рисование.Презентация рисунков:— Как называется рисунок?— Кто был инициатором идеи?— Кто что рисовал?— Удобно ли было рисовать вдвоем? — Какие чувства испытывали?— Что на рисунке главное?
Упражнение 6. Зеркало
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, формирование умения взаимодействия, умения подчиняться требованиям другого, развитие навыков контроля, преодоление неуверенности, снятие эмоционального напряжения.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь, таким образом, на пары. Один участник – водящий, другой- “зеркало”. Водящий смотрится в зеркало, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, а затем и напарниками.
Упражнение 7.
Закончи предложение:
Я люблю когда моя мама…
Я люблю в своем ребенке…
Упражнение 8.
Поменяться ролями.
Я предлагаю вам сейчас поменяться ролями, родители станут детьми, а дети – родителями.
На карточках написаны ситуации, вы достаете карточку и продумываете свое поведение, далее нам его демонстрируете.
Ребенок не убрал свою комнату
Ребенок отказывается идти в школу «без причины»
Родителю позвонил классный руководитель по поводу плохого поведения ребенка в школе
Ребенок восхищенно рассказывает о своем каком-либо достижении
Ребенок пришел расстроенный от своих друзей
Ребенок просит купить собаку
Ребенок хочет пригласить в пятницу вечером большую компанию друзей в гости
Ребенок жалуется что его обижают в школе
Упражнение 9. Арт-техника “Маска” Цель: развитие интереса друг к другу. Дети и родители отдельно в разных группах рисуют маски-портреты друг друга. Затем идет презентация и обмен масками.— Для кого маска?— Что хотелось передать в этой маске?— Что получилось? Что не получилось?
Упражнение 10. Волшебный стул
Цель: Формирование установки на позитивное будущее, развитие самосознания.
Этот стул не простой, он волшебный. Желание, которое загадаешь, сидя на нем, непременно сбудется. Каждый по очереди садится на стул и рассказывает о своем желании.
Упражнение 11. Маленькая птичка (музыка)
Цель: развитие чувства эмпатии, релаксация. Звучит релаксационная музыка. Ведущий. Положите руки на колени, соединив ладони вместе. Закройте глаза. Представьте, что вы держите в ладонях маленького пушистого зверька или птичку (коснуться рук каждого участника перышком). Он такой крохотный, что легко помещается у вас в ладонях… Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если кому-то хочется погладить своего зверька или птичку, сделайте это осторожно, легким движением… Мысленно успокойте зверька. Возможно, он испугался коршуна… Скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, спокойным, медленным. Он в безопасности… Улыбнитесь ему еще раз и тихонько положите на теплое одеяльце… Теперь можете открыть глаза. 
Обсуждение.
Упражнение 12. Рефлексия.
Вырезать ладошки из бумаги, сделать совместное дерево. На ладошках написать пожелания.