Урок изучения нового материала по дисциплине Информатика на тему Возможности электронных таблиц (1 курс СПО)

Учебно-методическая карта занятия № 34
Тема: Возможности динамических (электронных) таблиц
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид занятия: урок
Цели занятия:
Образовательная: Сформировать понятия "табличный процессор" и "электронная таблица". Ознакомить студентов с основами работы в табличном процессоре Microsoft Excel; сформировать понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки, диапазон (блок ячеек), рабочий лист, книга.
Воспитательная: Способствовать воспитанию мотивов учения, сосредоточенности, внимательности, культуры речи и общения студентов, самостоятельности; воспитанию интереса к дисциплине.
Развивающая: Способствовать развитию любознательности студентов, развитию мыслительных способностей, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать.
Межпредметные связи: дисциплины «История», «Математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Внутрипредметные  связи:   Темы «Работа с электронной таблицей», «Построение диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel»
Метод обучения: информационно-развивающий (лекция, объяснение), наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдового материала), репродуктивный (выполнение практических заданий), игровой (ролевая игра), метод технологии развития критического мышления «Таблица З-Х-У (Знаю – Хочу знать – Узнал)»
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия:
Слайды с учебно-методическим материалом урока
Раздаточный материал:
Карточка на закрепление изученного материала
ТСО:
ПО «Microsoft Excel 2010»
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор и экран
Литература:
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика. – М.: Академия, 2010.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Требования к результатам усвоения учебного материала.
Студенты  должны  знать термины и понятия: "табличный процессор" и "электронная таблица"; ячейка, строка, столбец, адрес ячейки, диапазон (блок ячеек), рабочий лист, книга; назначение и возможности табличного процессора Microsoft Excel; назначение элементов окна электронной таблицы Excel.
Студенты должны уметь: запускать и завершать работу с табличным процессором Microsoft Excel; выполнять манипуляции с таблицей (перемещаться по таблице, выделять фрагменты таблицы, изменять размеры столбцов, строк, ячеек, вставлять и удалять строки и столбцы).
Содержание занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Время

1. Организационный момент

Приветствие
Контроль посещаемости
Организация внимания
Приветствие, отчет дежурного
2

2. Мотивация учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса: Как вы думаете, чем похожи игра «Морской бой», шахматы и электронные таблицы?
Мотивировать познавательную активность студентов посредством вопроса для размышления; предъявить тему и учебную цель занятия
Отвечают на вопросы, анализируют, делают вывод о теме занятия.
Проводят анализ первичных знаний по электронным таблицам, учатся правильно излагать свои мысли
3

3. Сообщение темы, плана, постановка цели

Подведение к теме урока.
Вывод темы и плана на экране с помощью мультимедийного проектора. Формулирование целей. Применение метода «Таблица З-Х-У»
Формулируют тему урока и цели, записывают тему и план в тетрадь. Заполняют таблицу «З-Х-У»
10

4. Актуализация опорных знаний

Вопросы:
Что такое таблица? Как она выглядит?
Где мы можем встретить таблицы электронного вида?
Можно ли произвести расчет в электронной таблице?
Отвечают на вопросы
2

5. Изучение и освоение нового материала

Вопросы:
Понятие электронной таблицы (определение, область применения, возможности)
Структура окна Excel. Основные элементы
Основы создания и оформления таблиц
Объяснение, беседа, демонстрация слайдов с учебным материалом. Демонстрация приемов создания и оформления таблиц в Excel
Восприятие, осмысление, запоминание сообщаемой информации. Выполнение записей в лекционных тетрадях.
40

6. Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

Первичное закрепление. Вопросы:
Что такое электронная таблица?
Назначение электронной таблицы?
Что такое рабочая книга?
Как именуются ячейки?
Какие типы данных могут храниться в ячейках?
Какая ячейка является активной?
Как ввести формулу?
Вторичное закрепление (практическое задание). Ролевая игра (работа в группах).
Делит на группы, ставит задачу, раздает материал с заданиями. Контролирует работу групп.
Отвечают на вопросы.

Делятся на группы по 3-4 человека. Распределяют между собой обязанности (руководитель, операторы). Выполняют практическое задание на ПК. Защищают выполненную работу. Осуществляют самооценку.
27

7. Сообщение домашнего задания

Составить кроссворд, используя основные элементы структуры окна Excel.
Запись дом.задания в тетрадь.
1

8. Подведение итогов занятия

Отметить работу студентов. Заполнить третий столбец таблицы. Сообщить тему следующего занятия. Рефлексия:
Что происходило сегодня на уроке при изучении темы? Что было главным? Что вы узнали? Что еще хотите узнать?
В чем выражалось ваше личное участие в ролевой игре? Что я понял(а), чему научился(лась)?
Что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение занятия?
Замечания и пожелания: а) преподавателю, б) себе, в) групповодам? г) всем нам?
Заполняют третий столбец таблицы. Отвечают на рефлексивные вопросы
5

