Родительский лекторий по теме : Воспитание сознательной дисциплины (начальная школа)

Тема: ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:
рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;
дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;
познакомить родителей с методами воспитания у младших школьников сознательной дисциплины.
Оформление, оборудование и инвентарь:
выставка книг и журналов для родителей;
памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»;
3) запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании:
Один добрый пример лучше ста слов.
Хорошему надо учиться три года, а дурному - одного часа достаточно.
Понуканье - не воспитанье.
Воспитывай лаской, а не тоской.
Ход собрания
I. Организационная часть.
Родители занимают рабочие места в классной аудитории за тремя столами, в результате образуются три рабочие микрогруппы участников собрания.
II. Вступительное слово классного руководителя.
На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими. Что такое «сознательная дисциплина», с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.
III. Задание для родителей «Продолжите фразу».
Родительским группам предлагается продолжить следующую, фразу: «Дисциплинированный ребенок - это...» (время для выполнения задания -3 минуты).
По окончании обсуждения поставленной проблемы представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу, а классный руководитель обобщает мнения участников собрания.
Классный руководитель:
Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера.
(Слайд 3) В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина - обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный - это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
(Слайд 4) Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина - это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации».
(Слайд 5) На мой взгляд, также интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина - это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».
(Слайд 6) На мой взгляд, дисциплина формируется при наличии следующих составляющих компонентов: внешних - любовь близких, поощрения и наказания, просьбы устные и письменные); внутренних - волевое поведение (Воля  это сознательное регулирование человеком своего поведения и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция.), осознанность своих поступков и действий.
(Слайд 7) Любовь близких
Обеспечение возможности учиться.
Родители обеспечивают ребёнку возможность учиться
Эмоциональная уравновешенность , умение слушать и понимать ребёнка.
Обладая умением слушать, слышать и понимать ребёнка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына и дочери, для формирования у ребёнка доброго и заботливого отношения к людям.
Пример взрослых.
Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители вольно или невольно воспитывают его прежде всего своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом. Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя.
Родительский пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
Обучение, просвещение
Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения на улице, дома, в общественных местах и т.д.
Жизненный опыт
Имея свой жизненный опыт, родители организуют просветительную работу с детьми для того,  чтобы сын или дочь имели отчётливые представления, что такое хорошо и что такое плохо.
Моделирование ситуации
Часто родители, предъявляя требования ребенку, на его вопрос «Почему это надо делать?» говорят: «Не рассуждай!», «Так надо!», «Не твоего ума дело!» - и тем самым лишают его возможности активно включиться в процесс саморазвития. Разговаривайте с ребёнком, отвечайте на его вопросы, обьясняйте и растолковывайте.
В воспитании, пожалуй, самое трудное - понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга - одна из основных. И недаром большинство детей на вопрос исследователей «Что такое счастье?» ответили: «Это когда тебя понимают!».
Понять человека это и значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого - это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».
При помощи родителей моделируются  ситуации поведения детей в различных местах.
Инструкции словесные и письменные.
(Слайд 8) Также хотелось бы сказать, что мы, взрослые (родитель или учитель) также часто обращаемся к детям выполнить какую то нашу просьбу ( требование). И чтобы ребёнок выполнил ту или иную просьбу , необходимо, в первую очередь, правильно попросить ребёнка. Какие это правила?
Чтобы ребенок выполнил вашу просьбу, соблюдайте следующие правила:
Обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон.
Старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы.
Обращаясь с просьбой, давайте  ребёнку инструкции её выполнения.
Не просите ребёнка выполнить то, что ему сделать не по силам. Сначала научите.
Не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.
( Слайд 9) Наказание и поощрение.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения норм нравственности. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил.
Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, чем больше родители используют авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это всё оказывает влияние на поведение их детей.
Нередко случается, что сложно определить необходимое наказание и его меру, так как наказание должно всегда соответствовать совершённому проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если вы, родители, уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:
Вы можете ошибаться.
Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
(Слайд 10) Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
«Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном.
Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие положительные оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство.
В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.
Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок и многое другое, что позволяет нам родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка.

Это мы рассмотрели внешние факторы, влияющие на формирование сознательной дисциплины. Рассмотрим внутренние факторы.
(Слайд 11) Волевое поведение - сознательное регулирование своего поведения и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля , как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция.
Волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. “Так не хочется сегодня рано вставать, идти на работу, но я ведь решил зарабатывать деньги и я буду все это делать”, рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий воли. Подготовиться к контрольной работе, выполнить сложное задание, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или сформировать в себе желаемое качество это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности. (Слайды 12, 13)
Проявление дисциплины в школе (Слайд 14)
Правила школьной жизни (Слайд 15)
Заключение и вывод (Слайд 16, 17)
15