Программа внеурочной деятельности Юный эколог (6 класс)


«Юный эколог»
Пояснительная записка.
Настоящая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», «примерной программы основного общего образования», а также «программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Актуальность
Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что дает возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально именно сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем например виртуальный. Кроме того, внеурочная деятельность дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, и как следствие формирование гражданской идентичности.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т.е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысить уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.
Цель программы:
Формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в селе.
Задачи:
Овладение обучающимися основными экологическими понятиями;
Развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
Знакомство обучающихся с навыками научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
Создание условий для развития личности, способностей, удовлетворение познавательных интересов, самореализация обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ценностных ориентаций;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Формы организации программы:
Акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.Место учебного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность «Юный эколог» отводится
35 часов.
Формы контроля:
анализ, анкетирование, выставка, собеседование, защита проектов.
Включение обучающихся 6 класса во внеурочную деятельность «Юный эколог» направлено на достижение следующих результатов:
В направлении личностного развития:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
Овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
В метапредметном направлении:
Формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
Освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;Овладение ИКТ-компетенциями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3.В предметном направлении:
В познавательной сфере:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих видах растений родного края;
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии в практической деятельности человека; место и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человека
знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
формирование навыков ухода за комнатными растениями.
В сфере физической деятельности:
Освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
В этической сфере
Овладение умением оценивать с этической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание учебного курса.
1.Введение-3 часа.
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Методика работы с определителями растений.
Практическая часть. Работа со справочной литературой. Работа с определителем. Написание рефератов по результатам экскурсии.
Экскурсия на луг. Работа с определителями флоры.
2.Экологические факторы и среды жизни организмов -10 часов.
Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растений индикаторы. Среды жизни организмов : водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы как среда обитания.
Практическая часть. Работа с определителями растений «выделение экологических групп растений по отношению к освещению». Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с атласами , зоогеографическими картами. Знакомство с растениями индикаторами.
Исследовательская работа. Влияние освещенности на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсия в лесополосу. Растений индикаторы
3. Редкие и исчезающие виды флоры Курской области -10 часов
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест обитания. Красная книга. Виды растений Курской области, занесенные в красную книгу. Реликты и эндемики флоры Курской области.
Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными , редкими и исчезающими растениями края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Курской области. Составление карты ареалов редких видов растений.
Исследовательская работа «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны курской области».
Особо охраняемые территории родного края -6 часов.
Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедник Курской области.
Практическая часть. Работа с зоогеографической картой заповедника. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.
Гербарий растительности-6 часов.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. Составление наказа «Правила поведения в природе»
Экскурсия на луг.
Тематическое планирование программы «Юный эколог»
№п/п Тема Всего
часов Характеристика деятельности об-ся1 Введение
3 Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорных схем, практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата
2 Экологические факторы и среды жизни организмов. 10 Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», работа с атласом, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками. Решение экологических задач.
3 Редкие и исчезающие виды флоры и фауны курской области. 10 Работа с дополнительной литературой, просмотр презентации, видеофрагмента, обсуждение после просмотра, написание эссе. КТД, работа в группах, творческий отчет. Исследовательская работа. Творческий отчет.
4 Особо охраняемые территории родного края. 6 Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорных схем. Работа с зоогеографической картой, составление творческого отсчета.
5 Гербарий растительности 6 Изготовление папки для гербария. Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербариев растений. Составление творческих отчетов.
ИТОГО 35 Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса дети научатся:
Составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
Работать с различными источниками информации;
Выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
Оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы;
Получать информацию из различных источников;
Определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
Анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с изображением их на рисунке и определять их;
Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
Находить информацию о растениях в научной литературе, биологических справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.
Характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения, соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
Ученик получит возможность научиться:
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
Выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе;
Находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, поступках по отношению к живой природе.
Учебно- тематическое планирование
№ Тема занятия Основное содержание Планируемые результаты
1.ВВЕДЕНИЕ - 3 часа 1 Предмет экологии. Структура экологии Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практическая работа «Работа со справочной литературой Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении.
Личностные: мотивация учения.
Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью. Давать определения понятиям. Умение организовывать свою деятельность для выполнения задания. Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы.