Конспект урока № 34
Организационный момент.
Здравствуйте! Садитесь!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Улыбнитесь друг другу и пожелайте мысленно удачи.
Давайте начнем наш урок!
Мотивация учебной деятельности
Вопрос студентам:
- Часто ли нам приходится считать? ( Да. Например, в магазине; при оплате международных звонков; при оплате за электроэнергию; при подсчёте сметы на ремонт; при расчёте расхода бензина; при учёте фондовых взносов)
- У кого работа связана с расчётами? (у продавца ; у товароведа ; у бухгалтера ; у инженера ; у учёного ; у учителя)
Вместе с обучающимися делается вывод: всем необходимо средство для облегчения и упрощения расчётов.
В детстве, когда мы начинаем изучать окружающий мир, первым делом сталкиваемся с числами, учимся считать, решать самые простые задачи (у тебя было столько то конфет, ты отдал какую то часть своему другу, сколько конфет осталось?)
С возрастом сталкиваемся с более сложными задачами. Если вспомнить каждый прожитый день, то ни один из них, не прошел без математических вычислений. Например, в магазине считаем деньги, на уроках минуты до звонка, набираем номера телефонов и т. д. И все это мы вычисляем в уме.
При несложных вычислениях мы используем калькулятор, а что делать, если вычисления сложные? Для этого используют компьютер и специальную программу, называемую электронной таблицей либо табличным процессором. В пакете прикладных программ Office табличный процессор называется Microsoft Excel.
Сегодня на уроке мы рассмотрим электронные таблицы (ЭТ). Но сначала предлагаю вопрос для размышления: «Чем похожи игра «Морской бой», шахматы и электронные таблицы?» (слайд 1). Ответ на этот вопрос прошу дать в конце урока.
Сообщение темы, целей урока, плана.
Тема нашего занятия «Возможности динамических (электронных) таблиц» (слайд 2). Основной объект изучения на уроке – это электронная таблица.
Давайте поставим себе цель. Продолжите мою мысль:
- Познакомившись с электронными таблицами, я буду знать (что это такое, что отличает электронные таблицы от других таблиц, в чём их особенность)
- Работая с электронными таблицами, я буду уметь (вносить текст и числовые данные в таблицу, работать с информацией, работать с формулами).
Запишите вопросы: (слайд 3)
Понятие электронной таблицы (определение, область применения, возможности)
Структура окна Excel. Основные элементы
Оформление таблиц
Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте мы с вами немного
·поразмышляем. А для этого я предлагаю заполнить вот такую таблицу. Исходя из названия темы сегодняшнего занятия, запишите в первый и второй столбцы то, что вы уже знаете и хотели бы узнать. К третьему столбцу вернемся в конце урока, подводя итоги.

Знаю
Хочу знать
Узнал





Ещё хочу узнать



Таблица ЗХУ
ЗХУ – это первые буквы названий трёх граф таблицы: знаю, хочу узнать, узнал (-а). На стадии вызова заполняются две первые графы самостоятельно. Работа осуществляется в два или три этапа. Вначале ребята работают индивидуально – каждый в своей тетради. Затем обсуждают то, что получилось, в парах или группах. И для всей группы озвучивают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Если группа небольшая, то второй этап можно и пропустить.
Третья графа заполняется при подведении итогов работы. Таблицу можно дополнить и ещё одним элементом, озаглавив его буквой «Е»: ещё хочу узнать. Процесс познания бесконечен. Чем больше мы узнаём, тем лучше понимаем, сколько ещё непознанного вокруг. Некоторые из этих вопросов помогут сформулировать цели деятельности на других уроках. Кое-что, далеко выходящее за рамки учебной программы, может стать темой исследовательского проекта.
Актуализация опорных знаний
Вопросы:
Что такое таблица? Как она выглядит?
Где мы можем встретить таблицы электронного вида?
Можно ли произвести расчет в электронной таблице?
Изучение и освоение нового материала.
Вопрос 1.
Как вы думаете, почему возникла идея создание электронной таблицы? Почему не воспользовались встроенной таблицей текстового редактора? (ЭТ является удобным познавательным инструментом для представления, отображения и вычисления количественной информации).
«Немного из истории» (слайд 4)
Первый табличный процессор создали в 1979 году студент Гарвардского университета (США) Дэн Бриклин и его товарищ, программист Боб Френкстон. Он был разработан для компьютера Apple II и получил название VisiCalc (англ. Visible Calculator – наглядный калькулятор). Программа обеспечивала возможность работать с одной таблицей, которая содержала 254 строки и 63 столбца, а также строить несложные диаграммы.
После VisiCalc появились аналогичные программы от других разработчиков и для других моделей компьютеров, такие как SuperCalc, Lotus 1-2-3, Multiplan и др. Впоследствии табличные процессоры начали включать в интегрированные пакеты прикладных программ, таких как Framework, Works и др.
Первая версия табличного процессора Excel появилась в 1985 году. Эта программа была создана для компьютера Apple и ее авторами были американские программисты Дуг Кландер и Филипп Флоренце.
«Область применения и основное назначение ЭТ» (слайд 5)
ЭТ используются в различных областях:
инженерно-технические расчеты;
статистическая обработка больших массивов информации;
бухгалтерский и банковский учет и др.
Основное назначение:
ввод и редактирование данных;
форматирование таблиц;
автоматизация вычислений;
педставление результатов в виде диаграмм;
моделирование, когда исследуется влияние одних параметров на другие и др.
«Электронная таблица» (слайд 6)
Для начало определим, что такое электронная таблица?
Электронная таблица – это интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, ячейки которой могут содержать числа, строки или формулы, задающие зависимость значения ячейки от других ячеек.
Электронные таблицы (табличные процессоры) прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме.
Вопрос 2.
«Структура окна Excel» (слайд 7)
Рассмотрим основные элементы окна прикладной среды MS Excel.
«Основные элементы» (слайд 8-10)
Таблица представляет собой сложный объект, состоящий их элементарных объектов: строк, столбцов, ячеек, диапазонов ячеек. Каждый объект имеет имя, которое определено разработчиками электронной таблицы.
Строка. Заголовки строки представлены в виде целых чисел, начиная с 1.
Столбец. Заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита: сначала от A до Z, далее от AA до AZ и т.д.
Ячейка. Адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находится.
Диапазон ячеек – это группа смежных ячеек.
«Основные типы данных» (слайд 11)
Текстовые данные представляют собой некоторый набор символов. Если первый из них является буквой, кавычкой, апострофом или пробелом либо цифры чередуются с буквами, то такая запись воспринимается как текст. Действия над символьными данными производятся аналогично действиям над объектами в текстовом процессоре.
Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. (Выравниваются по правому краю ячейки). Специальный вид: дата, время, денежный.
Числовые данные представляют собой последовательность цифр, которые могут быть разделены десятичной запятой и начинаться с цифры, знака числа («+» либо «») или десятичной запятой.
Над числовыми данными в электронной таблице могут производиться различные математические операции.
«Основные типы данных» (слайд 12)
Назначение электронной таблицы в первую очередь состоит в автоматизации вычислений над данными. Для этого в ячейки таблицы вводятся формулы.
Ввод любой формулы начинается со знака равенства. Если его пропустить, то вводимая формула будет воспринята как текст.
В формулы могут включаться числовые данные, адреса объектов таблицы, а также различные функции. Формула, в которой участвуют адреса ячеек, напоминает запись уравнения в математике. Только вместо переменных уравнения фигурируют адреса ячеек.
«Ссылки на адреса ячеек» (слайд 13-16)
Адреса, которые используются в формулах, получили название ссылок. Ссылки позволяют связывать между собой любые ячейки электронной таблицы и проводить необходимую обработку табличных данных.
«Диаграмма» (слайд 17)
Диаграмма является объектом электронной таблицы, предназначена для представления данных в графической форме.
Вопрос 3.
Демонстрация приемов создания и оформления таблиц в Excel. (слайд 19)
Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)
Первичное закрепление
Вопросы: (слайд 20)
Что такое электронная таблица?
Назначение электронной таблицы?
Что такое рабочая книга?
Как именуются ячейки?
Какие типы данных могут храниться в ячейках?
Какая ячейка является активной?
Как ввести формулу?
Вторичное закрепление (практическое задание)
Ролевая игра (работа в группах). (слайд 21)
Студенты делятся на группы по 3 – 4 человека. Каждой группе будет поставлена индивидуальная задача.
Группам раздается материал с заданиями, и уточняется номер компьютера. При этом студенты распределяют между собой обязанности.
В группах выбирается старший – который руководит работой группы и должен организовать ее так, чтобы каждый участник выполнял свою задачу: один работал на компьютере с электронной таблицей (выполняет функцию оператора), второй в бумажном варианте подготавливал структуру таблицы, третий анализировал и структурировал данные расчетов.
Если работа над задачей вызывает затруднения, группы могут воспользоваться помощью преподавателя.
Ролевая игра проводится в течение 20 мин. Затем в течении 5 мин группы рассказывают о своей работе – представляют свою электронную таблицу, описывают трудности и успехи в работе, осуществляют самооценку. В заключение проводится анализ эффективности.
Подведение итогов занятия
В заключении ребятам предлагается ответить на ряд вопросов.
Преподаватель задает следующие рефлексивные вопросы:
что происходило сегодня на семинаре при изучении темы? Что было главным? Что вы узнали? Что еще хотели бы узнать?
в чем выражалось мое личное участие в семинаре? Что я понял(а), чему научился(лась)?
что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение занятия?
замечания и пожелания: а) учителю, б) себе, в) групповодам? г) всем нам?
За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу, урок окончен.
8. Домашнее Задание (слайд 22)
Составить кроссворд, используя основные элементы структуры окна Excel.










Тема: Возможности динамических (электронных) таблиц

Информатика – 1 курс пр. Соболева Н.А.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915