2-3 Методика работы с определителем растений. Понятие об определителе растений, методика работы с ним.
Экскурсия на луг.
Практическая работа «Работа с определителем растений» 2. Экологические факторы и среды жизни организмов. (10 часов)
4-5 Экологические факторы. Экологические факторы: биотические, абиотические, антропогенные. Свет, вода, температура как абиотические факторы, их влияние на жизнь растений.
Исследовательская работа. «Влияние освещенности на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений» Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью. Давать определения понятиям. Умение организовывать свою деятельность для выполнения задания. Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы. Умение планировать этапы работы, определять ее цель. Применение полученных знаний в практической деятельности.
Личностные
Определение основ гражданской идентичности
6-7 Биологические ритмы Биологические ритмы.
Практическая работа « Составление индивидуальных биологических ритмов» 8-9 Растений индикаторы. Экскурсия В лесополосу. Наблюдение за растениями –индикаторами. Жизненные формы растений. Понятие растения индикаторы, их виды. Наблюдение за растениями-индикаторами. Жизненные формы растений. 10-11 Среды жизни организмов. Среды жизни организмов : водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы как среда обитания.
Практическая работа. «Работа с атласами, зоогеографическими картами» 12-13 Работа с определителями растений «Выявление экологических групп растений по отношению к освещенности» Практическая работа «Выявление экологических групп растений по отношению к освещенности»
Исследовательская работа. Влияние освещенности на биологическое состояние комнатных растений 3.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области. (10 часов)
14-15 Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест обитания
Понятие о редких и исчезающих видах с позиции экологии, факторы, влияющие на вымирание видов растений. Роль человека и его жизнедеятельности на жизнь растений в природных условиях. Познавательные
Поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, моделирование.
Личностные
Уметь находить ответ
МетапредметныеУмение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи. Умение применять полученные знания на практике. Умение работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение работать в группах.
Умение работать по инструктивным карточкам, выполнять задания по алгоритму.
Умение воспринимать устную форму информации
16-17 Красная книга. Виды растений Курской области, занесенные в красную книгу. Реликты и эндемики флоры Курской области. Красная книга. Виды растений Курской области, занесенные в красную книгу Курской области, законодательство и охрана растений. 18-19 Реликты и эндемики флоры Курской области. Знакомство с эндемичными, реликтовыми, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. 20-21 Составление карты ареалов редких видов растений Практическая работа «Составление карты ареалов редких видов растений» 22-23 Охрана растений родного края. Исследовательская работа «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области.
4. Охраняемые территории родного края (6 часов)
24-25 Охраняемые территории, причины их организации и значение Заповедники, заказники и другие виды охраняемых территорий, причины их организации, значение для сохранения редких и исчезающих видов растений. Классификация заповедников. Личностные:
Формирование гражданской идентичности.
Регулятивные:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Метапредметные;
Умение выполнять задания по алгоритму, умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работе, умение работать в малых группах, умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации
26-27 Заповедник Курской области. Центрально-Черноземный государственный заповедник имени профессора В.В. Алехина. Практическая работа «Работа с зоогеографической картой заповедника» 28-29 Просмотр видеофильма, работа со справочной литературой. Просмотр видеофильма «Центрально-Черноземный государственный заповедник имени профессора В.В. Алехина. 5. Гербарий растительности (6 ч)
30-31 Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора растений. Метапредметные:
Уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую (П), Умение выполнять задания по алгоритму, умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работе, умение работать в малых группах, умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации
32-33 Работа с определителями видового состава флоры луга. Экскурсия на луг, работа с определителями растений.
Практическая работа «Изготовление гербариев» 34-35 Это должен знать каждый. Правила поведения в природе Список литературы
1.Балабанова В.В. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. –Волгоград, 2006.
2. Зверев В.П. Экологические игры. - Москва: «Просвещение», 1996.
3. Зверев В.П. Практические занятия по экологии. –Москва: «Просвещение», 1996.
4. Литвинович А. С., Дегбер С.В. Пойми язык живой природы. –Воронеж, 2006.
5. Шипунова Т.Б., Пивоварова С.А. Занятия по экологии. –Москва: «Просвещение», 2005.
Шипунова И.П. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена.